Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО "ПО «Севмаш», «Севмаш», СМП) — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область). Предприятие изначально носило название «Завод № 402». В 1959 году предприятие было переименовано в «Северное машиностроительное предприятие» («Севмашпредприятие»).
«Севмаш» расположен на территории более 300 гектаров и объединяет в своей структуре более 100 подразделений. На предприятии трудится более 25-ти тысяч сотрудников (данные на май 2008 года).
Территория предприятия включает в себя бывший Николо-Корельский монастырь, известный с 1417 года. Каменные здания монастыря (Никольский собор и Успенская церковь) использовались под производственные помещения. В начале XXI века Никольский собор был передан Православной церкви.
История
В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Тимофеем Васильевичем Сафроновым прибыла в город Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате обследования комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины.
Судостроительная верфь основана по постановлению Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31.05.1936 года № ОК-137 для строительства и ремонта крупных военных кораблей различных классов. Начальником строительства был назначен Иван Тарасович Кирилкин, главным инженером проекта — А. А. Борисов. В этом же месте был заложен посёлок Судострой, получивший в 1938 году статус города Молотовск, а ныне (c 1957 года) именующийся городом Северодвинск. Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23 (в октябре 1940 года был отдан приказ приостановить строительство линкора, а готовые части разобрать).
С 1939 года на «Севмаше» построено 45 боевых надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 АПЛ и 35 ДЭПЛ. С 1990 года построено более 100 гражданских судов различного класса и назначения (буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков.
Переименования предприятия
- Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР № 449 от 2 декабря 1938 года организовано Управление директора строящегося завода № 402.
- Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 преобразован в Северное машиностроительное предприятие.
- Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- Приказом Министерства экономики РФ № 245 от 23 июня 1998 года Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП "ПО «Севмашпредприятие»).
- Приказом Российского агентства по судостроению № 35 от 21 февраля 2001 года ГУП "ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП "ПО «Севмаш»).
- 1 июня 2008 года была произведена государственная регистрация с постановкой на налоговый учет юридического лица "Открытое акционерное общество "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО "ПО «Севмаш») с переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица.[1]
Выдающиеся работники предприятия
Всего на посту директора завода друг друга сменили 11 человек[2]:
Руководители предприятия в хронологическом порядке
|
Срок |
Руководитель предприятия |
Примечание |
* |
|
Зильберман, Виктор Львович |
ВрИО директора, назначенный для приемки цехов в эксплуатацию. |
1 |
02.1939 — 03.1941 |
Красильников, Кондратий Семенович |
Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
2 |
03.1941 — 10.1942 |
Задорожный, Самуил Никитович |
Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
3 |
10.1942 — 09.1949 |
Боголюбов, Сергей Александрович |
Репрессирован. Полностью реабилитирован в 1954 году. |
4 |
09.1949 — 02.1952 |
Волик, Георгий Кононович |
Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
5 |
02.1952 — 02.1972 |
Егоров, Евгений Павлович |
Освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. |
6 |
02.1972 — 04.1986 |
Просянкин, Григорий Лазаревич |
Ушел на заслуженный отдых. |
7 |
04.1986 — 05.1988 |
Макаренко, Анатолий Иннокентьевич |
|
8 |
05.1988 — 03.2004 |
Пашаев, Давид Гусейнович |
|
9 |
03.2004 — 08.2007 |
Пастухов, Владимир Павлович |
Освобожден от занимаемой должности. |
10 |
07.08.2007[3] — 01.07.2011[4] |
Калистратов, Николай Яковлевич |
Освобожден от занимаемой должности по личному заявлению. |
11 |
04.07.2011[4] — н.в. |
Дьячков, Андрей Аркадьевич |
На предприятии также работал[5] ряд почетных и уважаемых[источник не указан 15 дней] специалистов-корабелов:
- Камерский, Пётр Александрович — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», заместитель директора завода № 402 (Севмашпредприятие) с 1949 по 1965 гг., почетный гражданин Северодвинска.
