Momotik.ru

Народный проект

Метки: Сефевиды война, сефевиды и игил, сефевиды в настоящее время, сефевиды в дагестане, сефевиды и османы, сефевиды города, сефевиды выходцы из.

Сефевиды
перс. صفویان‎ азерб. صفوی /Səfəvilər

�мперия
1501 вЂ” 1722 РіРѕРґС‹.


Файл:Flag of Safavid Empire.png
Флаг Герб
270px
Столица Тебриз, Казвин, �сфахан.
Язык(и) азербайджанский[1][2][3][4][5], персидский.
Религия �слам, шиитского толка.
�стория Азербайджана

�сторические области
на территории Азербайджана
Арран вЂў Карабах¹  вЂў Мугань
Чухур-Саад  вЂў Шабран  вЂў Ширван


Средние века
Кара-Коюнлу вЂў РђРє-Коюнлу
Сефевидское государство


Новое время
Азербайджанские ханства

В составе Российской империи:
Каспийская область, Закатальский округ
Губернии:
Бакинская  вЂў Елизаветпольская  вЂў Эриванская


Новейшее время
Бакинская РєРѕРјРјСѓРЅР°  вЂў Диктатура Центрокаспия
ЗДФР  вЂў Мартовские события  вЂў АДР
Муганская РЎР   вЂў Аракская республика
Современность
Азербайджанская ССР
Азербайджанская Республика
Чёрный январь
Карабахская война


Портал:Азербайджан
¹ Большая часть области
находится под контролем непризнанной НКР

 Р�стория Р�рана

Персидская империя — Персидские цари

До нашей эры

Доисторический �ран

Прото-эламиты (3200—2700 до н. э.)

Джирофт (3000—500 до н. э.)

Элам (2700—539 до н. э.)

Манна (1000—700 до н. э.)

Мидия (728—550 до н. э.)

Ахемениды (648—330 до н. э.)

Селевкиды (330—150 до н. э.)

Наша эра

Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.)

Сасаниды (224—650)

Арабское завоевание (637—651)

Омейяды (661—750)

Аббасиды (750—1258)

Тахириды (821—873)

Алавиды (864—928)

Саффариды (861—1003)

Саманиды (875—999)

Зияриды (928—1043)

Буиды (934—1055)

Газневиды (963—1187)

Сельджуки (1037—1194)

Гуриды (1149—1212)

Хорезмшахи (1077—1231)

Хулагуиды (1256—1353)

Музаффариды (1314—1393)

Чобаниды (1337—1357)

Сербедары (1337—1381)

Джалаириды (1370—1432)

Туркоманы Кара-Коюнлу (1407—1468)

Туркоманы Ак-Коюнлу (1378—1508)

Сефевиды (1501—1722/1736)

Хотаки (1722—1729)

Афшариды (1736—1802)

Зенды (1750—1794)

Каджары (1781—1925)

Пехлеви (1925—1979)

�сламская революция в �ране (1979)

�сламская республика �ран (с 1980)


Портал «�ран»
 Р�стория Таджикистана

До нашей эры

Доисторическая Центральная Азия

Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (XXIII—XVIII до н. э.)

Авестийский период

�мперия Ахеменидов (648—330 до н. э.)

Греко-Бактрийское царство (250—125)

Наша эра

Парфянское царство (250 до н. э. — 224)

Кушанское царство (I – III вв.)

Государство эфталитов (IV – VI вв.)

�мперия Сасанидов (224—650)

�сламское завоевание (661—750)

Омейядский халифат (661—750)

Аббасидский халифат (750—1258)

Тахиридский эмират (821—873)

Саффаридский эмират (861—1003)

Саманидский эмират (875—999)

Тюркское завоевание (1005—1221)

Газневидский султанат (963—1187)

Караханидское ханство (999—1141)

Каракитайское ханство (1141–1212)

Сельджукидский султанат (1037—1194)

Султанат Хорезмшахов (1077—1231)

Монгольское завоевание (1221—1231)

Джагатайский улус (1220–1370)

Тимуридский эмират (1370—1501)

Шейбанидское ханство (1501—1599)

Аштарханидское ханство (1599—1753)

Бухарский эмират (1753—1920)

Советский период (1920—1991)

