Momotik.ru

Народный проект

Метки: Черемисы в украине, черемисы нижегородской области, черемисы в костромской области, черемисы чуваши.

Марийцы


Йыван КырлаЧавайнПалантай
Вячеслав БыковШкетанВалентин Колумб
Самоназвание

мар. Марий, Мары, Маре, Мӓрӹ

Современный ареал расселения и численность

Всего: более 600 тысяч
 Россия
  604 298 (перепись 2002)[1]

22x20px Казахстан:
    4 416 (перепись 2009)[2]
 Украина:
    4 130 (перепись 2001)[3]
22x20px Белоруссия:
      416 (перепись 2009)[4]
 Латвия:
      277 (оценка 2009)[5]
 Эстония:
      245 (перепись 2000)[6]

Археологическая культура

Ананьинская культура, Городецкая культура, Древнемарийская культура

Язык

лугово-восточный марийский, горномарийский

Религия

Марийская традиционная религия, православие

Входит в

финно-угорские языки

Родственные народы

эрзя, мокша, меря, мурома

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш)  — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Древняя территория марийцев была очень широкой (см. статью Марийский край), в настоящее время основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.

Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии, распространен татарский язык. Большинство марийцев исповедуют православие, однако сохраняются и некоторые пережитки язычества, которые в сочетании с идеями монотеизма образуют своеобразную марийскую традиционную религию.

Содержание

Этногенез

Карта финно-угорских племён до прихода славян

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III вв. до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия.

Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки и в южном до р. Казанки.[7]

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

Первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар.[8] После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.

Присоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1557, 1571—1574 и 1581—1585 гг.[9][10]

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

Этногруппы

Расселение

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).

Антропологический тип

Иван Степанович Палантай

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.[11]

Язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие.[12][13] Среди 312 178 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).[14][15]

Традиционная одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).

У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка [16].

Религия

До обращения в православие у марицев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы»[17].

В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.[18]

Имена

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным именам.

Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», которая является символом оберега, защищающий дорогу, по которым предстоит пройти молодым.


Марийцы Башкортостана

Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) [19][20], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.

Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.

Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий Ушем».

Известные марийцы

См. также


Примечания

  1. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года
  2. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  3. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  4. Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009
  5. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2009.  (латыш.)
  6. Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ([1])
  7. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. - М.: Наука, 1994.
  8. Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг.
  9. Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.
  10. Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству
  11. Большая энциклопедия народов, Москва, 2007.
  12. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКАМИ в РОССИИ (2002 г.)
  13. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
  14. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ (КРОМЕ РУССКОГО) НАСЕЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РЕСПУБЛИКАМ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  15. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВЛАДЕНИЮ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  16. Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
  17. Последние язычники Европы
  18. С. К. Кузнецов. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария. Этнографическое обозрение. 1905, № 1, с. 129—157
  19. >. Число марийских деревень — более 240
  20. статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан
  21. Олег Тактаров. Откуда его корни?

Ссылки

  • MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырех языках: марийском, русском, эстонском и английском
  • Словарь марийской мифологии

Tags: Черемисы в украине, черемисы нижегородской области, черемисы в костромской области, черемисы чуваши.