Метки: Площадь революции история, площадь революции ленинград, площадь революции фильм, площадь революции художественный магазин, площадь революции цирк, площадь революции фигуры, нод е федоров митинг москва площадь революции 21.02.2015г.
«Площадь Революции»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м.: |
34 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
А. Н. Душкин (западный), Ю. П. Зенкевич (восточный) |
Инженеры-конструкторы: |
Н. А. Комаров |
Выход к улицам: | |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
045 |
«Пло́щадь Револю́ции» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Курская» и «Арбатская». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия[2]. Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская). Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.
Содержание |
История проектирования станции «Площадь Революции» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Трассировка Покровского радиуса несколько раз менялась. По планам 1932 года планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» и «Ильинские Ворота» станцию «Красная Площадь», которую планировалось расположить под одноимённой площадью. Там же проектировался пересадочный узел трёх линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой[3].
В 1934 году было решено не строить пересадочный узел под Красной площадью. Вместо этого пересадочный узел перенесли к Театральной площади. В том же году в планах впервые появляется станция «Площадь Революции». Её планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» (сооружена как «Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» — «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» исключили из плана[3].
Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» второй очереди строительства. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская»[4][5].
В 1946 году построен переход из центра зала по лестницам и коридору в торец станции «Театральная». 21 декабря 1947 года был открыт восточный вестибюль в Богоявленском переулке. В 1974 году был сооружен ещё один, дополнительный переход из торца станционного зала на станцию «Театральная»[1].
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.
C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года западный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска[6].
С марта 2007 года на станции «Площадь Революции» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi)[7].
С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию[8]. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты[9].
У станции два наземных вестибюля.
Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра[10].
Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам[10]. Выход из метро находится в самом эскалаторном зале. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 2004 году[11].
Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична[12]. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком[13].
Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке[14], представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля[15]. Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором[15]. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображён герб СССР в окружении алых знамён[15]. Ниже выложены даты «1917» и «1947» и строки одного из первых советских гимнов[14]. Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра[15] с 24 рожками[14]. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры, обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки[16].
Восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию 8 декабря 2008 года[17]. Ранее на станции уже проводились плановые капитальные работы помещений и эскалаторов, но комплексная реконструкция вестибюля была осуществлена впервые[8]. После проведения реконструкции восточный вестибюль в полдень 29 марта 2010 года был открыт в рабочем порядке[18][19]. Из-за терактов в московском метрополитене, произошедших за несколько часов до планируемого открытия восточного вестибюля после реконструкции, торжественная часть мероприятия была отменена[20]. В восточном вестибюле во время реконструкции было установлено три эскалатора типа Э55Т[11].
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров.
В отделке станции использован чёрный армянский мрамор «давалу», сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. Пол выложен в виде шахматной доски из серого и чёрного габбро[15]. Станционный зал освещается двумя рядами круглых плоских люстр-«тарелок».
Проходы между узкими в основании пилонами оформлены в виде крутых полуцилиндрических арок, опирающихся на невысокие широкие постаменты[21]. На этих постаментах установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптурным оформлением станции занимался один из виднейших советских скульпторов — М. Г. Манизер. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала[15]). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды)[22].
В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали[22]. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить[22].
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937[23]:
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях»[24].
Для фигуры матроса-сигнальщика «Марата» позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском Краснознамённом высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе — это был Алексей Никитенко. Во время войны с Японией он командовал монитором, а закончил службу также капитаном 1-го ранга. По одной из версий, автором обеих этих фигур был сам Манизер[25], по другой — их изваял под его руководством один из лучших его учеников — Алексей Андреевич Дивин[26].
В связи с этой скульптурной галереей существуют некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным[26]. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют[26]. Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»[22]. В результате носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска[22].
Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис[27]. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали)[27]. Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники[27], но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия[27].
В 1974 году был построен переход из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции».
Обе действующие соединительные ветви, связывающие Арбатско-Покровскую линию с другими линиями Московского метрополитена, находятся вблизи станции. При движении в сторону «Арбатской» можно увидеть двухпутный тоннель, который ведёт к станции «Александровский сад»[7]. Эта единственная сохранившаяся в Москве двухпутная служебная соединительная ветвь ранее (в 1938—1953 годах) использовалась для пассажирского движения по линии, объединявшей участки нынешних Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Вплоть до 1997 года поезда с пассажирами иногда переезжали с Арбатско-Покровской на Филёвскую линию, так как составы депо «Измайлово» расставлялись на ночь в тупиках за станцией «Киевская» Филёвской линии[7]. С 1997 года пассажирские перевозки по всем служебным соединительным ветвям были запрещены. Другая ССВ ответвляется от перегона «Курская» — «Площадь Революции» и соединяет его с Замоскворецкой линией[7].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Митино» | 5:46:50 | 5:49:05 |
5:50:10 | 5:48:40 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:46:20 | 5:46:35 |
5:46:40 | 5:46:35 |
Станция метро «Площадь Революции» расположена в самом центре Москвы. Западный вестибюль выходит на площадь Революции. Здание, в которое встроен восточный вестибюль, расположено на углу Богоявленского переулка и Никольской улицы.
Вблизи северного вестибюля станции на Театральном проезде расположена остановка «Театральная площадь» автобусов № К, 12ц и троллейбусов № 2, 12, 33.
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[31][32]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № К (кольцевой) | «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад» | Театральная площадь | Улица Балчуг |
авт. № 12ц | «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Ледовый дворец | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 2 | «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город» | Фили | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 12 | «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Больница МПС | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 33 | «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Кропоткинская», «Боровицкая» | Улица Кравченко | Ст. метро «Китай-город» |
Рядом со станцией метро «Площадь Революции» находится большое количество достопримечательностей[33].
Выход на площадь Революции: |
Выход на Богоявленский переулок: |
Станция «Площадь Революции» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция принадлежит Союзу Советских Социалистических Станций Московского метрополитена, чаще именуемому «Красной линией»[34].