Метки: Bohemian rhapsody клип скачать, bohemian rhapsody acoustic, bohemian rhapsody how to play, bohemian rhapsody piano sheets, bohemian rhapsody локомотив, bohemian rhapsody аккорды gtp, bohemian rhapsody минус и текст.
В«Bohemian RhapsodyВ» | ||||
Сингл Queen из альбома A Night At The Opera |
||||
---|---|---|---|---|
Выпущен | ||||
Формат | ||||
Записан | ||||
Жанр |
Хард-рок Прогрессивный рок Опера |
|||
Композитор | ||||
Длительность |
5:55 |
|||
Лейбл | ||||
Продюсер | ||||
Места в чартах | ||||
Хронология синглов Queen | ||||
|
В«"Bohemian Rhapsody"/"These Are the Days of Our Lives"В» | ||||
РЎРёРЅРіР» Queen | ||||
---|---|---|---|---|
Выпущен | ||||
Формат | ||||
Записан | ||||
Жанр |
Хард-рок |
|||
Композитор | ||||
Длительность |
5:55 |
|||
Лейбл |
Parlophone (UK), Hollywood (US) |
|||
Продюсер |
Дэвид Ричардс и Queen |
|||
Места в чартах | ||||
|
||||
Хронология синглов Queen | ||||
|
RS | Позиция №163 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
«Bohemian Rhapsody» («Богемная рапсодия») — песня английской рок-группы Queen из альбома «A Night At The Opera». Написана Фредди Меркьюри в 1975 году. Песня имеет необычную музыкальную форму. Её можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал. Композиция была выпущена и как сингл, весьма успешный коммерчески. «Bohemian Rhapsody» дала серьёзный толчок карьере группы, благодаря чему музыканты стали всемирно известны. Песня сопровождалась видеоклипом, который является одним из самых известных клипов в истории. «Bohemian Rhapsody» исполнялась практически на всех концертах группы.
Содержание |
Queen и Рой Томас Бэйкер, продюсер, записывали песню более трёх недель. Запись началась на студии Rockfield 1 в уэльском городе Монмут 24 августа 1975 года после трёхнедельной репетиции в Херефордшире. Во время записи ещё использовались такие студии, как Roundhouse, SARM (East), Scorpion и Wessex. По воспоминаниям членов группы, Меркьюри, руководивший записью, полностью отдавался работе.
Вначале записывались партии рояля Меркьюри, бас-гитары Джона Дикона и ударных Роджера Тэйлора. Группа также использовала бас-гитару Fender, электрогитару Брайана Мэя Red Special, ударные Ludwig, литавры и гонг Paiste. Меркьюри играл на рояле Bechstein, который позже использовал для видеоклипа и турне по Великобритании.
Когда запись была закончена, сингл стал самым дорогим из когда-либо сделанных и до сих пор остаётся эталоном качества в музыкальной индустрии.
РљРѕРіРґР° РіСЂСѓРїРїР° изъявила желание выпустить песню синглом, то руководство лейбла категорически отказало РіСЂСѓРїРїРµ, указав РЅР° то, что песня длиной РІ пять СЃ половиной РјРёРЅСѓС‚ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ станет хитом. Если верить продюсеру РіСЂСѓРїРїС‹ Р РѕСЋ Томасу Бейкеру, то произошла такая история: песню показали известному английскому актёру, теле- Рё радиоведущему Кенни Рверетту, который РЅР° тот момент был диджеем РЅР° радио Capital. РЈ РЅРёС… была запись РЅР° Р±РѕР±РёРЅРµ, Рё её дали Рверетту СЃ условием, что тот РЅРµ будет ставить её РЅР° радио. «Хорошо, РЅРµ Р±СѓРґСѓ ставить» — ответил Рверетт Рё РїРѕРґРјРёРіРЅСѓР». Рверетт раздразнил слушателей сперва фрагментами песни, Р° потом Р·Р° РґРІР° выходных РґРЅСЏ Р·Р° время своего шоу проиграл её 14 раз. Р’ ближайший понедельник целые толпы покупателей приходили РІ магазины Р·Р° пластинкой, РЅРѕ той ещё РЅРµ было РІ продаже[1].
