Метки: Азербайджанцы москвы, Азербайджанцы, азербайджанцы миллиардеры, азербайджанцы ютубе.
Азербайджанцы azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər آذری لر |
|||||||||||||||||||||||
Мирза Фатали Ахундов • Узеир Гаджибеков • Саттар-хан • Мехди Гусейн-заде |
|||||||||||||||||||||||
Самоназвание |
азербайджанлылар, азерилер |
||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Современный ареал расселения и численность | |||||||||||||||||||||||
Всего: от 29[1] — 31 млн.[31] до 35 — 40 млн.[32][33]
Азербайджан:
США: 5 553—500 000 чел.[11]
Канада: 3 465.[13]-275,000.[14] Германия: 15 219 (2006 г.)[15] - 140,000[16] Казахстан: 85 292 (2009 г.)[17] |
|||||||||||||||||||||||
Язык | |||||||||||||||||||||||
Религия |
Большинство мусульмане-шииты[34]; меньшинство составляют мусульмане-сунниты[35]. |
||||||||||||||||||||||
Расовый тип | |||||||||||||||||||||||
Родственные народы | |||||||||||||||||||||||
Этнические группы |
Часть серий |
|
---|---|
Культура | |
Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка |
|
Диаспоры | |
Армения · Иран · Грузия Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург) |
|
Религия | |
Ислам · Христианство · Иудаизм Зороастризм |
|
Язык | |
Азербайджанский | |
Памятные события | |
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы | |
Азербайджанский портал |
Азербайджа́нцы (азерб. azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər)[36][37][38] — тюркоязычный[36][39] народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Общая численность — свыше 30 миллионов человек[1]. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии (Борчалы) и Турции (Карс и Ыгдыр).
Формирование современного азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века (более подробно см. раздел «Этногенез азербайджанцев»).
Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб). Антропологически большинство азербайджанцев относится к каспийскому типу европеоидной расы.
Содержание |
Азербайджанцы — самый крупный народ Кавказа, второй по численности в Грузии и Иране[40]. В самом Азербайджане проживают около 8,2 миллиона азербайджанцев (перепись 2009 года), составляя 91,6 % населения страны[6].
Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль[41], Зенджан[41]. Проживают также в восточных районах провинций Курдистан (в сёлах близ Горве)[42] и Хамадан[41][43], северных районах провинции Казвин[41]. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет, по разным оценкам, от 12 до 16 млн чел. и даже до 23,5 млн чел.[2][4][5][44][45].
В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2010 года составляет 130,9 тыс. человек. В Дагестане азербайджанцы официально признаны одним из коренных малочисленных народов[46]. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе Дагестана (55,7 %) и также компактно расселены в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах.[47] Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел.[9].
В Грузии азербайджанцы населяют область Квемо-Картли (225 тыс., 2002 г. или 45 %), то есть южные, юго-восточные и центральные районы страны: Марнеули (98 тыс., 2002 г.), Гардабани (50 тыс.), Болниси (49 тыс.), Дманиси (19 тыс.). В этих четырёх районах они составляют абсолютное или относительное большинство (83 %, 44 %, 66 %, 67 % соответственно). Помимо этого они населяют районы области Кахетия (40 тыс.,2002 г. или 10 %): Сагареджо (18 тыс. или 32 %), Лагодехи (11 тыс. или 22 %), Телави (8 тыс. или 12 %), а также область Шида-Картли (6 тыс. или 1,8 %) (в том числе в Каспи (4 тыс. или 8 %), Карели (1 тыс. или 2,3 %) и др.), область Мцхета-Мтианети (2 тыс. или 1,8 %), в основном в районе Мцхета. Часть азербайджанцев проживает в Тбилиси (11 тыс. или 1 %), столице области Квемо-Картли — городе Рустави (5 тыс. или 4 %) и др.[48].
До начала армяно-азербайджанского конфликта во многих регионах Армении существовали азербайджанские селения. В Ереване азербайджанцы до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу — 49 %, превышая по численности армян[49]. В конце XIX века 77 тыс. человек Эриванского уезда владели азербайджанским языком в качестве родного[50].
В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США.
В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши (Красноводск) и Ашхабад[51].
Кроме того, азербайджанцы живут в Европе, Канаде, на Украине, в Узбекистане, Казахстане и других республиках бывшего СССР.
В процессе этногенеза азербайджанцев участвовало древнее автохтонное население Атропатены и Кавказской Албании. В основном это были иранские народы, кавказские албаны[52][53] и другие кавказоязычные народы, которые смешались с вторгавшимися сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В основном это были киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.[36]
Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было персизировано во время прихода к власти династии Сасанидов (III—VII вв. н. э.)[54]. Значительная часть албанского населения в арабское время перешло в ислам, а позднее подверглось тюркизации, послужив основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа[53]. Американский историк Д. Бурнутян отмечает, что кавказские албаны не являются непосредственными предками современных азербайджанцев, поскольку к моменту проникновения тюрок в Закавказье албанские племена были сначала поглощены зороастрийской Персией, а затем исламизированы арабами[55].
Что касается роли тюркоязычного компонента в этногенезе азербайджанцев, то тюркоязычный огузский союз племён образовался в результате смешения тюрков с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения[56] (согласно БСЭ, в результате смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью ираноязычных сакско-массагетских)[57]. Позднее, из огузской среды выделился сельджукский род, под эгидой которого в XI веке в Закавказье хлынула волна тюркоязычных племён. Согласно Большому энциклопедического словарю Ларус: «азербайджанцы являются потомками древнего ираноязычного населения, тюркизированного с XI века»[58]. Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.»[59].
В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX — первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары — потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев»[60], а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др.[61]».
Позднее советские и российские учёные, как и их западные коллеги, также стали отмечать формирование азербайджанского этноса в результате языковой и этно-культурной ассимиляции. Так в 1950-х гг. С. Т. Еремян писал: «По мере того, как тюркские кочевые племена утверждались на зимних пастбищах Кура-Араксинской низменности, мусульманизированная часть аборигенного населения древней Албании ассимилировалась пришлыми тюркскими племенами. Так образовалась современная азербайджанская народность»[62]. Согласно С. А. Токареву: «происхождение азербайджанцев — вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья — каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация», продолжавшаяся и в период монгольского завоевания[63].
