Momotik.ru

Народный проект

Метки: Линейный корабль виктори, линейный корабль хайме 1, линейный корабль орел.


Линейный корабль HMS Victory, флагман адмирала Нельсона, на стоянке в Портсмуте.

Лине́йный кора́бль (парусный) (англ. ship-of-the-line, фр. navire de ligne) — класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30[1]—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались[2].

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо — линкорами) был назван новый класс военных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

Содержание

Появление линейных кораблей

Корма шведского галеона «Ваза» (1628). Отсутствие таких надстроек на линейных кораблях привело к большей их маневренности по сравнению с галеонами.
Разрез трёхпалубного линейного корабля:
1 — погреб боеприпасов, 2 — крюйт-камера, 3 — заряды, 4 — ватерлиния, 5 — выстрел, 6 — пушка с такелажем, 7 — верхняя палуба

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия сервоприводов, что требовало огромного расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи. Более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только лишь в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими орудийными палубами (деками), несущие вплоть до полутора сотен орудий различного калибра. Следует сразу отметить, что называется деком и учитываются при определении ранга корабля только закрытые орудийные палубы, над которыми расположена ещё одна палуба. Например, двудечный корабль (в русском флоте — двухполосный) имел обычно две закрытые орудийные палубы и одну открытую (верхнюю).

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию — так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века.

Их предшественниками были тяжеловооруженные галеоны, каракки и так называемые «большие корабли». Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка «Мэри Роуз». Для английских кораблей в XVI в. стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством — более дешёвые и позволявшие иметь большую дальность стрельбы. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» — галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, причем нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Появление новейших методов расчета корпусов позволило прорезать пушечные порты ещё на стапеле (проблема заключалась в том, что на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные — дополнительными, поэтому требовался точный расчёт их взаимного расположения) и таким образом рассчитывать силу кораблей ещё до спуска их на воду, располагая орудия в несколько ярусов.

Линейная тактика в сражении при Абукире

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двухпалубные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через окна в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов. Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

От галеонов линейные корабли отличаются прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время как галеон лучше приспособлен для абордажного боя. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб, реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной — внутри и снаружи от шпангоутов; толщина одной наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая внутренней и наружной — до 37 дюймов, то есть около 95 см. Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева; между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой — в сумме до 70 см между шпангоутами. Даже при отсутствии настоящей железной брони линейные корабли были отчасти защищены от огня противника. В бою они обычно выводились из строя стрельбой по рангоуту или пожаром. В итоге корабли переходили из рук в руки в течение десятков лет, пока не становились жертвой огня или жучка-древоточца. Именно по этой причине военные корабли долгое время, до самого появления брони, практически никогда не строили из железа, которое, обеспечивая большую прочность корпуса, нисколько не защищало от ядер, которые при попадании в железный борт давали множество очень опасных осколков. Впрочем, даже первые броненосцы имели толстую деревянную подкладку под броневые плиты, без которой корпус очень сильно повреждался бы от ударов снарядов.

Часто указывается, что сплошные ядра едва ли не отскакивали от толстого борта линкоров, но на деле это было не совсем так. Англичанин Дуглас с своём труде по морской артиллерии (H. Douglas, A Treatise on Naval Gunnery) даёт следующую формулу для определения толщины пробивания дубового борта сплошным ядром:

Т = 4,612 × r × d × log[1 + v²/1076696], где

T — глубина проникновения ядра в футах, r — радиус ядра в футах, d — плотность материала ядра относительно воды (плотность воды за 1), v — скорость ядра в момент удара о борт в футах в секунду.

На дистанциях до 30 ярдов (~27 м) даже небольшого калибра 18-фунтовое ядро пробивало 32 дюйма дуба, то есть, почти метр — на таком расстоянии (по сути, стрельба в упор) и самый толстый борт не был в состоянии защитить корабль от огня противника. На 100 ярдах (~91,44 м) 24-фунтовое (среднего калибра) ядро пробивало толщу дуба в 5 футов 2 дюйма (~1,57 м) и разбивало стоявшие за ней лафеты орудий. Но уже на 300 ярдах (~274,3 м) даже тяжёлое ядро калибром 32 фунта пробивало лишь 4 дюйма дубовой обшивки, застревая в её толще. Таким образом, эффективное поражение крупного деревянного корабля сплошными ядрами было вполне возможно, но лишь на небольшом расстоянии — до 100—150 м, сравнимом с размерами самих кораблей.

Приговор деревянным линкорам подписало развитие артиллерии, тесно связанное с общим прогрессом производительных сил. Широко применявшиеся со второй четверти XIX века тяжёлые орудия, стрелявшие начинёнными порохом бомбами калибром до 68 фунтов, даже на расстоянии в 6,25 кабельтовых (более 1 км) легко пробивали любой деревянный борт, нанося корпусу корабля страшные повреждения и вызывая пожары. После этого уже встал на повестку дня вопрос о защите кораблей металлической бронёй.

Гравюра Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации»

В России до Петра I не существовало линейных кораблей. Первым российским линейным кораблём стал «Гото Предестинация». Уже в 1722 году в составе российского флота насчитывалось 36 линейных кораблей. Будучи первоначально копиями западных образцов уже к концу правления Петра I русские корабли получили собственные отличительные черты. Так, они были короче, и имели меньшую осадку в ущерб мореходности, но лучше подходили с начала к условиям Азовского моря, а потом и к условиям Балтийского моря. В проектировании и постройке кораблей принимал участие сам царь.

