Метки: Иннокентий 9, иннокентий 3d, иннокентий яковлевич добкин, иннокентий уменьшительное имя, иннокентий отчество.
Архиепископ Иннокентий | ||
|
||
---|---|---|
24 февраля 1848 — 26 мая 1857 | ||
Предшественник: | Гавриил (Розанов) | |
Преемник: | Димитрий (Муретов) | |
|
||
31 декабря 1840 — 24 февраля 1848 | ||
Предшественник: | Смарагд (Крыжановский) | |
Преемник: | Елпидифор (Бенедиктов) | |
|
||
1 марта — 31 декабря 1841 | ||
Предшественник: | Стефан (Романовский) | |
Преемник: | Иринарх (Попов) | |
|
||
3 октября 1836 — 1 марта 1840 | ||
Предшественник: | Владимир (Алявдин) | |
Преемник: | Иеремия (Соловьёв) | |
Имя при рождении: | Иван Алексеевич Борисов | |
Рождение: | 15 (27) декабря 1800 Елец Орловская губерния |
|
Смерть: | 26 мая (7 июня) 1857 (56 лет) Одесса |
|
Архиепископ Иннокентий на Викискладе
|
Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 15 (27) декабря 1800, Елец, Орловская губерния — 26 мая (7 июня) 1857, Одесса) — епископ Православной Российской Церкви; с 24 февраля 1848 года архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии (1836). Член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года. Знаменитый проповедник.
В 1997 году причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата).
Содержание |
Родился в семье священника. Окончил Воронежское уездное училище, Орловскую духовную семинарию (1819), Киевскую духовную академию со степенью магистра (1823). Ещё со время учёбы в академии проявил себя талантливым проповедником. По данным митрополита Мануила (Лемешевского), будущий архиерей уже в юности проявлял свои выдающиеся способности:
Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
Доктор богословия (1829).
С 28 августа 1823 — инспектор и профессор церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 1823 года, одновременно, был ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.
С 29 декабря 1823 года — иеромонах.
С 10 декабря 1824 года — бакалавр богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
С 2 сентября 1825 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.
С 6 января 1826 года — экстраординарный профессор богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
16 марта 1826 года возведён в сан архимандрита.
С 27 августа 1830 года — ректор и профессор богословия Киевской духовной академии.
С 3 октября 1836 года — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, управляющий Киево-Михайловским монастырём. При этом остался в должности ректора Киевской духовной академии.
С 1 марта 1840 года — епископ Вологодский и Устюжский.
С 31 декабря 1840 года — епископ Харьковский и Ахтырский.
15 апреля 1845 года возведён в сан архиепископа.
С 24 февраля 1848 года — архиепископ Херсонский и Таврический.
Во время преподавания в Санкт-Петербурге и Киеве владыка Иннокентий проявил себя выдающимся профессором. В его биографии, опубликованной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что
он ввёл новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к учёным занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов.
Был руководителем группы профессоров Киевской духовной академии, занимавшейся составлением «Догматического сборника», в котором была дана характеристика православного вероучения со времени возникновения церкви — этот труд использовался в качестве учебного пособия для студентов. Научная деятельность владыки Иннокентия вызывало негативное отношение со стороны наиболее консервативных церковных деятелей, что повлекло за собой «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся, однако, его полным оправданием. Одна из его наиболее известных книг — «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» — была признана слишком «либеральной», в связи с чем не переиздавалась в течение 30 лет (в 1991 она стала первой книгой святителя, переизданной в современный период отечественной истории).
В свою очередь, Иннокентий написал донос на магистерскую диссертацию Н. И. Костомарова об унии в Западной России, придравшись к нескольким неудачным выражениям.
По словам митрополита Мануила (Лемешевского),
можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя учёность, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид — вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.
Проповеди владыки Иннокентия в напечатанном виде распространялись по всей России; часть их переведена на французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский языки. При этом в своём творчестве он ориентировался как на проповедническое наследие святого Иоанна Златоуста, так и на опыт таких выдающихся католических церковных ораторов как Жак Бенинь Боссюэ и Жан Батист Массильон.
В качестве правящего архиерея владыка Иннокентий заботился об улучшении как материального быта, так и образования сельского духовенства. За непродолжительное время управления Вологодской епархией он занимался улучшением работы духовной консистории и духовных училищ, обновлением архиерейского дома и соборного храма, занимался изучением местных памятников истории и культуры. Восстановил Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский монастыри, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, руководил строительством и реконструкцией храмов.
Был инициатором описания монастырских библиотек и передачи хранившихся в них рукописей в научные центры — духовные академии, а также описания и реставрации памятников истории и культуры Крыма и Кавказа и других регионов, где он был правящим архиереем. Основал в Одессе «болгарское настоятельство», которое до освобождения Болгарии из-под власти Османской империи, давало приют и образование сотням болгарских юношей.
Во время Крымской войны архиепископ Иннокентий проявил большое мужество, несмотря на опасность, посещая места боёв (в том числе в Севастополе, где под обстрелом ездил на буксире по бухте), часто находился под огнём противника, совершая богослужения в походных храмах, воодушевляя солдат своими проповедями и утешая умирающих. После окончания войны он совершил объезд епархии, проводил богослужения в городах, подвергшихся разрушениям, находил средства для восстановления повреждённых в результате военных действий храмов. Во время поездки заболел, был вынужден вернуться в Одессу, где и скончался.
В 1997 архиепископ Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата. Тогда же произошло обретение мощей святого, которые с июня 2007 года[1] покоятся в нижнем храме, освящённом в честь него, Преображенского собора Одессы (Украина).
Иннокентий (Борисов) в Викицитатнике? | |
Епископы Харьковские | ||
---|---|---|
Слободско-Украинские и Харьковские (1799 — 1836) |
Христофор (Сулима) • Аполлос (Терешкевич) • Павел (Саббатовский) • Виталий (Борисов-Жегачев) • Иннокентий (Александров) | |
Харьковские и Ахтырские (1836 — 1945) |
Мелетий (Леонтович) • Смарагд (Крыжановский) • Иннокентий (Борисов) • Елпидифор (Бенедиктов) • Филарет (Гумилевский) • Макарий (Булгаков) • Нектарий (Надеждин) • Савва (Тихомиров) • Иустин (Охотин) • Амвросий (Ключарёв) • Флавиан (Городецкий) • Арсений (Брянцев) • Антоний (Храповицкий) • Нафанаил (Троицкий) • Константин (Дьяков) • Сергий (Гришин) • Иннокентий (Летяев) • Иннокентий (Тихонов) • Александр (Петровский) | |
Харьковские и Богодуховские (1945 — настоящее время) |
Стефан (Проценко) • Нестор (Тугай) • Леонид (Лобачёв) • Леонтий (Гудимов) • Никодим (Руснак) • Ириней (Середний) • Никодим (Руснак) • Онуфрий (Легкий) |
Tags: Иннокентий 9, иннокентий 3d, иннокентий яковлевич добкин, иннокентий уменьшительное имя, иннокентий отчество.