Метки: Подводные лодки проекта 971 щука-б, подводные лодки проекта 971 щука б видео, подводные лодки проекта 971 щука б.
МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б» | ||
---|---|---|
|
||
|
||
К-322 «Кашалот», октябрь 1993[1] | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | МПЛАТРК | |
Обозначение проекта | 971 «Щука-Б» | |
Разработчик проекта | СПМБМ «Малахит» | |
Главный конструктор | Г. Н. Чернышёв Ю. И. Фарафонтов |
|
Классификация НАТО | «Akula» | |
Скорость (надводная) | 11,6 узла | |
Скорость (подводная) | 33 узла | |
Рабочая глубина погружения | 480 м | |
Предельная глубина погружения | 600 м | |
Автономность плавания | 100 суток | |
Экипаж | 73 человека (31 офицер) | |
Стоимость | $785 млн (2007)[2] | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 8 140 т | |
Водоизмещение подводное | 12 770 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 110,3 м | |
Ширина корпуса наиб. | 13,6 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 9,7 м | |
Силовая установка | ||
Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с.,только на 972МТ два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с. 1 аварийный эд работающий от АБ | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед | |
Ракетное вооружение | ракето-торпеды, крылатые ракеты РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед | |
ПВО | ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».
Содержание |
Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов.[3] Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.
Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.
В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.[4]
Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».
Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σт = 1 000 МПа (10 000 кгс/см²). Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.[5] Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.[5] Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж.[5][6] Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Также на ПЛ установлены два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.
Шумность лодки на 4-8 узлах 90-110 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м[7]
Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула», установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМ[8]. Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу — 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератор АСДГ-1000.
Условия обитаемости несколько улучшены по сравнению с проектом 671РТМК «Щука». Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.
«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным, у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10.[9]
В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.
Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев[10] противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.
Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.[6]
Начиная с К-391 (за исключением экспортного варианта К-152 «Нерпа») в носовой части корабля монтируются пусковые установки средств комплекса гидроакустического противодействия.
Радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение лодки в общих чертах совпадает с оборудованием проекта 945 «Барракуда» и включает в себя:
Также, на лодке установлен специальный аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат».
Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался:
Головная «Щука-Б», К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Уже на ходовых испытаниях измерения показали, что новая субмарина имеет уровень шума примерно в 4 раза меньший, чем лодки проекта 671РТМК «Щука». Первоначально «Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В. Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера»[6] в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счёт советских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».
Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море[12]. Она была обнаружена при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии[4]. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес»[13]
В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1-го ранга А. В. Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за её выходом в боевое патрулирование. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации[14].
Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения. По сравнению с лодками второго поколения, у проекта 971 «Щука Б» имеются следующие особенности:
В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда (англ. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения[13]. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS[15], создавшую в своё время много проблем советским подводникам.
29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи. Вскоре в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита[4] (по другим данным, российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь больному перитонитом матросу, перенёсшему на борту «Щуки» операцию[16]). Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была демонстрация незаметности российских подводных лодок. Британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б»[17].
В июне-июле 2012 года подлодка несколько недель находилась незамеченной для ВМФ США в Мексиканском заливе.[18]
Некоторые специалисты скептически относятся к сравнению проекта 971 с лодками четвёртого поколения, считая оценку характеристик завышенной[6].
«Лос-Анджелес» | «Щука» | «Щука-Б» | «Барракуда» | «Кондор» | «Плавник» | «Рюби» | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||||
Годы постройки | 1972—1996 | 1976—1992 | 1983—2009 | 1979—1987 | 1986—1993 | 1978—1983 | 1976—1983 |
Годы службы | c 1976 | c 1977 | c 1984 | c 1984 | c 1990 | c 1983—1989 | c 1984 |
Построено | 62 | 15 | 15 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Водоизмещение (т) надводное подводное |
6082 7177 |
6990 7250 |
8140 12770 |
5940 9600 |
6470 10400 |
5880 8500 |
2410 2607 |
Скорость (уз) надводная подводная |
17 30-35 |
11,6 31 |
11,6 33 |
19 35 |
19 35 |
11 33 |
15 25 |
Глубина погружения (м) рабочая предельная |
280 450 |
400 600 |
480 600 |
480 550 |
520 600 |
1000 1250 |
300 |
В 1991 году в конгресс США были вынесены проекты реакции на создание в России атомарин проекта 971, предлагавшие, в том числе:
Тяжёлая экономическая ситуация в 1990-х годах в России сделала эти предложения неактуальными и снизила обеспокоенность в США. Также, во время строительства серии большой активностью отличалась международная экологическая организация Гринпис, указывающая, что именно новые российские субмарины несут наибольшую угрозу радиационной безопасности северных морей. Как только финансовые трудности не позволили продолжить строительство «Щук-Б», деятельность Гринписа в этом направлении была свёрнута[4]. Американский военно-морской аналитик Н. Полмар на заседании в конгрессе США в 1997 году заявил следующее:
Появились зловещие признаки того, что Советы достигли успехов в области снижения шумности субмарин. Советские лодки класса «Akula», вышедшие в море в середине 1980-х, были намного тише, чем прогнозировалось.Оригинальный текст (англ.)There were, however, ominous signs that the Soviets were making progress in submarine quieting. The Soviet Akula class, which went to sea in the mid-1980s, was far quieter than expected[19].
