Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.
Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.
Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть сверженным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.
Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью»[4]. Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте[5], или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запелёнатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите[6]. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в Аркадии[7]. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно[8].
По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Также на Крите его кормили пчелиным мёдом[9]. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе[10]. По преданию, пещеру охраняли стражники и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того, чтобы это не услышал Кронос.
Борьба за власть
Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть братьев Зевса. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл[11]. На скипетре Зевса — орёл[12]. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием[13].
Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартарациклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.
Правление
Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс владычествовал над землёй и в подземелье, вершил суд над мёртвыми. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.
«Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см.
Попытки свержения
Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Герой и Аполлоном: они заковали Зевса цепью и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь сына Урана — гекатонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Во второй раз было пророчество, которое никто не знал, кроме Геи и Прометея. Гею Зевс не осмелился тревожить, так как она столь древняя и почтенная, а Прометей ничего не сказал тогда Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приковал Прометея, но через много лет Прометей открыл пророчество Зевсу, и тот не женился на Фетиде.
Асопа он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в Дельфах.
Изображения
Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами.
В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он — персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий.
Молния Зевса — материальное оружие, своего рода двухконечные, двух- или трёхзубчатые вилы с зазубринами. В барочной живописи они изображались как пучок языков пламени, который может держать в когтях орёл.
Скипетр.
Иногда Молот.
Колесница, запряжённая орлами.
Зевс с орлом, 560 г. до н. э.
Фрагмент бронзовой статуи Зевса, держащего молнию, II в.
Скипетр со статуэткой богини Победы, римская статуя
Сюжеты
Изображение
Миф
Аллегория
Воспитание Юпитера
Младенца-Зевса, спрятанного от кровожадного отца, кормит коза Амалфея. Ребёнок растёт на склонах горы Иды (о. Крит), нимфы кормят его диким мёдом и козьим молоком. Он изображается в пасторальной атмосфере, лежащим в колыбели и окружённым нимфами-воспитательницами (ср. с сюжетом о находке Моисея). Другой вариант — ребёнок на руках у нимф, которые подносят ему ко рту крынку молока, в то время как другие собирают дикий мёд, а пастух доит козу. Коза также может вскармливать Юпитера.
Юпитер и Юнона
Юпитер сидит на ложе, его обнимает Юнона. Оба могут быть полуобнажёнными. Рядом изображены орёл и павлин, символы обоих богов. Юнона может быть опоясана поясом Венеры.
Аллегория силы любви.
Жертвоприношение Юпитеру
Изображена статуя сидящего Юпитера, который держит скипетр, рядом сидит его орёл. На переднем плане изображён алтарь с горящим пламенем. Идолопоклонники (возможно, девушки с горы Ида) молятся под руководством жреца или приносят жертвы.
Чтобы похитить прекрасную царевну, Зевс превращается в быка. Девушка восхищается его красотой и садится на него, а он бросается в море и увозит её с родного острова.
Чтобы овладеть недоступной красавицей, Зевс обратился в прекрасного лебедя, которому она дала приблизиться к себе и стала с ним играть. Она родила от него Полидевка и Елену
Чтобы овладеть красавицей, запертой от греха в подземный «бункер», Зевс превращается в золотой дождь и таким образом просачивается сквозь потолок и проникает в её лоно. В изображениях часто фигурирует старуха-служанка. В таком случае, золотой дождь имеет два толкования: прямой, согласно мифу — для девушки, и аллегория денег, которые смягчат любую дуэнью — для старухи.
Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.
Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.
Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.
В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину, в облике жеребца — Дию. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.
Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, от плеядыМайи[26].
Афина — богиня справедливой войны и мудрости, от океанидыМетиды, первой жены Зевса. По Гесиоду, Зевс проглотил беременную Метиду и родил Афину самостоятельно. По другим версиям, Афина родилась от Геллении[27] или Корифы (дочь Корифы носит имя Кория у аркадян).
