Momotik.ru

Народный проект

Метки: Мифологическая школа этнография, мифологическая школа в литературоведении 19 века, мифологическая школа фото, мифологическая школа и ее роль в изучении русского эпоса, мифологическая школа этнографии.

Эта статья о мифологической теории происхождения христианства. О мифологической школе в литературоведении см. фольклористика.

Мифологическая школатеория происхождения христианства, направление в историографии христианства, а также в христологии[2] — отрицает реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривает его исключительно как факт мифологии[3][4].

Содержание

Основы теории

Выделяют три основных аргумента мифологической школы:

История

Сомнения в историчности Иисуса Христа появились в эпоху Просвещения вследствие критического изучения Евангелия. Зарождение теории связывают с именами двух французских философов: Дюпюи (1742—1809) и Вольнеем (1757—1820)[6]. Дюпюи объяснял мифологические и религиозные представления как астрономические аллегории и отрицал историчность Иисуса, считая его мифологическим образом Солнца[7]. Согласно Вольнею, образ Иисуса своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов[8].

В XIX веке в развитии отрицательной библейской критики (и мифологической теории, хотя сам историчность Иисуса не отрицал) сыграл большую роль немецкий философ и теолог, радикальный представитель Тюбингенской школы Давид Штраус (1808 −1874). В книге «Жизнь Иисуса» (1860) рассматривает Евангелия как результат мифотворчества[9][10]. С точки зрения Штрауса, Иисус — историческая личность имеет мало общего с мифологическим Христом веры[11][12].

Теолог и сторонник мифологической теории Бруно Бауэр (1809—1882) воспринял аргументы Штрауса и дал более радикальную критику Евангелий. В Евангелиях Бауэр не видит доказательств исторической достоверности, по его мнению, христианством были заимствованы эллинские элементы[13].

В XX веке получили известность работы представителей мифологической школы Джона М. Робертсона (англ.)русск., Вильяма Бенджамина Смита (англ.)русск., Артура Древса и других.

В XX — начале XXI вв. аргументы в пользу неисторичности Иисуса высказывают такие американские и британские историки и филологи, как Джордж Альберт Уэллс (англ. George Albert Wells)[14], Эрл Доэрти (англ. Earl Doherty)[15], Д. М. Мёрдок (Acharya S), Тимоти Фрик (англ. Timothy Freke) и Питер Гэнди (англ. Peter Gandy)[16], такие теологи, как Роберт Прайс (англ. Robert M. Price)[17] и Томас Томпсон (англ. Thomas L. Thompson)[18], математик и логик Бертран Рассел[19], а также писатели и учёные, представляющие движение «Новый атеизм» (англ.): биолог Ричард Докинз, физик Виктор Стенджер и др.[20]

Критика

Выступления в печати представителей мифологической школы вызвали появление обширной апологетической литературы. В основном богословии данная теория является предметом рассмотрения историческо-философской апологетики[21].

Одним из первых ответов на мифологическую теорию Дюпюи была брошюра французского писателя Жана Батиста Переса «Почему Наполеона никогда не существовало» (1819), изданная во время жизни императора. Перес делает из Наполеона героя легенды, из его царствования — аллегорию[22].

Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс в сочинении «Бруно Бауэр и первоначальное христианство» отмечая ценный вклад Бауэра в разрешение вопроса об историческом происхождении христианства, указал на то, что в работе ему препятствовал идеализм немецкого философа, вследствие чего «фраза заменяет у него часто в решающем месте существо дела»[23]. Там же Энгельс критически оценил подход Штрауса, заметив что пользуясь его концепцией каждый может в евангельских рассказах считать исторически достоверным всё, что ему угодно[23][24].

Французский писатель и философ-экзистенционалист Альбер Камю, в своём эссе «Бунтующий человек» высказал мнение, что отрицая историю Христа, безбожники укрепляют позиции сурового Бога Ветхого завета[25][26].

Согласно мнению британского теолога Герберта Джорджа Вуда (англ. Herbert George Wood) (1879—1963), у данной теории имеются методологические проблемы:

«…Диалектический процесс, посредством которого теория „Христос—миф“ дискредитирует себя, основан на том простом факте, что вы не можете доказать эту теорию без неправильного обращения с фактами»[27].