Бухарская НСР (1920—1924)

Таджикская АССР (1924—1929)

Таджикская ССР (1929—1991)

Республика Таджикистан (с 1991)

Портал «Таджикистан»

Сефевиды (перс. صفویان‎; азерб. SЙ™fЙ™vilЙ™r dГ¶vlЙ™ti,صفوی‌لر; Османск.:Devlet-i Safeviyye,ШЇЩ€Щ„ШЄ ШµЩЃЩ€ЫЊЩ‡)— иранская[6] шахская династия, правившая СЃ начала XIV века районом Ардебиля Р�ранскoР№ провинции Азербайджан, входившим РІ состав государства РђРє-Коюнлу, СЃ 1502 РїРѕ 1722 РіРі. всем Р�раном[7][8][9][10][11][12]. Основателем династии был Р�смаил I (1501—1524 РіРі.), потомок основателя суфийского ордена Cефевие, СЂРѕРґРѕРј РёР· Ардебиля РІ Р�ранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства РђРє-Коюнлу, РїРѕРґ Шаруром (РІ Нахичевани), Р�смаил победоносно вступил РІ Тебриз, РіРґРµ РІ июле 1501 РіРѕРґР° провозгласил себя шахом Азербайджана[13][14]. Р�смаил далее подчинил себе весь Р�ран Рё РІ мае 1502 РіРѕРґР° короновал себя шахом Р�рана. Столицей Сефевидского государства стал РіРѕСЂРѕРґ Тебриз; впоследствии столица была перенесена РІ Казвин, Р° оттуда вЂ” РІ Р�сфахан.

Сефевиды называли себя сасанидским титулом «шаханшах» (царь царей), льстившим национальному самолюбию. На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а шиизм, объявив его государственной религией. �менно в эпоху Сефевидов шиизм утверждается в качестве господствующего течения в �ране.

Содержание

Происхождение Сефевидов

Происхождение Сефевидов достоверно неизвестно. Первая генеалогия Сефевидов была написана ибн Баззазом в 1358 году в книге «Савфат аз-сафа», согласно ей род Сефевидов шёл от курда по имени Фируз Шах Зарин Колах. В дальнейшем, во время царствования �смаила I, «официальная» генеалогия Сефевидов обросла дополнительными легендарными сведениями, призванными доказать происхождение рода от седьмого шиитского имама Мусы Казима, а через него восхождение к первому шиитскому имаму Али. Петрушевский полагает, что это произошло ещё раньше, в XIV веке[15]. Вальтер Хинц высказал предположение, что Сефевиды были по происхождению арабы из Йемена[16]. Согласно Девиду Аялону, Сефевиды были по происхождению не персами, а тюрками[17]. Подробно исследовавший происхождение Сефевидов Ахмад Кесрави пришёл к выводу, что Сефевиды были коренными иранцами, однако говорившими на азербайджанском тюркском языке, на котором разговаривало тогдашнее население Азербайджана. Также подробно изучивший генеалогию Сефевидов турецкий учёный Тоган утверждает, что Сефевиды могли сопровождать курдского принца Мамлана ибн Вахсудана, из рода Раввадидов, в его завоевательном походе на Ардебиль в 1025 году. В то же время Тоган считает �смаила I тюрком, основываясь на том, что �смаил говорил на азербайджанском тюркском языке[18]. Некоторые учёные, в основном не специалисты по средневековому �рану, высказывают мнение, что Сефевиды были азербайджанского происхождения[19][20]. Автор статьи о Сефевидах в энциклопедии «�раника» Руди Мэти считает Сефевидов «персами с курдской родословной»[7]. Главный редактор «�раники» Эхсан Яршатер полагает, что Сефевиды изначально были ираноязычным кланом, тюркизировавшимся с течением времени[21]. Ричард Фрай, автор другой статьи в «�ранике», пишет, что династия Сефевидов была основана азербайджанскими тюрками[22]. Автор подробного исследования по Сефевидам[23] и статьи «Сефевиды» в «Энциклопедии �слама», Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учёными, что Сефевиды происходили из иранского Курдистана[24].

Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, [21][25] хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным[2]. По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский)[26]. Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси[27][28]. В частности, основатель династии �смаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.