В итоге звукозаписывающая компания была вынуждена выпустить песню. Она вышла на сингле с песней «I’m in Love with My Car» на стороне «Б».
В 1981 году песня вошла в сборник Greatest Hits как композиция, открывающая альбом.
В 1991 году, после смерти Меркьюри, песня вновь вышла в качестве сингла с песней «These Are the Days of Our Lives» и вновь стала хитом. Все доходы от этого переиздания Меркьюри перед смертью распорядился отдать благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СП�Дом.
Ошибочный перевод «Богемская рапсодия» возник из-за ложной коннотации с «Венгерскими рапсодиями» Листа и, возможно, «Албанской рапсодией» Караева[2] — произведениями, которые чаще находятся за пределами музыкального кругозора европейского слушателя рок-музыки. Равным образом и «Богемия»[2], средневековое название западной части Чехии, наиболее известно в кругу европейцев и американцев, приобщённых к историческим знаниям.
Вместе с тем, рассматривая роль удачного заголовка, как немаловажной составляющей успеха этого шедевра в широчайших массах, музыковеды Запада заключили, что в «Bohemian rhapsody» проведены линии и к индивидуализму богемного мира артистов-художников, и к музыкальной форме рапсодии как синониму романтических идеалов арт-рока[3]. Не вызывает сомнений трактовка заголовка и при переводе на французский, где словом фр. Bohémien как минимум с 1467 года[4] называют цыган, от которых в 1863 году[4] и образовали слово «богема», буквально «цыганщина». Поэтому и французские критики, апеллируя к признаниям лирического героя песни, напоминают что, не вписываясь в правила общества, он и являет собой богему[5]. То, что перевод «Богемная рапсодия» — единственно верный, подтверждает и испанское название, «исп. Rapsodia bohemia»[6], где «bohemia» однозначно проецируется на богемную культуру.
Что касается самой песни, предполагается[кем?], что РѕРЅР° соотносится СЃ повестью Альбера Камю «Посторонний», который также представляет СЃРѕР±РѕР№ исповедь убийцы. Другие считают, что речь идёт Рѕ призывнике РІРѕР№РЅС‹ РІРѕ Вьетнаме, Рѕ его внутренней Р±РѕСЂСЊР±Рµ Рё протесте домашних. Другая популярная версия в€’ что это песня Рѕ болезни Меркьюри РЎРџР�Дом, несмотря РЅР° то что впервые эта болезнь была описана лишь спустя 6 лет после записи песни. Последние РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что слова части песни должны просто сочетаться СЃ музыкой Рё потому РЅРµ имеют никакого смысла Рё СЃРІСЏР·Рё. Как подтверждение, Меркьюри сам РіРѕРІРѕСЂРёР» Кенни Рверетту, что это просто «беспорядочная рифмованная бессмыслица».
Меркьюри всегда был уклончив относительно ответа о значении песни. В противоположность другим участникам группы, которые любили рассказывать о вдохновении при написании песен, Меркьюри не любил анализировать свои труды и предпочитал, чтобы слушатели сами строили догадки о его творчестве. Единственное, что известно наверняка − то, что его песни были каким-либо образом связаны с ним, и «Bohemian Rhapsody» не исключение, что подтверждали и другие музыканты. Во время выпуска сингла Меркьюри сказал:
Рто РѕРґРЅР° РёР· тех песен, которые заставляют фантазировать. РЇ думаю, что людям надо просто слушать её, думать Рѕ ней, Рё затем строить СЃРІРѕРё предположения Рѕ том, что песня РёРј сказала.
Песня состоит из шести частей — вступление, баллада, гитарное соло, опера, хард-рок и кода. Формат, резкий переход от одной части к другой, тон и темп были необычны для рок-музыки того времени. Меркьюри и раньше так экспериментировал со стилями, как в песнях «My Fairy King», «Liar» и «The March of the Black Queen», которые можно смело называть предшественниками «Bohemian Rhapsody».