- Савченко, Иван Михайлович — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», главный инженер Севмашпредприятия в 1962—1974 гг., Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Северодвинска.
- Шушарин, Федор Николаевич — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», главный инженер Севмашпредприятия в 1988—1994 гг., Вице-президент Государственного Российского центра атомного судостроения в 1994—1997 гг, почетный гражданин Северодвинска.
- Петрушин, Виктор Антонович — заместитель генерального директора Севмашпредприятия по капитальному строительству, обеспечивавшего строительство и улучшение эллингов и пирсов к строительству и приему подводных лодок на пирсах после выхода из эллингов и испытаний, общестроительные работы по созданию судостроительных, машиностроительных и вспомогательных производств Севмашпредприятия, почетный гражданин Северодвинска.
- Орлов, Николай Григорьевич — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», заместитель генерального директора, почетный гражданин Северодвинска.
- Бахтин, Иннокентий Степанович — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», ответственный сдатчик 1-й в мире ракетной подводной лодки, Лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Северодвинска.
- Рынкович, Анатолий Васильевич — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», главный строитель Севмашпредприятия в 1970—1985 гг.
- Камай, Израиль Лазарович — инженер-кораблестроитель ОАО "ПО «Севмаш», начальник цеха № 50, руководитель сдаточного производства Севмашпредприятия, почетный гражданин Северодвинска.
- Донченко, Александр Николаевич — инженер-капитан 1 ранга, руководитель группы проектировщиков военных кораблей и подводных лодок, наблюдающий строительства К-27.
- А. А. Овчинников — работал в проекте К-3,[6] был главным строителем К-27[7].
- Лапшинов, Павел Васильевич — старший строитель кораблей — ответственный сдатчик Севмашпредприятия (1949—1984) почетный гражданин Северодвинска.
- Ночвина, Евдокия Павловна — электросварщица Севмашпредприятия, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Северодвинска.
- Репин, Валентин Алексеевич — бригадир слесарей — монтажников Севмашпредприятия, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Северодвинска.
- Титов, Михаил Иванович — слесарь-монтажник Севмашпредприятия, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Северодвинска.
- Чистяков, Павел Николаевич — бригадир сборщиков Севмашпредприятия, Заслуженный рационализатор РСФСР, почётный ветеран Севмашпредприятия, участник строительства первой АПЛ «Ленинский комсомолец». почетный гражданин Северодвинска.
См. персоналии граждан награжденных знаком "Почётный гражданин Северодвинска Почетные граждане Северодвинска
Деятельность
Президент Российской Федерации
Дмитрий Медведев 2 июля 2009 года посетил ОАО "ПО «Севмаш». На фотографии: президент около макетов СПБУ «Арктическая» (на переднем плане слева) и
МЛСП «Приразломная» (в центре)
2010 год, сборка секции корпуса атомной подводной лодки
«Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс. Территория предприятия занимает площадь свыше 300 га. Производственные мощности позволяют обрабатывать 80 тыс. тонн металла в год, строить корабли и суда водоизмещением до 100 000 т с дизель-аккумуляторными и ядерной энергетическими установками. Предприятие подчинено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Основные направления деятельности:
- производство военной техники;
- производство морской техники и гражданское судостроение;
- военно-техническое сотрудничество;
- изготовление продукции машиностроения;
- гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация атомных подводных лодок.
Кроме этого на предприятии осуществляется:
- проектирование, изготовление и испытания изделий судового машиностроения, оборудования для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, технологических, жилых и прочих модулей для обустройства наземных месторождений и модулей верхних строений для морских платформ;
- изготовление сварных металлоконструкций для нефтяной, газовой и химической промышленности, в том числе из титановых сплавов; оборудования для строительной индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности;
- производство стального и цветного литья, в том числе титанового; ковка, штамповка, химико-термическая обработка;
- гальванические, лакокрасочные и полимерные покрытия; изоляционные работы;
- изготовление точных пресс-форм и пресс-форм для цветного литья, резинотехнических деталей и изделий из стеклопластика и других полимерных материалов;
- производство товаров массового спроса (мебель, посуда из металла и хрусталя, сантехническое и газовое оборудование, изделия из пластмасс, дерева и металла);
- изготовление режущего и измерительного инструмента, технологической и испытательной оснастки; высококачественного хирургического и стоматологического медицинского инструмента и др.