Сабазий (он же «старший Дионис» или Загрей) — божество мистерий, от Персефоны. Зевс посетил Персефону в виде змея[28], и та родила ему рогатого младенца[29].
П. Кречмер, мнение которого об этимологии имени Зевса считается общепринятым, пришёл к выводу, что оно имеет индоевропейское происхождение и обнаруживает первоначальное его значение как бога светлого неба, дня, света[77].
Множественность Зевсов
Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов[45]:
Итомский (Ἰθωμαῖος). От мессенской горы Итома (Ἰθώμη). См. Мифы Мессении.
Касий (Κάσιος, касийский). Эпитет. Святилище Зевса Касия было по дороге на Пелусий[88], где был похоронен Помпей[89]. Алтарь Зевса Касия был в городе Кассиопа на Коркире[90].
Кенейский (Κηναῖος). От мыса Кеней (Κήναιον или Κηναῖον) на Эвбее. См. Мифы Евбеи.
Лабрадейский (точнее Лабрандейский; Λαβραδεύς, Λαβρανδεύς,). От города Лабранды ( τὰ Λάβρανδα) в Карии. Эпитет Зевса у карийцев. Возводится Плутархом к названию боевого топора «лабрис» (λάβρυς)[91]. См. Элиан. О природе животных XII 30.
Ликейский (Λύκαιος или Λυκαῖος,). От горы Ликей (то есть Волчая; Λύκαιον). См. Мифы Аркадии.
Феспрот (Θεσπρωτός). По названию области Феспротида (Θεσπρωτίς) в Эпире. Эпитет Зевса в Додоне[92]. Зевс Додонский в виде дуба, корни которого омывает ручей.
По функциям
Апомий (Ἀπόμυιος, «отгоняющий мух»).
Арей (Ἀρεῖος, «воинственный», либо «искупитель» (ср. Афина Арея)). См. Эномай.
Аристарх (Ἀρίσταρχος, «лучший правитель»). Эпитет Зевса (у Симонида)[93].
Гикесий (Ἱκέσιος, покровитель просящих). Эпитет Зевса[94].
Горкий. (Ὅρκιος, хранитель клятв). Эпитет Зевса, его статуя в Олимпии. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы Олимпийских состязаний[95].
Евбулей (Εὐβουλεύς, подающий благие советы). Известен также как эпитет Зевса[96].
Кларий (Κλάριος, наделяющий жребием). Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями Аркада[97].
Ксений (Ξένιος, охраняющий чужеземцев). Эпитет Зевса[98]. В Амафунте на Кипре приносили людей в жертву Зевсу Ксению, за что жители были превращены в коров[99].
Милихий (Мейлихий; Μειλίχιος, милостивый)[100] Эпитет Зевса[101]. Его праздник Диасии в Афинах, его жертвенник у брода через Кефис, ему приносили в жертву барана, у него очищался Тесей перед входом в Афины[102]. Также его статуя была в Коринфской области[103].
Морий (Μόριος, покровитель священных маслин[104]). Эпитет Зевса[105], культ в Афинах.
Панамфайос (всепрорицатель). Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем[106].
Полией (Πολιεύς, градохранитель). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор[107].
Полиух (Πολιοῦχος, владеющий городом, то есть градохранитель).
Сотер (Σωτήρ, спаситель). Эпитет Зевса и других богов[108].
Стратий (Στράτιος, воинственный). Эпитет Зевса[109]. Также Арея и Афины.
Элевтерий (Ἐλευθέριος, освобождающий, избавляющий). Эпитет Зевса[113]. В микенских текстах бог e-re-u-te-re (Элевфер)[114].
По атрибутам
Хрисаорей (Χρυσαορεύς, с золотым мечом). Эпитет Зевса. Его храм в Карии[115].
Эгиох (Αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду»). Эпитет Зевса[116], ибо его вскормила коза[117]. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик Горгоны[118].