Рапсодия начинается 4-голосным вступлением Р° капелла РІ соль РјРёРЅРѕСЂРµ, РІ исполнении Меркьюри. Звучит РІРѕРїСЂРѕСЃ: В«Рто реальность или только выдумка?В» (В«Is this the real life? Is this just fantasy?В»). РќР° словах «открой глаза» (В«open your eyesВ») начинается партия рояля. Здесь голос Меркьюри перекликается СЃ С…РѕСЂРѕРј. Рассказчик РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РѕРЅ «просто бедный парень, РјРЅРµ [ему] РЅРµ надо сочувствия» (В«I’m just a poor boy, I need no sympathyВ»), РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЏ тем, что «ему РІСЃС‘ равно» (В«doesn’t really matter to meВ»). Как будто Р±С‹ «скользящие» слова В«easy come, easy go, little high, little lowВ» создают мечтательную атмосферу.
Рта часть начинается фортепианным вступлением РІ СЃРё-бемоль мажоре. Р’ первых РґРІСѓС… тактах играется бас-сопровождение СЃ более высоким аккомпанементом. Дикон вступает СЃРѕ своей бас-гитарой как только Меркьюри начинает петь, голос меняется РѕС‚ многоголосия Рє СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРјСѓ соло-пению. Рассказчик РіРѕРІРѕСЂРёС‚ своей матери, что РѕРЅ «только что СѓР±РёР» человека» (В«just killed a manВ»), Рё потому испортил себе РІСЃСЋ жизнь. Далее идёт модуляция РІ РјРё-бемоль мажор Рё вступление Тэйлора РЅР° ударных. Рассказчик второй раз призывает «маму» (В«mamaВ»), создавая тему всей части. Рассказчик РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РѕРЅ «не хотел заставлять тебя плакать» (В«didn’t mean to make you cryВ») Рё призывает «стойко это перенести» (В«carry onВ»). Далее повторяется куплет-баллада, РЅРѕ теперь ударные играют СЃ самого начала. Рассказчик РіРѕРІРѕСЂРёС‚ как РѕРЅ устал Рё ему тяжело. РњСЌР№ играет РїРѕ РґСЂСѓРіСѓСЋ сторону подставки РЅР° гитаре, «посылая дрожь РїРѕ спине» (В«sends shivers down my spineВ»). Рассказчик прощается Рё готовится «встретиться лицом Рє лицу СЃ правдой» (В«face the truthВ»). Далее опять идёт обращение Рє маме Рё единственная голосовая вставка Р·Р° РІСЃСЋ часть («куда Р±С‹ ветер РЅРё дул» — В«any way the wind blowsВ») Рё баллада завершается словами «я РЅРµ хочу умирать, РёРЅРѕРіРґР° РјРЅРµ хочется чтобы СЏ вообще РЅРµ рождался» (В«I don’t want to die, I sometimes wish I’d never been born at allВ»).
Сразу после последних слов баллады начинается гитарное соло Мэя на Red Special. Оно служит своеобразным мостом между балладой и оперой. Соло сопровождается ударными и бас-гитарой. В конце соло всё больше сопровождается тарелками. Оканчиваясь, оно резко обрывается при переходе на оперу.
Быстрые ритмические и гармонические перемены (от ми-бемоль мажора к фа минору и затем к ля мажору) создают оперную атмосферу, которая колеблется от такта к такту, содержит и один голос Меркьюри под рояль, и тщательно сделанные многоголосия с ударными, бас-гитарой, роялем и литаврами.
Хор состоял из Меркьюри, Мэя и Тэйлора. Так как Мэй мог достичь очень низких нот, Меркьюри имел очень мощный голос в средних тонах, а Тэйлор был неплох при достижении высоких нот, то их хор очень подходил, как сказал Тэйлор, для создания «стены звука, которая начинается внизу и далее поднимается вверх» («a wall of sound, that start down and go all the way up»).
