Momotik.ru

Народный проект

Метки: Венера-15.16, венера-15.

Венера-15
Автоматическая межпланетная станция «Венера-15»

АМС «Венера-15»
Задачи

радиолокационное картографирование поверхности Венеры

Спутник

Венеры

Выход на орбиту

10 октября 1983 года

Количество витков

>260[1]

Запуск

2 июня 1983 02:38:39 UTC

Ракета-носитель

Протон-К

Стартовая площадка

Байконур, Пл. № 200 ПУ № 39 (200Л)

NSSDC ID

1983-053A

SCN

14104

Технические характеристики
Масса

5250 кг[2]

Размеры

высота: 5 м
диаметр: 0,6 м

Элементы орбиты
Наклонение

92,5°[3]

Период обращения

24 часа

Апоцентр

66000 км[3]

Перицентр

1000 км[3]

Венера-15 на Викискладе

«Вене́ра-15» — советская автоматическая межпланетная станция (АМС), запущенная по программе исследования планеты Венера. Старт АМС «Венера-15» был осуществлен 2 июня 1983 года в 02:38:39 UTC (06:38:39 мск) с космодрома Байконур, с помощью ракеты-носителя «Протон». Цель запуска — радиолокационное картографирование поверхности планеты Венера. Обследовать из космоса поверхность планеты Венеры возможно только с помощью радиолокатора, так как Венера постоянно окутана плотными облаками. Приполярная область Венеры, картографированием которой занималась «Венера-15», до её полёта была «белым пятном», поскольку она, в отличие от более южных районов, недоступна и для радиолокации с Земли, а также не была охвачена исследованиями с искусственного спутника Венеры «Пионер-Венера-1»[4]. Кроме того, часть поверхности планеты Венера, а именно, от 30 градусов с.ш. до 75 градусов с.ш., отснятая АМС «Пионер-Венера-1» с разрешением 200 км по местности и разрешением 200 м по высоте[5], была переснята АМС «Венера-15» и АМС «Венера-16» с разрешением 1—2 км по местности и разрешением 30 м по высоте.[3] Последний сеанс связи с аппаратом проведён 5 января 1985 года[6].

Содержание

Описание аппарата

АМС «Венера-15» представляла собой цилиндр высотой 5 метров и диаметром 0,6 метра. На одном конце цилиндра были укреплены две антенны, предназначенные для радиолокационного зондирования поверхности планеты Венера: антенна радиолокатора бокового обзора с синтезированной апертурой[3], зеркало которого представляло собой параболический цилиндр, оно имело длину 6 метров и ширину 1,4 метра, и вторая — антенна радиовысотомера с параболическим зеркалом диаметром 1 метр, для измерения высоты над поверхностью планеты Венера и её отражательных свойств.[7] Сложенная и накрытая защитным экраном во время межпланетного перелёта, на подлёте к Венере антенна радиолокатора сбросила его и раскрылась. Антенна радиовысотомера была закреплена неподвижно на корпусе корабля. Во время обычных сеансов сканирования поверхности Венеры, она была направлена вертикально вниз. Антенна радиолокатора, в процессе сканирования, отклонялась от оси корабля на 10°. Эта система радиолокационного зондирования была разработана Московским энергетическим институтом[8]. На другом конце АМС были топливные баки, двигатели и приборный отдел[9] Две прямоугольные солнечные батареи располагались с двух сторон АМС и были раскрыты в виде крыльев. Для связи с Землёй, на АМС была установлена подвижная тарелка радиоантенны с параболическим зеркалом (диаметр 2,6 метра). Скорость передачи информации не зависела от расстояния до станций и составляла 100 Кбит/с, а в сутки операторы на Земле принимали 100 Мбит данных[3].

На АМС были также установлены: инфракрасный фурье-спектрометр, детектор космических лучей (6 сенсоров), детекторы солнечной плазмы. Масса АМС составила 5250 кг[2].

Через пять суток после старта межпланетной станции «Венера-15», была запущена также АМС «Венера-16», которая имела точно такое же оборудование и те же задачи, что и «Венера-15». Обе межпланетные станции («Венера-15» и «Венера-16») были модификацией предыдущих АМС «Венера-13» и «Венера-14». Вместо спускаемых аппаратов на «Венере-15» и «Венере-16» было установлено радиолокационное оборудования для обследования рельефа поверхности планеты Венера.

