Momotik.ru

Народный проект

Метки: Триумфальная площадь 31 января, триумфальная площадь история, триумфальная площадь голосование, триумфальная площадь 18 апреля 2014, триумфальная площадь сад аквариум, триумфальная площадь новый арбат карта, триумфальная площадь памятник.

Триумфальная площадь

Триумфальная площадь, вид на юг. Памятник Маяковскому и гостиница «Пекин».
Общая информация
Округ

ЦАО

Район

Тверской

Прежние названия

площадь Старых Триумфальных ворот (до 1935), площадь Маяковского (1935—1992)

Районный суд

Мещанский

Ближайшая станция метро

Маяковская

Почтовый индекс

125047

на OpenStreetMap
на Яндекс. Картах
на Картах Google
Триумфальная площадь на Викискладе
Триумфальные ворота Екатерины II на Триумфальной площади (вид со стороны Тверской заставы)

Триумфа́льная пло́щадь (бывшая Маяко́вская, в просторечии — Маяко́вка) — площадь в Москве на Садовом кольце между Большой Садовой, 1-й и 2-й Брестскими, 1-й Тверской Ямской ул., Оружейным пер., Садовой-Триумфальной и Тверской ул.

Ежемесячно, каждое последние воскресенье месяца, проходят т. н. «маяковские чтения», по воскрешённой советской традиции (первое из таких чтений прошло на открытии памятника Маяковскому).

С 2009 года на площади каждое 31-е число прходят демонстрации в защиту 31-й статьи Конституции РФ.

На Триумфальной площади останавливаются автобус № 12ц и троллейбусы № 1 и № 12.

Содержание

История

Тверские ворота Земляного города

Район площади до конца XVI в. представлял собой поля, по которым шла Тверская дорога (на Тверь и далее на Новгород). Во времена При Фёдоре Иоанновиче (в 1592-93 годах) были построены стены Земляного города, Тверские ворота которого находились на месте площади. С внешней стороны стены была устроена Тверская-Ямская слобода, то есть слобода ямщиков, обслуживавших Тверскую дорогу; с внутренней жили воротники — сторожа ворот Кремля, Китай-города и Белого города. В XVII в. часть дворов к западу от Тверской улицы была вытеснена стрельцами, а после ликвидации стрельцов в конце того же века перешла в руки, главным образом, купцов.

Триумфальные арки

Через Тверские ворота торжественно въезжали в Москву иностранные послы (ехавшие через Новгород), а после постройки Петербурга — цари и царицы, возвращавшиеся в старую столицу из новой. Это последнее обстоятельство и послужило тому, что в XVIII в. въезд у Тверских ворот стали украшать деревянными триумфальными арками.

Первая арка была построена 1722 году, во время торжеств по случаю Ништадтского мира со Швецией, для торжественного въезда Петра I. Поставленные «врата Триумфальные» были увенчаны «фамой», то есть фигурой Славы. Арка, видимо, служила и для торжественных въездов Петра II и Анны Иоанновны, однако сгорела во время пожара 1737 года. Для въезда на коронацию Елизаветы Петровны была поставлена новая арка (1742), сгоревшая однако в 1757 году. В 1762 году была поставлена арка для въезда на коронацию Екатерины II, сгоревшая в 1773 г. В 1775 г. были построены триумфальные ворота для въезда П. А. Румянцева-Задунайского в честь победы над турками. Однако Румянцев отказался от этой почести, и через ворота проехала сама Екатерина, направившись к Ходынскому полю, где и были устроены торжества. В 1797 году были поставлены триумфальные ворота для въезда на коронацию Павла I; они были спустя несколько лет снесены, и более на этом месте триумфальных ворот не ставили. Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном поставили уже дальше, у Тверской заставы.

