Метки: Мировая душа это в философии, мировая душа философский словарь, мировая душа в античности, мировая душа в философии соловьева.
Мирова́я душа́ (греч. ψυχὴ τοϋ κόσμου, лат. anima mundi, нем. Weltseele) — (в философии) единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на Мировую душу был изложен в «Тимее» Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Платона и неоплатоников.
Содержание |
В «Тимее» (Тимей, 34b-36d) Платон придаёт душе смысл всеобщего космологического принципа. Создание мировой души демиургом он описывает так.
Неделимую и вечно тождественную сущность демиург смешал с разделённой сущностью, тем самым создав третий (средний) род сущности, причастный и природе тождественного и природе иного. Эти три вида сущности он силой «гармонизовал», а полученное целое разделил на нужное количество частей, при этом каждая часть отныне сочетала в себе тождественное, иное и сущность. Сам процесс деления описывается как состоящий из трёх ступеней (подходов):
Совершив эти математические операции, демиург исчерпал свою смесь до конца.
В научной литературе — как древней, так и современной,— неоднократно предпринимались попытки «музыкально-математических» реконструкций мировой души Платона. Получаемый в таких реконструкциях звукоряд называют «космической гаммой» Платона. Древнейший расчёт интервалов принадлежит анонимному автору эллинистической эпохи, которого Никомах (опираясь на самого Платона) называет Тимеем Локрийским[1]; одну из последних реконструкций предложил Штефан Хагель[2]. Космическая гамма Платона выглядит так:
Созданная демиургом мировая душа обеспечивает приобщённость здешнего мира необходимости к высшему уму. Благодаря этому наделённый индивидуальной душой человек сочетает в себе ум и необходимость.
Так как здесь Мировая душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего (греч. ή τρίτη αρχική υπόστασις), то некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отождествляли её с третьим Лицом Св. Троицы. Исчезнувшая в период схоластики идея Мировой души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала Нового времени (см. Платоники), а в новейшее время — в философских стихотворениях Гёте и в некоторых сочинениях Шеллинга. С другой стороны, метафизика слепой воли у Шопенгауэра и бессознательного мирового творчества у Гартмана удаляется от платонизма в сторону того ещё более древнего взгляда на Мировую душу, который вдохновлял философские и мистические умы Индии (см. Веданта, Индийская философия, Упанишады).
По этому взгляду, безотчётно действующая и творящая Мировая душа есть самостоятельная и единственная сущность Вселенной, не предполагающая выше себя другого абсолютного и идеального начала. К подобному взгляду независимо от чисто-метафизических умозрений приходит логически всякий натуралистический монизм. Признавая реальное единство всего существующего, необходимо признать причину этого единства как действительную сущность.
И если частичные элементы вселенной (атомы) должны быть сведены к динамическому определению (центры действующих сил), которое, в свою очередь, исчерпывается психическими признаками стремления и представления, то необходимо допустить, что и существенное единство этих сил также имеет психическую природу, или есть Мировая душа, как к этому должен был прийти, между прочим, известный натуралист и дарвинист Геккель. Но идея Мировой души как безусловно самостоятельной и единственной сущности всего встречает непреодолимую трудность в факте целесообразного и планомерного мирового процесса, постепенно осуществляющего во времени нечто такое, что не дано реально в начале. При допущении Мировой души как единственного первоначала такой процесс являлся бы постоянным произведением чего-то безусловно нового или непрерывным творением из ничего, то есть чистым чудом (см. Мировой процесс).
Мировая душа или абсолютный дух — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.
Ступени раскрытия Абсолютного духа, то есть ступени познания мира:
Теистическая метафизика (например, санкхья), а также алхимия, дают сведения о таких духовных элементах как душа и Высшая Душа (Мировая Душа). Дальнейшее познание мировой души приводит к выделению трех мировых душ: Высшей Души в сердце каждого живого существа (Кширодакашайи-Вишну), Высшей души каждой материальной вселенной (брахманды, - Гарбходакашайи-Вишну), и Высшей души всех материальных вселенных (Маха-Вишну или Каранодакашайи-Вишну). С другой стороны, алхимия ближе к познанию безличного Абсолюта, позание Бога как духа или просто как Мирового Разума, что значит принятие только части вечных качеств Бога или Брахмана (Вишну).
Это заготовка статьи по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Tags: Мировая душа это в философии, мировая душа философский словарь, мировая душа в античности, мировая душа в философии соловьева.