В настоящее время «Севмаш» — единственная судоверфь в России, где ведётся серийное строительство атомных подводных лодок[8]. Предприятие является крупным поставщиком оборудования для нефтегазовых компаний.
В ноябре 2007 года в связи с работами по программе производства оборудования для нового реактора на быстрых нейтронах БН-800 на предприятии открыто постоянное представительство ОКБМ.[9]
В 2008 году из-за переноса срока сдачи, заказ на Плавучую атомную электростанцию был передан с «Севмаша» на Балтийский завод.
В феврале 2008 года компания Odfjell (Норвегия) заявила о расторжении контракта с «Севмашем» на строительство 12 танкеров-химовозов стоимостью 544 млн долларов США, заключённого в 2004 году. По словам норвежской стороны, причиной разрыва стали серьёзные задержки сроков поставки судов и требования «Севмаша» об увеличении суммы контракта.[10]
В начале января 2010 года Стокгольмским арбитражным судом было принято решение о взыскании с «Севмаша» 43,76 млн долларов США в качестве компенсации за срыв контракта на поставку химических танкеров норвежской компании.[11]
Показатели деятельности
Выручка от продаж предприятия по итогам 2006 года — 7,9 млрд руб. (в 2004 году — 2,316 млрд руб.), чистый убыток — 344 млн руб. Доля гражданской продукции в выручке — 30,9 %.[10]
Основной финансовой проблемой СМП является нарушение сроков контракта по ремонту авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Смена директора предприятия в 2007 году была осуществлена именно по этой причине, ибо завод не уложился не только в сроки, но и в смету (заказчик — ВМФ Индии).
Военное кораблестроение
Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). В их число входят первая советская АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627 «Кит»), а также АПЛ К-162 (проект 661 «Анчар»), установившая рекорд скорости для подводных лодок, не превзойденный до сих пор. На данный момент на предприятии строятся первые российские атомные подводные лодки четвертого поколения по проектам 885 «Ясень» и 955 «Борей».
Гражданское кораблестроение
Мегаяхты проекта А133
Контракт на строительство первой мегаяхты проекта А133 был подписан в декабре 2004 года[12]. Заказчиком выступило ООО «СК Балтика» (Москва)[13], представляющее интересы фирмы Julesburg Corp., а проект был разработан ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург). Торжественная закладка состоялась 27 мая 2005 года[12][14] в цехе № 18. 8 октября 2010 года[15][16] корпус мегаяхты под названием «Graceful» (рус. «Грациозный(-ая)») был спущен на воду (в некоторых СМИ этот корпус ошибочно назвали уже вторым, построенным на заводе[15][17]), после чего отправлен на буксире на достройку в Германию. 1 ноября во время буксировки корпус яхты оторвался от польского буксира и был выброшен на скалы на севере Норвегии (местечко Стё, дистрикт Вестеролен)[18][19][17].
В процессе постройки первой яхты проект А133 претерпел изменения и получил шифр А1331, под которым 30 мая 2006 года[20] была заложена вторая мегаяхта. При этом контракт на строительство корпуса второго судна был подписан в день закладки первого — 27 мая 2005 года[21]. Модифицированный проект отличается в частности увеличенной длиной корпуса, дальностью плавания и наличием вертолетной площадки[21].
МЛСП «Приразломная»
В период с 2002 по 2005 год на территории предприятия производилось строительство четырёх суперблоков нижней (кессонной) части уникальной морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», предназначенной для разработки одноименного месторождения в Печорском море. В 2006 году нижняя часть платформы была состыкована с готовой верхней частью, демонтированной со списанной платформы «Хаттон» (англ. «Hutton»). В 2010 году завершился этап заводского изготовления платформы, после чего она была отбуксирована на 35-й судоремонтный завод в Мурманск.
