Метки: Тенгрианство особенности, тенгрианство и православие, тенгрианство тенгрианство википедия, тенгрианство у тюрков.
|
---|
Ключевые понятия
Бог · Богиня-мать · Божество · Гадания · Жертвоприношение · Загробный мир · Золотой век · Инициация · Мировая ось · Мировое древо · Миф · Монотеизм · Политеизм · Сакральное · Священные камни · Синкретизм · Тайные общества |
Древнейшие формы религиозности
Анимизм · Зоолатрия · Культ предков · Культ коня · Магия · Полидоксия · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм |
Исторические ареалы
Азия (Бон · Буддизм · Ведизм · Гиндукушская религия · Даосизм · Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство) |
Служители культа
Коэны · Брахман · Волхв · Друид · Жрец · Имам · Лама · Маг · Мобед · Монах · Оракул · Священник · Шаман |
Сверхъестественные сущности
Албаста · Ангел · Асура · Демон · Джинн · Дух · Дьявол · Дэв · Оборотень · Призрак · Чёрт · Эльф |
Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков по Л. Н. Гумилёву. Слово образовано от Тенгри — обожествлённого неба.[1]
Содержание |
Представление о Тенгри было изначально у тюркских и монгольских народов:
Первобытная религия их — почитание Тенгри — Голубого Неба — общая для всей степной Евразии…[2]
Л. Н. Гумилёв пришёл к выводу, что к XII—XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы)[3]. Сама религиозная система раньше называлась Анъ. Название системы сохранилось и по сей день у тюрков Алтая.
Настоящее определение не используется в этнографии и религиоведении, чему частично служит причиной очень слабая теоретическая база построений Л. Н. Гумилёва.
Ещё в работе « Древние тюрки» Л. Н. Гумилев пишет, что образ Тенгри — солнечный свет[4]. Обоснованием служил древний культ нганасанов, которые:
…Дважды в год приносили жертву-солнцу: осенью, перед началом полярной ночи, и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор"[5]
В современной этнографии считается, что наоборот, именно небо получило такое значение из-за той важности, которое имеет Солнце и Луна:
Обязательными атрибутами неба — « крыши»- были каждодневно рождающиеся солнце и луна, так или иначе, связанные с земной жизнью[6].
Первоначально просто земля, позже получившая обожествление:
В этнополитической схеме пространство наделено эмоционально активными свойствами: оно может быть враждебным или спасительным, в зависимости от того, своё оно или «чужое»[7]
В отличие от Неба (Тенгри), рождала, но не способствовала растительности (в кочевом скотоводстве — для корма скота).
И Л. Н. Гумилев правильно пишет:
Йер-су… числится в разряде земных тосей (тось — земной дух) и находит аналогию в культе «хозяев» земли, воды и растительности и т. п. … Йер-су также жестокое божество. В жертву ему приносят серую или рыжую лошадь[8]
Сторонники тенгрианства пишут:
Скорее всего, шаманизм это искаженная древняя арийская религия, которая ещё в свое время в древнем Иране разделилось на два пути: правый (впоследствии зороастризм-митраизм) и левый (манихейство, учение магов, перенос которого и дал в итоге религию Бон (монг. вера по Л. Гумилеву)[9]
А так ли это? «Основой в шаманизме является поклонение Тенгри-Небу»[9]. А разве не встречались похожие верования у других народов, где Небо (и Тенгри) не были распространены?[10]
На современном этапе тенгрианство в среде тюркских народов тесно переплетено с либеральным исламом и научным мировоззрением. Как правило, под тенгрианством сейчас подразумевают некую «народность», почитание предков и обычаев степи, свободную религиозность тюрок без каких-либо строгих культов и учреждений, а иногда даже и некий тюркский эзотеризм.
В учебной литературе Казахстана тенгрианство представлено в неразрывной связи с национальными казахскими и общетюркскими обычаями. Бог Неба — «Тенре» — отождествляется с «Исламским» Богом, а в обиход вводятся такие категории как:
и т. п.
Стоит отметить сходство подхода казахских и калмыцких религиоведов в оценке роли тенгрианства, что, вероятно, объясняется тесными контактами этих народов с 17 по 19 века. В то же время, в отличие от казахского подхода, в Калмыкии тенгрианство самым тесным образом переплетено с буддизмом, однако частные категории полностью согласуются с общетюркскими представлениями.
Неоязычество | ||
---|---|---|
Синкретические движения | Неошаманизм · Телема · Викка | |
Этнические движения | Европейские: кельтское · германо-скандинавское · балтийское · финское · славянское · марийское · греческое Восточные: армянское · египетское · семитское · бурханизм · тенгрианство |
Tags: Тенгрианство особенности, тенгрианство и православие, тенгрианство тенгрианство википедия, тенгрианство у тюрков.