Образование Триумфальной площади

В связи с постройкой триумфальной арки, были снесено несколько дворов ямщиков и образовалась небольшая площадь. В конце 1780-е гг. по распоряжению генерал-губернатора Якова Брюса на ней был устроен рынок; впрочем, плошадь тогда была почти застроена. К 1800 г. к воротам еще подходил земляной вал, который со стороны нынешней Садовой улицы оканчивался у Тверской дороги каменной полицейской будкой; вдоль вала по его внешней стороне шел «проезд с Тверской в Кудрино»; к западу от ворот стоял двор с каменными зданиями купчихи Тройлиной, еще западнее — 5 деревянных домов казенных бань. К востоку от ворот находился казенный питейный дом, а рядом с ним, к северу — деревянные «мушные лавки» (для продажи муки).

В 1805 году вал был срыт, ров засыпан, и после этого площадь установилась в современных границах. С ее восточной стороны, поперек Садового кольца, была выстроена двухэтажная каменная гостиница для приезжих; постепенно площадь застраивается каменными домами. На площади по-прежнему находился рынок. На месте нынешнего сада «Аквариум» долгое время сохранялись огороды и пруд Новодевичьего монастыря, некогда примыкавшие к стене Земляного города.

Триумфальная площадь в начале XX вв.

Фотография 1929 г. Слева театр Омона, за ним купол цирка Никитиных

В 1900 г. старый трехэтажный дом с южной стороны площади (угол Тверской, на месте нынешнего Концертного зала им. Чайковского) приобрел «король антрепризы» француз из Алжира Шарль Омон (именовавшийся также Михаил Григорьевич Омон; подлинная фамилия Саломон[1]), арендовавший соседний сад «Аквариум». Омон кардинально перестроил дом, переведя туда свой пользовавшийся скандальной славой (его называли «вертеп Омона»[2]) театр «Буфф-миниатюр», ранее располагавшийся в доме Лианозова в Камергерском переулке (в помещении, которое после него занял МХАТ). У публики театр был широко известен как «театр Омон». Здание нового театра Омона выстроил в 1902 г. архитектор Модест Дурнов. Дурнов собирался облицовать фасад бело-синим фарфором, а вход сделать в виде пасти дракона, поглощающего поток публики; однако первая идея не была исполнена из-за недостатка средств, а вторая — из-за запрета губернатора Москвы князя Голицына, который счел идею безнравственной. Оригинальная постройка Дурнова вызвала разноречивые мнения: восторг широкой публики и резкое неприятие эстетов. В газетах писали: «В настоящее время вся Москва приходит в восторг от нового театра. К сожалению, это новое произведение искусства не только незаслуженно возбуждает восторги москвичей, но своей пошлостью вызывает гадливое чувство во всяком мало-мальски художественно развитом человеке». Брюсов считал здание театра «очень плохим» и «банально-декадентским»[3]. В театре был зрительный зал на 1009 мест и 24 ложи, причем ложа стоила 200 рублей[4]. Характеристику же репертуара Омона тогдашняя пресса давала так: «г. Омон … насадил в Москве роскошные злаки кафешантана и француженок, стоящих на сцене вверх ногами и в этих прекрасных позах распевающих игривые шансонетки»[5].

В 1907 г. Омон разорился и бежал из России[4]. Театр «Буфф» продолжал давать представления, и в 1912 г. его владельцем стал И. С. Зон, по профессии содержатель буфета; он перестроил здание, переименовал его в «театр Зон» и сделал репертуар менее скандальным и привлекательным для «хорошего общества»[4]

Вид на дом Ханжонкова. ок. 1930 г.
Дом Ханжонкова и бывший торговый дом и обувной магазин бр. Видоновых (трест Москож). 1927 г.