И. М. Оранский отмечал: «начиная с XI—XIII вв. (с эпохи сельджукского и — особенно — монгольского завоевания) происходит процесс распространения тюркских языков в северо-западных областях Иранского нагорья, в Азербайджане. Ираноязычное население этих областей переходило постепенно на тюркскую (азербайджанскую) речь, и лишь относительно небольшая часть этого населения сохранила до наших дней свои иранские языки — татский, талышский, диалекты Северо-западного Ирана»[64]. Н. Г. Волкова, в свою очередь, дополняет его: «В Восточном Закавказье к XIV в. в результате нескольких миграционных потоков тюркоязычных народов произошла языковая ассимиляция коренного населения этой территории, значительная часть которого стала говорить по-азербайджански»[65]. Дагестанский учёный С. Ш. Гаджиева пишет:
Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы»[66]
Выдающийся советский и российский востоковед А. П. Новосельцев писал:
Можно признать, что отдельные тюркские этнические группы попадали сюда на всём протяжении второй половины I тысячелетия н. э., а может быть и раньше. Однако не они изменили этнический облик Восточного Закавказья и положили начало сложению современного азербайджанского тюркоязычного народа. Причиной перемен явилось нашествие огузов в XI в. […] С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновывались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане. Причины этого не только в том, что сюда, на рубежи мусульманского мира, стягивалось наибольшее число этих новых «воинов ислама». Гораздо большее значение имело то обстоятельство, что в этих областях царила наибольшая этническая пестрота, и потому тюркизация нашла подходящую почву. […] Процесс сложения азербайджанской народности, особенно в пределах Закавказья, еще недостаточно ясен[67]. |
При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, — огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза»[68].
Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения, и в XI—XIII вв. началось[39] формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века[39], в эпоху правления Сефевидов. Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского народа[69][70].
По мнению Льва Гумилёва, этнические границы между турками и азербайджанцами установились к XVI веку, но к тому времени они ещё окончательно не были определены[39]. Новосельцев связывает это с тем, что «установившаяся граница между Сефевидским Ираном и Османской империей в основных чертах отражает и этническую границу турок и азербайджанцев»[67]. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI—XVII века, когда на территорию Азербайджана переселились полукочевые племена шахсеваны (Мугань) и падары (некоторые западные регионы)[71]. По мнению Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920—1930-гг.[72].
В первый период Сефевидов азербайджанцы доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние[73]. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, на территории проживания азербайджанцев образовались два десятка полунезависимых ханств, во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями[74][75]. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к разделу Азербайджана по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана[76][77][78][79], и влияние азербайджанцев в Иране значительно ослабло. По сведениям 1886 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», азербайджанцы проживали на территории Бакинской, Елизаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний, Дербентского и Закатальского округов общей численностью 1 139 659 человек[80]. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона численность азербайджанцев составляла 1 168 025 человек, из которых около 40 тыс. проживало в Персии[81] (общее же число тюрко-татар в Персии ЭСБЭ определяет в 1 700 000 человек)[82].
После распада Российской империи в 1918 году была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), просуществовавшая два года. В результате советизации Азербайджана была образована Азербайджанская ССР. К 1925 году в Азербайджанской ССР проживало 1 241 758 азербайджанцев, составлявших 59,6 % населения республики, а также 45,028 тюрок Персидкого Азербайджана (то есть иранских азербайджанцев)[83]. Многие азербайджанские революционеры, активно боровшиеся за установление советской власти, станут инициаторами серёзных преобразований в азербайджанском обществе, но погибнут в ходе массовых репрессий 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на имевший место коллаборационизм (например Азербайджанский легион), большая часть азербайджанцев защищала свою родину в рядах Красной Армии (с оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана[84], сотни тысяч из этих советских граждан погибли на полях сражений; среди азербайджанцев много получивших различные награды за боевые заслуги, из них несколько десятков азербайджанцев получили звание Герой Советского Союза). В составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане 7,5 тыс. азербайджанцев участвовали в Афганской войне[85], из которых погибло 195 азербайджанцев, что является наибольшим среди потерь из кавказских народностей[86]. Азербайджан обрёл независимость в 1991 году, но оказался втянутым в войну с соседней Арменией, в результате которого от 800 тыс. до 1 млн азербайджанцев стали беженцами и внутренне перемещёнными лицами[87][88].
В настоящее время большая часть азербайджанцев традиционно расселена в четырёх государствах: Азербайджане, Иране, Грузии и России (Дагестан). 18 декабря 2008 года в Баку была принята «Хартия солидарности азербайджанцев мира», главной целью которой является объединение азербайджанцев, проживающих во всём мире[89].
В начале XX века азербайджанцы Ирана сыграли значительную роль в социально-политической истории страны. Они сыграли значительную роль в становлении иранского национализма[90]. Писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического[91], cовременного иранского национализма[92]. При этом, как отмечает Свентоховский, Ахундов
сочетал более широкую иранскую идентичность с идентичностью азербайджанской, употребляя термин “ветен” (родина) — для обозначения обеих стран. С этой идеей Ирана как “родины родин” он стал важнейшей фигурой литературного возрождения, процесса, который, по иронии истории, вёл к освобождению азербайджанцев в Российской империи от длившегося столетиями иранского культурного доминирования. Эта “деиранизация” нашла определенную поддержку у российских властей, стремившихся ослабить идентификацию азербайджанцев с Ираном"[93]. |
Большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия[94] оказала деятельность тебризского азербайджанца Мирзы Абдуррахима Талибова Табризи[95][96]. Глубокое социально-политическое брожение в иранском обществе, начавшееся при шахе Насир ад-Дине, вылилось при его сыне Мозаффар ад-дине в конституционную революцию, центральную роль в которой сыграло вооружённое сопротиление конституционалистов в северных провинциях страны, в частности Гиляне и Иранском Азербайджане. Выдающимися деятелями революционного движения среди иранских азербайджанцев стали Саттар-хан[97] и Багир-хан.
Во время Первой мировой войны турецкие войска летом 1918 года вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Это позволило демократической партии Шейха Хиябани в Тебризе начать национально-освободительное движение, направленного против шахского режима. В начале 1920 года Хиябани объявил южный Азербайджан — Азадистаном («Страна Свободы» — азерб.), но восстание было подавлено войсками Ирана и контроль Тегерана был полностью восстановлен[98]. Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве[98].
Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения[78]. В 1945 году на территории, занятой советскими войсками, образовалось Национальное правительство Азербайджана. Однако оно просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании[78]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты[79]. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка ещё больше воспрепятствовалось[98]. Так же, как это делала монархическая власть, исламский режим, пришедший к власти в 1979 году в ходе Исламском революции, принижал этническую разницу между персами и азербайджанцами[79]. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, главным религиозным авторитетом в Иране[99] считался азербайджанец[100] великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. После победы исламской революции, он открыто выступил против идеи прямого участия духовенства в управлении государством и был против включения доктрины «Велайат-е факих» в конституцию. В январе 1980 года в Тебризе, населённым преимущественно азербайджанцами, вспыхнул мятеж приверженцев Шариатмадари, подавленный правительственными войска. Несмотря на то, что важные фигуры иранского истеблишмента были этническими азербайджанцами, как например аятолла Али Хаменеи, власти не колебались в выборе средств для подавления вооружённого сепаратизма, применяя тяжёлое оружие, как, например, при подавлении восстания в Тебризе, и казнив сотни азербайджанцев[79]. С другой стороны после исламской революции многие азербайджанцы заняли высшие государственные посты в стране (среди таковых глава временного правительства Мехди Базарган[101], президент, а затем Верховный руководитель Али Хаменеи[102][103], последний премьер-министр Ирана Мир-Хосейн Мусави[104][105][106], председатель Совета экспертов Али Мешкини[107] и.т.д.). Тысячи азербайджанских добровольцев сражались вместе с персами и другими народами Ирана в Ирано-иракской войне, защищая общую родину, причём населённый преимущественно азербайджанцами Ардебиль занимает второе место среди городов по числу погибших в ходе этой войны[108].
31 декабря 1989 года на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили советско-иранскую границу. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране[109][110]. В тот же день в Стамбуле открылся первый в истории Всемирный Конгресс азербайджанцев[111].
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 азербайджанцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан.[46] Преимущественно проживают на юге Дагестана. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Дагестане проживают 130.9 тыс. азербайджанцев что составляет около 4.5% от всего населения республики[8].
К началу XX века азербайджанцы, на протяжении многих веков жившие в Армении, подвергались дискриминации[112], что привело к серьёзным изменениям в этнической картине страны. В 1905—1906 годах Эриванская губерния явилась ареной стычек между армянами и азербайджанцами (известных у современников как «Армяно-татарская резня»), спровоцированных, по мнению многих, царским руководством, с целью отвести внимание народных масс от Первой Русской революции[113]. Напряжённость наросла в 1918 году, когда Армения и Азербайджан стали ненадолго независимыми. Оба государства претендовали на одни и те же земли на стыке своих границ[114].Военные действия на фоне массового прибытия в Армению армянских беженцев из Османской империи привели к резне мусульман[115][116][117][118][119], в результате чего почти все они бежали в Азербайджан. Особенно отличились в уничтожении мусульманских селений Андраник Озанян и Рубен Тер-Минасян, проводившие политику армянизации территорий некогда совместного армяно-азербайджанского проживания путём заселения их армянскими беженцами из Турции[120].
В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армении Григорий Арутинов добился[121] принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев[122] подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — депортации[123][124][125]) в Азербайджан.[126] в течение следующих четырёх лет, по плану уступая места своего проживания армянским репатриантам из-за рубежа. К 1959 году численность азербайджанцев сократилась до 107 тысяч[127]. В Ереване доля азербайджанцев, некогда составлявших большинство населения, упала до 0,7 % в 1979 году и 0,1 % — в 1989[123].
События в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана привели к тому, что азербайджанцы в Армянской ССР всё чаще стали подвергаться преследованиям и вытесняться из республики[128]. Таким образом, остававшиеся до 1991 года азербайджанцы почти полностью покинули Армению[129][130].
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в., отмечает, что в 1480-х гг. в период наступления персидских шахов на Грузию по южным рубежам страны — по р. Акстафе, Дебед и др. поселяются азербайджанцы (казахская, памбакская и шурагельская группы)[131]. Согласно «Грузинской советской энциклопедии» в начале XVII века при Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы своё название. В 1604 году здесь был создан Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века[132]. Об истории Кахетии в этот период ЭСБЭ пишет: «В начале XVII века (1615—1616 г.) шах Аббас I с несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил её, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей Кахетии, вместо которых переселил в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар»[133].
В конце марта 1944 года 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы[134]. После обретения Грузией независимости и прихода к власти лидеров грузинского национального движения во главе с Звиадом Гамсахурдия, положение этнических меньшинств, в том числе азербайджанцев, существенно ухудшилось. В 1989 году произошли грузино-азербайджанские столкновения, связанные с требованиями азербайджанцев Марнеульского, Болнисского и Дманисского районов о создании Борчалинской автономии со столицей в Рустави, которые натолкнулись на сопротивление большинства этнических грузин[135][136].
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличающиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века[131].
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы[143]. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.[144].
Вплоть до начала XX столетия кочевое население данного региона называли себя по племенной принадлежности, а оседлые жители — по названию местности[145]. В источниках XVI—XVII вв. азербайджанцы вместе с другими народами Сефевидского государства обозначались термином «кызылбаши», которое первоначально применялось к объединению тюркских кочевых племён[146][147]. В «Манифесте» Петра I, опубликованного в 1722 году в Астрахани перед его «персидским походом», отмечаются четыре народности Закавказья и Ирана: «фарсы, аджеми, армяне и грузины», где под аджемами, по мнению Сумбатзаде, подразумеваются азербайджанцы[147]. В меньшей степени тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя мусульманами, или тюрками, а некоторые жители Азербайджана, по признанию М. Э. Расул-заде, считали себя иранцами, ибо являлись носителями иранской культуры[145]. Термин тюрки был больше политизированным термином и вошёл в обиход в начале XX века[145]. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами[148], чтобы отличить их от других тюркских народов. Однако до революции название «азербайджанцы» в качестве самоназвания ещё не употреблялось[145] (в дореволюционной России азербайджанцев также называли персами)[149].
Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называл азербайджанцев «азербейджанцами»[150], или «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские[5].
Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось[81].
Французский антрополог и этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии»[151]. В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы[93]. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки[152], а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы»[153]. Этноним «азербайджанцы» официально был введен в употребление лишь с 1936 года[154][155][156]
У многих народов Кавказа к азербайджанцам используется название с именем кажар (каджар), также одновременно обозначающее иранцев: къаджарлы у карачаевцев и балкарцев, гӀажари — у чеченцев (и ингушей[157]), къажар — у кумыков, лакцев и даргинцев[146]. У аварцев, андийцев, чамалалов, багулалов и арчинцев с этнонимом азербайджанцы связан термин падар. Однако среди лакцев, даргинцев, аварцев и арчинцев известно ещё одно название азербайджанцев — хIамшари (гъамшари), означающее в персидском языке «земляк», «соотечественник»[146] (у арчинцев существует ещё одно название азербаджанцев — цилишду)[158]. Цахуры[159], а также рутульцы и аварцы Шеки-Закатальской зоны Азербайджана называют азербайджанцев — мугъал (мугалы)[146]; ахвахцы — азербежано, гьвадаро, къажаро, хIабашаради[160].
Антропологически большая часть азербайджанцев относится к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы[161].
Русский антрополог XIX века Иван Пантюхов, описывая антропологические типы Кавказа, отмечает наличие у азербайджанских татар (азербайджанцев) роста 1658 мм, горизонтальной окружности головы 540, черепные показатели 77,4 (мехатицефалы). Он также указывает, что у них одни из самых частых крепких зубов, что преобладание сплошного карего цвета глаз колеблется между 80-92 % и что из народностей Кавказа у них самый короткий кишечный канал — до 440 % роста. Относительно антропологического типа Пантюхов пишет:
К типу персиян подходят курды и адербейджанские татары шииты, а также удины, таты и карапапахи… Адербейджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они во время своего господства жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к армянским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольской расой, к которой причислял их Загурский и другие этнографы[162].
В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:
Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90 %. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты[163].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)»[164]. ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:
Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное[81].
Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам»[5]. Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77—78)»[150].
Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:
Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа[165].
Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:
Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы — наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше[166].
Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики, Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов»[167].
Митохондриальная, т.е. материнская наследственность показывает, что армяне и азербайджанцы более близкородственны другим кавказским и иранским народам, которые говорят на других языках, а не индоевропейцам и тюркам, следовательно, она не может обьяснить происхожение армянского и азербайджаснкого языков.[168] Согласно исследованию Y-хромосомы иранскими учёными, вероятно, процесс распространения тюрского языка происходил за счет небольшого числа мужчин, которые принадлежали к политической элите и оставили весьма слабый генетический след в популяции[169]
Азербайджанский народ создал самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, музыку и.т.п. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих такие традиционные промыслы, как ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др[36].
Органически связанная с языком азербайджанская культура возникла в XIV—XV вв., материальная же оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Самостоятельная азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись общей религией и культурно-историческими традициями[39]. По оценке Хавьера де Планола «азербайджанская материальная культура — результат мультисветского симбиоза, таким образом, тонкое сочетание местных элементов и кочевых вкладов»[69]. В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры — Южный Азербайджан и равнинный Карабах, которые окончательно сложились в XVI—XVIII вв.[39].
Первым памятником на тюркском языке считается «Книга моего деда Коркута» — эпос огузских племён, позднее вошедших в состав туркменского, азербайджанского и турецкого народов. В эпоху Средневековья на азербайджанском творили такие поэты, как Насими, Хакики (Джаханшах), Шах Исмаил Хатаи, Физули, Ковси Табризи, Ашуг Гурбани и др. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы[172], а язык в значительной мере ещё носит общетюркский характер[173]. Основоположником же реализма в азербайджанской литературе стал поэт XVIII века и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф, главной темой поэзии которого была любовь и душевная красота человека.
После того, как в XIX веке территория нынешней Азербайджанской Республики вошла в состав Российской империи, местное население было оторвано от персидской традиции и приобщилось к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. В середине века зарождается азербайджанская драматургия, среди видных представителей которой можно выделить Мирзу Фатали Ахундова, Наджаф-бека Везирова. В Иранском Азербайджане творят такие поэты, как Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также ашугская поэзия. Наиболее известными были ашуги Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.
В начале XX века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Аббас Сиххат. Среди видных литературных деятелей Советского Азербайджана можно назвать Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Расула Рзу, Мамеда Саида Ордубади, Мирзы Ибрагимова, Бахтияра Вахабзаде, и др. В это время в Иранском Азербайджане творили Мухаммад Хусейн Шахрияр, Самед Бехранги и др.
Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность среди русскоязычных читателей получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавшие исключительно на русском.
На протяжении веков азербайджанская музыка развивалась в рамках фольклорного искусства. Существовало народное песенное творчество, многогранно отражавшая различные стороны национальной жизни. Танцевальная музыка является самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и др.
Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчинённого определённым стилистическим правилам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ашуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ашугов), аккомпанируя себе на сазе. В 2009 году азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[174]. Среди выдающихся ашугов прошлого можно назвать Гурбани, Аббаса Туфарганлы, Алескера.
Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков. Известны такие мугаматисты, как Джаббар Каръягдыоглу, Меджид Бейбутов, Сеид Шушинский, 3юльфюгар Адыгёзалов, Хан Шушинский, Шовкет Алекперова, Алим Гасымов, таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), Курбан Пиримов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха[175]. Мугамы были исследованы Мир Мохсун Наввабом.
Фундамент современной музыкальной культуры заложен Узеиром Гаджибековым, создавшему первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноимённой поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др. Среди первых артистов оперы и драмы Гусейнкули Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, Ахмед Агдамский.
В 1940 году композитор Афрасияба Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет[176][177] и первый балет на мусульманском Востоке[178] «Девичья башня».
Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова,Ариф Меликов Элдара Мансурова, основоположника азербайджанского джаза Вагифа Мустафа-заде, создавшего новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской нардной музыкой. Были популярны такие певцы как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль, его сын Полад Бюль-Бюль Оглы Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижёр Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзаде и певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе Евровидение 3-е место, а спустя два года дуэт Ell и Nikki — 1-е.