Британский теолог, библеист и епископ из Вестминстерского аббатства Том Райт уподобил сторонников мифологической теории профессиональному астроному, рассуждающему на тему «создана ли Луна из сыра»[28]. Другой британский теолог и проповедник методистской церкви Джеймс Дан (англ.)русск. характеризует идею о мифичности Христа как «совершенно мёртвый тезис»[29].

Аргументы в пользу как исторического, так и мифологического происхождения Иисуса высказывают исследователи новозаветных текстов и раннехристианской истории, опираясь на имеющиеся в распоряжении науки сведения, но в настоящее время большая часть религиоведов и теологов разделяет мнение представителей исторической школы[30].

Примечания

  1. Ге, Николай Николаевич// Энциклопедический словарь, 2009
  2. Иисус Христос// Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  3. Иисус Христос — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  4. Мифологическая теория происхождения христианства// Мень А.В. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.
  5. Price, Robert M. «Jesus at the Vanishing Point» in James K. Beilby & Paul Rhodes Eddy (eds.) The Historical Jesus: Five Views. InterVarsity, 2009. pp. 62-64, 75
  6. Schweitzer, Albert. The Quest of the Historical Jesus. Fortress, 2001
  7. Дюпюи — статья из Большой советской энциклопедии
  8. Вольней — статья из Новой философской энциклопедии: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  9. Штраус/ Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002
  10. Книга о Библии. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
  11. «Жизнь Иисуса». — М.: Республика, 1992.
  12. Штраус Давид Фридрих// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  13. Бауэр Бруно// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  14. Cм., напр., кн.: Wells G.A. The Jesus Myth. — Open Court, 1998. — 350 p. ISBN 0-8126-9392-2
  15. См., напр., кн.: The Jesus Puzzle: Did Christianity Begin with a Mythical Christ?. Ottawa: Age of Reason Publications. 2005 [1999]. ISBN 0-9689259-1-X.
  16. См., напр., их совместную работу: Freke T., Gandy P. The Laughing Jesus: Religious Lies and Gnostic Wisdom. — Three Rivers Press, 2006. — 272 p. ISBN 978-1400082797
  17. См., напр., его кн.: Price R.M. Deconstructing Jesus. — Prometheus Books, 2000. — 284 p. ISBN 1-57392-758-9
  18. Thompson T. L. The Messiah myth: the Near Eastern roots of Jesus and David. — Basic Books, 2005. — ISBN 0465085776
  19. Почему я не христианин. — М., 1958.)
  20. Далеко не полный список сторонников теории христианского мифа представлен в статье «Christ myth theory» (англ.)
  21. Путь разума в поисках истины
  22. Перес, Жан Батист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  23. ↑ Бруно Бауэр и первоначальное христианство, апрель 1882 года
  24. Сказания евангелистов
  25. «Бунтующий человек»// История философии: Энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова. — Минск: Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий)
  26. Альбер Камю. Бунтующий человек, 1951
  27. Christianity and the Nature of History. — Cambridge: Cambridge University Press. — P. 54. — ISBN 9781001439921
  28. The Incarnation: An Interdisciplinary Symposium on the Incarnation of the Son of God. — Oxford: Oxford University Press. — P. 48. — ISBN 978-0199275779 P. 48.
  29. J. G. D. Dunn, The Christ and the Spirit, Volume I: Christology, (Eerdmans / T & T Clark, 1998). — P.191.
  30. Jesus as a Figure in History: How Modern Historians View the Man from Galilee. — Louisville, Ky.: Westminster John Knox Press. — P. 168. — The historical Jesus in the twentieth century. — Harrisburg, Pa.: Trinity Press International. — P. 71. — Jesus outside the New Testament: an introduction to the ancient evidence. — Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans. — P. 16. — Основы религиоведения. — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с.

Литература

  • Штраус Д. Жизнь Иисуса / Пер. с нем. Кн. 1—2. Лейпциг—СПб., 1907.
  • Древс А. Миф о Христе / Пер с нем. Т. 1—2. М., 1923—24.
  • Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? М., 1969.
  • Мифологическая школа // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986.
  • Иисус Христос // Энциклопедия «Мифы народов мира». М., 1987-88.
  • Александр Мень. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 7. Сын человеческий. М., 1991-92.
  • Ельницкий Л. А. Геракл и миф о Христе // Альманах «Прометей». Т. 7. М.: Молодая гвардия, 1969.


Tags: Мифологическая школа этнография, мифологическая школа в литературоведении 19 века, мифологическая школа фото, мифологическая школа и ее роль в изучении русского эпоса, мифологическая школа этнографии.