За театром Омон находился цирк братьев Никитиных (известнейшие цирковые предприниматели той эпохи Петр, Аким и Дмитрий Никитины). Ныне это здание, сильно перестроенное, принадлежит Московскому театру оперетты. Здание было построено в 1911 году по проекту Б. М. Нилуса и А. М. Гуржиенко. Цирк был отделан по последнему слову техники: он имел вращающийся и опускающийся манеж, устройство для водяных пантомим.[6]

Вслед за цирком находился сад «Аквариум», роскошно перестроенный тем же Омоном. История сада следующая: в 1867 г. на месте огородов Новодевичьего монастыря Акционерное обшество снабжения железных дорог принадлежностями построило кузницу, мастерские и т. д. В 1878 г. это превратилось в цехи механических заводов братьев Малкиель. Однако в 1891 г. братья Малкиель сочли более выгодным отдать территорию под постоянную универсальную выставку, а в 1893 году открыли увеселительный сад под названием «Чикаго». Сад в 1898 г. арендовал Омон, который перестроил его и дал новое название по образцу петербургского сада «Аквариум».

Чрез дорогу от цирка Никитиных, в западной части площади, в доме купца Гладышева 1860 г. постройки (не сохранился) с 1910 г. находился театр-варьете «Альказар», директором которого был сам Алексей Гладышев[7] (с 1927 г. Театр Сатиры, затем в заднии располагались Театр эстрады и театр «Современник»).

Коронационный павильон Николая II

По северной стороне площади Александр Ханжонков купил одно из зданий, которое в 1913 г. перестроил в кинофабрику и «электротеатр», то есть кинотеатр (архитектор Александр Фольбаум), последовательно носивший названия «Пегас», «Русь», «Горн», «Межрабпом» и «Москва». Рядом с домом Ханжонкова находился большой дом с куполом в стиле «модерн» (архитектор А.Эрихсон, 1904) в котором помещался Торговый дом и обувной магазин братьев М., С. и И. Видоновых (1920-е гг. — трест Москож Кожсиндиката).

В XIX в. посреди площади была устроена водоразборная будка, которую в 1902 г. дума попыталась убрать и заменить «вазой с цветами», что вызвало возмущение общественности. В конечном итоге, будка была заменена трамвайной станцией, вокруг которой в 1910 г. был разбит сквер (ранее на этом месте был рынок).

К коронации Николая II в 1896 г. на площади был установлен красивый деревянный павильон, перенесенный затем в Сокольники.

Театры «Аквариума» (ныне им. Моссовета) и Омон осенью 1905 г. были центрами митингов, и разгон полицией митинга в «Аквариуме» вечером 8 декабря послужил одним из поводов для вспышки Декабрьского восстания. При этом Триумфальная площадь была в числе первых мест, где 9 декабря были построены баррикады.

Советское и постсоветское время

Триумфальная площадь в 1936 г. (после вырубки сквера и деревьев по Садовому кольцу). Видны здания Театра Сатиры (бывш. театр Альказар) и 1-го Мюзик-холла (бывш. цирк Никитиных), сбоку от него в лесах — угол театра Мейерхольда

В 1930-х гг. сквер был вырублен, площадь полностью заасфальтирована. На южной стороне площади были построены многоэтажный жилой дом со станцией метро «Маяковская» и концертным залом им. Чайковского. Концертный зал был построен на месте прежнего театра Омона, после революции переданного Мейерхольду; Мейерхольд начал перестраивать здание в 1937 г., но в связи с его арестом перестройка была остановлена, затем вновь возобновлена по проекту Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова, которые и построили зал Чайковского в 1940 г (частично использовав стены, построенные Мейерхольдом). Еще в недостроенном здании в 1938 г. была открыта станция метро «Маяковская». На месте кинотеатра Ханжонкова в 1956 г. было построено многоэтажное здание, принадлежавшее Совету министров СССР и частично включившее в себя старое здание кинотеатра. В 1955 г. по проекту Д.Чечулина была построена гостиница «Пекин», ставшая архитектурной доминантой площади; ее название напоминает о советско-китайской «дружбе навек», закончившейся через несколько лет после постройки гостиницы.