Атомные подводные лодки проекта «Improved Akula», вышедшие в море в 1990-х, вскоре показали, что Советы превзошли ВМС США в некоторых аспектах акустической маскировки — «Improved Akula» оказались тише, чем наши новейшие атакующие субмарины класса «Improved Los Angeles».Оригинальный текст (англ.)The Improved Akula SSN, which went to sea in 1990, soon revealed that the Soviets had surpassed the U.S. Navy in some areas of acoustic quieting--the Improved Akula was quieter than our newest attack submarines, the Improved LOS ANGELES class[19].
В том же выступлении Полмаром цитировались слова Командующего морскими операциями США, адмирала Джереми Бурды (англ. Jeremy Michael Boorda) :
Впервые с того времени, как мы спустили на воду «Наутилус» возникла ситуация, что у русских в море есть субмарины, которые тише наших. Как вы знаете, для подводных лодок малошумность — главное качество.Оригинальный текст (англ.)This is the first time since we put NAUTILUS to sea that [the Russians] have had submarines at sea quieter than ours. As you know, quieting is everything in submarine warfare[19].
Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблей[20]: 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983—1993 годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по 7 на каждом заводе); из них 10 входят в состав ВМФ России, на последней из них — К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина[21]. Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», недостроены и разобраны, ещё одна, К-152 «Нерпа» была спущена на воду только в 2006 году и была изначально предназначена для передачи в лизинг Индии, вследствие чего имела отличия в установленном оборудовании. По состоянию на май 2011 год, подводная лодка находилась в Большом Камне, где расположен завод «Восток».[22]
Цвета строк:
Красный - Списан или утилизирован
Зелёный - Действуйщий в составе ВМФ
Белый - Не достроен или утилизирован не спущенным на воду
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Статус |
---|---|---|---|---|---|
К-284 «Акула» | 501 | 11.11.1983 | 22.07.1984 | 30.12.1984 | Списана[23]. По состоянию на 2006 год находилась в отстое. |
К-263 «Барнаул» (прежде «Дельфин») |
502 | 09.05.1985 | 28.05.1986 | 30.12.1987 | В составе ТОФ. Небоеспособна. Проходит ремонт в Комсомольске-на-Амуре[24]. |
К-322 «Кашалот» | 513 | 05.09.1986 | 18.07.1987 | 30.12.1988 | В составе ТОФ. Небоеспособна. Проходит ремонт в Комсомольске-на-Амуре. |
К-391 «Братск» (прежде «Кит») |
514 | 23.02.1988 | 14.04.1989 | 29.12.1989 | В составе ТОФ. |
К-331 «Магадан» (прежде «Нарвал») |
515 | 28.12.1989 | 23.06.1990 | 31.12.1990 | В составе ТОФ |
К-419 «Кузбасс» (прежде «Морж») |
516 | 28.07.1991 | 18.05.1992 | 31.12.1992 | В составе ТОФ. В январе 2010 года сообщалось о подготовке к загрузке ядерного топлива на заказ 516.[25] |
К-295 «Самара» (прежде «Дракон») |
517 | 07.11.1993 | 15.08.1994 | 17.07.1995 | В составе ТОФ |
К-152 «Нерпа» | 518 | 1993 | 24.06.2006 | 29.12.2009 | 23 января 2012 года официально передана Индии[26]. |
«Ирбис» | 519 | 1994 | Финансирование остановлено в 1996 году.[27][28]
По состоянию на 2002 год, готовность 42 %, достраивалась по проекту 971И. |
||
К-? | 520 | 1991 | 18 марта 1992 отменена при готовности 25 % | ||
К-? | 521 | 1990 | 18 марта 1992 отменена при готовности 12 % |
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Статус |
---|---|---|---|---|---|
