Борис Ефимович Гройс
Дата рождения:
19 марта 1947 ({{padleft:1947|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:19|2|0}} ) (68 лет)
Место рождения:
Берлин [1]
Гражданство (подданство):
Германия
Род деятельности:
искусствовед
Файлы на Викискладе
Борис Ефимович Гройс (род. 19 марта 1947 , Восточный Берлин ) — советский и немецкий искусствовед , философ , писатель , публицист . Профессор философии, теории искусства, медиа-ведения в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ [de] , профессор славистики в Нью-Йоркском университете .
Краткая биография
Родился в Восточном Берлине в семье советского технического специалиста.
1965—1971: матмех Ленинградского государственного университета (отделение математической логики)[2]
1971—1976: научный сотрудник в ленинградских НИИ
1976: переезд в Москву
1976—1981: научный сотрудник на кафедре структурной и прикладной лингвистики МГУ
параллельно участвовал в домашних семинарах по неофициальному искусству
помещал статьи по культурологии, философии и теории искусства в самиздатских журналах «Часы» и «Обводной канал»
с 1977 публиковался в «тамиздате»
в 1980—1981 входил в редколлегию журнала «37»
Декабрь 1981: переезд в ФРГ[2] .
жил в Мюнхене , затем в Кёльне
один из основателей (в 1983) религиозно-философского журнала «Беседа».
1982—1985: различные научные стипендии в Германии
1986—1987: свободный автор в Кёльне
Книги
1. Gesamtkunstwerk Stalin. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1988.
Борис Гройс Gesamtkunstwerk Сталин. — М .: Ad Marginem , 2013. — 168 с. — (Совместная издательская программа с ЦСК «Гараж» ). — ISBN 978-5-91103-153-4 .
русс. версия: Утопия и Обмен (Стиль Сталин. О Новом. Статьи). Москва.: Знак, 1993.
франц. версия: Staline. Oeuvre d’art totale. Nimes 1990.
итал. версия: Lo stalinismo ovvero l’opera d’arte totale. Milano 1992.
америк. версия .: The Total Art of Stalinism. Princeton Univ. Press 1992.
япон. версия: Gesamtkunstwerk Stalin. Tokio 2000.
2. Дневник философа. «Беседа»- «Синтаксис» Париж: 8, rue Boris Vildé, 92260 Fontenay-aux-Roses, France, 1989.
3. (mit Ilja Kabakov) Die Kunst des Fliehens, München -Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1991.
(искусство бегства)
русс. версия: Кабаков И., Гройс Б., Диалоги (1990—1994). Ad Marginem : Москва, 1999.
4. Zeitgenössische Kunst aus Moskau. Von der Neo-Avantgarde zum Post- Stalinismus. München, 1991.
5. Über das Neue. Versuch einer Kulturökonomie. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1992.
Taschenbuchausgabe (издание в мягкой обложке): Über das Neue. Fischer Taschenbuch Verlag. Frankfurt a. M. 1999.
франц. версия: Du Nouveau. Nimes. 1995.
русс. версия: О Новом.
исп. версия: Sobre lo nuevo : ensayo de una economía cultural, Editorial Pre-Textos, 2005.
6. ВИЗИТ. Роман. Москва.: Obscuri Viri, 1995. 80 стр., тираж 250 экз..
7. Die Erfindung Rußlands. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1995.
(изобретение россии)
8. (mit I. Kabakov). Die Kunst der Installation. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1996.
(искусство инсталляции. диалоги с И. Кабаковым)
9. Logik der Sammlung. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 1997.
(логика собрания)
10. Kunst-Kommentare. Passagen: Wien, 1997.
русс. версия: «Комментарии к искусству». Издательство «Художественный журнал», 2003.
11. Unter Verdacht. Eine Phänomenologie der Medien. München — Wien: Hanser Verlag, 2000.
русс. версия: Под подозрением: Феноменология медиа. (перевод с нем. Андрея Фоменко). Художественный Журнал: Москва, 2006 г. 200c. Обычный формат.