Для приема информации от станций «Венера-15» и «Венера-16» использовались две крупнейшие на то время в СССР антенны — антенна РТ-70 в Центре дальней космической связи под Евпаторией с диаметром главного зеркала 70 метров и антенна РТ-64 в Медвежьих Озёрах под Москвой с диаметром главного зеркала 64 метра[7].

Приблизительная траектория перелета к Венере АМС «Венера-15».

Перелёт к Венере осуществлялся с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли[3], при сходе с неё блоком ДМ аппарату сообщён импульс в 3,7256 км/с[6]. Видимо, траектория перелёта была близка к гомановской, поскольку длительность полёта к Венере по гомановской траектории составляет 146 суток, и именно июнь 1983 года являлся благоприятным сезоном для перелёта по такой траектории[10]:386. 10 июня и 1 октября 1983 года были проведены коррекции орбиты станции, когда ей были сообщены импульсы в 6,376 м/с и 2,1 м/с[6]. На пути полёта к «утренней звезде» «Венера-15» проводила исследования космических лучей от Солнца и галактик[9].

Исследование Венеры

Выход на орбиту ИСВ

10 октября «Венера-15» достигла окрестностей планеты Венера и перешла на орбиту с периодом обращения 23 часа 26 минут 50 секунд, кеплеровыми элементами: большая полуось — 38848 км, эксцентриситет — 0,82098, наклонение — 87° 32', — 117° 53', — 35° 27'[11]. Первый сеанс радиозондирования Венеры был проведён «Венерой-15» 16 октября, и в 6:22 мск этого дня сигнал, включавший, в частности, картинку с радиолокационным изображением поверхности Венеры начал приниматься станцией в Медвежьих Озёрах[12]. Заснятая полоса охватывала 100 км по ширине и 7000 км по длине, проходила в 4 градусах мимо полюса от широты 80 градусов за полюсом до 30 градусов перед полюсом[13]. После коррекций 17 октября и 2 ноября «Венера-15» вышла на новую полярную орбиту вокруг планеты Венера[9]. Параметры орбиты составили: минимальное удаление 873 км над точкой, находящейся на 62° северной широты, максимальное удаление ~ 65000 км, наклонение орбиты ~ 92,5°, период обращения 23 ч 57 мин 26 сек[6]. «Венера-16» была выведена на орбиту вокруг планеты Венера 14 октября. Орбита «Венеры-16» была сдвинута относительно орбиты «Венеры-15» на 4°.

Радиолокационная съёмка и высотное профилирование

Две станции, «Венера-15» и «Венера-16», работали совместно более восьми месяцев. Длина волны, на которой осуществлялась радиолокация разработчиками станции была выбрана равной 8 см из соображений близкого к минимальному ослаблению сигнала атмосферой Венеры (2,2 децибел)[3]. Ежесуточный сеанс съёмки обычно продолжался 16 минут — в период максимального приближения станции к поверхности планеты Венера. Радиолокатор в течение этого времени, по мере движения станции, заснимал полосу шириной 120 км и длиной 7500 км, начинавшуюся на 80 градусах с.ш. за полюсом, проходившую вблизи полюса и вдоль меридиана шедшую до 30 градусов с.ш. перед полюсом[3]. Так как за сутки Венера поворачивалась на определённый угол, следующая полоса тоже поворачивалась и снимаемая область была уже отличной от предыдущей. При одновременной работе радиовысотомера радиолокатор снимал полосу справа по движению станции, полюс же находился слева. Для того, чтобы снять область, непосредственно прилегающую к полюсу, каждые десять дней проводился особый сеанс, во время которого станция поворачивалась на двадцать градусов по часовой стрелке вокруг оси, параллельной движению и таким образом антенна радиолокатора переходила на левую сторону по движению станции, радиовысотомер же при этом отклонялся от вертикали на 20 градусов и измерение высот не проводилось[4]. За время полного оборота Венеры вокруг своей оси, с 11 ноября 1983 по 10 июля 1984 годов АМС «Венера-15» и АМС «Венера-16» получили радиолокационное изображение поверхности планеты Венера в области от северного полюса до, приблизительно, 30° северной широты[8], то есть, приблизительно, 30 % поверхности Венеры.

