Алексей Дмитриевич Резе́пкин (род. 25 марта 1949 года, Челябинская область, посёлок Ершовка) — советско-российский археолог, автор целого ряда значимых открытий в археологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (ИИМК, СПб). Живет в Санкт-Петербурге.
Биография
Окончил школу в городе Сибай (Башкирия). В 1973-74 служил в танковых войсках СА (Польша, Щецинек). Поначалу хотел стать физиком. Окончил кафедру археологии Ленинградского университета. C 1976 — cотрудник ИИМК РАН(Санкт-Петербург). В 1970-х гг. принимал участие в археологических экспедициях в Туве, а с 1979 по настоящее время ведет раскопки на территории Северного Кавказа и Закавказья (Адыгея, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия, Абхазия). За прошедшие три десятилетия им был полностью раскопан курганный могильник в урочище Клады около ст. Новосвободная / б. Царская (Адыгея), исследование которого в конце XIX века было начато Н. И. Веселовским. Алексей Резепкин внёс вклад в изучение поселений и погребений эпохи бронзы на Северном Кавказе. После Н. И. Веселовского А. Д. Резепкин — единственный серьёзный исследователь археологических памятников под ст. Новосвободная (не считая однократных раскопок А. М. Лескова).
В 1989 году А. Д. Резепкин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Северо-западный Кавказ в эпоху ранней бронзы (по материалам погребальных памятников новосвободненского типа)» (руководитель В. М. Массон). Специалист по мегалитам (дольменам и др.) в России. Подтвердил существование мегалитов на Южном Урале. Специалист по археологии Кавказа эпохи энеолита и бронзы (занимается изучением майкопской и новосвободненской культур и др.). Внёс вклад в изучение и обсуждение проблемы происхождения индоевропейцев (см. ниже). Резепкин окончательно обосновал самостоятельность «новосвободненской культуры»(см.ниже).
В конце 1990-х годов в связи с ростом сепаратистских настроений в стране Резепкин подвергался активному прессингу со стороны части общественности Адыгеи[1]. Основное обвинение: А. Д. Резепкин — «имперский археолог». Однако после сынициированной им пресс-конференции в Адыгее давление пошло на спад, и в дальнейшем ситуация нормализовалась.[2]
В конце 2000-х годов А. Д. Резепкин восстановил дольмен под. ст. Новосвободная (Адыгея).[3]
Среди его учеников — С. М. Осташинский (Гос. Эрмитаж, СПб).
Семья
Происходит из семьи оренбургских казаков (репрессированы и сосланы, а затем в 1990-х официально реабилитированы; дед расстрелян). А. Д. Резепкин женат на Г. Н. Поплевко[4] — специалисте-трасологе (ИИМК РАН).
Археологические находки
Согласно как собственным интервью и работам, так и другим научным публикациям, А. Д. Резепкин (A.D.Rezepkin) обнаружил:
- самый древний на сегодняшний день меч в мире — бронзовый, общей длиной 63 см с длиной рукояти 11 (Северный Кавказ, близ станицы Новосвободной)[5]; он датируется второй третью IV тысячелетия до н. э.[6][7]; следующий по древности меч был найден итальянским археологом А.Пальмиери в Турции (последняя четверть IV тысячелетия до н. э.)[8]. Экспонируется в Государственном Эрмитаже.
- самую древнюю архитектурную колонну[9],[10] на всем европейском пространстве, которая является творением «строителей дольменов» и была создана в сер. 3-го тысячелетии до нашей эры[8]. Высота 2,98 м, диаметр 40 см. Экспонируется в Национальном гос. музее Р.Адыгеи (г. Майкоп).
- самый древний (вторая треть 4-го тыс. до н. э.) «полноценный» музыкальный инструмент в мире[9],[10] («сложный» деревянный струнный с резонатором); следующий по древности музыкальный инструмент был найден британским археологом Ч. Л. Вулли в царских гробницах Ура (Ирак). Реконструированная модель хранится сегодня в Музее музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге, а сохранившиеся фрагменты в фондах отдела археологии Государственного Эрмитажа.[8]
- самую древнюю в Европе (вторая треть 4-го тысячелетия) настенную цветную живопись[11],[12] — не считая эпохи палеолита, это самый ранний и пока единственный образец полихромной росписи общей площадью 5 кв. метров — экспонируется в Национальном музее Республики Адыгея (г. Майкоп)[13]; Ближайшая аналогия — это выгравированные и затертые краской изображения лука и колчана на стенах гробницы из Лейне-Гелич близ г. Халле в Германии (однако здесь — монохром; находка сер. 18 века).