На северо-восточном углу площади, на месте нынешнего нового выхода из ст.м. «Маяковская», с 1937 по 1970 гг. находился Государственный театр кукол (ранее там помещались кинематограф «Театр» и «Реалистический театр Охлопкова»). В здании бывшего цирка Никитиных (последний, после революции преобразованный во 2-й Госцирк, быстро закрылся из-за отсутствия корма для животных) с 1926 г. располагался Московский мюзик-холл, преобразованный в Театр Оперетты; в 1965 г. в здание был переведен Театр сатиры, а здание перестроено до неузнаваемости (хотя купол по новому проекту был сохранен). Если к этому добавить располагавшийся через дорогу от цирка Никитиных Театр Сатиры — Театр Эстрады — театр «Современник» в доме Гладышева, а также Концертный зал им. Чайковского и расположенный за садом «Аквариум» театр имени Моссовета, станет ясно, почему Триумфальную площадь называли «второй Театральной площадью».

В 1958 году в центре площади был установлен памятник В. В. Маяковскому работы А. П. Кибальникова, у которого немедленно стали устраиваться поэтические чтения.

В 1960 под площадью по линии Садового кольца проложен транспортный туннель.

В 1974 г. снесено здание театра «Современник» (бывший «Альказар»).


Триумфальная площадь в произведениях М. А. Булгакова

Триумфальная площадь нашла отражение в творчестве М. А. Булгакова, который вторую половину своей жизни жил рядом с ней.

Мюзик-холл в цирке Никитиных, по всей видимости, был описан в романе «Мастер и Маргарита» под видом театра «Варьете» В частности, в описании Булгаковым внутренностей театра угадываются признаки перестроенного цирка: «голубой занавес пошел с двух сторон и закрыл велосипедистов, зеленые огни с надписью „выход“ у дверей погасли, и в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары». Есть и указание на местоположение театра между Садовой и увеселительным садом: «Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним… в летний сад варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада»[8]

Яркая картина Триумфальной площади в воображаемом 1928 году (будущем по отношению к моменту написания повести) содержится в повести «Роковые яйца»:

Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского «Бориса Годунова», когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску, возвещавшую пьесу писателя Эрендорга «Курий дох» в постановке ученика Мейерхольда, заслуженного режиссера республики Кухтермана. Рядом, в Аквариуме, переливаясь рекламными огнями и блестя полуобнаженным женским телом, в зелени эстрады, под гром аплодисментов, шло обозрение писателя Ленивцева «Курицыны дети». А по Тверской, с фонариками по бокам морд, шли вереницею цирковые ослики, несли на себе сияющие плакаты: "В театре Корш возобновляется «Шантеклэр» Ростана".
Мальчишки-газетчики рычали и выли между колес моторов:
— Кошмарная находка в подземелье! Польша готовится к кошмарной войне!!.
Кошмарные опыты профессора Персикова!!
В цирке бывшего Никитина, на приятно пахнущей навозом коричневой жирной арене мертвенно-бледный клоун Бом говорил распухшему в клетчатой водянке Биму:
— Я знаю, отчего ты такой печальный!
— Отциво? — пискливо спрашивал Бим.
— Ты зарыл яйца в землю, а милиция 15-го участка их нашла.
— Га-га-га-га, — смеялся цирк так, что в жилах стыла радостно и тоскливо кровь и под стареньким куполом веяли трапеции и паутина.
— А-ап! — пронзительно кричали клоуны, и кормленая белая лошадь выносила на себе чудной красоты женщину, на стройных ногах, в малиновом трико[9]

Мирные собрания

Зарождение традиции

Площадь стала традиционным местом мирных собраний в СССР. Эта традиция возникла 28 июня 1958 года, в день открытия памятника Маяковскому[10]. Официальная церемония по этому поводу была стихийно продолжена чтением стихов, не запланированным организаторами торжества. С этого дня такие собрания происходили у памятника Маяковскому до 1961 года, когда они были разогнаны при «зачистке» города в связи с очередным съездом КПСС. Завсегдатаи сходок у памятника Маяковскому (это была в основном молодежь, студенты) подвергались обыскам, исключению из институтов, а трое из них (Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн) получили длительные лагерные сроки по ложному обвинению в создании подпольной организации.

