Momotik.ru

Народный проект

Метки: Волошин максимилиан александрович бандуррия, волошин максимилиан александрович крым, волошин максимилиан александрович жизнь и творчество, волошин максимилиан александрович венок сонетов.

Максимилиан Волошин
Дата рождения:

16 (28) мая 1877(1877-05-28)

Место рождения:

Киев

Дата смерти:

11 августа 1932(1932-08-11) (55 лет)

Место смерти:

Коктебель

Гражданство:

 Российская империя
 РСФСР
 СССР

Род деятельности:

поэт
переводчик
критик
художник

Направление:

символизм

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке.

Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин; 16 (28) мая 1877(18770528), Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, РСФСР) — русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Содержание

Биография

Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина. 1924

Максимилиан Кириенко-Волошин (родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в семье юриста, коллежского советника).

Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850—1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни. Отец Максимилиана умер в 1881 году.

Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе[1].

Свое среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии[2]. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, ныне в нём Феодосийский Государственный Финансово-Экономический Институт (ФГФЭИ)). Пешеходный путь из Коктебеля в Феодосию составляет около семи километров по гористой пустынной местности, поэтому Волошин жил на съемных квартирах в Феодосии.

С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был отчислен[3] с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в среде русских символистов; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы[1].

23 марта 1905 года в Париже стал масоном получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья» № 137 (ВЛФ)[4]. В том же году, в апреле, перешёл в ложу «Гора Синайская» № 6 (ВЛФ)[5][6].

Скульптура М. А. Волошина установленная в библиотеке № 27 им. М. А. Волошина (Москва). Изготовлена скульптором М. Малашенко из мрамора в 2007 г.

В апреле 1906 года женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.

В 1907 году Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки». С 1910 года он работает над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступает в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (хотя сам стоит вне литературных и художественных групп)[1][7].

22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Имя секунданта Гумилёва не известно. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.

Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». В 1914 году выходит книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»; в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

13 февраля 1913 года Волошин в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.[8]

В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны.

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Сабашникова-Волошина и др.) приступает к постройке «Гетеанума» — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий[9].

В годы Гражданской войны поэт пытается умерить вражду, спасает в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела[1].

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи[7].

Могила Максимилиана и Марии Волошиных, (Коктебель)

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

9 марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887—1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта», что является ярким примером гражданского мужества.

Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле, и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей[1].

Память

  • 1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина».
  • 19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме[10], в котором родился Максимилиан Александрович Волошин.
  • Международная Волошинская премия.

Адреса в Санкт-Петербурге

Осень 1906 — весна 1907 года — квартира Е. Н. Званцевой в доходном доме И. И. Дернова — Таврическая улица, 35.

Библиография

  • Волошин М. Стихотворения. 1900—1910 / Фронтисписы и рис. в тексте К. Ф. Богаевского; Обл. А. Арнштама. — М.: Гриф, 1910. — 128 с.
  • «Лики творчества» (1914)
  • Волошин М. Anno mundi ardentis. 1915 / Обл. Л. Бакста. — М.: Зерна, 1916. — 70 с.
  • Волошин М. Иверни: (Избранные стихотворения) / Обл. С. Чехонина (Худ. б-чка «Творчество». N 9-10) — М.: Творчество, 1918. — 136 с.
  • Волошин М. Демоны глухонемые / Рис., заставки и фронт. автора; Портр. поэта на обл. К. А. Шервашидзе. — Харьков: Камена, 1919. — 62 с.
  • Волошин М. Усобица: Стихи о революции. — Львов: Живое слово, 1923. — 24 с.
  • Волошин М. Стихи о терроре / Обл. Л. Голубева-Багрянородного. — Берлин: Кн-во писателей в Берлине, 1923. — 72 с.
  • Волошин М. Демоны глухонемые / Обл. Ив. Пуни. Изд. 2-е. — Берлин: Кн-во писателей в Берлине, 1923. — 74 с.
  • Волошин М. Пути России: Стихотворения / Под ред. и с предисл. Вяч. Завалишина. — Регенсбург: Эхо, 1946. — 62 с.