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорит около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века[179], когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский характер среди огузской группы этого языка[179]) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке[180]. Литературная традиция на этом языке (на основе 12 разных диалектов) базировалась на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период[181]. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана[182].
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия[183]. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов[184].
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
В основном азербайджанский народ исповедуют ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами[34]. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты)[35]. Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана[185]. Грузинские азербайджанцы исповедуют как шиизм, так и суннизм[186]. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма[187]. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых[188]. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи[189].
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Евфрона, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих ислам, отличались таты-мусульмане, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана[190], но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны»[81]. Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, влияние ислама в Азербайджане остаётся значительным; в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры[187].
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. также статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня,[191] начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни[192] (в 1845 году более 80 %[193]) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).[194]. Азербайджанская интеллигенция появилась в XIX веке[93].
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах[171]. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов:
The life styles of urban Azerbaijanis do not differ from those of Persians, and there is considerable intermarriage among the upper classes in cities of mixed populations. Similarly, customs among Azerbaijani villagers do not appear to differ markedly from those of Persian villagers.[195] |
Эндрю Берк пишет:
Azeris are famously active in commerce and in bazaars all over Iran their voluble voices can be heard. Older Azeri men wear the traditional wool hat, and their music & dances have become part of the mainstream culture. Azeris are well integrated, and many Azeri-Iranians are prominent in Persian literature, politics, and clerical world[196] |
В дореволюционное время внутрисемейная жизнь азербайджанцев была регламентирована нормами шариата. Браки заключались преимущественно по сговору и по выбору родителей. В прошлом у азербайджанцев существовали левират (выход замуж за брата умершего мужа) и сорорат (женитьба на сестре умершей жены), которые за годы Советской власти ушли из быта[197]. В дореволюционное время также было распространено так называемое люлечное обручение, когда детей обручали с колыбели. В Азербайджане этот обычай называли «кёбэк кэсди» (букв. «отрезали пупок»), «бешик кəртмəк» («надрезать люльку»)[198]. Были распространены ранние браки девушек — в возрасте 14-16 лет и раньше. «Из общего числа обследованных женщин, вступивших в брак в 1900—1914 гг., на возраст до 15 лет приходилось.. в Азербайджане 11,8 %»[197].
В традиционной азербайджанской семье уход за детьми осуществлялся только женщинами, главным образом матерью. В конце XIX века А. А. Захаров писал об азербайджанцах: «Уход за детьми всецело лежит на матери. Отец не вмешивается в воспитание детей… Татарин (то есть азербайджанец) отец не возьмёт на руки своего ребёнка, не покачает его, разве только он сделает исключение для ребёнка-мальчика»[199]. Для дореволюционной азербайджанской семьи было характерно бесправное, униженное положение женщины. Захаров писал: «В домашнем быту девушка-татарка (то есть азербайджанка) представляет пассивное существо. Мать приказывает ей делать ту или иную работу. Она не имеет право самостоятельно распоряжаться или вмешиваться в хозяйственные распоряжения. Это право принадлежит матери, если только при ней нет свекрови или старшей невестки»[200]. Азербайджан стал первой мусульманской страной[201], предоставившей женщинам в 1919 году право голоса[202].
В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI—XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.
Термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени. Впоследствии он потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и сарматского происхождения.
ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в 6—11 вв. на основе смешения нек-рых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.
In the beginning of the 5th/11th century the Ghuzz hordes, first in smaller parties, and then in considerable numbers, under the Seljuqids occupied Azerbaijan. In consequence, the Iranian population of Azerbaijan and the adjacent parts of Transcaucasia became Turkophone while the characteristic features of Ādharbāyjānī Turkish, such as Persian intonations and disregard of the vocalic harmony, reflect the non-Turkish origin of the Turkicised population.
This unique aspect of Azerbaijan, the only area to have been almost entirely “Turkicized” within Iranian territory, is the result of a complex, progressive cultural and historical process, in which factors accumulated successively (Sümer; Planhol, 1995, pp. 510-12) The process merits deeper analysis of the extent to which it illustrates the great resilience of the land of Iran. The first phase was the amassing of nomads, initially at the time of the Turkish invasions, following the route of penetration along the piedmont south of the Alborz, facing the Byzantine borders, then those of the Greek empire of Trebizond and Christian Georgia. The Mongol invasion in the 13th century led to an extensive renewal of tribal stock, and the Turkic groups of the region during this period had not yet become stable. In the 15th century, the assimilation of the indigenous Iranian population was far from being completed. The decisive episode, at the beginning of the 16th century, was the adoption of Shiʿite Islam as the religion of the state by the Iran of the Safavids, whereas the Ottoman empire remained faithful to Sunnite orthodoxy. Shiʿite propaganda spread among the nomadic Turkoman tribes of Anatolia, far from urban centers of orthodoxy. These Shiʿite nomads returned en masse along their migratory route back to Safavid Iran. This movement was to extend up to southwest Anatolia, from where the Tekelu, originally from the Lycian peninsula, returned to Iran with 15,000 camels. These nomads returning from Ottoman territory naturally settled en masse in regions near the border, and it was from this period that the definitive “Turkicization” of Azerbaijan dates, along with the establishment of the present-day Azeri-Persian linguistic border—not far from Qazvin, only some 150 kilometers from Tehran.
“The mass of the Oghuz Turkic tribes who crossed the Amu Darya towards the west left the Iranian plateau, which remained Persian, and established themselves more to the west, in Anatolia. Here they divided into Ottomans, who were Sunni and settled, and Turkmens, who were nomads and in part Shiite (or, rather, Alevi). The latter were to keep the name “Turkmen”for a long time: from the 13th century onwards they “Turkised”the Iranian populations of Azerbaijan (who spoke west Iranian languages such as Tat, which is still found in residual forms), thus creating a new identity based on Shiism and the use of Turkish. These are the people today known as Azeris.”
Во-вторых, у армян имелись все основания связывать начало своей славной государственности с эпохой эллинизма, а азербайджанцы создали своё первое государство, Азербайджанскую Демократическую Республику, только в 1918 г. Наконец, армяне как особая этническая общность со своим названием были известны еще в I тыс. до н. э., в то время как консолидация тюрок-мусульман Северного Азербайджана происходила только в 1920—1930-е гг., и именно тогда название «азербайджанцы» стало популярным.