- самый большой дольмен из всех найденных на сегодня (сер. 3-го тыс. до н. э.)[14],[15] (под ст. Новосвободная, Адыгея), а также самые поздние на Кавказе дольмены (конец 2-го тысячелетия; дольменный комплекс «Тумасово» под ст. Веселая, Адыгея) — ранее считалось, что в это время дольмены уже не строились.[16]
- раскопал крупнейший курган на всем Кавказе (курган Серебряный, Клады, ст. Новосвободная/бывш. Царская) — диаметром 148 метров, высотой 12 м; ср.бронза — сер. 3-го тыс. до н. э.[14],[10]. Ювелирные изделия из курганов эпохи бронзы, раскопанных А. Д. Резепкиным под ст. Новосвободной, выставлены в галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Национальном музее г. Майкопа.
- Вслед за немецким ученым А. Хойслером А. Д. Резепкин доказательно опроверг устоявшееся представление о том, что колесо было изобретено на Востоке в 4-м тыс. до. н. э.: в реальности — на Западе (Румыния) в 5-м тысячелетии до н. э. Причем более ранние, чем в Месопотамии, модели колес он (совместно с археологом А. В. Кондрашовым) открыл[17] на территории России (а именно — на Северном Кавказе). В 1980-х в кургане под станицей Старокорсунская (Краснодарский край) Кондрашов и Резепкин нашли самую древнюю из известных сохранившихся деревянную колесную повозку в мире.[18][19]
Новосвободненская культура
Первым увидел связь между артефактами из ст. Новосвободной (раскопки Н. И. Веселовского, 1898) с европейской керамикой британо-австралийский археолог Гордон Чайльд (1952). Он связывал их с артефактами культуры «шаровидных амфор» (Польша). Из современных археологов за ним последовали В. А. Сафронов и Н. А. Николаева (его жена). Они также относили артефакты из Новосвободной к культуре «шаровидных амфор» и ошибочно датировали их 3-м тысячелетием до н. э.(в настоящее время обещпринята совсем другая хронология).
Однако А. Д. Резепкин впервые связал находки из Новосвободной с артефактами культуры «воронковидных кубков» (Германия, Дания). В отличие от Чайльда и Сафронова/Николаевой А. Д. Резепкин более 30 лет ведущий раскопки под ст. Новосвободная датирует находки, представляющие «новосвободненскую культуру» началом 4 тыс. до н. э. — концом 4 тыс. до н. э. Причем по мнению А. Д. Резепкина, культура «воронковидных кубков» предшествует вышеупомянутой культуре «шаровидных амфор».
А. Д. Резепкин первым в науке аргументированно и детально[20] обосновал самостоятельность «новосвободненской культуры». Также, вслед за Резепкиным выделить памятники Новосвободной в отдельную культуру предлагает и А. Н. Гей [21]. До Резепкина «н.к.» считали лишь этапом «майкопской культуры», либо тесно связывали с ней. По Резепкину, разница между «н.к.» и «м.к.» в том, что «н.к.» имеет безоговорочно западные корни, а «м.к.» — передневосточные; по керамике и всему остальному массиву находок (и не только) «н.к.» существенно отличается от «м.к.». По словам Резепкина, в «новосвободнеской культуре» мы видим настоящую встречу Востока и Запада. По мнению Резепкина, именно под ст. Новосвободная спрятан ключ к индоевропейскому вопросу.
Однако некоторые другие археологи настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским).[22]
Изучение мегалитических памятников
Изучая проблему происхождения мегалитических памятников Северо-Западного Кавказа (дольменов и гробниц), А. Д. Резепкин применил европейскую классификацию мегалитов, подразделяющую все погребальные памятники такого рода на галерейные и коридорные гробницы, к мегалитам Кавказа, в итоге предложив свою собственную их типологию[23]:
- Прямоугольные гробницы.
- Подковообразные гробницы.
- Дольмены.
По мнению А. Д. Резепкина, прямоугольные гробницы ст. Новосвободной являются конечным вариантом развития европейских галерейных гробниц и своим происхождением связаны с мегалитами Центральной Европы (Германии), а классические кавказские дольмены, наоборот, типологически восходят к коридорным гробницам и имеют наиболее близкие аналогии в мегалитических культурах Западного Средиземноморья.