Живописные работы

  • «Испания. У моря» (1914)
  • «Париж. Площадь Согласия ночью» (1914)
  • «Два дерева в долине. Коктебель» (1921)
  • «Пейзаж с озером и горами» (1921)
  • «Розовые сумерки» (1925)
  • «Холмы, иссушенные зноем» (1925)
  • «Лунный вихрь» (1926)
  • «Свинцовый свет» (1926)

Документальные фильмы

  • 1992 год — «Киммерийский затворник. Максимилиан Волошин» (документальный фильм, 2 серии (Гостелерадио СССР); режиссёр и автор сценария — Олег Рябоконь)
  • 2004 год — «Легенды серебряного века: Фильм 1. Максимилиан Волошин. Голоса» (документальный фильм, киновидеостудия «Риск» (Россия), режиссёр — Андрей Осипов)
  • 2004 год — «Демоны глухонемые». Максимилиан Волошин.(Видеофильм из цикла «Плоды просвещения», телеканал «Культура»)
  • 2005 год — «Божий бич». Максимилиан Волошин (из цикла «Библейский сюжет», телеканал «Культура»)

Интересные факты

Сам Волошин так вспоминал о гимназическом периоде своей жизни: "Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».[11]

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877—1916. РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). СПб.: Алетейя, 2002.
  2. Гимназические дневники // «Средоточье всех путей…»: Стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники / Сост. В. П. Купченко, З. Д. Давыдова. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 469-503. — 605 с.
  3. Волошин принял участие в студенческих волнениях, по его версии «агитировал в библиотеке» Университета
  4. «Париж. Ложа „Труд и истинные верные друзья“»
  5. «Париж. Ложа „Гора Синайская“»
  6. Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
  7. 1 2 Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.
  8. «1913 — Репинская история»
  9. Волошин Максимилиан Александрович, Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ, музыка, биографии
  10. № 4 на улице Тарасовской в Киеве
  11. Максимилиан Волошин ЗАПИСИ 1932 года. Коктебель. Гимназия. Последняя встреча с Гумилевым. Смерть А. М. Петровой.

Литература

  • Брюсов В. Далёкие и близкие. — М.: Скорпион, 1912. — С. 172—173.
  • Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-2. — М.: Сов. писатель, 1961.
  • Данчич А. На берегу моря… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. — 1963. — № 6.
  • Орлов В. Л. На рубеже двух эпох // Вопросы литературы. — 1966. — № 10.
  • Тарасенко Н. Ф. Феодосия. — Симферополь: Таврия, 1978. — 112 с.
  • Шульц Н. Планерское — Коктебель. Очерк-путеводитель. — Симферополь: Крым, 1966.
  • Цветаева М. Живое о живом // Литературная Армения. — 1968. — № 6-7.
  • Цветаева М. Живое о живом // «Воспоминания о Максимилиане Волошине», М., Советский писатель, 1990
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Павлова Т. А. Всеобщий примиритель // Долгий путь российского пацифизма, М., ИВИ РАН, 1997.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
  • Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877—1916. [РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)]. СПб.: Алетейя, 2002.
  • Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.
  • Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1917—1932. [РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)]. СПб.: Алетейя; Симферополь: Сонат, 2007.
  • Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995.
  • Н. А. Кобзев, Н. Ф. Плясов, Т. М. Свидова, Т. В. Ярушевская. «Дом-музей М. А. Волошина. Путеводитель». «Таврия», Симферополь, 1990.

Ссылки

  • Максимилиан Волошин. Сборник стихотворений на stroki.net
  • Волошин, Максимилиан Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • М. Волошин. Стихи в Антологии русской поэзии
  • М. Волошин о смысле танца
  • М. Волошин на Стихии
  • Акварели Максимилиана Волошина
  • Волошин Максимилиан Александрович. Сайт художника
  • Обширная галерея акварелей
  • М. Волошин читает стихотворение «Неопалимая купина»
  • М. Волошин читает стихотворение «На дне преисподней»
  • Диего Ривера. Портрет Макса Волошина, 1917
  • Максимилиан Волошин. Коктебель

Tags: Волошин максимилиан александрович бандуррия, волошин максимилиан александрович крым, волошин максимилиан александрович жизнь и творчество, волошин максимилиан александрович венок сонетов.