Родоначальником Рё СЌРїРѕРЅРёРјРѕРј Сефевидов является шейх Сафи РђРґ РґРёРЅ Фируз Фатх Р�схак Ардабили (1252—1334). Согласно генеалогии, сообщенной автором XIV века Р�Р±РЅ Баззазом Ардабили, РѕРЅ был потомком РІ седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, РєСѓСЂРґР° РёР· Санджана, который, как считается, переселился РІ Ардебиль примерно РІ XI веке[29]. Впоследствии, РІ целях легитимизации своей РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ власти, Сефевиды объявили себя потомками шиитского имама РњСѓСЃС‹ аль-Казима, РєРѕСЂРЅРё которого РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ Рє РїСЂРѕСЂРѕРєСѓ Мухаммаду Рё Али РёР±РЅ РђР±Сѓ Талибу. Потомки Фируз Шаха были мусульмане-сунниты, хотя РІ XV веке Сефевиды перешли РІ шиизм. Сафи ад Дин был любимым РјСЋСЂРёРґРѕРј Рё зятем шейха Захеда Гилани, основателя суфийского ордена «Захедийя». Унаследовав власть над этим орденом после смерти РІ 1301 Рі. Захеда Гилани, РѕРЅ преобразовал этот орден РІ орден «Сефевийя». РћС‚ него дошло 12 четверостиший РЅР° иранском языке азери, который, РїРѕ всей видимости, был его родным языком. Эти четверостишия составляют важнейший материал для изучения языка азери, РІ целом остававшегося бесписьменным[21]. РџСЂРё его сыне Садр СѓРґ Дине РњСѓСЃРµ (СѓРј. 1391/92) орден превратился РІ широкое религиозное движение, которое повело пропаганду РїРѕ всему Ближнему Востоку. РџСЂРё этом РѕРЅ сохранял СЃРІРѕР№ суннитский характер. После его смерти орден возглавляли его потомки: сын Али (СѓРј. 1429), РІРЅСѓРє Р�брагим (СѓРј. 1447) Рё правнук Джунейд. Последний, начав расширять СЃРІРѕРё владения, вступил РІ конфликт СЃ главой государства Кара-Коюнлу Джаханшахом Рё был вынужден бежать РїРѕРґ защиту главы династии РђРє Коюнлу РЈР·СѓРЅ-Хасана, РЅР° сестре которого Хаджи Бегун РѕРЅ женился. После гибели Джунейда РІ Р±РѕСЋ СЃ ширванцами, орден возглавил его сын шейх Гейдар. Последний был женат РЅР° Марфе, родившейся РѕС‚ брака РЈР·СѓРЅ Хасана Рё Феодоры вЂ” дочери трапезундского императора Р�оанна IV РљРѕРјРЅРёРЅР°. РћС‚ этого брака родился будущий шах Р�смаил.

Рљ тому времени ардебильские шейхи обладали РєСЂСѓРїРЅРѕР№ боевой силой РІ лице СЃРІРѕРёС… РјСЋСЂРёРґРѕРІ РёР· различных тюркских кочевых племен, которые носили красные тюрбаны Рё Р·Р° это были прозваны «Кызылбаши» («красноголовые»). После смерти РЈР·СѓРЅ Хасана, его сын РЇРєСѓР±, Р±РѕСЏСЃСЊ растущего влияния ардебильских шейхов, СѓР±РёР» Гейдара СЃ помощью ширваншаха Фаруха Яссара (1488). Вслед Р·Р° тем был СѓР±РёС‚ Рё сын Гейдара Али, Рё власть перешла Рє малолетнему брату последнего, Р�смаилу. Последний РІ 1500 Рі. вторгся РІ Ширван, Р° РІ следующем 1501 Рі. завоевал Тебриз, РіРґРµ Рё РїСЂРёРЅСЏР» шахский титул, основав таким образом государство Сефевидов.