В начале части используются столкновения таких слов, как Скарамуш, фанданго, Галилео, Фигаро и Магнифико (величание) чтобы показать внутреннюю борьбу рассказчика. Далее идёт тема вступления («я просто бедный мальчик, меня никто не любит» / «I’m just a poor boy, nobody loves me»). В следующей части рассказчику запрещают уходить («Бисмилла! Мы не позволим тебе уйти!» / «Bismillah! No, we will not let you go!»). В заключение хор поёт что «Вельзевул припас (приготовил) мне [рассказчику] место в аду» («Beelzebub has a devil put aside for me»). Группа использовала эффект эха для слов «magnifico» и «let me go». В словах «let him go» Тэйлор продолжал петь свою высокую партию когда хор уже закончил. В последних словах, при переходе к хард-роковой части, он поёт уже фальцетом.
Часть начинается с агрессивного хард-рока, рифф к которой Меркьюри написал сам. В словах Меркьюри злобно обращается от имени второго лица (видимо, от имени матери) к рассказчику, повествуя о его измене и злоупотреблении ею. После слов идёт небольшое гитарное соло, в котором звучат несколько гитар. Затем вместо одной из гитар вступает Меркьюри на рояле, завершая секцию.
Кода начинается в си-бемолe миксолидийского лада, становясь похожей на вступление по темпу и форме. С самого начала хор поёт слова «ooh, oh yeah, oh yeah» под аккомпанемент гитары. Гитара воспроизводится через усилитель Deacy Amp, созданного Джоном Диконом. Далее гитара играет более спокойным и сонорным звуком. Далее опять появляется тема «мне ничего не важно» («nothing really matters to me»). За последней строчкой «куда бы ветер ни дул» («any way the wind blows») следует удар гонга, и песня заканчивается.
Видеоклип к песне стал революцией в музыкальных видео, некоторые даже называют его «первым видеоклипом»[7], хотя клипы к песням снимались и раньше[8], в том числе и самими Queen. После выхода этого клипа практика выпускать видеоклипы из редкой стала общепринятой.
Видео снимал режиссёр Брюс Гоуэрс, который снял несколько других клипов для группы. Видео стоило 4500£. В нём применялись спецэффекты, оригинальный монтаж. Кадры из видео использовались в клипе к песне «Radio Ga Ga» и «One Vision».
В 1992 году была снята новая версия клипа к фильму «Мир Уэйна». В неё также вошли фрагменты самого фильма, сцены клипа «Now I'm Here», кадры живого исполнения песни на стадионе Уэмбли, фрагменты переизданного клипа «Seven Seas Of Rhye» и кадр из видео «One Vision» с изображением группы, которая появляется во время заключительного удара гонга.
Согласно опросу, организованному телефонной компанией O2, британцы считают Bohemian Rhapsody лучшим клипом всех времён[9][10].
Р’ клипе повторяется тема, впервые появившаяся РЅР° обложке Рє альбому Queen II, Рё ставшая РїСЂРѕРјРѕ-карточкой РіСЂСѓРїРїС‹ РІ то время — лица музыкантов РЅР° чёрном фоне. Клип сразу начинается СЃ пения. Р’Рѕ время слов В«Is This A Real Life?В» ничего РЅРµ РІРёРґРЅРѕ, РЅРѕ затем зажигается белая фоновая подсветка Рё РІРёРґРЅС‹ силуэты музыкантов. РЎРѕ словами В«Open Your EyesВ» (Открой РЎРІРѕРё Глаза) появляются лица артистов — Брайан РњСЌР№ наверху, Джон Дикон слева, Роджер Тэйлор справа, Рё Фредди Меркьюри РІРЅРёР·Сѓ. Р’СЃРµ музыканты одеты РІ чёрные одежды, только Сѓ Тэйлора виден белый медальон. РџРѕСЋС‚ РІСЃРµ исполнители. Р’ этой части используется РѕРґРёРЅ РёР· самых первых Рё простейших видеоэффектов — накладывание кадра РЅР° кадр. Ртот эффект появляется, РєРѕРіРґР° поёт Меркьюри, Р° С…РѕСЂ молчит или почти РЅРµ слышен РЅР° словах В«I’m just a poor boy, I need no sympathyВ» Рё В«Any way the wind blows doesn’t really matter … to meВ». Далее следует плавный переход РЅР° балладу.
