Метки: Феофилакт косичкин, архиепископ феофилакт пятигорский и черкесский, феофилакт косичкин стихи, феофилакт пятигорский, феофилакт толкование на 8 главу 1 послания к коринфянам.
Митропролит Феофилакт (в миру Фёдор Гаврилович Русанов; 1765 — 19 (31) июля 1821) — епископ Русской православной церкви, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии.
Родился в 1765 году в семье причетника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии.
Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии.
В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию.
В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В том же году пострижен в монашество.
Был человеком высокообразованным, знатоком западноевропейской, в особенности французской, литературы, как светской, так и духовной. Её влияние очевидно в речах Феофилакта — проповедника-публициста рационалистически-полемического направления, как называл его биограф, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. А. Чистович. Его проповеди были адресованы скорее образованному петербургскому обществу, нежели простым верующим. По словам современников митрополит Феофилакт был, «живым, светским, образованным, блестящим проповедником». Он очаровал всё петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. В то же время это был честолюбивый человек. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество из соображений карьеры. В то время все высшие места в церковной иерархии и в духовно-учебном мире занимали монашествующие. И в монашеском одеянии Феофилакт чувствовал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома, в одежде и обстановке, так и в храме, в богослужении и облачении.
В 1793 году рукоположён во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора.
В 1794 году рукоположён во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев).
В 1795 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря.
С 29 мая 1796 года — настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса.
Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почётное положение.
С 8 ноября 1798 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора.
С 1799 года — настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря.
30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.
Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление, Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твёрдая независимость и самостоятельность. С подчиненным ему духовенством он был обходителен и справедлив.
С 25 октября 1803 года — архиепископ.
В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Вызов архиепископа Рязанского Феофилакта в Санкт-Петербург в 1806 году был началом славного периода в его жизни и церковной деятельности. Он был приглашен для работы над реформой духовных училищ. Архиепископ Феофилакт был самым деятельным членом как в Комитете по усовершенствованию духовных училищ, так и в Комиссии духовных училищ, выделяясь среди других высокой образованностью, энергией, инициативностью и пользуясь авторитетом в области церковного просвещения.
С 29 ноября 1807 года — член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ.
Архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с князем А. Н. Голицыным, обер-прокурором Святейшего Синода, был приятелем М. М. Сперанского и, заручившись сильной поддержкой, мечтал о Петербургской митрополии. В результате вскоре он оказался соперником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), положение которого осложнилось из-за частых разногласий с князем А. Н. Голицыным. Недовольсто митрополитом стал проявлять и император Александр I. Недоброжелатели митрополита Амвросия незамедлительно воспользовались этим. Только приезд в Санкт-Петербург молодого иеродиакона Филарета (Дроздова) позволил митрополиту Амвросию остаться на Санкт-Петербургской кафедре до конца своих дней. Филарет (Дроздов) вошел в доверие к митрополиту Амвросию и стал его правой рукой.
Между Филаретом (Дроздовым) и Феофилактом установились недружелюбные отношения. Положение Феофилакта осложнилось тем, что его прежние покровители стали поддерживать Филарета. Митрополит Амвросий твёрдо выдержал эту борьбу и не уступил добровольно своего места Феофилакту, что имело, по словам Филарета, благодетельное для Церкви значение.
С 5 марта 1809 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.
Постепенно значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга. И как раз в это время возникла необходимость приведения в порядок разоренных во время Отечественной войны 1812 года епархий. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разоренных во время Отечественной войны 1812 года.
В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт вернулся в свою Рязанскую епархию. Предметом особых забот его здесь была духовная семинария, для которой при нём были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов.
14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. 1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским.
Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещённых. Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита Досифея (Пицхелаури, впоследствии архиепископ Алавердский и Телавский), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12 000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов.
Тоска по России и сознание опалы тяжелым бременем лежали на сердце митрополита Феофилакта, что и сказалось на его здоровье. Ни повышение, ни награды (он был кавалером ордена святого Александра Невского, святого Владимира I степени, святой Анны I степени) не могли утешить его. В 1821 году он стал просить о переводе его в Россию, но в июле того же года при обозрении церквей Кахетии простудился, заболел тифом и 19 июля 1821 года скончался. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.
Переводы:
Tags: Феофилакт косичкин, архиепископ феофилакт пятигорский и черкесский, феофилакт косичкин стихи, феофилакт пятигорский, феофилакт толкование на 8 главу 1 послания к коринфянам.