Momotik.ru

Народный проект

Метки: Киркегор сёрен обю, кьеркегор сёрен обю.


Перейти к: навигация, поиск
Сёрен Кьеркегор
Søren Kierkegaard

Незаконченный эскиз портрета. Художник: Нильс Кристиан Кьеркегор, 1840
Имя при рождении:

Сёрен Обю Кьеркегор

Дата рождения:

5 мая 1813(1813-05-05)

Место рождения:

Копенгаген, Датско-норвежская уния

Дата смерти:

11 ноября 1855(1855-11-11) (42 года)

Место смерти:

Копенгаген, Дания

Страна:

Дания Дания

Язык(и) произведений:

датский

Школа/традиция:

Континентальная философия,[1][2] Датский золотой век, предтеча экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма, экзистенциальной психологии, неоортодоксии и многих др.

Направление:

Западная философия

Период:

Философия XIX века

Основные интересы:

Религия, метафизика, эпистемология, эстетика, этика, психология

Значительные идеи:

Считается одним из основоположников концепций экзистенциализма, идей экзистенциального ужаса, экзистенциального кризиса, рыцаря веры, бесконечного качественного различия; трех сфер человеческого существования, Индивидуальность есть Истина

Оказавшие влияние:

Гегель · Лютер · Кант · Гаман · Лессинг · Сократ

Испытавшие влияние:

Ясперс · Витгенштейн · Хайдеггер · Сартр, Марсель · Бубер · Тиллих · Р. Барт · Оден · Камю · Кафка · Де Бовуар · Мэй · Апдайк

Подпись:

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard [ˈsɶːɐn ˈkiɐ̯ɡəɡɒːˀ] ; 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

Биография

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. 18381841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. 18421846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика 18451846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. 18471850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. 18511855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние

Памятник Кьеркегору в Копенгагене

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Экзистенциализм

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

Русское написание имени

Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор[3].

У Бердяева встречается написание Киркегардт[4]

Интересные факты

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.

Избранные работы

Издания сочинений

  • Samlede værker, Bd 1—20. København, 1962—64
  • Papirer, Bd 1— 16. København, 1968—78

На русском языке

  • Или-или. — СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с. — ISBN 978-5-367-02005-2.
  • Наслаждение и долг. — СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.
  • Несчастнейший. — СПб., 1908; 1914; М., 2002.
  • Страх и трепет. — М., 1993, 1998.
  • Дневник обольстителя. — Калуга, 1993; — М., 1999; — СПб., 2000; — СПб, 2007; — СПб, 2011.
  • Повторение. — М., 1997.
  • Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — Минск: И. П. Логвинов, 2005. — 752 с. — ISBN 985-6701-67-8.
    Др. издания: СПб., 2005. — 679 с. — ISBN 5-288-03760-4.
  • Беседы. — М., 2009.
  • Евангелие страданий. — М., 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-900249-63-6.
  • Болезнь к смерти. — М.: Акад. Проект, 2012. — 157 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1357-5.
  • Понятие страха. — М.: Акад. Проект, 2012. — 217 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1344-5.
  • Кьеркегор С. Критика и кризис в жизни актрисы // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 51-65. (Опубликована на датском в журнале Отечество (Fædreland) как серия из четырёх газетных статей, за 24, 25, 26 и 27 июля 1984 г.).

Примечания

  1. This classification is anachronistic; Kierkegård was an exceptionally unique thinker and his works do not fit neatly into any one philosophical school or tradition, nor did he identify himself with any. However, his works are considered precursor to many schools of thought developed in the 20th and 21st centuries. See 20th century receptions in Cambridge Companion to Kierkegaard.
  2. Hannay, Alastair and Gordon Marino (eds). The Cambridge Companion to Kierkegaard, Cambridge University Press 1997, ISBN 0-521-47719-0
  3. Серен Керкегор. Повторение. Пер. П. Г. Ганзена, сверенный с оригиналом, исправленный, дополненный и прокомментированный Д. А. Лунгиной. М.: Лабиринт, 1997. С. 129.
  4. VIVOS VOCO: Н. Бердяев «О фанатизме, ортодоксии и истине»

Литература

  • KIERKEGAARD Den første Kærlighed og andre tekster om drama, ved Jens Staubrand [Kierkegaard The first Love, and other texts on drama — the book is in Danish], Copenhagen 2010. ISBN 978-87-92510-00-6
  • Jens Staubrand: Søren Kierkegaard’s Illness and Death / Søren Kierkegaards Sygdom og Død, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-04-4
  • Jens Staubrand: KIERKEGAARD — International Bibliography Music Works and Plays, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-05-1
  • Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия. — Париж, 1939; М., 1992.
  • Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. — М., 1970.
  • Быховский Б. Э. Кьеркегор. (1813—1855). — М.: Мысль, 1972. — 240 с. — (Мыслители прошлого). — 44 000 экз.
  • Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. — М., 1991.
  • Мир Кьеркегора. Сб. статей. — М., 1994.
  • Беллесков Я. Ф. Й. Сёрен Киркегор. Жизнь и творчество. — København, 1994.
  • Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции. — Минск, 1996.
  • Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. — М., 1997.
  • Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 с. — ISBN 5-86007-402-6.
  • Wahl J. Etudes kierkegaardiennes. — Р., 1949.
  • Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. — Tub., 1956.
  • Grimault M. Kierkegaard par luimeme. — R., 1962.
  • Lowrie W. Kierkegaard, v. 1—2. — N. Y., 1962.
  • Price G. The Narrow Pass. — N. Y., 1963.
  • Adorno Th. W. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen. — Fr./M., 1966.
  • Brikschmidt. Saren Kierkegaard und Karl Barth. — Neukirchen-Vluyn, 1971.
  • Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. — Hamb., 1975.
  • Korff F. Der komische Kierkegaard. — Stuttg , 1982.
  • Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und danischen Philosophie und Theologie. Cph. — Munch., 1983.

Ссылки

  • Кьеркегор, Сёрен в библиотеке Максима Мошкова
  • «Страх и трепет»
  • Л. И. Шестов «Киркегард и экзистенциальная философия»
  • Николай Кружков. «Иисус Христос глазами Сёрена Кьеркегора»: http://stihi.ru/2014/01/31/1804
  • Сайт, посвящённый С. Кьеркегору
  • Arkiv for Dansk Litteratur — Søren Kierkegaard
  • Det Kongelige Bibliotek — Kierkegaard Hendskrifter
  • Статья о Кьеркегоре и Бергмане на сайте журнала «Сеанс»

Tags: Киркегор сёрен обю, кьеркегор сёрен обю.