исп. версия: Bajo sospecha. Traducción de Manuel Fontán del Junco y Alejandro Martín Navarro. Pre-Textos. Valencia, 2008. 300 páginas.
12. Politik der Unsterblichkeit. Vier Gespräche mit Thomas Knöfel. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 2002.
(политика бессмертности. четыре разговора с томасом кнёфелем)
франц. версия: Politique de l’immortalite. Quatre entretien avec Thomas Knoefel. (перевод: Olivier Mannoni), Maren Sell Editeers, Paris, 2005.
исп. версия: Politica De La Inmortalidad, KATZ EDITORES S.A., 2008.
13. Искусство утопии (Gesamtkunstwerk Сталин. Комментарии к искусству). Художественный журнал: Москва, 2003.
14. Topologie der Kunst. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), August 2003.
(топология искусства)
15. Die Muse im Pelz. Graz: Literaturverlag Droschl, August 2004.
(муза в мехах)
16. Das kommunistische Postskriptum, Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, Mai 2005.
русс. версия: Коммунистический постскриптум. (перевод с нем. Андрея Фоменко), Ad Marginem , Москва, 2007. 128 с., тираж 1000 экз.
франц. версия: Le post-scriptum communiste, (перевод: Olivier Mannoni), Libella-Maren Sell, Paris, 2008.
итал. версия: Post scriptum comunista. Meltemi, Roma, 2008, pp. 95
голл. версия: Het communistische postscriptum, Uitgeverij IJzer, Utrecht, 2009
англ. версия: The Communist Postscript. Verso Books, London — Brooklyn, NY, 2010
17. Ilya Kabakov. The Man Who Flew into Space from His Apartment. Afterall / MIT Press. London 2006.
(человек улетевший в космос из своей квартиры)
18. Groysaufnahme. Philosophische Gedanken zum Kino. Köln: Schnitt — der Filmverlag, 2007.
(groys-запись. философские мысли к кино)
19. Die Kunst des Denkens. Herausgegeben und mit einem Nachwort von Peter Weibel. Fundus Band 169. Oktober 2007.
(искусство мышления. издание и послесловие петер вайбель)
20. Boris Groys, Art Power, MIT Press, 2008.
21. Einführung in die Anti-Philosophie. München — Wien: Hanser Verlag (Edition Akzente), 2009.
(введение в анти-философию)
22. Wait to Wait. Boris Groys, Andro Wekua. A Conversation. JRP|Ringier, Zurich, 2009
Издательская деятельность
1. Fluchtpunkt Moskau. Cantz Verlag. Stuttgart. 1994.
(точка схода / бегства москва)
2. Kierkegaard. Schriften. Diederichs: München, 1996.
3. Die Neue Menschheit. Biopolitische Utopien in Russland zu Beginn des 20. Jahrhunderts (mit Michael Hagemeister), Suhrkamp Verlag: Frankfurt am Main, Oktober 2005.
(новое человечество, биополитические утопии в россии начала 20. века)
4. Am Nullpunkt. Positionen der russischen Avantgarde, (mit Aage Hansen-Löve) Suhrkamp Verlag: Frankfurt am Main, Oktober 2005
(на нулевой точке, позиции русского авангарда)
5. Zurück aus der Zukunft. Osteuropäische Kulturen im Zeitalter des Postkommunismus, (mit Anne von der Heiden), Suhrkamp Verlag: Frankfurt am Main, Oktober 2005
(назад из будущего, восточноевропейские культуры в эпоху посткоммунизма)
Художественные работы
1. Art Judgement Show. Film- und Videoinstallation, Ljubljana: Moderna Galerija 2001; Brüssel: Roomade 2002, Berlin: Podewil 2002.
