Метки: Сефевиды война, сефевиды и игил, сефевиды в настоящее время, сефевиды в дагестане, сефевиды и османы, сефевиды города, сефевиды выходцы из.
Сефевиды перс. صفویان‎ азерб. صفوی /Səfəvilər �мперия |
|||||||||
|
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||
270px | |||||||||
Столица | Тебриз, Казвин, �сфахан. | ||||||||
Язык(и) | азербайджанский[1][2][3][4][5], персидский. | ||||||||
Религия | �слам, шиитского толка. | ||||||||
�стория �рана | |
|
|
Персидская империя — Персидские цари |
|
До нашей эры | |
---|---|
Прото-эламиты (3200—2700 до н. э.) |
|
Джирофт (3000—500 до н. э.) |
|
Рлам (2700—539 РґРѕ РЅ. СЌ.) |
|
Манна (1000—700 до н. э.) |
|
Наша эра | |
Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.) |
|
Сасаниды (224—650) |
|
Арабское завоевание (637—651) | |
Омейяды (661—750) |
|
Аббасиды (750—1258) |
|
Тахириды (821—873) |
|
Алавиды (864—928) |
|
Саманиды (875—999) |
|
Зияриды (928—1043) |
|
Буиды (934—1055) |
|
Гуриды (1149—1212) |
|
Чобаниды (1337—1357) |
|
Хотаки (1722—1729) |
|
Афшариды (1736—1802) |
|
Зенды (1750—1794) |
|
Каджары (1781—1925) |
|
Пехлеви (1925—1979) |
|
�сламская революция в �ране (1979) | |
Портал «�ран» |
�стория Таджикистана | |
|
|
До нашей эры | |
---|---|
Доисторическая Центральная Азия |
|
Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (XXIII—XVIII до н. э.) |
|
�мперия Ахеменидов (648—330 до н. э.) |
|
Греко-Бактрийское царство (250—125) |
|
Наша эра | |
Парфянское царство (250 до н. э. — 224) |
|
Кушанское царство (I – III вв.) |
|
Государство эфталитов (IV – VI вв.) |
|
�сламское завоевание (661—750) | |
Тюркское завоевание (1005—1221) | |
Монгольское завоевание (1221—1231) | |
Советский период (1920—1991) | |
Республика Таджикистан (с 1991) | |
Портал «Таджикистан» |
Сефевиды (перс. صفویان‎; азерб. Səfəvilər dövləti,صفوی‌لر; Османск.:Devlet-i Safeviyye,دولت صفویه)— иранская[6] шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля �ранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем �раном[7][8][9][10][11][12]. Основателем династии был �смаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Cефевие, родом из Ардебиля в �ранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), �смаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана[13][14]. �смаил далее подчинил себе весь �ран и в мае 1502 года короновал себя шахом �рана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в �сфахан.
Сефевиды называли себя сасанидским титулом «шаханшах» (царь царей), льстившим национальному самолюбию. На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а шиизм, объявив его государственной религией. �менно в эпоху Сефевидов шиизм утверждается в качестве господствующего течения в �ране.
Происхождение Сефевидов достоверно неизвестно. Первая генеалогия Сефевидов была написана РёР±РЅ Баззазом РІ 1358 РіРѕРґСѓ РІ РєРЅРёРіРµ «Савфат аз-сафа», согласно ей СЂРѕРґ Сефевидов шёл РѕС‚ РєСѓСЂРґР° РїРѕ имени Фируз Шах Зарин Колах. Р’ дальнейшем, РІРѕ время царствования Р�смаила I, «официальная» генеалогия Сефевидов обросла дополнительными легендарными сведениями, призванными доказать происхождение СЂРѕРґР° РѕС‚ седьмого шиитского имама РњСѓСЃС‹ Казима, Р° через него восхождение Рє первому шиитскому имаму Али. Петрушевский полагает, что это произошло ещё раньше, РІ XIV веке[15]. Вальтер РҐРёРЅС† высказал предположение, что Сефевиды были РїРѕ происхождению арабы РёР· Йемена[16]. Согласно Девиду Аялону, Сефевиды были РїРѕ происхождению РЅРµ персами, Р° тюрками[17]. РџРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ исследовавший происхождение Сефевидов Ахмад Кесрави пришёл Рє выводу, что Сефевиды были коренными иранцами, однако говорившими РЅР° азербайджанском тюркском языке, РЅР° котором разговаривало тогдашнее население Азербайджана. Также РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ изучивший генеалогию Сефевидов турецкий учёный Тоган утверждает, что Сефевиды могли сопровождать РєСѓСЂРґСЃРєРѕРіРѕ принца Мамлана РёР±РЅ Вахсудана, РёР· СЂРѕРґР° Раввадидов, РІ его завоевательном РїРѕС…РѕРґРµ РЅР° Ардебиль РІ 1025 РіРѕРґСѓ. Р’ то же время Тоган считает Р�смаила I тюрком, основываясь РЅР° том, что Р�смаил РіРѕРІРѕСЂРёР» РЅР° азербайджанском тюркском языке[18]. Некоторые учёные, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅРµ специалисты РїРѕ средневековому Р�рану, высказывают мнение, что Сефевиды были азербайджанского происхождения[19][20]. Автор статьи Рѕ Сефевидах РІ энциклопедии В«Р�раника» Р СѓРґРё Мэти считает Сефевидов «персами СЃ РєСѓСЂРґСЃРєРѕР№ родословной»[7]. Главный редактор В«Р�раники» Рхсан Яршатер полагает, что Сефевиды изначально были ираноязычным кланом, тюркизировавшимся СЃ течением времени[21]. Ричард Фрай, автор РґСЂСѓРіРѕР№ статьи РІ В«Р�ранике», пишет, что династия Сефевидов была основана азербайджанскими тюрками[22]. Автор РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРіРѕ исследования РїРѕ Сефевидам[23] Рё статьи «Сефевиды» РІ В«Рнциклопедии Р�слама», Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учёными, что Сефевиды происходили РёР· иранского Курдистана[24].
Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, [21][25] хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным[2]. По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский)[26]. Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси[27][28]. В частности, основатель династии �смаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.
Родоначальником Рё СЌРїРѕРЅРёРјРѕРј Сефевидов является шейх Сафи РђРґ РґРёРЅ Фируз Фатх Р�схак Ардабили (1252—1334). Согласно генеалогии, сообщенной автором XIV века Р�Р±РЅ Баззазом Ардабили, РѕРЅ был потомком РІ седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, РєСѓСЂРґР° РёР· Санджана, который, как считается, переселился РІ Ардебиль примерно РІ XI веке[29]. Впоследствии, РІ целях легитимизации своей РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ власти, Сефевиды объявили себя потомками шиитского имама РњСѓСЃС‹ аль-Казима, РєРѕСЂРЅРё которого РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ Рє РїСЂРѕСЂРѕРєСѓ Мухаммаду Рё Али РёР±РЅ РђР±Сѓ Талибу. Потомки Фируз Шаха были мусульмане-сунниты, хотя РІ XV веке Сефевиды перешли РІ шиизм. Сафи ад Дин был любимым РјСЋСЂРёРґРѕРј Рё зятем шейха Захеда Гилани, основателя суфийского ордена «Захедийя». Унаследовав власть над этим орденом после смерти РІ 1301 Рі. Захеда Гилани, РѕРЅ преобразовал этот орден РІ орден «Сефевийя». РћС‚ него дошло 12 четверостиший РЅР° иранском языке азери, который, РїРѕ всей видимости, был его родным языком. Рти четверостишия составляют важнейший материал для изучения языка азери, РІ целом остававшегося бесписьменным[21]. РџСЂРё его сыне Садр СѓРґ Дине РњСѓСЃРµ (СѓРј. 1391/92) орден превратился РІ широкое религиозное движение, которое повело пропаганду РїРѕ всему Ближнему Востоку. РџСЂРё этом РѕРЅ сохранял СЃРІРѕР№ суннитский характер. После его смерти орден возглавляли его потомки: сын Али (СѓРј. 1429), РІРЅСѓРє Р�брагим (СѓРј. 1447) Рё правнук Джунейд. Последний, начав расширять СЃРІРѕРё владения, вступил РІ конфликт СЃ главой государства Кара-Коюнлу Джаханшахом Рё был вынужден бежать РїРѕРґ защиту главы династии РђРє Коюнлу РЈР·СѓРЅ-Хасана, РЅР° сестре которого Хаджи Бегун РѕРЅ женился. После гибели Джунейда РІ Р±РѕСЋ СЃ ширванцами, орден возглавил его сын шейх Гейдар. Последний был женат РЅР° Марфе, родившейся РѕС‚ брака РЈР·СѓРЅ Хасана Рё Феодоры — дочери трапезундского императора Р�оанна IV РљРѕРјРЅРёРЅР°. РћС‚ этого брака родился будущий шах Р�смаил.
К тому времени ардебильские шейхи обладали крупной боевой силой в лице своих мюридов из различных тюркских кочевых племен, которые носили красные тюрбаны и за это были прозваны «Кызылбаши» («красноголовые»). После смерти Узун Хасана, его сын Якуб, боясь растущего влияния ардебильских шейхов, убил Гейдара с помощью ширваншаха Фаруха Яссара (1488). Вслед за тем был убит и сын Гейдара Али, и власть перешла к малолетнему брату последнего, �смаилу. Последний в 1500 г. вторгся в Ширван, а в следующем 1501 г. завоевал Тебриз, где и принял шахский титул, основав таким образом государство Сефевидов.