А. Д. Резепкин на раскопках дольменной группы «Тумасово» под ст. Веселая в Адыгее (Россия). 2009
Проблема происхождения индоевропейцев
На сегодняшний день в науке существует несколько концепций о местонахождении прародины индоевропейцев. Одна из них[24] (Вяч. Вс. Иванов,Т. В. Гамкрелидзе) локализует ее в регионе Ближнего Востока, откуда по мнению авторов и произошло расселение индоевропейских народов на территории Балкан, Европы, Причерноморских степей и т. д. Согласно другой версии, индоевропейской прародиной является именно Северное Причерноморье. Наиболее полно эта точка зрения сформулирована М. Гимбутас[25]. По ее мнению, индоевропейцами были носители т. н. «курганной культуры» — воинственные скотоводы, продвижение которых на территорию Европы разрушило существовашую там доиндоевропейскую раннеземледельческую цивилизацию «Великой Богини». Однако обе эти точки зрения плохо подтверждаются археологическими данными.
По мнению А. Д. Резепкина [26], реально на роль индоевропейской прародины может претендовать только Средняя Европа. В этом случае с индоевропейцами соотносятся сменяющие друг друга культуры линейно-ленточной керамики, воронковидных кубков, шаровидных амфор, шнуровой керамики и т. д. В пользу этой точки зрения говорит отсутствие резкой смены населения в Европе со времен неолита до появления первых фиксируемых письменными источниками индоевропейских народов, а также имеющиеся свидетельства миграции различных европейских культур на территорию Восточной Европы, которые предположительно можно увязывать с распространением индоевропейцев. Одной из таких миграций А. Д. Резепкин объясняет появление на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы (IV тыс. до н. э.) памятников типа Новосвободной, для погребального обряда которых характерен мегалитизм, а в керамическом комплексе присутствуют чернолощеные амфоры и кубки, находящие убедительные аналогии в культуре воронковидных кубков Германии.
Основные работы
- Резепкин А. Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ станицы Новосвободная// КСИА АН СССР — Вып.192. — М.: Наука, 1987. — С.26-33.
- Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры Прикубанья (по материалам работ в зонах мелиорации Краснодарского края) / Отв. ред. В. М. Массон. — Л.: Наука, 1991. — С.167-197.
- Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10).
- Резепкин А. Д. «Новосвободненская культура (по материалам могильника Клады)» (09-06-07047). ИИМК РАН.
- Rezepkin A.D. Paintings from a tomb of the Majkop culture, Journal of Indo-European Studies 20: 59-70. 1992.
- Резепкин А. Д. Культурно-хронологические аспекты происхождения и развития майкопской культуры/Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы. Л., 1991.
- Резепкин А. Д. К проблеме соотношения хронологии культур эпохи энеолита — ранней бронзы Северного Кавказа и Триполья. — Между Азией и Европой. Кавказ в IV—I тыс. до н. э.
- Резепкин А. Д. Поселение эпохи ранней бронзы Чишхо и некоторые аспекты происхождения и хронологии майкопской культуры // Археолог: детектив и мыслитель. — СПб. 2004. С. 422—436.
- Резепкин А. Д. Некоторые аспекты формирования эпохи ранней бронзы на Северном Кавказе // МИАК. — 2004 . — С. 97-125.
- Резепкин А. Д. Керамические комплексы поселений Хаджох, Скала, Ясеневая Поляна // Судьба ученого. — СПб. 2000. С. 223—235.
- Ковалев А. А., Резепкин А. Д. Курильницы из дольмена в урочище Клады и проблема происхождения курильниц афанасьевской культуры // Проблемы изучения Окуневской культуры. СПб., 1995.
- Резепкин А. Д. Музыкальный инструмент эпохи ранней бронзы.
См. также
Примечания
- ↑ Гамзаева О. Пляски на костях // Советская Адыгея. — Майкоп. — 1998. — 3 дек.
- онлайн
- http://pravda-team.ru/pravda/images/photo/8/2/7/21827.jpeg
- ↑ Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий. Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007 г.
- ↑ Археология: Учебник / Под ред. академика РАН В. Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 186.
