Momotik.ru

Народный проект

Метки: Диофизитство, диофизитство православие.

Перейти к: навигация, поиск

Диофизи́тство (от греч. δυο — «две» + φύσις — «природа, естество») — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая. Доктрина имеет свои истоки в учении Антиохийской богословской школы. Противопоставляется миафизитству — христологической концепции, признающей единство природы Бога воплощенного.

Диофизитство как христологическая концепция принято в Православии византийской традиции, в Католичестве, и в различных доктринах несторианства, исповедуемого Ассирийской церковью Востока. Несторианство, по мнению В. М. Лурье, опровергаемому богословами Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока, исповедует не только две природы, но и два субъекта этих природ во Христе: человека Иисуса и Божественный Логос, Второе Лицо Пресвятой Троицы.[1][неавторитетный источник? 381 день]Халкидонский собор, несмотря на однозначное отвержение учения Нестория, исповедует диофизитство, которое может быть истолковано в несторианском смысле, что, по мнению совместного Второго Константинопольского собора православных и миафизитов, до Халкидонского собора делали усопший в мире и согласии с Церковью блаженный Феодорит Кирский, считающийся многими православными также святым за его подвижничество в утверждении диофизитства, особенно после Халкидонского собора, и другие криптонесториане, часть сочинений которых была осуждена на Втором Константинопольском соборе.

На Втором Константинопольском соборе двусубъектная христология Нестория однозначно отвергнута Православными церквями византийской традиции, которые исповедуют односубъектную диофизитскую христологию, богословски близкую к христологии святителя Кирилла Александрийского, также признававшего отдельные божественную и человеческую природу Спасителя, но формально не совпадающую с ней[1][неавторитетный источник? 381 день].

Строгое диофизитство Халкидонского собора фактически без учёта решений о «древнеправославности миафизитов» формально почитаемого католиками Второго Константинопольского собора, на котором присутствовали миафизиты и который анафематствовал Аполлинария Лаодикейского Младшего и тем самым отменил использование христологической формулы Аполлинария Лаодикейского Младшего, применённой Кириллом Александрийсим, но признал её древнеправославной, исповедуется Римской католической церковью.

Диофизитство отвергается Древнеправославными церквами, исповедующими христологию Александрийской богословской школы и использующими богословские определения Кирилла Александрийского без учёта его диофизитства.

Диофизитство, как несторианское, так и халкидонское, с точки зрения миафизитского богословия является ересью, отвергается и анафематствуется всеми Древневосточными православными церквями, в частности ААЦ. Например, такие анафематизмы, в списке всех иных ересей, даны Маназкертским собором Армянской Апостольской Церкви [2].

См. также

Примечания

  1. ↑ Оглавление
  2. Հայ Եկեղեցու Քրիստոսաբանոությունը (Եզնիկ Ծ. Վարդապետ Պետրոսյան) // Христология Армянской Церкви (арх. Езник Петросян)[цитата не приведена 1603 дня]

Литература

Творения Святых Отцов

  1. Прп. Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)

Научно-богословская литература

  1. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  2. Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2[неавторитетный источник? 381 день]
  3. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  4. Вселенские Соборы. Париж, 1963


Tags: Диофизитство, диофизитство православие.