В начале правления Сефевидов в �ране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С началом XVII, с переносом столицы в �сфахан, в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски[2][3][4][5][1][30][31]. Так, по сообщению Адама Олеария, посетившего Персию во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский.[32]
Первый представитель династии Сефевидской �мперии известен в истории не только как военачальник и основатель государства, но и как средневековый азербайджанский поэт, писавший под псевдонимом Хатаи[27][28]. Коллекция его стихов на азербайджанском языке опубликована в виде «Дивана» Хатаи, известны также и несколько его стихов на фарси[33].
При �смаиле государственные наместники назначались исключительно из тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные �смаилу, были представителями тюркских племён Анатолии и Азербайджана; при их же содействии он и его преемники могли выдерживать, иногда даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: с востока — шейбанидов (Хивы и Бухары), с запада — османских турок.
К 1508 г., сделавшись владетелем всех земель государства Ак-коюнлу Узун-Хасана (также деда �смаила по материнской линии), �смаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых шейбанидами, и вступил с ними в войну; в 1510 г. шейбаниды были изгнаны из Хорасана в Трансоксанию. С Турцией началась война из-за того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших в подвластной ему Анатолии (1513). В 1514 г. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию и захватить Тебриз. Однако ввиду чрезвычайно холодной зимы 1514—1515 гг., а также изнурения османского войска, Селим I не продолжил вторжение в �ран и покинул Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии и Месопотамии. После смерти Селима (1519) �смаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей в непобедимость �смаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов в вышеуказанной Чалдыранской битве. Чалдыранская битва стала отправной точкой окончательного размежевания азербайджанского и турецкого этносов.
При шахе Тахмасибе I (1524—1576) османские турки в 1534 г. завоевали Восточную Анатолию до озера Ван и �рак с Багдадом и шиитскими святынями Неджефом и Кербелой, а в 1549 и 1554 г. несколько раз производили разорительные нападения на Азербайджан (пришлось перенести столицу из Тебриза в более защищенный Казвин); на восточной границе шла изнурительная война с шейбанидами. В 1555 году был подписан мир с турками, по которому сефевиды признали османские завоевания.
Дети Тахмаспа — Гейдар (1576), �смаил II (1576—1577), полуслепой Мохаммад I Худабенде (1577—1586) — возводились и свергались кызылбашами; извне нападали на страну шейбаниды и турки, овладевшие Азербайджаном. В 1582 г. хорасанские кызылбаши провозгласили шахом младшего сына Мохаммеда, своего хорасанского наместника, талантливого Аббаса, и через четыре года доставили ему престол.
�ранизация[30] государства Сефевидов приходится на царствование Аббаса I Великого (1587—1629), мать которого, Махти Улья, была персиянкой. Воцарившись, Аббас I Великий (1586—1628) раз и навсегда устранил возможность повторения кызылбашских междоусобий: была образована специальная «шахская дружина» («шах-севен»), в которую вошли люди не из одного, а из всех кызылбашских племен, и сверх неё заведено постоянное войско (с огнестрельным оружием и артиллерией). Значительное число представителей кызылбашской знати было казнено, их владения конфискованы. Отойдя от опоры на кочевую тюркскую знать, Аббас предпочел ей бюрократию, состоявшую из персов. Столица была в 1598 г. перенесена в центр �рана — в �сфахан Централизаторская политика Аббаса, опиравшаяся на древние традиции иранской государственности, позволила некоторым востоковедам (В. Хинц, Х. Ремер) сделать вывод о том, что Сефевиды создали в �ране персидское национальное государство (впрочем, другие авторы считают это преувеличением)[30][31].
Шейбаниды были разбиты при Герате в 1597 г., для предупреждения их набегов были устроены на Атреке, в Мерве, сильные пограничные поселения из курдов и тюрков-каджаров (кызылбашей). В ходе одной войны против османов были отвоеваны к 1607 г. Азербайджан, Ширван и Грузия, а в ходе следующей, в 1623 г. — Багдад с Неджефом и Кербелой; багдадские сунниты были перебиты. Желание найти союзников против Турции, а также споры с португальцами и англичанами из-за острова Хормуса и соседней гавани при Ормузском проливе, Гамрун (с 1622 г. Бендер-Аббас), были причиной дипломатических сношений Персии с Западной Европой. Внутри государства Аббас старался поднять торговлю, строил много дорог (шоссе на 400 верст через весь Мазандеран до Астрабада), мостов, караван-сараев, базаров. Новая столица, �сфахан, была украшена, обустроены Казвин и священный Мешхед. Хоть сам шах не был строгим мусульманином (например, любил вино), но к религиозным вопросам относился внимательно и докончил организацию шиитской иерархии, начатую �смаилом I. В семье Аббас был тираном, из подозрительности велел убить старшего сына, двух других ослепил, а внука-наследника ослаблял опием и, таким образом, был причиной вырождения своего потомства.