Действие этой части происходит в концертном зале. Начинается часть с показа Меркьюри, играющего на белом рояле. С этим роялем группа ехала на турне по стране и, кстати, его использовал Пол Маккартни для записи песни «Hey Jude». Меркьюри одет в белые шёлковые одежды, у него несколько браслетов на левой руке и пара ожерелий на шее, ногти покрашены в чёрный цвет. На заднем фоне стоит Дикон, одетый примерно так же как Меркьюри. Вначале играют только они двое, поэтому только их показывают либо одновременно, либо только Меркьюри крупным планом. После слов «But now I’ve gone and thrown it all away» вступает Тэйлор. Он почти не заметен за ударной установкой, залитой зелёным светом прожекторов. Он одет в тёмную незастёгнутую рубашку с короткими рукавами и носит блестящий медальон. Камера показывает его вблизи и отдаляется. Со слов «Mama, ooh» опять показывается Меркьюри, периодически появляется Дикон. На словах «Carry on, carry on» снова показывается Тэйлор и заново показываются лишь певец и басист. На словах «Sends shivers down my spine» появляется Мэй, быстро проводящий по струнам Red Special за подставкой. В этой сцене кадром на кадр наложено лицо Меркьюри и сам гитарист, на заднем фоне Тэйлор. Мэй одет в вертикально-полосатую чёрно-белую рубашку и белые штаны. Далее, на словах «Gotta leave you all behind» (Должен вас всех покинуть) из кадра уходит Дикон, а на словах «And face the truth» заканчивается партия рояля и уходит сам Меркьюри. Со слов «Mama, ooh» он стоит посредине сцены, плотно прижимая микрофон. На словах «I don’t want to die» кадром на кадр показывается Меркьюри с другой стороны и все остальные музыканты.
В первые несколько секунд гитарного соло виден Меркьюри. Затем крупным планом показывают Мэя, играющего на Red Special. Далее его показывают с другой стороны. На 2:50 показываются Дикон и Тэйлор. Затем опять виден Мэй, но уже более далёким ракурсом. Он сгибает правую ногу в колене. В заключении, Меркьюри играет несколько аккордов на рояле и встаёт.
Во время одинокого стука клавишами в начале части показывается гитара Мэя. На словах «I see a little silhouetto of a man» (Я вижу маленький силуэт человека) виден Меркьюри на фоне белой подсветки, так, что видна только его фигура. Затем также показываются силуэты Дикона, Мэя и Тэйлора, и тут же фон вновь становится чёрным и показаны их лица. Во время слов «Thunderbolt and lightning, very, very frightеning me» показана вся группа, но сразу шесть раз — при съёмках использовалось разложение кадра призмой так, чтобы сразу несколько таких кадров оказывались в поле зрения. На перекличке «Galileo» по очереди показываются Тэйлор и Меркьюри — барабанщик во время высокой партии справа, вокалист во время низкой слева. На слове «Figaro» оба музыканта оказываются вместе с помощью наложения двух кадров друг на друга. На слове «Magnifico», которое поётся эффектом эха, лицо Меркьюри копируется синим цветом в одном направлении, как будто улетая. Далее эффект исчезает и Меркьюри остаётся один. На словах «He’s just a poor boy from a poor family» вновь появляется вся группа. Слова «Easy come, easy go, will you let me go» Меркьюри поёт один. Далее в составе всей группы он один говорит «Bismillah!», остальная часть вторит «We will not let you go» и «Let him go!», но последняя фраза поётся группой пропустившейся через призму. Далее постоянно происходит поочерёдная смена кадров — то обычная группа, то она сразу шесть раз. На последнем «Let me go» происходит очень быстрая такая смена, а на «Ah» группа уходит синим цветом также, как до этого Меркьюри. На словах «No, no, no, no, no, no, no» плавно менется состояние группы с обычного на разложенное через призму. Слова «Oh mama mia, mama mia» вокалист поёт один. Во время исполнения «Mama mia, let me go. Beelzebub has a devil put aside for me» использовано наложение кадра на кадр группы и её одновременных шести копий. Отсюда, и до конца оперной части постоянно происходит смена с одного состояния на другое.