С сентября 1960 года по субботам и воскресениям на площади проходили независимые чтения стихов, включая запрещенных и малопечатаемых в СССР авторов (см. СМОГ). Движение подавлялось властями, затем собирались спонтанно, с перерывами во время запрета, вновь появилось в Перестройку).

Была попытка возродить эту традицию в 1965 году, но она была жестко пресечена властями.

Хроника собраний

  • 14 апреля 1965 года

Первая неофициальная демонстрация в Москве: по инициативе молодежной литературной группы СМОГ около 200 человек собрались возле памятника Маяковскому, устроив совместное чтение стихов, и выдвинули требование творческой свободы.

  • 17 июня 1968 года

Трое молодых англичан предприняли попытку распространить листовку, требующую свободы советским политзаключенным. Молодые люди были задержаны представителями органов госбезопасности и высланы за пределы СССР. Они были членами молодежной организации Church, известной уличными демонстрациями против американской агрессии во Вьетнаме.

  • 25 февраля 1969 года

В день похорон Яна Палаха две студентки Московского университета Ольга Иоффе и Ирина Каплун вышли на площадь Маяковского с плакатом, на котором были написаны два лозунга: «Вечная память Яну Палаху» и «Свободу Чехословакии». Задержаны «дружинниками» в штатском, но отпущены.

  • 14 апреля 1969 года

В годовщину смерти Владимира Маяковского молодежь собралась у памятника поэту. В группах вокруг памятника читали стихи Маяковского. Время от времени в эти группы протискивались милиционеры и лица в штатском, крича: «Разойдись! Чего собрались? Не положено! Читайте стихи дома!» Через некоторое время они начали просто молча хватать ребят, читавших стихи, и выволакивать их из толпы.

  • 12 марта 1990 года

На пл. Маяковского состоялся организованный Демократическим Союзом несанкционированный митинг, посвященный годовщине Февральской революции 1917-го. Собралось около 3 тыс. человек. На участников митинга напали солдаты ОМОНа. Многие были избиты, 30 человек задержаны.

Стратегия-31

С июля 2009 года в рамках «Стратегии-31» каждое 31 число на Триумфальной площади проводятся гражданские акции в защиту 31 статьи Конституции РФсвободе собраний).

См. также

Примечания

  1. Романюк С. К. Из истории московских переулков
  2. Мир архитектуры
  3. Евгения Гершкович. Московский денди. «Мезонин», апрель 2003
  4. 1 2 3 Руга В., Кокорев А Москва повседневная. М., Олма-пресс, 2005, стр. 205.
  5. «Новое время», 1897, No 7669, 5 июля
  6. Мишел Строгов, Пьер Кристиан Броше, Доменик Озиас. Москва: путеводитель. М., Авангард, 2007 Стр. 89
  7. Елизавета Уварова. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. Olma Media Group, 2004 Стр. 106
  8. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., «Советский писатель», 1988 Составители Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. стр. 166
  9. М.Булгаков. Роковые яйца.
  10. День в истории. 28 июля. Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 28 апреля 2011.

Источники

  • П. В. Сытин. Из истории московских улиц. М., Московский рабочий, 1958
  • Юрий Федосюк. Москва в кольце садовых. М., Московский рабочий, 1991

Ссылки

  • Триумфальная площадь в «Имена московских улиц. Топонимический словарь»
  • Триумфальная площадь в энциклопедии «Москва»
  • Цифровые фотографии Москвы. Ночная Триумфальная площадь.
  • Newtimes о митингах на Пл. Маяковского

55°46′12″ с. ш. 37°35′45″ в. д. / 55.77° с. ш. 37.595833° в. д. (G) (O)

Tags: Триумфальная площадь 31 января, триумфальная площадь история, триумфальная площадь голосование, триумфальная площадь 18 апреля 2014, триумфальная площадь сад аквариум, триумфальная площадь новый арбат карта, триумфальная площадь памятник.