Сефи I (1628—1641) — РІРЅСѓРє Шах Аббаса был жестоким тираном, РІР·РѕР№РґСЏ РЅР° престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий РјРѕРіРѕР» Шах Джахан отнял Сѓ Сефевидского государства Кандагар, Р° турецкий султан Мурад IV — Багдад (1638). Рта битва Р·Р° Багдад была последним военным сражением между Османской империей Рё Государством Сефевидов Рё привела Рє потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет нельзя было СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ ездить РІ Кербелу, Р° доступ РІ Мекку был ограничен.
Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все ещё процветало, о чём свидетельствовали европейские путешественники, посетившие �ран[34].
При Аббасе II заметно укрепились торговые связи Сефевидов с Русским царством. При Сефи I и Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Сефевидском �ране. Сефи I заключил соглашение с английской Ост-�ндской компанией, обязавшейся ежегодно вносить шаху в виде «подарка» 1500 фунтов стерлингов и покупать шелка ежегодно на 60 тысяч фунтов стерлингов. С 40-х годов XVII века первое место в торговле с Персией заняли соперники англичан голландцы, также получившие право беспошлинного вывоза шелка из Сефевидского государства. При Аббасе II привилегии даны были также французским купцам, заводы и фабрики которых появились в �сфахане и Бендер Аббасе[34].
Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.
Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал РїРѕРґ влияние духовенства. Рто РЅРµ нравилось РЅРё РІРѕР№СЃРєСѓ, РЅРё населению, так как муллы воздвигли гонение РЅР° суфиев, мистические стремления которых шли вразрез СЃ иерархическим шиизмом.
Затем начался упадок, Рё РІ конце концов Р�ран стал жертвой нашествия афганцев (афганцы взяли Р�сфахан РІ 1722 РіРѕРґСѓ, возведя РЅР° престол своего вождя Махмуд-хана). Рто сопровождалось вторжением турок СЃ запада Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС… СЃ севера. Р’ такой ситуации последний сефевидский шах, ещё имевший долю реальной власти — Тахмасп II, был свергнут Рё затем СѓР±РёС‚ (вместе СЃ малолетним сыном Аббасом III) СЃРІРѕРёРј полководцем Тахмасп-кули-ханом, известным РїРѕРґ именем Надир-шаха. Р’ середине XVIII века Сефевиды номинально вернулись РЅР° некоторое время РЅР° престол, тогда как фактически РѕС‚ РёС… имени правила династия Зендов. Окончательно СЃ призраком РёС… власти покончил РђРіР°-Мухаммед-хан, основавший династию Каджаров.
В 16 веке, тюркоязычная семья Сефевидов из Ардебиля в Азербайджане, вероятно, тюркизированного иранского (возможно, курдского), происхождения, завоевала �ран и утвердила тюркский в качестве языка суда и армии, так он ввиду своего высокого статуса и широкого контакта с местными языками повлиял на разговорный персидский; в то время как письменный персидский, язык высокой литературы и гражданской администрации, остается в практически неизменном состоянии. // In the 16th century, the Turcophone Safavid family of Ardabil in Azerbaijan, probably of Turkicized Iranian (perhaps Kurdish), origin, conquered Iran and established Turkic, the language of the court and the military, as a high-status vernacular and a widespread contact language, influencing spoken Persian, while written Persian, the language of high literature and civil administration, remained virtually unaffected in status and content.
Адари (=азери) утрачивает позиции более быстрыми темпами, чем раньше, так что даже Сефевиды, первоначально ираноязычный клан (как свидетельствует четверостишия шейха Саафи-эль-Дина, их эпонимного предка, и его биография), тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного. // In this period, under the Qara Qoyunlū and Āq Qoyunlū Turkmen (780—874/1378-1469 and 874—908/1469-1502 respectively), Āḏarī lost ground at a faster pace than before, so that even the Safavids, originally an Iranian-speaking clan (as evidenced by the quatrains of Shaikh Ṣafī-al-dīn, their eponymous ancestor, and by his biography), became Turkified and adopted Turkish as their vernacular.
The Azeri Turks are ShiКїites and were founders of the Safavid dynasty.
Tags: Сефевиды война, сефевиды и игил, сефевиды в настоящее время, сефевиды в дагестане, сефевиды и османы, сефевиды города, сефевиды выходцы из.