Метки: Венера и марс картины, венера и марс это, венера и марс картина боттичелли, венера и марс мужчины в рыбах, венера и марс звёзды.
«Венера и Марс» — полотно флорентийца Сандро Боттичелли, написанное ок. 1483 года. Написано, возможно, по заказу купеческой семьи Веспуччи. Находится в экспозиции Лондонской национальной галереи.
Вот как пишет Марсилио Фичино:
Марс выделяется между планетами своей силой, ибо он делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним <…>, часто в соединении с Марсом или в противостоянии к нему <…> Венера не даёт ему проявить свои недобрые свойства <…>, она господствует над Марсом и смиряет его, Марс же никогда не господствует над Венерой".
Этот отрывок даёт нам ключ к прочтению картины: Венера — это любовь, обезоруживающая войну, мир, усмиряющая раздор, гармония, включающая в себя согласие и взаимопонимание. Аллегорической теме идиллического союза Марса и Венеры, уходящей корнями в дидактическую поэму Лукреция «О природе вещей» (I, 31-40), посвящали свои стихи многие известные поэты, в том числе Анджело Полициано (Стансы, I, 122—126) и правитель Флоренции Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный («Любовь Венеры и Марса»).
Вероятно, картина Боттичелли также была написана в связи с бракосочетанием в семье Веспуччи. Эта семья (из которой, кстати, происходил мореплаватель Америго Веспуччи) была давно связана с семьёй Филипеппи. Об этом свидетельствуют осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — а именно пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи.
Более или менее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из них одета, другая обнажена) лежащих лицом друг к другу — античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, хранящийся в Ватикане. А вот маленькие сатиры, вносящие некоторое оживление в умиротворённую атмосферу картины, играя оружием Марса, кажутся позаимствованными из описанной Лукианом картины Аэтиона «Бракосочетание Александра и Роксаны».
Венера, в полулежащем положении с положенной на подушку правой рукой, смотрит на юного мускулистого красавца Марса влюблённым взглядом. Марс, обольщённый Венерой, сладко спит. Сатиры — самые весёлые персонажи полотна — один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем, и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры.
Композиция имела огромный успех и довольно быстро стала образцом: её повторили известные художники своего времени — Пьеро ди Козимо и Якопо дель Селайо (обе — Берлинские музеи), но эти копии сильно отличаются от оригинала Боттичелли: Венера представлена обнажённой, на руках богини Купидон, а вместо сатиров — Амуры, крылатые спутники богини. Те же особенности можно наблюдать в раме для зеркала из дома Медичи, приписываемой мастерской Поллайоло (ныне — Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Сандро Боттичелли | ||
---|---|---|
Мифологические |
|
|
Религиозные |
Сцены из жизни святого Зиновия · Мистическое Рождество |
|
Портреты |
|
|
Другое |
|
|
Связанные персоналии |
|
Tags: Венера и марс картины, венера и марс это, венера и марс картина боттичелли, венера и марс мужчины в рыбах, венера и марс звёзды.