Языковая ситуация

В начале правления Сефевидов в �ране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С началом XVII, с переносом столицы в �сфахан, в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски[2][3][4][5][1][30][31]. Так, по сообщению Адама Олеария, посетившего Персию во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский.[32]

Сефевиды при �смаиле I

Шах Р�смаил I вЂ” Первый представитель династии Сефевидской Р�мперии

Первый представитель династии Сефевидской �мперии известен в истории не только как военачальник и основатель государства, но и как средневековый азербайджанский поэт, писавший под псевдонимом Хатаи[27][28]. Коллекция его стихов на азербайджанском языке опубликована в виде «Дивана» Хатаи, известны также и несколько его стихов на фарси[33].

РџСЂРё Р�смаиле государственные наместники назначались исключительно РёР· тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные Р�смаилу, были представителями тюркских племён Анатолии Рё Азербайджана; РїСЂРё РёС… же содействии РѕРЅ Рё его преемники могли выдерживать, РёРЅРѕРіРґР° даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: СЃ востока вЂ” шейбанидов (РҐРёРІС‹ Рё Бухары), СЃ запада вЂ” османских турок.

Рљ 1508 Рі., сделавшись владетелем всех земель государства РђРє-коюнлу РЈР·СѓРЅ-Хасана (также деда Р�смаила РїРѕ материнской линии), Р�смаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых шейбанидами, Рё вступил СЃ РЅРёРјРё РІ РІРѕР№РЅСѓ; РІ 1510 Рі. шейбаниды были изгнаны РёР· Хорасана РІ Трансоксанию. РЎ Турцией началась РІРѕР№РЅР° РёР·-Р·Р° того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших РІ подвластной ему Анатолии (1513). Р’ 1514 Рі. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию Рё захватить Тебриз. Однако РІРІРёРґСѓ чрезвычайно холодной Р·РёРјС‹ 1514—1515 РіРі., Р° также изнурения османского РІРѕР№СЃРєР°, Селим I РЅРµ продолжил вторжение РІ Р�ран Рё РїРѕРєРёРЅСѓР» Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии Рё Месопотамии. После смерти Селима (1519) Р�смаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей РІ непобедимость Р�смаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов РІ вышеуказанной Чалдыранской битве. Чалдыранская битва стала отправной точкой окончательного размежевания азербайджанского Рё турецкого этносов.[источник РЅРµ СѓРєР°Р·Р°РЅ 208 РґРЅРµР№]

От �смаила до Аббаса Великого (1524—1587)

РџСЂРё шахе Тахмасибе I (1524—1576) османские турки РІ 1534 Рі. завоевали Восточную Анатолию РґРѕ озера Ван Рё Р�рак СЃ Багдадом Рё шиитскими святынями Неджефом Рё Кербелой, Р° РІ 1549 Рё 1554 Рі. несколько раз производили разорительные нападения РЅР° Азербайджан (пришлось перенести столицу РёР· Тебриза РІ более защищенный Казвин); РЅР° восточной границе шла изнурительная РІРѕР№РЅР° СЃ шейбанидами. Р’ 1555 РіРѕРґСѓ был подписан РјРёСЂ СЃ турками, РїРѕ которому сефевиды признали османские завоевания.

Дети Тахмаспа вЂ” Гейдар (1576), Р�смаил II (1576—1577), полуслепой Мохаммад I Худабенде (1577—1586) вЂ” возводились Рё свергались кызылбашами; РёР·РІРЅРµ нападали РЅР° страну шейбаниды Рё турки, овладевшие Азербайджаном. Р’ 1582 Рі. хорасанские кызылбаши провозгласили шахом младшего сына Мохаммеда, своего хорасанского наместника, талантливого Аббаса, Рё через четыре РіРѕРґР° доставили ему престол.

Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом

Вторжения завоевателей и потери территорий государства Сефевидов

Р�ранизация[30] государства Сефевидов приходится РЅР° царствование Аббаса I Великого (1587—1629), мать которого, Махти Улья, была персиянкой. Воцарившись, Аббас I Великий (1586—1628) раз Рё навсегда устранил возможность повторения кызылбашских междоусобий: была образована специальная «шахская дружина» («шах-севен»), РІ которую вошли люди РЅРµ РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ, Р° РёР· всех кызылбашских племен, Рё сверх неё заведено постоянное РІРѕР№СЃРєРѕ (СЃ огнестрельным оружием Рё артиллерией). Значительное число представителей кызылбашской знати было казнено, РёС… владения конфискованы. Отойдя РѕС‚ РѕРїРѕСЂС‹ РЅР° кочевую тюркскую знать, Аббас предпочел ей бюрократию, состоявшую РёР· персов. Столица была РІ 1598 Рі. перенесена РІ центр Р�рана вЂ” РІ Р�сфахан Централизаторская политика Аббаса, опиравшаяся РЅР° древние традиции иранской государственности, позволила некоторым востоковедам (Р’. РҐРёРЅС†, РҐ. Ремер) сделать вывод Рѕ том, что Сефевиды создали РІ Р�ране персидское национальное государство (впрочем, РґСЂСѓРіРёРµ авторы считают это преувеличением)[30][31].