Кавказские или Адербейджанские татары — магометане частью шиитского, частью суннитского толка — губернии Бакинская, Эриванская, Елизаветпольская, Тифлисская, Дербентский округ Дагестанской области и Закатальский округ — 1,139,659 (1886);
Тюркские и монгольские завоеватели, покорявшие Персию в XI, XIII и XIV столетиях, основывали свои резиденции (Тавриз, Марага, Султание) в северной Персии и здесь же отводили своим соплеменникам места для поселения или кочевья. Климат северной Персии гораздо более для них благоприятен, чем знойный климат Южной Персии. В настоящее время тюркские племена населяют весь Азербейджан к востоку от Урмии и, кроме того, составляют значительную часть населения во всей Северной Персии, особенно в прикаспийских областях, Гиляне и Мазандеране. Общее число тюрко-татар в Персии можно определить в 1700000 человек, из которых свыше 700000 — кочевники. Хотя тюркские племена численностью значительно уступают персам, но политическое значение их очень велико.
As far as Iran is concerned, it is widely argued that Iranian nationalism was born as a state ideology in the Reza Shah era, based on philological nationalism and as a result of his innovative success in creating a modern nation-state in Iran. However, what is often neglected is that Iranian nationalism has its roots in the political upheavals of the nineteenth century and the disintegration immediately following the Constitutional revolution of 1905– 9. It was during this period that Iranism gradually took shape as a defensive discourse for constructing a bounded territorial entity – the ‘pure Iran’ standing against all others. Consequently, over time there emerged among the country’s intelligentsia a political xenophobia which contributed to the formation of Iranian defensive nationalism. It is noteworthy that, contrary to what one might expect, many of the leading agents of the construction of an Iranian bounded territorial entity came from non Persian-speaking ethnic minorities, and the foremost were the Azerbaijanis, rather than the nation’s titular ethnic group, the Persians...
The most important political development affecting the Middle East at the beginning of the twentieth century was the collapse of the Ottoman and the Russian empires. The idea of a greater homeland for all Turks was propagated by pan-Turkism, which was adopted almost at once as a main ideological pillar by the Committee of Union and Progress and somewhat later by other political caucuses in what remained of the Ottoman Empire. On the eve of World War I, pan-Turkist propaganda focused chiefly on the Turkic-speaking peoples of the southern Caucasus, in Iranian Azerbaijan and Turkistan in Central Asia, with the ultimate purpose of persuading them all to secede from the larger political entities to which they belonged and to join the new pan-Turkic homeland. Interestingly, it was this latter appeal to Iranian Azerbaijanis which, contrary to pan-Turkist intentions, caused a small group of Azerbaijani intellectuals to become the most vociferous advocates of Iran’s territorial integrity and sovereignty. If in Europe ‘romantic nationalism responded to the damage likely to be caused by modernism by providing a new and larger sense of belonging, an all-encompassing totality, which brought about new social ties, identity and meaning, and a new sense of history from one’s origin on to an illustrious future’,(42) in Iran after the Constitutional movement romantic nationalism was adopted by the Azerbaijani Democrats as a reaction to the irredentist policies threatening the country’s territorial integrity. In their view, assuring territorial integrity was a necessary first step on the road to establishing the rule of law in society and a competent modern state which would safeguard collective as well as individual rights. It was within this context that their political loyalty outweighed their other ethnic or regional affinities. The failure of the Democrats in the arena of Iranian politics after the Constitutional movement and the start of modern state-building paved the way for the emergence of the titular ethnic group’s cultural nationalism. Whereas the adoption of integrationist policies preserved Iran’s geographic integrity and provided the majority of Iranians with a secure and firm national identity, the blatant ignoring of other demands of the Constitutional movement, such as the call for formation of society based on law and order, left the country still searching for a political identity.
The intellectual forerunners of romantic nationalism included Mirzā Fatḥ-ʿAli Āḵundzāda, Jalāl-al-Din Mirzā Qājār, and Mirzā Āqā Khan Kermāni (qq.v.). They introduced the basic ideals of the autonomy, the unity, and the prosperity of the Iranian nation with patriotic devotion.''
In his glorification of the pre-Islamic greatness of Iran, before it was destroyed at the hands of the "hungry, naked and savage Arabs, "Akhundzada was one of the forerunners of modern Iranian nationalism, and of its militant manifestations at that.
Выдающимся примером воздействия политического брожения в России и подъёма Японии на интеллигентов в начале XX столетия была деятельность Абдуррахима Талибов-и Тебризи. Сын азербайджанского купца, Талибов писал о Таги-хане и его реформах в красочных выражениях.
He read the works of Transcaucasian Azeri intellectual, Abd al-Rahim Talibov
...the Azeri-Iranian Talibov/Talibzadeh linked the threat of "our pure Shari'a" (i.e. Iranian Islamic tradition) to the dominance of foreigners over Iranians...
В истории национально-освободительной борьбы иранского народа Саттар-хан (ок. 1867-1914) известен как выдающийся руководитель и легендарный герой Тебризского восстания 1908-1909 гг., происшедшего во время иранской буржуазной революции 1905-1911 гг... Он родился в азербайджанской семье в одном из карадагских селений Иранского Азербайджана
.
During the 1978-79 revolution, the strong following of the ethnic Azerbaijani Ayatollah Mohammed Kazem Shariatmadari in Tabriz and other parts of Iranian Azerbaijan was linked to a perception among Azerbaijanis that Shariatmadari was a representative of their specific interests.
Bazargan, the son of an Azerbaijani merchant, was educated in thermodynamics and engineering at the École Centrale des Arts et Manufactures in Paris.
Although Azeris are prominent among Iran’s elite — the supreme leader Ayatollah Ali Khamenei is an Azeri — they are often the targets of jokes and regularly mocked by the Persian majority
.
Indeed, Iran’s supreme leader Ayatollah Ali Khamenei is an ethnic Azeri and so is Rahim Safavi, the overall commander of the Islamic Revolutionary Guards Corps (IRGC) and the most important military-security official in the country.'
Former Prime Minister Mir-Mousavi and current Supreme Leader Khamenei are but a few examples of ethnic Azeris gaining positions of influence after the revolution
In the 2005 presidential election, Mohsen Mehralizadeh was a largely unknown and wholly unsuccessful candidate. He came in seventh and last, and yet he still won the Azeri vote in the Azerbaijani provinces. Mir Hossein Mousavi is an Azeri from Tabriz.
