Momotik.ru

Народный проект

Гибридный ракетный двигатель


ГРД (схема1)
ГРД (схема2)

Гибри́дный раке́тный дви́гатель (ГРД) — химический ракетный двигатель, использующий компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях — жидком и твердом. В твердом состоянии может находиться как окислитель, так и топливо.

Наличие твердого компонента позволяет существенно упростить конструкцию, что делает ГРД одним из самых перспективных, надежных и простых типов ракетных двигателей.

Применяемые окислители достаточно распространены — жидкий и газообразный кислород, закись азота. Топливом может быть, в принципе, любое твердое горючее вещество — обычно ПВХ, бутилкаучук, резина, парафин и прочие.

Простота конструкции, наряду с неизученностью ГРД, открывает широкие возможности постройки ГРД как научными организациями, так и частными лицами по всему миру. Стоит отметить, что на первом частном космическом челноке «SpaceShipOne» компании «Scaled Composites»[1], поднявшемся в 2004 году на высоту более ста километров, использовался именно ГРД.

В Российской Федерации, исследованием и постройкой ГРД занимаются единицы. Из представленных в СМИ, это лишь Исследовательский Центр имени М. В. Келдыша[2]. Существуют так же частные проекты, находящиеся в самом начале своего развития.

В СССР первый полёт экспериментальной крылатой ракеты, спроектированной под руководством советского конструктора Сергея Павловича Королева в ГИРД, оснащённой гибридным ракетным двигателем состоялся 23 мая 1934 года.

Примечания

  1. http://www.scaled.com/projects/tierone/
  2. Исследовательский центр имени М. В. Келдыша

Ссылки по теме

  • ФГУП "Исследовательский Центр им. М. В. Келдыша
  • SpaceShipOne
  • Solaris_H_2S
  • Hybrid Roсket Motor — Per aspera ad astra (Россия)
  • HyEnD  (нем.)
  • [1] - разработка ГРД в РФ.