Momotik.ru

Народный проект

Метки: Шляхта значение слова, шляхта девиз, шляхта энциклопедия для детей, шляхта герба равич, шляхта это в россии, шляхта рагачоўскага павету грушэцкі.

Шля́хта (польск. Szlachta от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах. Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием, сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в самой Польше и Литве (Šlėkta), а также в России (времён Петра Великого), Беларуси и Украине (Шляхта) шляхтой называется дворянство вообще.

Содержание

Происхождение

В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:

  1. теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии «ополе». Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия).
  2. теория профессора Пекосинского. Завоевание Польши полабскими славянами в конце VIII или начале IX века (т. н. Сарматизм) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты. В современной историографии считается маловероятной вследствие того, что нет доказательств завоевания Польши иноземцами.[1]
Гусар Речи Посполитой, Ю. Брандт

История

Шляхта и рыцарство

Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке:

  • Шляхта сильно была проникнута корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.
  • Экономической основой господствующего положения шляхты была феодальная собственность на землю. Взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в сословие шляхты был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию, одопцию и индигенат.
  • Шляхта обладала иммунитетом: обладала собственностью, освобождалась от некоторых повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 года шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена, получила исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории — 15 гривен.
  • Шляхта обладала гербами.
  • В Великом княжестве Литовском основная масса мелких владельцев в XIII-первой половины XVI в. называлась боярами. Впервые бояре названы шляхтой в Городельском привилее 1413. Тогдашний состав шляхты в ВКЛ был неоднороден: одни были почти магнатами по владению крупными наследственными имениями; с XV в. звались панами. Другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению.

Шляхетское самоуправление

В Речи Посполитой XVI—XVIII вв. шляхта занимала господствующее положение. При слабости королевской власти страна была по сути шляхетской республикой. Право свободного запрета (либерум вето) на сейме рассматривалось как одно из важнейших прав шляхты и содействовало шляхетской анархии, которая усилилась во второй половине XVII-первой половине XVIII в.

В XVII—XVIII вв. шляхта составляла 8 % населения Речи Посполитой.

Формой организации шляхты был сеймик — собрание всей шляхты, принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому.

Нешавское законодательство поставило шляхту на тот же уровень, что и можновладцев: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение («посполитое рушанье»), король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем шляхта приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (Цереквицкий привилей).

Шляхта и крестьянство

В XIV и XV веках приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами.

Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины.

Вартский статут 1423 года включал в себя постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила панщину и обратила крестьянина в крепостное состояние.

По Петроковскому статуту 1496 года, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили панщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 года давала помещику власть даже над жизнью крепостных.

Шляхта и мещане

Экономические интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность.

Мещанство попыталось было бороться с шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI века городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII веке.

Шляхта подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI века шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она издавала законы, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.

Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, — шляхетское мировоззрение господствовало безраздельно и в умственной жизни страны.

Шляхетская культура

Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «хлопов».

Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «гонором» (лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пани-браты» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (рокош).

Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.

При доминирующем католицизме шляхта была весьма веротерпима, было много православных и протестантских шляхтичей.[источник не указан 992 дня]

Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота, пиры, танцы и прочие галантные увеселения.

Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали в большинстве европейских государств. Дольше всего они продержались в Испании, Венгрии и некоторых других странах.

В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в самой Польше, шляхтой обозначается вообще дворянство.

Виднейшие шляхетские и магнатские роды

Примечания

  1. Шляхта, дворянское сословие в Польше // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Полный курс лекций по русской истории.
  3. Прывілей Вялікага Князя Літоўскага Казіміра 1447 года  (белор.) (02.05.1447). — Текст привилея.(недоступная ссылка) Проверено 1 января 2010.

Литература

  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ — першай трэці ХVІІ ст.― Мн., 2002.
  • Павятовая шляхта ВКЛ: гісторыя, геральдыка, генеалогія, культура (XVI—XVIII ст.). Матэрыялы навуковай канферэнцыі, Горадня, 18 лютага 2005 г. ― Горадня, 2006.
  • Падалiнскі У. Шляхта ВКЛ i вальны сойм Рэчы Паспалiтай 1570 года // Беларускі гістарычны часопіс. 2004. № 6. С. 50-54
  • Сліж Н. Шляхецкая сям’я ў Вялікім княстве Літоўскім у XVI—XVIІ стст.: уздзеянне саслоўнага падзелу грамадства на яе фарміраванне і развіццё. Аўтарэф. дыс. … канд. гіст. навук. ―Мн., 2002.
  • Яковенко Н. М. Українська шляхта з кiнця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна Україна). Київ, 1993. [Рэц.: Славяноведение. 1995. № 2. С. 101—106; Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. М., 1995. С. 176—180].
  • Уваров И. Ю. Шляхта Великого княжества Литовского в контексте рыночных отношений: (По материалам вальных сеймов XVI в.) // Проблемы славяноведения. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 40-50.
  • Шаланда А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ-ХVІІІ ст. / Аўтарэф. … дыс. канд. гіст. навук. Мн., 2000. — 18 с.
  • Balzer A. Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce // Kwart. Hist. 1898. Т. XII.
  • Bobrzyński M. Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w. // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
  • Hube R. Prawo polskie w w. XIII. Варшава, 1874.
  • Hube R. Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc. Варшава, 1886.
  • Małecki A. Studja heraldynne. Львов, 1890. Т. II.
  • Pawiński A. Sejmiki ziemskie. Варшава, 1895.
  • Piekosiński Fr. O powstaniu spo ł ecze ń stwa polskiego w wiekach ś rednich i jego pierwotnym ustroju // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
  • Piekosiński Fr. Rycerstwo polskie wieków średnich. Т. I—III.
  • Piekosiński Fr. Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich. // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
  • Prochaska A. Geneza i rozwój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonów // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
  • Smoleński Wł. Szlachta w ś wietle w łasnych opinji // Pisma historyczne. Краков, 1901. Т. I.
  • Smolka St. Uwagi o pierwotnym ustroju spo łecznym Polski Piastowskiej // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.

См. также

Ссылки

Tags: Шляхта значение слова, шляхта девиз, шляхта энциклопедия для детей, шляхта герба равич, шляхта это в россии, шляхта рагачоўскага павету грушэцкі.