С характером песни меняется настроение клипа. Вновь музыканты играют на сцене, но теперь на ней много сухого льда и яркого освещения. Меркьюри с микрофоном двигается по площадке, всем видом показывая агрессивность секции — он часто сжимает руки в кулаки и резко двигается под музыку. Во время небольшого гитарного соло он уходит назад, а на первый план выходит Мэй, который более спокоен чем Меркьюри. В конце части певец уже сидит за роялем.
С началом секции сцена заполняется ярким зелёным освещением. Затем её вытесняет более спокойная и тусклая сиреневая подсветка. Здесь показываются поочерёдно то Меркьюри за роялем, то Мэй, исполняющий партию гитары. На словах «Any Way The Wind Blows» вновь группа показывается, какой она была во вступлении и опере. Здесь поёт лишь Меркьюри, а остальные музыканты медленно опускают головы, так что их в конце почти не видно. В последнем кадре показывается едва различимый Тэйлор, мокрый, с голым торсом и в белых штанах, и с силой бьёт в большой блестящий гонг.
Вступление с а капелла было очень трудно исполнять вживую, поэтому группа по-разному начинала песню. Например, в одно время Меркьюри начинал песню с а капелла песни «Mustapha» так как в ней был только один голос, а не многоголосие как в «Bohemian Rhapsody». Во время Hot Space тура и часто после этого, Меркьюри играл импровизацию на рояле перед песней. �ногда он говорил пару слов и начинал играть балладу.
Также большую проблему для группы представляла оперная часть из-за большого количества многоголосий в ней. Группе не хватало времени как следует продумать эту секцию. В итоге от песни осталась только баллада и концовка, а оперная и хард-роковая часть заменялись песнями «Killer Queen» и «The March Of The Back Queen» соответственно, далее песня плавно переходила в «Ogre Battle». �ногда оперная часть игралась в записи, но тогда Меркьюри пел первую строчку сам.
С «A Day At The Races» тура группа начала играть песню так, как делала после этого почти всегда. Баллада игралась вживую, после гитарного соло затухали огни и группа покидала сцену. Опера пелась в записи. Затем в конце, во время последнего «for me» Тэйлора, раздавался залп пиротехники, во время которого группа возвращалась на сцену и играла хард-роковую секцию. Такая форма живого выступления применялась вплоть до тура Magic Tour в 1986 году.
С 2005 года, во время туров Queen + Paul Rodgers, вместо баллады играется выступление Меркьюри с Live At Wembley, и на экранах показывается видео с концерта. Музыканты играют свои партии, а Пол Роджерс пока находится в стороне. Оперная часть, как обычно, играется в записи, а на экранах показывается видеоряд, посвящённый Меркьюри (с некоторыми кадрами из клипа к песне). Группа уходит со сцены, и площадка становится полностью тёмной. Во время хард-роковой части заново зажигается свет, группа появляется на сцене вместе с Роджерсом, поющим основную партию. В заключение Роджерс предлагает спеть зрителям слова «Nothing really matters to me». Затем он повторяет слова, на экране появляется улыбающееся лицо Меркьюри, и после этого сцена наполняется темнотой. Видеозапись баллады Live At Wembley, используемая в туре 2008—2009, несколько отличается от той, что использовалась в 2005—2006 годах.
Великобритания
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЎРЁРђ
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нидерланды
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Швейцария
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Норвегия
|
Швеция
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Австрия
|
Франция
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Австралия
|