Momotik.ru

Народный проект

Метки: Питер брейгель старший википедия, питер брейгель старший битва масленицы и поста, питер брейгель старший несение креста.

(перенаправлено с «Брейгель Старший, Питер»)
Перейти к: навигация, поиск
Питер Брейгель Старший

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония,
1572 год.
Имя при рождении:

Pieter Brueghel

Дата рождения:

ок. 1525

Место рождения:

Бреда(?)

Дата смерти:

9 сентября 1569({{padleft:1569|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:9|2|0}}) или 5 сентября 1569

Место смерти:

Брюссель

Страна:

 Нидерланды
Испанские Нидерланды

Жанр:

пейзаж, жанровая живопись

Известные работы:

картины, рисунки

Влияние:

Иероним Босх

Подпись:

 Работы на Викискладе

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Биография

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Рисунок «Художник и знаток», ок. 1565—1568 гг.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 15521553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Охотники на снегу (1565). Музей истории искусств, Вена
Мизантроп (1568). Музей Каподимонте, Неаполь
Триумф смерти (1562) Музей Прадо, Мадрид

Некоторые известные работы

Примечание. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.

В кинематографе

В литературе

Генеалогическое древо

 
 
 
 
 
Питер Брейгель
Старший
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Питер Брейгель
Младший
 
Ян Брейгель
Старший
 
Мари Брейгель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Амбросий Брейгель
 
Ян Брейгель
Младший
 
Анна Брейгель
 
Давид Тенирс
Младший
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Абрахам Брейгель



Литература

  • Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v. 1-2. Brux., 1906—1907.
  • Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. М., 1939.
  • Климов P. Питер Брейгель. М., 1959.
  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший. М., 1971.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
  • Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
  • Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. P., 1987; рус. переводы: Роке К.-А. Брейгель (серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Молодая гвардия, 2008. 304 с. ISBN 978-5-235-03134-0; Роке А. К.-А. Брейгель, или Мастерская сновидений. СПб.: «Вита Нова», 2010. ISBN 978-5-93898-306-9
  • Marijnissen R.H. Bruegel: tout l’oeuvre peint et dessiné. Anvers, 1988.
  • Francastel P., Ferrier J.L. Bruegel. P., 1995.
  • Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. N. Y.: Forge, 2002.
  • Хаген Р. М., Хаген Р.. Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, 2002. 95 с. ISBN 3-8228-7150-8
  • Бьянко Д. Брейгель: Сокровища мировых шедевров / Пер. с ит. В.Гривиной. М.: БММ, 2012. — 160 с., ил., 3000 экз., ISBN 978-5-88353-461-3

Примечания

  1. Согласно современной нидерландско-русской практической транскрипции, эту фамилию по-русски следует передавать как «Брёгел».
  2. В Мадриде нашли средневековый шедевр

Ссылки

  • Любительский веб-сайт по П.Брейгелю (с полным собранием его картин)
  • Картины Брейгель, Питер (Старший)
  • Брейгель Питер. Биография // art-klyan.com
  • на artcyclopedia.com
  • на Web Gallery of Art
  • Питер Брейгель. Биография, хронология жизни, галерея, музей
  • Pieter Bruegel the Elder at Olga’s Gallery
  • Творчество Брейгеля заложило основу развития нидерландской школы
  • (сверхвысокое разрешение)
  • Гравюра «Святой Иаков и маг Гермоген»

Tags: Питер брейгель старший википедия, питер брейгель старший битва масленицы и поста, питер брейгель старший несение креста.