Корабельные ранги

Основная статья: Ранг в парусном военно-морском флоте

Необходимо помнить, что ранговая система за свою историю претерпела значительные изменения. С усовершенствованием кораблей и ростом их водоизмещения и числа корабельных орудий требования к минимальному вооружению корабля для каждого ранга повышались.

Корабль 1 ранга

Самый крупный из линейных кораблей. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 60 до 130 орудий. Ряд его представителей (HMS Victory, USS Pennsylvania, Santisima Trinidad) и некоторые поздние линкоры имели 4 дека.

Корабль 2 ранга

Трехдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 40 до 98 орудий.

Корабль 3 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 30 до 84 орудий.

Корабль 4 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 20 до 60 орудий включительно. При этом первый английский броненосец — «Уорриор» — попал в 4-й ранг по числу орудий и лишь благодаря большой численности экипажа его перевели в 3-й, однако его мощь намного превосходила любые перворанговые корабли.

Семилетняя война

В XVIII веке облик линейных кораблей устоялся и наибольшую роль стал играть опыт экипажей. Здесь лидировала Англия, не только имевшая самый большой флот, но и постоянно державшая его в море, что обеспечило английским морякам отличную выучку.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в ходе Семилетней войны, когда технически более совершенные французские корабли проигрывали схватки более опытным англичанам, что привело к потере французских колоний в Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.

Закат парусных линейных кораблей

Четырёхпалубный линейный корабль «Сантисима-Тринидад» (Испания).
И. К. Айвазовский «Корабль „Двенадцать апостолов“»
Наполеон (1850), паровой линейный корабль

В конце XVIII века благодаря адмиралу Ушакову появилась манёвренная тактика, которая превосходила линейную.

В начале XIX века после изобретения парового двигателя появились первые пароходы.

В 1822 г. по предложению французского артиллериста Пексана был введен новый тип артиллерийского орудия — бомбическое, которое позволяло вести огонь разрывным снарядом не только по навесной траектории в палубу, но и по настильной в борт. Удачный разрыв бомбы мог разрушить до 1м² борта, позволяя на дистанции 1000—1500 м потопить вражеский корабль всего 20-25 удачными выстрелами. С этого времени на повестку дня стал вопрос о защите военных кораблей бронёй.

С появлением в 1848 г винтового движителя, а также надёжных и относительно мощных (1000л.с.) паровых машин деревянные парусники начали сходить со сцены. Часть из них была переоборудована, снабжена паровыми машинами, было также выпущено несколько новых крупных деревянных пароходов с парусами, таких как «Наполеон» (1850). Некоторые из них по инерции назывались линейными кораблями.

У нескольких линейных кораблей с паровыми двигателями убрали две верхние палубы (переделав в фрегаты) и снабдили их броневым поясом, породив тип так называемых «панцирных» броненосцев. Особенно много их построили французы и австрийцы, два из них (французские «Маджента» и «Сольферино») даже были двудечными.

Последний бой парусных флотов и первый бой с применением бомбических орудий состоялся 18 (30) ноября 1853 года между Россией и Турцией в Синопской бухте на Чёрном море и окончился победой русской эскадры. Однако в дальнейшем течении Крымской войны Черноморский флот, имевший 14 линейных кораблей и только 6 пароходо-фрегатов, не смог противостоять англо-французской эскадре, большинство судов которой были пароходо-фрегатами. Пришлось затопить и одно из наиболее крупных судов Черноморского флота — линейный корабль «Двенадцать апостолов».

Окончательно сошли со сцены линейные корабли с появлением в середине XIX века паровых однопалубных броненосных фрегатов — «броненосцев», которые вместо линейной тактики применяли либо манёвренную, либо таранную.

В 1907 году новый класс кораблей (за границей первоначально названный «дредноутами») в России был назван линейными кораблями (на практике использовалось сокращение линкор) не только в память о линейных кораблях, но и потому что первоначально предполагалось возродить с ними линейную тактику.

Литература

На русском
  • Чернышёв А. В.
На английском
  • The Royal Navy in sixt volums by William Laird Clowes. Chatham, 1896.
  • The Ship of the Line. In two volums by Brian Lavery. Conway Maritime Press, 1995. ISBN 0851772528
  • Naval wars in the Baltic during the Sailing-Ship Epoch 1522—1850 by R. C. Anderson, 1910.
На французском
  • Nomenclature des navires Francais de 1610 Ã 1661. Complete list of French ships 1610 à 1661. Author : Alain Demerliac: 2004 ISBN 2903179395
  • Nomenclature des vaisseaux du roi-soleil de 1661 Ã 1715. Complete list of French ships 1661—1715. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381152
  • Nomenclature des navires Francais de 1715 Ã 1774. Complete list of French ships

1715—1774. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381195

  • List of men-of-war 1650—1700. Part II. French ships 1648—1700. Author : Pierre Le Conte: 1935
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history. Author : Claude Farrère: 1956
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author : J.C Lemineur: 1996 ISBN 2906381225

Примечания

  1. Для ранних кораблей
  2. http://www.slovopedia.com/25/203/1650517.html

См. также

Tags: Линейный корабль виктори, линейный корабль хайме 1, линейный корабль орел.