Инфракрасная спектрометрия

Для получения информации о тепловом излучении планеты Венера на станции был установлен инфракрасный фурье-спектрометр, изготовленный в ГДР. Он являлся основным средством измерения в эксперименте по программе «Интеркосмос», проводимом учёными СССР и ГДР. Модель инфракрасного фурье-спектрометра была усовершенствованной версией устройств, применявшихся на советских ИСЗ серии «Метеор». Значительным его преимуществом над предшествующими моделями была способность проводить обратное преобразование Фурье над интерферограммами прямо на борту АМС и передавать на Землю, по желанию операторов, либо необработанные интерферограммы, либо готовые спектры, либо и то, и другое[11]. При помощи этого прибора с орбиты ИСВ станции «Венера-15» и «Венера-16» в 1983 году получили 1500 спектров инфракрасного излучения, каждый — в диапазоне длин волн от 6 до 40 мкм. Исследованный пояс широт — от 66 градусов ю.ш. до 87 градусов с.ш. Обычно вдоль каждой трассы, которая проходила в меридиональном направлении вблизи полюса с ночной стороны Венеры на дневную, станцией регистрировалось 50—60 инфракрасных спектров[8].

Обработка информации и составление карт

Сигнал, поступавший с АМС проходил обработку с помощью ЭВМ СМ-4 и специально разработанной аппаратуры, включавшей такие элементы, как процессор, выполнявший преобразование Фурье, в Институте радиотехники и электроники АН СССР (ИРЭ), где по нему строились профили высот поверхности и её радиолокационные изображения[8][3]. Данные ИРЭ обрабатывались в Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР и в ЦНИИГАиК[8]. Параметры орбиты, необходимые при обработке картографической информации, уточнялись Институтом прикладной математики АН СССР[14]. Система координат точек на поверхности Венеры, использовавшаяся станцией, соответствовала утвержденной МАС в 1982 году[15]. С помощью несложных преобразований — умножения на одну матрицу размером 3×3, она может быть приведена к системе, принятой МАС в 1985 году[16] и использовавшейся, в частности, КА «Магеллан»[1]. Для более наглядного представления высот они отсчитывались от сферы радиусом 6051 км, который по данным на то время был равен среднему радиусу Венеры[4].

Данные измерений радиолокатора и радиовысотомера служили основой при создании карт Венеры, для каждой из 27 частей исследованной области была составлена фотографическая и гипсометрическая карты. Эта работа была завершена Институтом в 1987 году[4]. Разрешение радиолокационных изображений составляло 1—2 км, и поэтому для фотографических карт использовался масштаб 1:5000000. Для фрагментов карт, охватывающих широты до 80 градусов с.ш. использовалась нормальная равноугольная коническая проекция Ламберта — Гаусса, а для широт от 80 до 90 градусов с.ш. — стереографическая проекция[14]. Для составления гипсометрических карт использовались данные радиовысотомера, полученные по трассам следования станций, точность каждого измерения высоты составляла 30 метров. Значения высоты между трассами получались интерполяцией по методу обратных взвешенных расстояний[3]. На основе этих карт был выпущен первый атлас рельефа Венеры[17]. В 1989 году за «создание первых детальных карт поверхности Венеры цифровыми методами и анализ на их основе геологии Венеры» А. Т. Базилевскому, Г. А. Бурбе, С. Ф. Загороднему, А. И. Захарову, С. П. Игнатову, А. А. Крымову,М. В. Островскому, А. А. Пронину, А. Л. Суханову, А. Г. Тучину, Ю. С. Тюфлину и Б. Я. Фельдману была присуждена Государственная премия СССР[18]. Картографирование Венеры было позже продолжено аналогичными методами при помощи американского космического аппарата «Магеллан».

По спектрам инфракрасного излучения, полученным с помощью фурье-спектрометров станций «Венера-15» и «Венера-16» были составлены 1500 профилей температуры атмосферы Венеры в диапазоне высот от 60 до 90 км над различными точками её поверхности, определено содержание различных газообразных веществ, плотность облаков и высота их верхней кромки. Установлено, что чем ближе к полюсу, тем плотнее облака и тем ниже их верхняя граница. У полюса обнаружены два «горячих пятна», где высота верхней кромки облаков на 10 км ниже, чем на экваторе, а поток теплового излучения достигает максимальных для всей венерианской атмосферы значений[8].