К-480 «Ак Барс» | 821 | 22.02.1985 | 16.04.1988 | 29.12.1988 | Выведена в резерв в 1998 году, 1.10.2002 исключена и передана в ОФИ. В 2007 году отбуксирована на СРЗ «Звёздочка» для разделки на металлолом. Утилизирована. |
К-317 «Пантера» | 822 | 06.11.1986 | 21.05.1990 | 27.12.1990 | В составе СФ.[30]С 2006 по 2008 г прошла капитальный ремонт с модернизацией. |
К-461 «Волк» | 831 | 14.11.1987 | 11.06.1991 | 29.12.1991 | В составе СФ. C мая 2005 года по декабрь 2006 прошла средний ремонт на ФГУП «Севмаш».[31] |
К-328 «Леопард» | 832 | 26.10.1988 | 28.06.1992 | 30.12.1992 | В составе СФ. С мая 2006 года по декабрь 2007 прошла средний ремонт на ФГУП «Севмаш»[32] C июля 2011 проходит средний ремонт с модернизацией на СРЗ «Звёздочка» [33] |
К-154 «Тигр» | 833 | 10.09.1989 | 26.06.1993 | 29.12.1993 | В составе СФ. По классификации НАТО — «Improved Akula class» выделяющийся повышенной акустической скрытностью. |
К-157 «Вепрь» | 834 | 13.07.1990 | 10.12.1994 | 25.11.1995 | В составе СФ. По классификации НАТО — «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках проходит как «проект 971М») с измененной конструкцией прочного корпуса и новым оборудованием. В данный момент выведена в резерв в связи с выработкой ресурса активной зоны реактора. |
К-335 «Гепард» | 835 | 23.09.1991 | 17.09.1999 | 03.12.2001 | В составе СФ. По классификации НАТО — «Akula-III» с измененной конструкцией корпуса и новым оборудованием. 4 декабря 1997 года унаследовала Гвардейский флаг от ПЛ К-22 |
К-337 «Кугуар» | 836 | 18.08.1992 | Не достраивалась, корпус использован для постройки К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955[34] | ||
К-333 «Рысь» | 837 | 31.08.1993 | Не достраивалась, корпус использован для постройки К-550 «Александр Невский» проекта 955А[34] |
Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2012 года, боеспособными являются 8 субмарин проекта; 4 — на СФ и 4 — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.
Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского[35]. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии[36]за $650 млн сроком на 10 лет[37]. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra»[37]. Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов[38]. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %[4][37].
Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.[39]
8 ноября 2008 г, во время испытаний в Японском море в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ на борту К-152 «Нерпа» погибли 20 человек — 17 гражданских и 3 военных. Еще 21 человек был госпитализирован (позже за помощью обратились ещё 20 человек из гражданских специалистов[40]. На борту АПЛ в момент аварии находились 208 человек, из них 81 — военнослужащие.[41][42].
Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Akula Class) | |
---|---|
Завод им. Ленинского комсомола | К-284 «Акула» • К-263 «Барнаул» • К-322 «Кашалот» • К-391 «Братск» • К-331 «Магадан» • К-419 «Кузбасс» • К-295 «Самара» • К-152 «Нерпа» |
ГУП «ПО «Севмашпредприятие» | К-480 «Ак Барс» • К-317 «Пантера» • К-461 «Волк» • К-328 «Леопард» • К-154 «Тигр» • К-157 «Вепрь» • К-335 «Гепард» Сняты со строительства: К-337 «Кугуар», К-333 «Рысь» |
Проекты многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
1-е поколение | 627(А) «Кит» • 645ЖМТ «Кит» • 659Т | |
2-е поколение | 671 «Ёрш» • 671РТ «Сёмга» • 671РТМ «Щука» • 705, 705К «Лира» | |
3-е поколение | 671РТМК «Щука» • 685 «Плавник» • 945 «Барракуда» • 945А «Кондор» • 945Б «Марс» • 971 «Щука-Б» | |
4-е поколение | 885 «Ясень» |