Метки: Эдесса ирак, эдесса греция история, эдесса на карте, эдесса на карте турции, эдесса ооо, эдесса в турции, эдесса это город.
Остатки древнего города
|
Эдесса (греч. Εδεσσα, арм. Եդեսիա, Едесия) — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа (тур. Şanlıurfa) на юго-востоке Турции. Столица Осроены, важный центр раннего христианства.
Содержание |
Некогда главный город области Осроена, Эдесса в VIII веке до н. э. была завоевана Ассирией и получила название Руху (Ruhu) (другие формы этого имени: сирийск. Urhoi, греч. Orrhoe); это имя встречается уже в клинописных надписях.
Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящён богине Атергатис. Об этом культе свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священные пруда, в которых содержались рыбы, посвящённые богине.
При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Эдесса получила своё имя в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства. Некоторые исследователи производили, однако, это имя от сирийского Haditha, то есть Новгород. Другое имя, полученное городом во время диадохов, — Kallirrhoe или Orrhoe — произошло от посвящённого богине Атергатис, а позднее Аврааму источника или источников, из которых образуется берущий здесь своё начало Скирт (Skirtos, Daisan). Может быть, оно представляет эллинизацию сирийского Urrhoi.
Абгар Укамо(В работах Ю. Веселовского (1900 г.)58 и Гарегина Левоняна (1941 г.) рассматривается 'Абгар Укамо — как армянский царь', один из преемников Тиграна и Артавазда.) — основал здесь в 137 г. (или 132) до н. э. Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. Его потомки носили почётное имя Абгар («могущественный») и вследствие парфянских войн неоднократно приходили в сношения с римлянами, в основном враждебные.
Абгар Ухомо («Чёрный») состоял, по преданию, в переписке с Иисусом Христом; по его просьбе Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ. По тому же преданию при Абгаре V апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение. Исторически принятие христианства в Осроене относится к 200 году и связано с Абгаром XI Великим.
При императоре Траяне Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года город был превращён в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла. Император Гордиан III ещё раз около 242 года восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поручил его новому Абгару, из потомков старой царской династии; но уже в 244 г. царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.
В 260 году город осаждали персы под предводительством Сапора I; император Валериан был ими разбит перед воротами города.
После распада Римской империи Эдесса отошла к Восточной Римской империи. В этот период усиливается значение этого города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей насчитывалось в городе. В ней жил Отец Церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей. Во время арианских, монофизитских и несторианских неурядиц в христианском мире Эдесса играла немаловажную роль (см. Варсис Эдесский, Евлогий Эдесский).
При императоре Юстине I (годы правления 518—527) город был разрушен землетрясением, но в скором времени возобновлён и получил новое имя — Юстинополя. Сасанид Хосров Ануширван осаждал Эдессу безуспешно.
Переход Эдессы в 641 г. под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава Эдессы. В 1031 г. византийским императорам удалось завладеть городом, но в течение того же столетия он ещё несколько раз менял своих повелителей. В 1040 г. его заняли сельджуки.
В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединён к государству Филарета Варажнуни. В 1083 году наместник Варажнуни Смбат Вхкаци объявил себя независимым правителем Эдессы, но был убит через 6 месяцев правления и город вновь вернулся под власть Варажнуни. Через три года Эдесса вновь была завоёвана Сельджукидами, однако после смерти султана Тутуша в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.
Годы правления | Имя правителя | Род (династия) | Титулы | Дополнительные сведения |
---|---|---|---|---|
1032—1032 | Георгий Маниак | протоспафарий, стратиг | Византийский наместник | |
1032—1036 | Лев Лепендрин | Византийский наместник | ||
1037—1038 | ? Апокап | Апокапы | ишхан | Византийский наместник |
1038—1038 | Варазваче Торкинян | Торкиняны | протоспафарий, стратиг | Византийский наместник |
1057—1058 | Аарон | Комитопули | магистр, дука | Сын царя Болгарии Ивана Владислава. Византийский наместник |
1059—1059 | Иоанн Дукица | катепан | Византийский наместник | |
?—1062 | Даватанос | Диаватины? | дука | Византийский наместник |
1065—1065 | ? Апокап | Апокапы | ишхан, дука | Византийский наместник |
1066—1067 | Пигонит | Византийский наместник | ||
1068—1070 | Василий Алусиан | Комитопули | дука | Внук царя Болгарии Ивана Владислава. Византийский наместник |
1071—1071 | Павел | проэдр, катепан | Византийский наместник | |
1072—1077 | Левон Даватанос | Диаватины? | Византийский наместник | |
1077—1083 | Василий Апокап | Апокапы | магистр, дука | Сын Абукара, наместник Филарета Варажнуни |
1083—1083 | Смбат Вхкаци | Вхкаци | дука | Сын архонта Баграта Вхкаци, избран Советом 12-ти ишханов, правил 6 мес. |
1083—1086 | Филарет Варажнуни | Врахамии | севаст, куропалат, дука | Прямое правление Варажнуни |
1086—1086 | Паракаманос (?) | паракимомен (?), дука | Наместник Филарета Варажнуни | |
1086—1086 | Парсам | ишхан, дука | Он же Парсама, Барсума или Варсам. Офицер армии Варажнуни | |
1086—? | Ксулук | Наместник сельджукидского султана Мелик-шаха | ||
1092—1098 | Торос | Хетумиды | куропалат, дука | Наместник султана Тутуша до 1095 года |
В 1098 году, во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел городом при содействии его жителей[1] и сделал его главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при склонном к удовольствиям графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.
Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином. Оставшиеся в живых обращены в рабство, а самый город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки (его разрушали войска Тимура в 1391 г.), туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью город стал подниматься из развалин за счет местного преимущественно нетурецкого населения. В 1894—1895 проводя политику уничтожения и геноцида этнически нетурецкого населения, в первую очередь армян, власти вырезали значительную часть жителей города[2]. От древнего города уцелели городские стены и стены вокруг цитадели.
В XIX веке группы христиан из Эдессы переселялись на территорию Российской империи. В частности, ими было основано село Эдиссия в современном Ставропольском крае, население которого, будучи армянским, довольно долго сохраняло турецкий язык.
Эдесса под именем Урфы (Urfa) в начале XX века представляла собой административный центр вилайета Урфа с населением приблизительно в 130 тысяч человек. В Эдессе насчитывалось до 75 % христиан и только 25 % мусульман, но господствующим языком был турецкий. Здесь располагались два миссионерских заведения и одна американская школа. Промышленность в Эдессе-Урфе была развита не особенно широко: вырабатывались шерстяные ткани, золотые изделия, сафьян и сафьяновые изделия. Велась торговля английскими мануфактурными товарами из Алеппо и пшеницей.
От Эдессы здесь оставались развалины старой крепости с колоссальными колоннами доримского времени (по преданию, здесь был дворец библейского Немврода) и катакомбами в скалах.
Другая достопримечательность, которую на Востоке считают местом пребывания Авраама — посвящённая ему мечеть с прудом, наполненным священными рыбами.
Крепости, замки и укреплённые города крестоносцев на Ближнем Востоке | |
---|---|
Tags: Эдесса ирак, эдесса греция история, эдесса на карте, эдесса на карте турции, эдесса ооо, эдесса в турции, эдесса это город.