Шейбаниды были разбиты РїСЂРё Герате РІ 1597 Рі., для предупреждения РёС… набегов были устроены РЅР° Атреке, РІ Мерве, сильные пограничные поселения РёР· РєСѓСЂРґРѕРІ Рё тюрков-каджаров (кызылбашей). Р’ С…РѕРґРµ РѕРґРЅРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ против османов были отвоеваны Рє 1607 Рі. Азербайджан, Ширван Рё Грузия, Р° РІ С…РѕРґРµ следующей, РІ 1623 Рі. вЂ” Багдад СЃ Неджефом Рё Кербелой; багдадские сунниты были перебиты. Желание найти СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ против Турции, Р° также СЃРїРѕСЂС‹ СЃ португальцами Рё англичанами РёР·-Р·Р° острова РҐРѕСЂРјСѓСЃР° Рё соседней гавани РїСЂРё РћСЂРјСѓР·СЃРєРѕРј проливе, Гамрун (СЃ 1622 Рі. Бендер-Аббас), были причиной дипломатических сношений Персии СЃ Западной Европой. Внутри государства Аббас старался поднять торговлю, строил РјРЅРѕРіРѕ РґРѕСЂРѕРі (шоссе РЅР° 400 верст через весь Мазандеран РґРѕ Астрабада), мостов, караван-сараев, базаров. Новая столица, Р�сфахан, была украшена, обустроены Казвин Рё священный Мешхед. Хоть сам шах РЅРµ был строгим мусульманином (например, любил РІРёРЅРѕ), РЅРѕ Рє религиозным вопросам относился внимательно Рё докончил организацию шиитской иерархии, начатую Р�смаилом I. Р’ семье Аббас был тираном, РёР· подозрительности велел убить старшего сына, РґРІСѓС… РґСЂСѓРіРёС… ослепил, Р° РІРЅСѓРєР°-наследника ослаблял опием Рё, таким образом, был причиной вырождения своего потомства.

После Аббаса

Карта Сефевидского государства 1700 года

Сефи I (1628—1641) вЂ” РІРЅСѓРє Шах Аббаса был жестоким тираном, РІР·РѕР№РґСЏ РЅР° престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий РјРѕРіРѕР» Шах Джахан отнял Сѓ Сефевидского государства Кандагар, Р° турецкий султан Мурад IV вЂ” Багдад (1638). Эта битва Р·Р° Багдад была последним военным сражением между Османской империей Рё Государством Сефевидов Рё привела Рє потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет нельзя было СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ ездить РІ Кербелу, Р° доступ РІ Мекку был ограничен.

Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все ещё процветало, о чём свидетельствовали европейские путешественники, посетившие �ран[34].

При Аббасе II заметно укрепились торговые связи Сефевидов с Русским царством. При Сефи I и Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Сефевидском �ране. Сефи I заключил соглашение с английской Ост-�ндской компанией, обязавшейся ежегодно вносить шаху в виде «подарка» 1500 фунтов стерлингов и покупать шелка ежегодно на 60 тысяч фунтов стерлингов. С 40-х годов XVII века первое место в торговле с Персией заняли соперники англичан голландцы, также получившие право беспошлинного вывоза шелка из Сефевидского государства. При Аббасе II привилегии даны были также французским купцам, заводы и фабрики которых появились в �сфахане и Бендер Аббасе[34].

Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.

Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с иерархическим шиизмом.