Прочее
Аттис. Вифинцы называли так Зевса, восходя на вершины гор[119].
Велхан. Эпитет Зевса на монетах в Фесте, изображается с петухом[120]. Негреческое слово. Сопоставляется с этрусским Велханом[121].
Гипсист (Ὕψιστος, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в Фивах[122].
Корифей (Κορυφαῖος). По мнению Павсания, Зевс Корифей — перевод имени Юпитера Капитолийского[123].
Кронид (Κρονίδης), или Кронион (Κρονίων), или Кроний (Κρόνιος) Патроним Зевса[124].
Лаприй. Согласно Евгемеру, союзник Зевса, откуда эпитет Зевса Лаприя[125].
Лафистий (Λαφύστιος, пожиратель). Эпитет Зевса у орхоменян[126] и в Галосе[127].
Мессапий (Μεσσάπιος). Прозвище Зевса в Лаконике. Местные жители считали, что оно происходит от имени его жреца[128].
Минотавр. Ипостась Зевса Критского.
Мойрагет (Μοιραγέτης, водитель Мойр). Эпитет Зевса[129]. В храме в Дельфах стояли статуи Зевса и Аполлона Мойрагетов[130].
Олимпийский (Ὀλύμπιος).
Панэллениос (Πανελλήνιος, всегреческий, то есть верховный). Эпитет Зевса[131].
Силланийский (Συλλάνιος). Непонятного происхождения эпитет Зевса и Афины в Спарте[132].
Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет подземных богов[134]. Эпитет Зевса. Статуя в Коринфе[135]. Жертвенник в Олимпии[136]. «Зевс подземный»[137]. Зевс Хтоний— общее имя для Зевса, Посейдона и Аида[138].
Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса». У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», «насылатель ветров, дождей и ливней».
Критика мифа
Многие боги могли представлять реальные исторические личности, а исторические события в отсутствии письменности становились сюжетом мифологии. По мнению Эвгемера боги Греции первоначально были царями, героями, завоевателями или благодетелями народа, впоследствии обожествлёнными. Например, Эвгемеру приписывается утверждение, что Зевс был великим воином, древним царём Крита, а его могилу в Кноссе показывали любопытным.
Зевс в кино и видеоиграх
В кино:
Геркулес в Нью-Йорке (1969)
Возвращение с Олимпа (1969) (Мультфильм)
Битва Титанов (1981)
Александр (2004)
Геркулес (1997) (мультфильм)
Перси Джексон и похититель молний (2010)
Битва Титанов (2010)
Гнев Титанов (2012)
Война Богов: Бессмертные (2011)
Живая сталь (2011)
В видеоиграх:
Will Rock. Зевс выступает в роли главного злодея, похитившего возлюбленную героя игры Виллфорда Роквелла. Битва с Зевсом является заключительной, после неё игра завершается. Также, наряду с богом-громовержцем, в Will Rock встречаются многие другие герои греческой мифологии.
Dota. Зевс — один из доступных игроку героев класса поддержки.
Zeus: Master of Olympus. Зевс — один из богов, которому может поклоняться подконтрольный игроку народ для получения внутриигровых бонусов. Зевс защитит город от вторжения любого другого враждебно настроенного бога. Разгневанный, Зевс в первую очередь разрушит Дворец, а затем попытается уничтожить другие здания. Если город проклят Зевсом, любая торговля с соседними государствами прекращается.
Age of Mythology, а также Age of Mythology: The Titans. Бог-громовержец является одним из покровителей главного героя кампании Атлантиды, адмирала Аркантоса. Адмирал строит памятник в честь Зевса, за что Зевс даёт Аркантосу божественную силу для битвы с оживлённой антагонистом Гаргаренсисом статуей Посейдона. Кроме того, Зевс — один из возможных верховных богов вашей цивилизации.
↑Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
↑Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254
↑Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254
↑Эпименид, фр. 9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 78