Momotik.ru

Народный проект

Метки: Тачанка московский район, тачанка нижнекамск кафе, тачанка в ростове на дону, тачанка братьев покрасс, тачанка дачная, тачанка античных греков.

Тача́нка — рессорная повозка с пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов. Применялась войсками Великобритании во время подавления восстаний в Южной Родезии (нынешней Зимбабве) (на юге Африки) в 1893 г. и в 1896 г. По другим сведениям впервые использовалась англичанами с 1891 г. в военных операциях на границах Индии.[источник не указан 380 дней]

В тачанку обычно впрягали две, три (см. картину Грекова «Пулеметам продвинуться вперед». 1925 год.) или четыре лошади («тачаночная» запряжка). Экипаж обычно состоял из двух-трех человек (возница и пулеметный расчёт).

Содержание

История

Трофейные русские станковые пулеметы на конном лафете

Во время Первой мировой войны пулемёт Максима и его расчёт передвигались на повозке артиллерийского типа. Однако такая повозка, будучи неподрессоренной, не была предназначена для марш-бросков вместе с отрядами кавалерии. Во время Гражданской войны фронты были чрезвычайно растянуты, и кавалерия, которая к тому времени в основном использовалась для разведки и рейдов по тылам врага, стала использоваться для прорывов слабо защищённых участков оборонительных линий противника. Появились так называемые кавалерийские армии, передвигавшиеся со значительной скоростью, наподобие танковых армий времен второй мировой. Тачанка, то есть подрессоренная повозка извозчичьего типа, в отличие от обозной телеги могла поспевать за конницей, а мягкость хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь на ходу, в этом-то и состоит главная роль тачанки. Конные армии использовали пулеметный огонь для прикрытия своих сабельных атак, и, ввиду отсутствия значительного количества ручных пулеметов на фронтах гражданской войны, тачанка стала практическим эквивалентом САУ. При осуществлении сабельной атаки на позиции противника тачанки заходили на фланги и, развернувшись, поражали неприятеля перекрестным огнем. Бронеавтомобили времен Первой мировой войны, как правило, не были способны преодолевать бездорожье, и подобный манёвр во многих случаях был не практичен. Как и другие виды конницы, тачанки представляли собой отличную мишень, легко уничтожаемую автоматическим огнем. Успехи Конных армий красных во время Гражданский войны были основаны на отсутствии у белых достаточного количества пулеметов и бронетехники и общей малочисленности белых армий. Попытки применения конницы во время Советско-польскoй войны против Польской армии, имевшей значительное количество современной военной техники, имели катастрофические результаты.

Происхождение термина

Происхождение термина обычно связывают со словом «тавричанка» — так назывался тип прочных повозок, распространённых на Украине и в Крыму. Утверждается, что для установки станкового пулемёта («Максим» на станке Соколова весил до 70 кг.) такие повозки подходили лучше всего. Позднее, как полагают, слово «тавричанка» исказилось до «тачанка». Однако «тавричанка» определяется как «большая повозка, телега» [1], снабженная деревянным кузовом[2], тогда как тачанка — легкий экипаж, без кузова[2] и на рессорах (наличие рессор было принципиально важно как для скорости хода экипажа по проселку и целине, так и для кучности стрельбы).

Сами махновцы [3] указывали на связь названия с украинским словом «нэтычанка», означающим легкую рессорную повозку. По их мнению, название произошло от того, что оси повозки не касались кузова («нэ тыкалысь» по-украински). О. Н. Трубачев, также выводит название из украинского «нэтычанка», которое возводит к польск. najtyczanka — «вид лёгкой повозки» (по Далю «бричка»), в свою очередь объясняемого[4] из немецкого названия местности в Чехии — нем. Neu-Titschein.

Боевое использование

Пулеметная тачанка Первой Конной армии
Тачанка ПВО.

В Гражданской войне тачанка использовалась как для передвижения, так и (реже) для нанесения ударов непосредственно на поле боя. Особой популярностью тачанки пользовались у махновцев. Последние использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом отряды Махно легко проходили до 100 км в день несколько дней подряд. Так, после успешного прорыва под Перегоновкой в сентябре 1919, крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых[5].

Чаще, однако, на них лишь перевозился пулемёт, расчёт и боекомплект. При приближении к полю боя расчёт снимал пулемёт с повозки и вручную перемещал его на позицию. Стрельба непосредственно с повозки предусматривалась в исключительных случаях, так как в этом случае под огонь противника попадали кони.

Когда на вооружение РККА стали поступать автомобили, танки и танкетки, количество тачанок стало быстро сокращаться. В годы Великой Отечественной войны тачанки также использовались, но уже почти исключительно как средство транспорта для перевозки пулемёта и личного состава. Окончательно они были сняты с вооружения лишь при расформировании кавалерии как рода войск в середине 50-х годов.

Тачанка состояла также на вооружении в польской армии, причем в 1930-е гг. были разработаны специальные армейские образцы повозки.

Тачанка сегодня

Россия

В маленьком русском селе Ивановское в городском округе Черноголовка в Ногинском районе Московской области маленькая группа энтузиастов возродила к жизни «Тачанку нового типа» из найденных в лесу остатков на основе оригинальных копий чертежей 1930-х годов на синьке. В собственной мастерской заново были изготовлены деревянные детали, а металлические детали использовались оригинальные. После успешного восстановления были проведены испытания тачанки, запряженной четвериком лошадей, в реальных условиях. После этого тачанка экспонировалась даже на Красной площади. Сегодня её можно посмотреть в Государственном Военно-техническом музее рядом с её сохранившимися остатками.

Культурное наследие

Тачанка стала одним из символов Гражданской войны. Она упоминается в нескольких песнях. Отдельно следует выделить популярную песню «Тачанка» (композитор Константин Листов, слова Михаил Рудерман), исполнявшуюся Ансамблем Песни и Пляски А. Александрова. Последний куплет этой песни в редакции 1936 года звучал так:

Митрофан Греков. «Тачанка». 1925 год
Памятная стела с тачанкой в г. Каменск-Шахтинский
По земле грохочут танки,
Самолеты петли вьют,
О буденновской тачанке
В небе летчики поют.
И врагу поныне снится
Дождь свинцовый и густой
Боевая колесница,
Пулеметчик молодой.

Тачанке посвящен рассказ «Конармия» (1924 год).

Нестор Махно посвятил тачанке несколько стихотворений (1920 год).

Кинулась тачанка полем на Воронеж,
Падали под пулями, как спелая рожь.
Сзади у тачанки надпись «Хрен догонишь!»
Спереди тачанки надпись «Живым не уйдешь!»

Тачанка в кино

См. также

Ссылки

  • Тачанка на сайте Sovmusic.ru

Источники

  1. тавричанка
  2. ↑ Конные экипажи
  3. П. А. Аршинов. «История Махновского движения»
  4. p. 702
  5. А. И. Деникин «Очерки русской смуты»


Tags: Тачанка московский район, тачанка нижнекамск кафе, тачанка в ростове на дону, тачанка братьев покрасс, тачанка дачная, тачанка античных греков.