Афганское завоевание и после него

Затем начался упадок, Рё РІ конце концов Р�ран стал жертвой нашествия афганцев (афганцы взяли Р�сфахан РІ 1722 РіРѕРґСѓ, возведя РЅР° престол своего вождя Махмуд-хана). Это сопровождалось вторжением турок СЃ запада Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС… СЃ севера. Р’ такой ситуации последний сефевидский шах, ещё имевший долю реальной власти вЂ” Тахмасп II, был свергнут Рё затем СѓР±РёС‚ (вместе СЃ малолетним сыном Аббасом III) СЃРІРѕРёРј полководцем Тахмасп-кули-ханом, известным РїРѕРґ именем Надир-шаха. Р’ середине XVIII века Сефевиды номинально вернулись РЅР° некоторое время РЅР° престол, тогда как фактически РѕС‚ РёС… имени правила династия Зендов. Окончательно СЃ призраком РёС… власти покончил РђРіР°-Мухаммед-хан, основавший династию Каджаров.

См. также

Примечания

  1. ↑ Encyclopædia Iranica: Turkic-Iranian Contacts I. Linguistic Contacts

    В 16 веке, тюркоязычная семья Сефевидов из Ардебиля в Азербайджане, вероятно, тюркизированного иранского (возможно, курдского), происхождения, завоевала �ран и утвердила тюркский в качестве языка суда и армии, так он ввиду своего высокого статуса и широкого контакта с местными языками повлиял на разговорный персидский; в то время как письменный персидский, язык высокой литературы и гражданской администрации, остается в практически неизменном состоянии. // In the 16th century, the Turcophone Safavid family of Ardabil in Azerbaijan, probably of Turkicized Iranian (perhaps Kurdish), origin, conquered Iran and established Turkic, the language of the court and the military, as a high-status vernacular and a widespread contact language, influencing spoken Persian, while written Persian, the language of high literature and civil administration, remained virtually unaffected in status and content.

  2. ↑ 1 2 3 Vladimir Minorsky. «The Poetry of Shah Ismail», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10. No. 4, 1942, p. 1006a.
  3. ↑ 1 2 Laurence Lockhart, Peter Jackson. The Cambridge History of Iran, Cambridge University Press, 1986, p. 950, ISBN 0-521-20094-6
  4. ↑ 1 2 Michel M. Mazzaoui, «Islamic Culture and literature in the early modern period» in Robert L. Canfield, Turko-Persia in historical perspective, Cambridge University Press, 1991. pg 87
  5. ↑ 1 2 Ronald W. Ferrier, «The Arts of Persia». Yale University Press. 1989. pg 199
  6. В«б№ўafavid, (1502—1736), Iranian dynasty…» вЂ” "Сефевиды (1502—1736) вЂ” Р�ранская династия Энциклопедия Британика «Сефевиды»
  7. ↑ Encyclopædia Iranica: Safavid Dynasty
  8. Сефевиды / династия правителей государства на Ближнем и Среднем Востоке в 1
  9. Сефевиды (БСЭ, цитаты)
  10. Глава XXII. Государство Сефевидов
  11. ВОЕННАЯ Л�ТЕРАТУРА -[ Общая история ]- Краткая компилятивная история стран мира
  12. О роли халифе при Сефевидах
  13. ↑ Richard Tapper. «Shahsevan in Safavid Persia», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 37, No. 3, 1974, p. 324.
  14. б№ўafavid Dynasty
  15. ↑ B. Nikitine. Essai d’analyse du afvat al-Safā. Journal asiatique. Paris. 1957, стр. 386)
  16. ↑ Walther Hinz. Irans aufstieg zum nationalstaat im fünfzehnten jahrhundert. Walter de Gruyter & co., 1936
  17. ↑ David Ayalon. Gunpowder and Firearms in the Mamluk Kingdom: A Challenge to a Mediaeval Society. Vallentine, Mitchell, 1956. Стр. 109)
  18. ↑ Zeki Velidi Togan, Sur l’origine des Safavides, в Mélanges Louis Massignon, Institut français de Damas, 1957, стр. 345—357
  19. ↑ Shah Isma’il I (1500-24), the founder of the Safavid dynasty of Azeri origin, made the Shi’a branch of Islam the official religion of the kingdom of Persia, thus setting the Azéris firmly apart from the ethnically and linguistically similar Ottoman Turks, who were Sunni Muslims. Eastern Europe, Russia and Central Asia 2003. Europa Publications Staff, Europa Publications, Eur, Imogen Bell, Europa Publications Limited. Taylor & Francis, 2002. ISBN 1-85743-137-5, 9781857431377. Azerbaijan. History by Prof. Tadeusz Swietochowski. p. 104
  20. ↑ In the sixteenth century there came into being a great Persian empire. It was founded by an Azeri Turk named Ismail, leader of a religious sect which dated from the early fourteenth century, had long been confined to the Ardabil district of the north-west, and merged with Shi’ism in the mid-fifteenth. Hugh Seton-Watson. Nations and States: An Enquiry Into the Origins of Nations and the Politics of Nationalism. Taylor & Francis, 1977. ISBN 0-416-76810-5, 9780416768107
  21. ↑ Encyclopædia Iranica: Azerbaijan VII. The Iranian Language of Azerbaijan

