Метки: Китай-город хинкальная, китай-город на мытнинской, китай-город интернет магазин.
«Китай-город»
Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Восточный зал (северное направление)
|
|
Дата открытия: | |
---|---|
Прежние названия: |
Площадь Ногина |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
29 |
Количество платформ: |
2 |
Тип платформ: |
островные |
Форма платформ: |
прямые |
Архитекторы: |
А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2] |
Инженеры-конструкторы: |
Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов |
Выход к улицам: |
Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:35 |
Время закрытия: |
1:00 |
Код станции: |
096 (Калужско-Рижская линия), |
Таганско-Краснопресненская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Кита́й-го́род» — станция Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена, кроссплатформенный пересадочный узел. Расположена под Ильинским сквером между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[3].
Содержание |
История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[4].
В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[4]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[5]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[6].
Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[6]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[7]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[7].
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[6]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.
5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция[2]. При этом площади Ногина вернули историческое название — Славянская площадь.
Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[8]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[1]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиной и Д. Я. Бодниек.
«Китай-город» является первой в Московском метро кроссплатформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[8]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на четырёх станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы» и «Кунцевская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станций «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).
Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[9]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных ассиметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[2]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[9].
Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[9].
«Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[10].
|
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Медведково» | 5:44:05 | 5:43:00 |
5:45:30 | 5:45:30 | |
В сторону станции «Новоясеневская» | 5:48:55 | 5:51:25 |
5:51:25 | 5:51:15 |
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Выхино» | 5:48:45 | 5:43:40 |
5:50:55 | 5:44:25 | |
В сторону станции «Планерная» | 5:54:05 | 5:54:05 |
5:58:05 | 5:58:05 |
Станция метро «Китай-город» расположена между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.
Станция имеет выход к четырём остановкам общественного транспорта[16]:
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[17][18]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № К (кольцевой) | «Театральная», «Площадь Революции», «Александровский сад» | Театральная площадь | Улица Балчуг |
авт. № 12ц | «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Ледовый дворец | Ст. метро «Китай-город» |
авт. № 158 | «Павелецкая», «Лубянка» | Третий Павелецкий проезд | Лубянская площадь |
тр. № 2 | «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Фили | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 12 | «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Больница МПС | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 25 | «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Проспект Будённого | Лубянская площадь |
тр. № 33 | «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Кропоткинская», «Боровицкая» | Улица Кравченко | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 45 | «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» | Проспект Будённого | Четвёртая Кабельная улица |
тр. № 63 | «Рязанский проспект», «Марксистская», «Таганская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | 138-й квартал Выхина | Лубянская площадь |
В непосредственной близости к северному выходу «Китай-города» находятся Политехнический музей и памятник героям Плевны.
Недалеко от станций есть задел под станцию «Хмельницкая» (случайное спрямление, требующее корректировки путей Арбатско-Покровской линии)[4]. Ранее планировались в отдалённой перспективе сооружение этой станции и соединение её переходами с «Китай-городом»[19].
На станции «Китай-город» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, на станции жили банды, занимающиеся организованной преступностью[20].
Станция фигурировала в фантастическом рассказе Владимира Васильева «Скромный гений подземки», изданном в сборнике «Мифы Мегаполиса». В этом рассказе упоминается, что переход со станции «Китай-город» на станцию «Маросейка» («Хмельницкая») был устроен через тупиковой торец северного вестибюля, где сейчас стоит бюст Ногина[21].
Предшественник: Октябрьская |
Конечная станция Калужской линии 3 января 1971 — 5 января 1972 |
Преемник: нет |
Предшественник: Таганская |
Конечная станция Ждановской линии 3 января 1971 — 17 декабря 1975 |
Преемник: нет |