2. Iconoclastic Delights. Filmessay, Karlsruhe: ZKM (Ausstellung «Iconclash» 2002)
3. Traumfabrik Kommunismus- Die visuelle Kultur der Stalinzeit, Frankfurt am Main, Kunsthalle Schirn, 2003. Выставка.
4. Medium Religion. ZKM Karlsruhe. Museum fuer Neue Kunst. 23.11.1008 — 19.04.2008. Выставка.
Статьи
Философ после конца истории // Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. — М.: Ad Marginem, 2002. — С. 147—160.
Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. — 1992. — № 9. — С. 52-60.
Ленин и Линкольн — образы современной смерти // Борис Гройс. Утопия и обмен. — М.: 1993. — С. 353—356
«Журнальный зал» / Б. Гройс // 5 статей и беседа с ним.
Под взглядом теории // Борис Гройс. Политика поэтики. — М.: Ad Marginem, 2012.
CD
1. Die Illusion des Endes — Das Ende der Illusion (Иллюзия конца — конец иллюзии), Jean Baudrillard & Boris Groys, suppose, 1998.
2. Im Namen des Mediums (От имени медиума), suppose 2004.
DVD
Boris Groys. Thinking in Loop, 1 DVD-Video
Drei Videos über das Ikonoklastische, Rituelle und Unsterbliche. Hrsg. ZKM/Zentrum für Kunst u. Medientechnologie Karlsruhe. Dtsch.-Engl. 57 Min.
(три фильма об иконоклазме, ритуале и бессмертности)
Ссылки
Boris Groys, Global Distinguished Professor of Russian and Slavic Studies
(Fr.) Site sur Boris Groys
Видео
Лекция Бориса Гройса «По ту сторону эстетического режима: от Gesamtkunstwerk к Интернету» в «Философском клубе» на Винзаводе 30 июня 2014 года.
«Spheres of Action: Art and Politics» — Boris Groys, Peter Sloterdijk and Peter Weibel, Tate events, 10.12.2005.
О философии Николая Федорова (нем.) — Разговор Борис Гройса с Александром Клуге на youtube, 2008
Борис Гройс отвечает на вопросы Екатерины Деготь — 26.09.2008
Борис Гройс о премии Кандинского — 12.12.2008
Искусство в 21-м веке. От объекта к событию — Курс лекций Бориса Гройса в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, 11.12.2008
On Perpetual Peace — In Conversation with Boris Groys, Queens Museum of Art, Flushing Meadows Corona Park, NY, 2009
Interview with Boris Groys by Charles Esche and Maria Hlavajova — 18.01.2009
Aesthetic Democracy — Boris Groys, 1st FORMER WEST Congress, 05.11.2009
Repetition of Revolution — Boris Groys, Russian Avant-garde Revisited, Van Abbemuseum, Eindhoven, 13.03.2010
Where the West Ends? — Boris Groys, Research Seminar, Museum of Modern Art in Warsaw, 18.03.2010
Russian Art In a Global Context — Boris Groys, Ekaterina Degot and David Riff, Museum of Modern Art in Warsaw, 18.03.2010
Rules of Repetition: Reflection of the Medium in the Time-Based Art — Boris Groys, Silberberg Lecture Series, Institute of Fine Arts, NYU, 19.10.2010
Борис Гройс в фильме «The Future of Art» (нем.) — New York University, 2010
Беседа Бориса Гройса с Кейт Фаул в Музее современного искусства «Гараж»
Источники
Record #118996894 // Gemeinsame Normdatei — Leipzig : Katalog der Deutschen Nationalbibliothek , 2012—2014. Проверено 10 декабря 2014.
↑ Ничего не строить и ни на что не надеяться // Новая газета. — 2008. — 9 дек.
Открытое письмо президенту РФ от художественной общественности
Борис Гройс: «Ничего „актуального“ в современном мире больше нет» // Власть. — 2011. — 21 февр.
Internet Movie Database
Нормативный контроль
125191557 · 118996894 · 0000 0001 2126 8071 · no91018521 · 097028037 · SUDOC : 034435301 · 32105780