Метки: Белорусская автокефальная православная церковь в минске, белорусская автокефальная православная церковь.
Белорусская автокефальная православная церковь — название нескольких неканонических религиозных организаций, объявивших себя автокефальной (то есть независимой) белорусской церковью.
Содержание |
Первые попытки провозглашение автономии Белорусской церкви были предприняты в 1923 году, когда в Минске состоялся собор мирян и духовенства под руководством епископа Мелхиседека (Паевского) (1919 — 23 июля 1922, 1926 — 12 июля 1927), на котором владыка Мелхиседек был провозглашен митрополитом и была предпринята попытка создать автономную Белорусскую церковь, независимую в управлении от Московского патриархата, что не получило одобрения Русской православной церкви. Советское руководство отнеслось отрицательно к созданию отдельной Белорусской церкви, и вскоре все белорусские церковные деятели, являвшиеся сторонниками независимости Белорусской церкви, были арестованы и сосланы в Сибирь.
После оккупации Белоруссии немецко-фашистским войсками, оккупационная администрация и коллаборационистские формирования стали оказывать давление на епископат Белорусской митрополии Русской православной церкви во главе с митрополитом Пантелеимоном, требуя провозгласить автокефалию и провести белоруссизацию церкви: уволить русских священников, вести проповедь на белорусском языке, перестать поминать митрополита Сергия (Страгородского) и т. д.
Архиерейский собор в лице митрополита Пантелеимона и епископа Венедикта под давлением постановил принять условия немцев, однако отложить провозглашение автокефалии до её признания Московским Патриархатом. Отказ Собора от немедленного провозглашения автокефалии вызвал усиление давления на белорусскую митрополию. В конце-концов за продолжающееся сопротивление в мае 1942 года Генеральный комиссариат Белоруссии отстранил митрополита Пантелеймона от церковной власти и сослал его в монастырь.
В 1942 году немецкие власти заставили оставшийся епископат провести Всебелорусский церковный собор. Несмотря на давление как оккупационных властей, так и коллаборационистов, съезд, принявший Статут «Белорусской Автокефальной Православной Национальной Церкви», внёс в него следующее положение: Каноническое объявление автокефалии наступит после признания её всеми автокефальными церквами. Таким образом, формального провозглашения автокефалии на съезде не было, а признания другими церквами не последовало.
Перед освобождением территории Белоруссии иерархия Белорусской митрополии во главе с архиепископом Филофеем (Нарко) выехала в Германию и после окончания войны вошла в состав Русский православной церкви за рубежом. Эмигрировавшие коллаборационисты обратились к руководству непризнанной Украинской автокефальной православной церкви с просьбой создать для них Белорусскую автокефальную православную церковь. Глава УАПЦ Поликарп благословил епископа[1] Сергея (Охотенко) принять их под свой омофор.[уточнить]
5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергея (Охотенко). Епископом БАПЦ был избран в 1949 году бывший мирянин, незадолго до избрания принявший монашеский сан, Василь (Тамащук), который стал секретарём БАПЦ. После разрешения выезда белорусских эмигрантов из Германии архиепископ Сергей выехал в Австралию, а епископ Василь — в США.
В 1968 году были рукоположены́ ещё два епископа БАПЦ. В 1972 году после смерти архиепископа Сергия (который умер под анафемой Константинопольского ПатриархаАндрей (Крыт), которому был присвоен титул митрополита. В 1973 году БАПЦ разделилась на две епархии — Американо-Австралийскую и Канадско-Европейскую. В 1980 году в среде иерархии БАПЦ начались внутренние конфликты, которые привели после смерти митрополита Андрея в 1983 году к расколу на две группы, каждая из которых избрала собственного митрополита. Под руководством мирополита Изяслава (Бруцкого) оказались 3 прихода в Англии, 2 в Австралии и 1 в США, а под руководством митрополита Николая (Мацукевича), которого предал анафеме Собор епископов БАПЦ (группировки Изяслава) — 5 приходов в США, один в Канаде и один в Австралии.
