Метки: Шарья 28 мая 2014, шарья город, шарья завод, шарья погода на неделю, шарья энергосбыт.
Город
Шарья
Показать/скрыть карты
|
Шарья́ — город (с 1938[2]) в России, административный центр городского округа Шарья и Шарьинского района Костромской области (в состав района не входит).
Население — 23 785[1] чел. (2014). Население городского округа — 36 713[1] чел. (2014).
Город расположен на реке Ветлуга (приток Волги), в 328 км от Костромы. Станция Шарья — крупный железнодорожный узел Транссибирской магистрали.
Примыкают посёлки: Ветлужский, Ленинский, Октябрьский.
Шарья оказывается равноудалена (~300 км) от областных центров Кострома (на запад), Нижний Новгород (на юг) и Киров (на восток). Примерно на том же расстоянии в северном направлении находится город Великий Устюг.
Шарья — городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров.
Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию.
В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья.
При строительстве нещадно эксплуатировался труд крестьян. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.
Дорогу к станции подводили с востока. В Котельнич водным путём из Сормова были доставлены в разобранном виде первые паровозы серии Ов и Од. От реки Вятки до города Котельнича была построена временная железнодорожная ветка. Эти паровозы и подвижной состав использовались в строительстве дороги на Свечу и Шарью. Одновременно строились вокзалы, жилые дома, водокачки и водонапорные башни на станциях.
Строительство дороги требовало больших средств, так как верста железнодорожной линии стоила в среднем 50 тыс. рублей золотом, чем царское правительство в то время не располагало, и поэтому были вынуждены сдавать постройку железной дороги отдельными участками частным подрядчикам. Так на участке Варакинский — Шарья-Соколовский (до 1960 года назывался ст. Забегалиха) все строительство зданий и служебных помещений было сдано подрядчику Барголову, а строительство пути со всеми земляными работами — подрядчику Миронову. Подрядчики заключали с рабочими кабальные договора. Рабочий день на строительстве был 12 часов. Взрослый рабочий за день работы получал 60 копеек, а молодые рабочие и подростки — по 30 копеек.
Строительство железнодорожного моста через реку Ветлугу вели русские специалисты и рабочие, которые имели уже большой опыт в строительстве мостов на других железных дорогах России. В июне 1906 года строительство моста закончилось.
Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. 24 ноября 1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, — Шарьей по имени реки[3], протекающей в двухстах метрах от вокзала. Название реки дали ещё марийцы — древние обитатели этих мест. В марийском языке много слов с корнем «шар». В данном случае более подходит горномар. шараш, что означает «лужа», или луговомар. шор — «речка». На языке марийцев слово Шарья означает «речка»[4]. В русском языке название реки преобразовалось в Шарьинка. В данный момент река заболочена.
Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо.
В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий посёлок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.
В годы Великой Отечественной войны 24 тысячи жителей города с оружием в руках защищали Родину. Почти 8000 — каждый третий — погибли в боях. Среди них — Герои Советского Союза: Д. Корязин, повторивший подвиг Гастелло; В. Танычев, А. Котегов, И. Бобарыкин, В. Душеин; — полные кавалеры ордена Славы: С. Громов, А. Краснухин. В год 60-летия Великой Победы в городе был открыт Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлово был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.
В 50-70-е годы город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие Костромской области . Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.
Климат Шарьи | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −12,3 | −9,6 | −3,5 | 3,9 | 11,0 | 15,8 | 18,1 | 15,3 | 9,2 | 3,0 | −4,9 | −9,3 | 3,2 |
Источник: World Climate |
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1926[5] | 1931[5] | 1939[5] | 1959[6] | 1967[5] | 1970[7] | 1979[8] | 1989[9] | 1992[5] | 1996[5] |
14 300 | ↘8000 | ↗14 300 | ↗22 268 | ↗24 000 | ↗25 788 | ↗26 012 | ↗27 062 | ↘26 900 | ↘26 700 |
1998[5] | 2001[5] | 2002[10] | 2003[5] | 2005[5] | 2006[5] | 2007[5] | 2008[11] | 2010[12] | 2011[5] |
↘26 600 | ↘26 300 | ↘24 900 | →24 900 | ↘24 800 | →24 800 | →24 800 | ↗24 815 | ↘23 681 | ↗23 700 |
2012[13] | 2013[14] | 2014[1] | |||||||
↗23 727 | ↘23 709 | ↗23 785 |
Сегодня Шарья — развитый промышленный город. Градообразующее предприятие — «Лесопромышленный комплекс», ПДО «Шарьядрев» (примерно до 1996 года, затем филиал иностранного холдинга «Кроностар», примерно с 2002 года).
В числе крупных предприятий города: локомотивное и вагонное депо, узел связи.
Современную индустрию представляют крупные предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности ООО «Кроностар» и ООО «Лесопромышленный комплекс», вместе с которыми возрождаются леспромхозы и развивается мебельное производство. В пищевой промышленности возникло предприятие по изготовлению минеральной воды. Теплом и электроэнергией город обеспечивает Шарьинская ТЭЦ.
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2010 год 9,74 млрд рублей
В 2001 году в город пришла сотовая связь, развивается торговля, ведётся строительство.
Шарья имеет выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на перекрёстке федеральных автомобильных трасс с севера на юг и с запада на восток. Из-за обилия автомобильных перевозок на пересечении автодорог Р157 и Шарья — Поназырево была построена объездная дорога. Через Шарью проходит железная дорога, соединяющая Москву и Владивосток.
Аэропорт Шарьи принимает только малые самолёты. В летний период из Костромы летают самолёты Ан-2 в Шарью и Вохму[15].
В городе 4 средних специальных учебных заведений, работают филиалы КГУ им. Н. А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права.
В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма (в центре города) использовалось для краеведческого музея. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен.
Сейчас в городе действуют три храма. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата[16].
Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С. Ф. Богородского, А. М. Кучумова, В. М. Фёдорова, А. Б. Разумова — известны за пределами области.
Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья.
За пределами области известны имена шарьинских чемпионов и победителей крупнейших соревнований Л. Колчанова, С. Перминова, А. Жуйкова, Е. Вальваса, И. Умнякова. Действует СДЮСШОР (Специализированная Детско-Юношеская Спортивная Школа Олимпийского Резерва), которая имеет один из лучших в области легкоатлетический манеж. Традиционно в городе проходят областные и общероссийские соревнования по полиатлону, лёгкой атлетике, мотокроссу.
С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков.
Регулярно при активном содействии администрации городского округа издаются новые книги о Шарье и её жителях, творчество местных поэтов и писателей. Венцом стала книга краеведа Н. В. Гольянова «Годы и люди», где в двух томах рассказано о судьбе Ветлужского края, шарьинцах в годы Великой Отечественной войны.
Костромская область | |||
---|---|---|---|
Административный центр: Кострома Городские округа: Кострома | Волгореченск | Буй | Галич | Мантурово | Шарья Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг |
Автомобильная дорога регионального значения Р157 Урень — Великий Устюг — Котлас | |
---|---|
Урень — Ветлуга — Шарья — Пыщуг — Никольск — Кичменгский Городок — Великий Устюг — Красавино — Приводино — Ядриха — Котлас |
Tags: Шарья 28 мая 2014, шарья город, шарья завод, шарья погода на неделю, шарья энергосбыт.