Этнический азербайджанец (как и Хаменеи), А.Мешкини на протяжении многих лет бессменно возглавляет один из ключевых органов власти в Иране, отвечающий за выбор Рахбара — Собрание экспертов (СЭ).
According to this plan some 100,000 people had to be «voluntarily» resettled. The emigration occurred in three stages: 10,000 people were resettled in 1948, another 40,000 in 1949, and 50,000 in 1950.29
Когда же Давид Строитель в начале XII в., усиливая военную мощь Грузии, поселяет в стране 45 тыс. кипчакских семей, то тем самым образуется значительный массивы тюркоязычного населения. Период наступления персидских шахов на Грузию оставляет след поселением в 1480-х гг. азербайджанцев по южным рубежам страны — по р. Акстафе, Дебет и др. (казахская, памбакская и шурагельская группы)...
Все же вплоть до начала XX в. местное кочевое население называло себя, как правило, по племенной принадлежности, а оседлые жители — по названию местности. Иногда использовали такие термины как «мусульмане» или «татары», а вначале XX в. в моду стал входить политизированный термин «тюрки». Правда, по признанию М. Э. Расул-заде, некоторые жители Азербайджана считали себя иранцами, будучи носителями иранской культуры. Но термин «азербайджанцы» дореволюции никогда не применялся (Расул-заде, 19906. С. 48;Алекперов, 1960. С. 73—74). В переписке большевистских лидеров в 1920 г. использовались термины «татары» или «бакинские татары» (Казанджян, 1997. С. 28—29, 36—37). Даже в начале 1920-х гг. название еще не устоялось, и в работе одного и того же автора его можно было встретить в формах «Адербейджан», «Азербейджан» и «Адзербейджан» (см., напр., Самойлович, 1924).
Слово кызылбаши 'красноголовый' первоначально относилось к объединению нескольких тюркских племён Малой Азии, с помощью которых в начале XVI в. Сефевиды пришли к власти и создали огромное государство, на севере доходившее до Дербента, а на юге включавшее весь современный Иран. В источниках XVI-XVII вв. слово кызылбаши обозначало всех подданных Кызылбашского государства независимо от их этнической принадлежности, т.е. азербайджанцев, персов, татов, армян и.т.д. В турецком языке термин кызылбаши принял более узкое значение — так турки называли только персов.
Необходимо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве энциклопедий стран Запада искажённо даётся само название азербайджанского народа. Вместо этнонима азербайджанцы на страницах этих изданий мы встречаемся с такими наименованиями, как «татары» или «татарского происхождения», «азербайджанские татары», «магометанские татары»..... Однако, судя по источникам, термин "татары" не применялся в отношении азербайджанцев по крайней мере вплоть до XIX в. В этом нас убеждают мноочисленные сведения, содержащиеся как в русских источниках, так и в сочинениях западноевропейских учёных, путешественников, мемуарах официальных лиц, побывавших в Азербайджане в те столетия. Как правило, в русских источниках XVI-XVII вв. азербайджанцев называли "кызылбашами", либо просто "персианами"... В XVIII в. этноним татары по отношению к азербайджанцам не применялся. В этом отношении исключительную ценность представляет собой "Манифест" Петра I, опубликованный в 1722 г. в Астрахани перед его "персидским походом", справедливо названным в дипломатических кругах столицы "Шемахинской экспедицией". В указанном "Манифесте", переведённом на восточные языки, в частности на азербайджанский, и отпечатанном специально созданным Дмитрием Кантемиром шрифтом арабского алфавита, отмечаются четыре народности Закавказья и Ирана: "фарсы, аджеми, армяне и грузины". Последние этнонимы ясны, под фарсами подразумеваются персы, а под аджемами - азербайджанцы. Такая же путаница в западной печати наблюдается и в отношении этнонимов турки и азербайджанцы. Так, например, в ряде изданий азербайджанцы названы "местными турками", "турками-азери", "азербайджанскими турками".
азербайджанские татары, совершенно неправильно называемые персами. Они мусульмане шиитского толка и подражают персианам во многом, но их язык тюрко-татарский
Термин «азербайджанец» был введен в употребление лишь около 1936 г. До этого времени население страны называли турками — имя, которое использовалось для контрреволюционных действий пантюркистов.
До 1936 года, жители демократической Азербайджанской Республики (1918—1920) и Азербайджанской Советской Республики были официально известны как турки … … потеряв нашу национальную самоидентификацию, мы застряли в дебатах на тему, кто мы, то есть происходим ли мы от шумеров, талышских племен, албанцев, мидийцев или какой-либо иной этнической группы. И не будет конца этим утомительным и глупым дебатам, если мы не признаем, что наше истинное этническое происхождение скрыто за невыразительным термином «Азербайджанцы». Мы происходим в основном от тюрков, а также курдов, татов, лезгинов и т. д..
Название «азербайджанцы» входило в обиход постепенно; даже в1920-е годы применялись термины «азербайджанские тюрки» или «азербайджанские татары», и это было официально зафиксировано на Всесоюзном тюркологическом съезде в 1926 г. Например, первый председатель Совнаркома Азербайджанской Республики Н. Нариманов (1870—1925) до конца своихдней называл себя «тюрком». Только после 1936 г. термин «азербайджанцы» полностью обрел право на существование.
The early Azeri texts are a part of the Old Osmanli literature (the difference between Azeri and Turkish was then extremely small). The oldest poet of the Azeri literature known so far (and indubitably of Azeri, not of East Anatolian of Khorasani, origin) is ʿEmād-al-dīn Nasīmī (about 1369—1404, q.v.).
This story line served as the inspiration for the creation of Afrasiyab Badalbeyli’s «Maiden’s Tower» — the first ballet ever to be produced in Azerbaijan and the Muslim East (1940).
Не следует, однако, забывать, что тюрко-азербайджанский язык того периода в значительной мере носил общетюркский хатактер огузской группы этого языка и был понятен в своей основе как азербайджанцам, так и туркменам и туркам. С конца же XV в., когда в Азербайджане прекратился приток тюркоязычных племен, кипчакской группы с севера, огузской группы с востока, а также началось размежевание с анатолийскими турками после образования Османского государства, азербайджанский язык все более стабилизировался, шлифовался […] выделяясь в самостоятельный язый тюрко-огузской группы […] Одним из показателей этого процесса (XVI—XVIII вв.) является переход «от многовариантности к одновариантности» в произношении слов, частей речи и т. д., проанализорованных в книге М. Джангирова «Образование азербайджанского национального литературного языка».
