Метки: Имам яралиев отставка, имам-хатыб это, имам осетии, имам алимсултанов песни слушать, имам фанис, имам санкт-петербурга, имам журналы.
Има́м (араб. إمام — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой[1]) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. В суннитском исламе титул имам носят наиболее выдающиеся богословы (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад). В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Сунниты считают, что имамат, то есть духовная и светская власть, должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы), а шииты признают лишь наследственный переход власти[1][2].
В Северо-Кавказском имамате и других государствах титул имама носил глава этого государства (См. Имам Дагестана и Чечни)
Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения[1].
Первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр. В провинциях молитвой руководили наместники, которые также занимались и чисто практическими вопросами (сбором налогов и т. д.). Во время пятничных молитв наместники также произносили проповеди (хутбу). При аббасидких правителях (749—1258) молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». При Фатимидах (909—1171) в пятничных молитвах в период месяца рамадан роль имама брали на себя халифы[2].
Традиционно считается, что молитвой должен руководить авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек[1]. В Турции имамов избирают прихожане, а власти утверждают. Избираются лица, получившие богословское образование (впрочем, большой учёности от имама не требуется, но она позволяет занять более выгодную должность кадия или муфтия). Отличие в одежде имама — белый тюрбан и белые рукава[2].
В суннитском исламе имамом называют духовного главу. Этот титул носят основатели четырёх суннитских мазхабов и сам Пророк. Халифы также носили это наименование[2].
В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. Ему наследовали его дети Хасан и Хусейн. В соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 шиитских имамов почитаются как святые, а представители «крайних» направлений шиизма (гулат) их обожествляют. «Малые имамы» назначаются из числа факихов и имеют специальное образование для службы в мечети (пишнамаз — перс.)[1].
№ | Имя | араб. | рождение | смерть | примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Али ибн Абу Талиб | علي بن أبي طالب | 600, Мекка | 661, эль-Куфа | четвёртый Праведный халиф |
2 | Хасан ибн Али | حسن بن علي | 624, Медина | 670, Медина | после смерти отца был провозглашен халифом, но через несколько месяцев отрёкся в пользу Муавии I |
3 | Хусейн ибн Али | حسین بن علي | 626, Медина | 680, Кербела | убит в битве при Кербеле |
4 | Зейн аль-Абидин | زين العابدين | 658, Медина | 712, Медина | не принимал активного участия в политической жизни арабского халифата |
5 | Мухаммад аль-Бакир | محمد الباقر | 677, Медина | 732, Медина | занимался изучением и разработкой шиитского религиозного права и догматики |
6 | Джафар ас-Садик | جعفر الصادق | 702, Медина | 765, Медина | основатель джафаритского мазхаба |
7 | Муса аль-Казим | موسى الكاظم | 744, Медина | 799, Багдад | был арестован по подозрению в связях участниками хариджитских восстаний, но вскоре освобождён |
8 | Али ар-Рида | علي الرضا | 765, Медина | 817, Тус | один из самых известных знатоков Корана, хадисов и мусульманского права, полемист |
9 | Мухаммад ат-Таки | محمد التقي | 810, Медина | 835, Багдад | был женат на дочери халифа аль-Мамуна |
10 | Али аль-Хади | علي الهادي | 827, Медина | 868, Самарра | был знатоком Корана, хадисоведом и правоведом |
11 | Хасан аль-Аскари | الحسن العسكري | 846, Медина | 874, Самарра | прожил почти всю свою жизнь под домашним арестом в Самарре и под надзором халифов Аббасидов |
12 | Мухаммад аль-Махди | محمد المهدي | 868, Самарра | неизвестно | скрытый имам, который к концу времён явится в качестве обещанного Махди |
По убеждению суннитов, имамат, то есть духовная и светская власть, какую имел Пророк, после избрания должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы). Главные противники этого мнения — шииты, которые признают лишь наследственный переход власти. На этом основании халифы Абу Бакр, Умар и Усман, в глазах шиитов, узурпаторы, а законные наследники Мухаммада — Али и его потомки. Вопрос об имамате был одним из наиболее живых в первые веках истории ислама. Постепенно этот вопрос отошёл на второй план у суннитов, но продолжал играть очень важную роль у шиитов[2].
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Исламское духовенство | |
---|---|
Богословы | |
Правоведы | |
Шиитские титулы | |
Суфийские ранги | |
Прочие |
Амир аль-муминин • Ахунд • Маулана • Молдо • Муджахид • Мурабит • Муэдзин (Азанчи) • Наиб • Накиб • Праведный халиф • Хаджи • Шахид |
Tags: Имам яралиев отставка, имам-хатыб это, имам осетии, имам алимсултанов песни слушать, имам фанис, имам санкт-петербурга, имам журналы.