Новые имена на карте Венеры

«Венера-15» и «Венера-16» обнаружили два новых типа структур рельефа[19]:14, которые стали называть родовыми терминами «венец» (кольцевые структуры размером от 150 до 600 км)[20] и «тессера» (структуры из чередующихся хребтов и долин, на снимках напоминающие паркет)[21]. Открытым в результате работы станций «Венера-15» и «Венера-16» деталям поверхности Венеры Международный астрономический союз, в соответствии с обычной в таких случаях процедурой, присвоил названия. Они выбирались из специального картографического банка имён, который, в частности, включал добавленные по предложению Института этнографии и одобренные номенклатурной комиссией при Астрономическом Совете АН СССР имена героинь эпических произведений народов СССР[22]. Имена для открытых АМС «Венера-15» и «Венера-16» деталей рельефа были утверждены XIX Ассамблеей МАС в Нью-Дели (1985 год) и XXI Ассамблеей МАС в Буэнос-Айресе (1991 год)[23]. Так многие из указанных имён появились на картах приполярной области Венеры.

Библиография

Примечания

  1. ↑ Подборка данных о Венере, полученных АМС «Венера-15» и АМС «Венера-16», предоставленная Институтом геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН и Московским энергетическим институтом, на сайте НАСА
  2. ↑ Отечественные исследования Венеры // Наука и жизнь. — 2006. — № 1.
  3. ↑ Новая эпоха в исследовании Венеры (Радиолокационная съемка с помощью космических аппаратов «Венера-15» и «Венера-16»). — М.: Знание, 1988. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия»; № 3).
  4. 1 2 3 4 Захаров А.И., Синило В.П. Венера: портрет полярной области // Наука и человечество. — М.: Знание, 1989. — С. 308—313.
  5. Галкин И.Н. Внеземная сейсмология. — М.: Наука, 1988. — С. 164. — 195 с. — (Планета Земля и Вселенная). — 15 000 экз. — ISBN 502005951X
  6. ↑ Венера-15 и Венера-16 на сайте НПО имени С. А. Лавочкина
  7. 1 2 Сквозь облака Венеры // Наука и человечество. — М.: Знание, 1985. — С. 323—328.
  8. 1 2 3 4 5 6 «Венера-15», «Венера-16»: обработка результатов продолжается // Наука и человечество. — М.: Знание, 1986. — С. 328—332.
  9. 1 2 3 Ежегодник Большой Советской Энциклопедии: 1984. Вып. 28 / Гл. ред. В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 476—477. — 584 с.
  10. Левантовский В.И. Механика космического полета в элементарном изложении. — 3-е изд. — М.: Наука, 1980. — 512 с.
  11. ↑ VENERA-15 and VENERA-16 Infrared Spectrometry - First Results». Soviet Astronomy Letters 10 (2): 101-105.
  12. Р. Сворень Под облаками — горы // Наука и жизнь. — М.: Правда, 1984. — № 4. — С. 29—32.
  13. О.Н.Ржига Взгляд сквозь облака // Земля и Вселенная. — М.: Наука, 1984. — № 1. — С. 2-5.
  14. 1 2 О.Н.Ржига, Ю.С.Тюфлин Карты планеты Венера // Земля и Вселенная. — М.: Наука, 1989. — № 3. — С. 19-21.
  15. Report of the IAU Working Group on Cartographic Coordinates and Rotational Elements of the Planets and Satellites: 1982». Celestial Mechanics 29: 309-321.
  16. Report of the IAU/IAG/COSPAR working group on cartographic coordinates and rotational elements of the planets and satellites: 1985». Celestial Mechanics 39: 103-113.
  17. В. А. Котельников, В. Л. Барсуков, Э. Л. Аким и др. Атлас поверхности Венеры. — Москва, Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989
  18. О.Н.Ржига, А.И.Сидоренко Загадочные ландшафты Венеры // Земля и Вселенная. — М.: Наука, 1990. — № 3. — С. 93.
  19. Бурба Г.А. Номенклатура деталей рельефа Венеры. — М.: Наука, 1988. — 64 с. — 1350 экз. — ISBN 5020000035
  20. О.Н.Ржига, А.И.Сидоренко Загадочные ландшафты Венеры // Земля и Вселенная. — М.: Наука, 1990. — № 2. — С. 91.
  21. О.Н.Ржига, А.И.Сидоренко Загадочные ландшафты Венеры // Земля и Вселенная. — М.: Наука, 1989. — № 6. — С. 45.
  22. Геологи исследуют Венеру // Наука и жизнь. — М.: Правда, 1985. — № 2. — С. 66—69.
  23. Names on the maps of Venus - A pre-Magellan review». Earth, Moon, and Planets 50-51: 541-558. 0167-9295.

См. также

Ссылки


Tags: Венера-15.16, венера-15.