Награды
Ордена
Здание заводоуправления. Под названием слева размещены заслуженные предприятием ордена.
Памятные и юбилейные знаки, знамёна, грамоты
- Юбилейный почётный знак — за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР. (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 13 декабря 1972 года)
- Памятный знак «За высокую эффективность и качество работы в 10-й пятилетке». (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 5 февраля 1981 г.)
- Знамя Государственного комитета обороны СССР — по итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 3-м квартале 1944 г. (Решение ВЦСПС и НКСП СССР — ноябрь 1944 г.)
- Памятные красные знамёна ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — за заслуги в деле социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. (Постановление от 21 октября 1967 года.)
- Благодарность президента Российской Федерации — за большой вклад в развитие судостроения и создание новых образцов специальной техники (от 18 марта 2006 года).
См. также
Примечания
- Севмаш преобразован в ОАО (рус.). Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (2 июня 2008).(недоступная ссылка — история) Проверено 3 июня 2010.
- Руководители предприятия «Севмаш» (рус.).(недоступная ссылка — история) Проверено 5 июня 2010.
- Десятый директор Севмаша (рус.). Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (7 августа 2007).(недоступная ссылка — история) Проверено 5 июня 2010.
- ↑ Новый генеральный директор (рус.). Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» (4 июля 2011). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 20 сентября 2011.
- Почетные граждане - Администрация Северодвинска. // severodvinsk.info. Проверено 28 сентября 2012.
- На всех океанах планеты. http://www.warships.ru/. Проверено 30 августа 2010.
- К-27 «Жидкий Металл». — Библиотека Максима Мошкова.
- Еще одна подлодка четвертого поколения готовится к закладке на судоверфи Севмаш (рус.). АРМС-ТАСС (19 марта 2009). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 3 июня 2010.
- «Атомщики открывают представительства» «Деловой Петербург» 1606-1829 (Online) со ссылкой на ОКБМ 3 сентября 2007 года
- ↑ 1 2 Анжела Сикамова, Марина Затейчук, Алексей Никольский. Odfjell не хочет ждать // Ведомости, № 34 (2056), 26 февраля 2008
- Odfjell gets 43 million USD compensation from Sevmash
- ↑ Круизный лайнер для мультимиллионера? (рус.). pravdasevera.ru (8 июля 2005). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- ОАО «ПО «Севмаш» — Памятные даты: 27 мая 2005 года (рус.). sevmash.ru (27 мая 2005). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- Мега-яхта: шаг к цивилизации (рус.). arhpress.ru (11 января 2006). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- ↑ На «Севмаше» спустили на воду 2-ой корпус мега-яхты (рус.). korabel.ru (8 октября 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- Спущен на воду корпус мегаяхты «Graceful», построенный на Севмаше (рус.). yachtsworld.ru (14 октября 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- ↑ Мега-яхта с «Севмаша» потерялась в Норвегии (рус.). arcticway.ru (7 ноября 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- Kan bare se på at luksusbåten knuses (норв.). NRK.no (1 ноября 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- Российскую мега-яхту выбросило на сушу у побережья Норвегии (рус.). barentsobserver.com (2 ноября 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- ОАО «ПО «Севмаш» — Памятные даты: 30 мая 2006 года (рус.). sevmash.ru (30 мая 2006). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
- ↑ На «Севмаше» состоялась закладка второй океанской моторной яхты проекта А1331 (рус.). korabel.ru (31 мая 2006). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.
Ссылки
- История предприятия на Официальном сайте «Севмаша»
- Заводу-адмиралу исполнилось 65 лет
- История образования и развития «Севмаша» Севмашпредприятия на Информационном потрале Северодвинска — www.sevska.net
- В Архангельской области из-за миграции некому строить подводные лодки