) первоиерархом БАПЦ был выбора епископПосле 1991 года начали предприниматься попытки перенести деятельность БАПЦ на территорию Белоруссии, не имевшие, однако, успеха. Единственной попыткой построить здание БАПЦ в Белоруссии была осуществена в 2002 году в посёлке Пограничный Гродненской области Иваном Спасюком — бывшим священником РПЦ, изверженным из сана и объявившим себя главой БАПЦ в Белоруссии (однако, сама БАПЦ его не признаёт). Недостроенное здание было вскоре демонтировано по решению Гродненского облисполкома за нарушение условий строительства. Иван Спасюк организовывает затем свою Белорусскую народную церковь и входит с ней во Всемирный Американский Патриархат — ещё одну белорусскую церковь, в которую принимают и рукополагают в епископов и патриархов всех желающих[2]. Там же, вероятно, получил титул патриарха и глава созданной в начале 1990-х годов Белорусской народной автокефальной православной церкви (БНАПЦ), не признаваемой БАПЦ, Пётр Гуща, привлекавшийся к уголовной ответственности по обвинению в растлении малолетних, но осуждённого за злостное хулиганство[3]. После суда эмигрировал из Белоруссии. В дальнейшем, эта организации также стала называть себя «БАПЦ»[4].
Периодически на оппозиционных митингах в Минске перед телекамерами появляются неизвестные люди, одетые в одежду православных священников, которые скандируют лозунги вместе с другими митингующими[3]. БАПЦ отвергает их принадлежность к своей юрисдикции[5] и называет их приверженцами «Всемирного Американского Патриархата».
За рубежом после кончины одного из митрополитов — Николая (Мацукевича) (2002 год), второй — Изяслав (Бруцкий) объединил обе части расколовшейся ранее БАПЦ под своим началом. Однако ещё одним новым митрополитом и главой БАПЦ объявил себя Александр Сологуб — которого ранее рукоположил во епископы митрополит Николай (за три недели Сологуб прошёл путь от мирянина до епископа), а через месяц он же и отлучил Сологуба от БАПЦ. Тогда Сологуб вместе с сербским епископом Дамаскиным рукоположил в епископа серба Йована Пурича, а после смерти Николая (Мацукевича) объявил себя главой БАПЦ. К этой группировке в 2003 году присоединился Иван Спасюк, который затем, вместе с Йованом Пуричем низложили Сологуба, но признания другой части БАПЦ всё равно не получили.
В 2000-х годах центром БАПЦ стал кафедральный собор св. Кирилла Туровского в Бруклине. При соборе существует приходской совет, состоящий в основном из националистов-эмигрантов новой волны. Собор часто используется для общественных мероприятий, из церковной практики сохранились лишь некоторые внешние атрибуты. Фактическое управление от имени престарелого Изяслава осуществляют Борис Данилюк, Зенон Позняк, Вячеслав Логин, Николай Саганович, Александр Сильванович (умер в 2007 году).
В 2005 году викарный епископ Барановичский и Бруклинский Василий (Костюк), перешедший в 2004 году в БАПЦ из РПЦ наложил анафему на Данилюка и исключил ряд членов приходского совета БАПЦ по обвинению в неофашизме и превращению церковной общины в псевдохристианскую националистическую тоталитарную секту, весьма далёкую от церкви. Несогласные с исключением и их сторонники во главе с секретарём Консистории БАПЦ Борисом Данилюком не подчинились такому решению и заблокировали церковь в Бруклине. Лишившись реальной власти, Василий вышел из БАПЦ и основал новую организацию «Греко-православные приходы на Беларуси». В его организацию переходят люди, не желающие состоять в РПЦ, но и не приемлющие антирусскую и радикально-националистическую деятельность БАПЦ[6][7]. Кроме того, это единственный «первосвященник», понимающий необходимость согласия Московского и Константинопольского патриархатов для провозглашения автокефалии.
В 2005 году митрополит Изяслав предал анафеме Бориса Данилюка. В ответ Данилюк поместил Изяслава в дом престарелых и сделал невозможным какой-либо доступ к нему. Изяслав умер в ноябре 2007 года.
Ещё одну БАПЦ создал извергнутый из сана католический диакон Дмитрий Беленький, который на своё имя зарегистрировал Американскую Белорусскую епархию БАПЦ. Никакой богослужебной деятельностью не занимается и паствы не имеет. По видимому, цель регистрации — получение налоговых льгот[8].
В настоящее время существует следующая информация о количестве приходов «основной» БАПЦ (Изяслава-Данилюка): 1 в Канаде (Торонто), 2 в США (Бруклин и Гайлен Парк), 1 в Великобритании (Манчестер) и 2 в Австралии (Аделаида, Мельбурн). Однако реально действующими являются только два прихода — в Бруклине и Гайлен-Парке. В храме св. Кирилла Туровского в 2006 и 2007 годах служил о. Петро Згоба, родом с Украины, бывший псаломщик Киевского патриархата.
Tags: Белорусская автокефальная православная церковь в минске, белорусская автокефальная православная церковь.