Метки: Ростовщичество ук рф, ростовщичество реферат, ростовщичество это в экономике, ростовщичество на руси.
Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент[1] (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей[2]. Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян[3][4].
Содержание |
Ростовщичество запрещено в некоторых странах (Иран, Пакистан) и в ряде религий (например в исламе[5] и христианстве[6], ограничено в иудаизме)[7].
В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»[8]. Для иноверцев таких ограничений нет. Ссуда им денег в рост не только разрешена, но и желательна: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости»[9], «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»[10][7].
Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»[11] … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?[12]»[13]. В Средние века христианская церковь запрещала ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления[14].
Богословскую литературу осуждающую процент на капитал можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества[15].
Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:
В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается. В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.
А.С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:
Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.
Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.
Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе 8 круга, с висящими на их шеях кошельками — символом их ремесла. А в карманах у них видны торчащие монеты.
В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки.[20] Основанием этому служат представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает.
Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении ростовщичества. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого[21].
Tags: Ростовщичество ук рф, ростовщичество реферат, ростовщичество это в экономике, ростовщичество на руси.