Компрессио́нный карбюра́торный дви́гатель — тип поршневого карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, в котором воспламенение топливо-воздушной смеси происходит от высокой температуры при её сжатии.
Топливом является, как правило, смесь диэтилового (медицинского) эфира, керосина и касторового масла в равных пропорциях. Подача топлива, как правило, самотёком из топливного бака.
В компрессионных модельных двигателях карбюратор, как правило, простейший — достаточно одного жиклёра с винтовой иглой для регулирования подачи топлива. Газораспределение — поршнем и вращающимся золотником. Глушитель и воздушный фильтр отсутствует. Накоторые модели, например «МК-17» имели сменный диффузор; с малым диаметром — для начинающих авиамоделистов, с больши́м — для более опытных. Двигатель с малым диффузором развивал меньшие обороты и мощность, неопытный «пилот» тренировался на менее скоростном «самолёте».
Степень сжатия регулируется контрпоршнем — подвижным поршнем, расположенным в головке цилиндра, изменяющим объём камеры сгорания. Контрпоршень перемещается винтом, расположенным в рубашке охлаждения цилиндра и фиксируется контргайкой от самопроизвольного выворачивания.
Компрессионные двигатели не относятся к дизельным двигателям, так как в «дизелях» происходит сжатие чистого воздуха, а не топливо-воздушной смеси и дизельное топливо при помощи топливного насоса высокого давления впрыскивается форсункой в конце такта сжатия.[1][2]
В СССР выпускались двухтактные двигатели «МК-16» и «МК-17» (рабочий объём 1,5 куб. см.), «МК-12В», «МАРЗ», «Ритм», «КМД-2,5» (рабочий объём 2,5 куб. см.). Их устанавливали на модели самолётов, автомобилей, судов.
Запуск двигателя производился резкими ударами (резким проворачиванием) пальцами руки за воздушный винт.[4] При этом регулировалась подача топлива и степень сжатия. После запуска двигатель регулировался на максимальные обороты[5]. Изменением степени сжатия старались добиться устойчивой работы двигателя на максимальных оборотах без детонации.
На моделях автомобилей двигатель был связан с колёсами через понижающий редуктор, сцепление и коробка передач отсутствовали. Для охлаждения на вал двигателя надевался осевой вентилятор.
По состоянию на 2005 год в России выпускались компрессионнные двигатели «МДС» различных кубатур.
Возвратно-поступательные |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Роторные | Двигатель Ванкеля • Орбитальный двигатель (двигатель Сарича) • Роторно-лопастной двигатель Вигриянова • Роторный двигатель Карфидова | ||||||||
Комбинированные | Гибридные |