    Адари (=азери) утрачивает позиции более быстрыми темпами, чем раньше, так что даже Сефевиды, первоначально ираноязычный клан (как свидетельствует четверостишия шейха Саафи-эль-Дина, их эпонимного предка, и его биография), тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного. // In this period, under the Qara Qoyunlū and Āq Qoyunlū Turkmen (780—874/1378-1469 and 874—908/1469-1502 respectively), Āḏarī lost ground at a faster pace than before, so that even the Safavids, originally an Iranian-speaking clan (as evidenced by the quatrains of Shaikh Ṣafī-al-dīn, their eponymous ancestor, and by his biography), became Turkified and adopted Turkish as their vernacular.

  22. Encyclopædia Iranica: Iran V. Peoples Of Iran. A General Survey

    The Azeri Turks are ShiКїites and were founders of the Safavid dynasty.

  23. ↑ Roger Savory. Iran Under the Safavids. Cambridge University Press, 2007
  24. ↑ Encyclopaedia of Islam. SAFAWIDS. «There seems now to be a consensus among scholars that the Safawid family hailed from Persian Kurdistān, and later moved to Azerbaijan, finally settling in the 5th/11th century at Ardabīl»
  25. ↑ Roger M. Savory. «Safavids» in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci: «History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century», Taylor & Francis. 1999. Excerpt from pg 259: «Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где приняла азербайджанский язык, и в конечном итоге поселилась в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigenous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century.)».
  26. Р�. Р’. РџРёРіСѓР»РµРІСЃРєР°СЏ, Рђ. Р®. РЇРєСѓР±РѕРІСЃРєРёР№ Рђ. Р®., Р�. Рџ. РџРµС‚рушевский, Р›. Р’. РЎС‚роева, Рђ. Рњ. Р‘еленицкий. В«Р�стория Р�рана СЃ древнейших времен РґРѕ конца XVIII века». 1958
  27. ↑ Encyclopædia Iranica: Azerbaijan X. Azeri Literature
  28. ↑ 1 2 V. Minorsky. «The Poetry of Shah Ismail», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10. No. 4, 1942
  29. ↑ Z. V. Togan, "Sur l’Origine des Safavides, "in Melanges Louis Massignon, Damascus, 1957, III, pp. 345-57
  30. ↑ Р�ран Рё Р РѕСЃСЃРёСЏ: Р�. Р’. Р‘азиленко
  31. ↑ 1 2 Всемирная история, М., 1958, т.4, стр. 560
  32. The travels of Olearius in seventeenth-century Persia
  33. ↑ Vladimir Minorsky, open citation, p. 1007a.
  34. ↑ Р�. Р’. РџРёРіСѓР»РµРІСЃРєР°СЏ, Рђ. Р®. РЇРіСѓР±РѕРІСЃРєРёР№, Р�. Рџ. РџРµС‚рушевский, Р›. Р’. РЎС‚роева, Рђ. Рњ. Р‘еленицкий. В«Р�стория Р�рана СЃ древнейших времен РґРѕ конца XVIII века». Р�:Рњ, 1958.

Ссылки

  • Государство Сефевидов


Tags: Сефевиды война, сефевиды и игил, сефевиды в настоящее время, сефевиды в дагестане, сефевиды и османы, сефевиды города, сефевиды выходцы из.