- ↑ Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры
- ↑ Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
- ↑ 1 2 3 «Древняя Россия: Не все инновации пришли из Европы и с Востока». Часть II // KM.RU
- ↑ 1 2 Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10)
- ↑ 1 2 3 Курганный могильник Клады (Вопросы происхождения и развития Новосвободненской культуры)
- ↑ Резепкин А. Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ станицы Новосвободная// КСИА АН СССР — Вып.192. — М.: Наука, 1987. — С.26-33.
- ↑ Rezepkin A.D. Paintings from a tomb of the Majkop culture, Journal of Indo-European Studies 20: 59-70. 1992.
- ↑ Rezepkin A.D. Paintings from a Tomb of the Majkop Culture // Journal of Indo-European studies. 1992. Vol. 20, No. 1-2. P. 59-70
- ↑ 1 2 Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10).
- ↑ Курганный могильник Клады (Вопросы происхождения и развития Новосвободненской культуры).
- ↑ Журнал «National Geographic. Россия»: «Удача в бронзе», Июль, 2010. — С. 34
- ↑ Кондрашов А. В., Резепкин А. Д. Новосвободненское погребение с повозкой // Памятники неолита и бронзы. М.: Наука, 1988. КСИА № 193. С. 91-97.
- ↑ Алексеев Д. Колесо изобрели не на Востоке // Газета «MK» от 17 июня 2011, с.6.
- ↑ Резепкин А. Д. Проблема происхождения колесного транспорта и его появления на Северном Кавказе. // Четвертая Кубанская археологическая конференция. Тезисы и доклады. Краснодар. 2005
- ↑ Резепкин А. Д. «Курганный могильник Клады (Вопросы происхождения и развития Новосвободненской культуры)». ИИМК РАН.
- ↑ Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. — 398 с.
- ↑ Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004
- ↑ Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа //Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988. — С. 156—161.
- ↑ Вяч. Вс. Иванов и Т. В. Гамкрелидзе «Индоевропейский язык и индоевропейцы» («Вопросы языкознания» № 1 1988).
- ↑ Гимбутас М. // Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. 2006. М.: РОССПЭН.
- ↑ Резепкин А. Д. // Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры Прикубанья (по материалам работ в зонах мелиорации Краснодарского края) / Отв. ред. В. М. Массон. — Л.: Наука, 1991. — С.167-197
Ссылки
- Сотрудники ИИМК РАН — Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа
- О культовой и социальной интерпретации некоторых сюжетов из новосвободненских гробниц могильника «Клады»
- Интервью порталу KM.RU
- KM.RU. Новости. «Древняя Россия: Не все инновации пришли из Европы и с Востока». Часть II
- А.Резепкин. Мегалиты Северо-Западного Кавказа (статья).
- Происхождение культуры дольменов Новосвободной
- Резепкин А. Д. Издание книги «Новосвободненская культура (по материалам могильника Клады)»
- A. D. Rezepkin, Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
- История одного экспоната (Интервью с директором ГУК «Национальный музей» в Майкопе Ф. К. Джигуновой)
- Краеугольные камни
- Про выступления на заседании в Русском Географическом Обществ и многом другом
- Бочкарёв В. С., Резепкин А. Д. Работы Кубанской экспедиции. — АО 1979 г., 1980, с. 97-98.
- Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья (проблемы внутренней типологии майкопско-новосвободненской общности). М., 2004.
- S.N. Korenevskii, A.D. Rezepkin RADIOCARBON CHRONOLOGY OF SITES OF THE TYPE OF MAJKOP BURIAL AND NOVOSVOBODNENSK TOMBS.
- Журнал «National Geographic. Россия»: Об экспедициях и открытиях А.Резепкина.
- Дайверы ищут затонувшую цивилизацию.
- «MK» Колесо изобрели не на Востоке.
- Тесленко Д. Л. К вопросу о культурной принадлежности погребений в каменных гробницах степной Украины (историографический аспект) // Бронзовый век Восточной Европы: Характеристика культур, хронология и периодизация: Материалы международной научной конференции «К столетию периодизации В. А. Городцова бронзового века южной половины Восточной Европы». — Самара: Изд-во ООО «НТЦ». — 2001. — С. 25 — 32.
- РФФИ — Науки о человеке и обществе
- Древние культуры евразийских степей(по материалам археологических работ на новостройках)//Л.1983.113 с.
- Дольмены Богатырской поляны, урочища «Клады», 20-21.03.2010