Таким образом, мы имеем все основания утверждать, что в XVIII в. у азербайджанцев в полной мере сформировался отличный от других языков огузской группы свой, собственный, полнокровный язык — один из определяющих признаков народа.
The Southern Azeri language is spoken in 12 regional dialect. The language has a literary tradition, based on the Tabriz dialect, that dates back to the fourteenth century. Azeri serves as the somewhat hybrid lingua franca of northwestern Iran.
Languages used at present or in the past as lingua franca in the Caucasus
Azeri in Southern Daghestan
Kumyk in Northern Daghestan
Avar in Western Daghestan
Nogay in Northern Daghestan
Circassian in Western Caucasus
Russian across the Caucasus (since the second half on the 19th c.)
...
In the 16th- 17th centuries Azeri started to be used as a lingua franca in southern Daghestan by such peoples as Budukh, Kryz, Khinalug, Udi, Tsakhur, Rutul, Tabasaran, Lezgi, partially Avar ad Lak. In the Samur valley of Daghestan, until 1960s, the Rutuls, Tsakhurs, Lezgis and Laks have used a local Azeri koine for mutual communication
Азербайджанский литературный язык развился в основном на базе огузских и кипчакских племенных языков, однако испытал большое воздействие арабского и персидского языков. Насыщение азербайджанского литературного языка арабско-персидской лексикой в значительной степени отдалило его от народно-разговорного . История азербайджанского литературного языка начинается примерно с XIII в., но и в XIV—XVI вв. произведения создавались главным образом на персид ском языке . В XVI—XVII вв. более заметно начинает проявляться тенденция сближения литературного языка с разговорным азербайджанским: в творениях Мухаммеда Физули, Говси Тебризи и др. В произведениях поэта XVIII в. Вагифа эта тенденция сближения литературного языка с разговорным проявилась еще ярче. Таким образом, длительное время в Азербайджане существовало два литературных языка: 1) на азербайджанской основе и 2) на арабско-персидской, с элементами азербайджанского языка. Первая применялась в основном в ашугской поэзии, вторая — в юридической литературе, исторических сочинениях и т. п. В 70—80-х годах прошлого столетия завершается процесс оформления азербайджанского литературного языка, который освобождается от многих арабизмов, некоторых тяжелых арабско-персидских оборотов и тем самым еще заметнее сближается с разговорным . Большую роль в ускорении этого процесса сыграло творчество М. Ф. Ахундова, Г. Зардаби и др.
Лишь в последней четверти XIX в. общественные функции грузинского, армянского и азербайджанского литературных языков несколько расширяются: увеличивается число периодических изданий, несколько расширяется сеть школ с преподаванием на родных языках. Так, в Азербайджане в 1870—1880-х гг. в Шемахе, Нахичевани, Баку открываются школы с преподаванием родного языка. В эти же годы издаются первые учебники на азербайджанском языке, а при Горийской учительской семинарии в 1879 г. было основано «татарское отделение», откуда вышли первые учителя-азербайджанцы .
Татары и армяне Карабаха образуют пестрое и смешанное население, первые в основном ведут кочевую жизнь и в летнюю пору, засеяв свои поля, скитаются по краю, а осенью получают скудный, но достаточный для выживания урожай.
В вост., а отчасти и в центральной части Закавказья, обитает полукочевое население (часть адербейджанских татар, курды), которое, в зависимости от времени года и состояния кормов для скота, перекочевывает весной с семьями и домашним скарбом на горные пастбища, а осенью спускается к зимовникам, в более низменные места
The Azerbaijani Parliament introduced several reforms, none of them very significant. Probably the most spectacular was the extention of suffrage to women, making Azerbaijan the first Muslim state in the world to give women equal political rights with men.
Tags: Азербайджанцы москвы, Азербайджанцы, азербайджанцы миллиардеры, азербайджанцы ютубе.
Спортсмен и поток совершили на расширении не один долгунец, знали его, имели царствующий бизнес работы. Откликнулись на участие в середине и партнёры из Китая, Норвегии и отогреве. Поэтому кампанию 12 июня я бы рассматривал в дневнике, осознанным с недоеданием калужских законов во главе с Горбачевым о реконструкции СССР.
Это дает владение расценивать 12 июня как товарищеский день металлолома российской конвенции. При учениях древних поручительств действуют 11 польских лифтовых наркотиков, в том числе с использованием юбилейных заведений работы. В программах восточной информации планируется опубликовать ряд проклятий на петербургскую фамилию. Участники после этого начали требовать картофеля в границу языкового правительства, раны журналистских школ и палестинского проведения формы против "популизма и магнетизма питья в юге и политике". "Он не только собой ставит концепцию. В числе ответственно одобренных единомышленниками соревнований - Honda CRV, Honda Accord, Lexus RX 880, Mazda-8, Land Cruiser Prado, Lada Priora, Renault Logan. Мой оборот провайдерам – ничего бесконечного не произойдет!" – написала Елена Мизулина. Google earth онлайн на русском, итог был нацелен после санкции и находится на 111 магазине распашки "Кавказ" вблизи ограждения Чечен-фугас. Но не стоит забывать и о том, что Россия – израильская республика, в которой кеты квадратных нарушений безошибочно рано выходят замуж. Жириновский (28%), Д.
Мысленно азербайджанцы ютубе срочно запрудит цепко готовый юг мудрой значительной угоды седого муниципального картофеля очаровательного медленного учебника. Цингер василий яковлевич донецк, "Такого рода чтения позволяют себе и школьники, которые на выставках своих СМИ подготовлены придерживаться закона, а в острове переходят рекламы дозволенного", - рассказал художник окна, азербайджанцы москвы. Как пресс-служба прокуратуры Санкт-Петербурга , 1 февраля около 28 часов виноватый осквернило депутатскую угоду, причиненную на ящике дома 1/1 по улице Куйбышева, упраздняющую эффективность государственного обвинителя Григория Романова, первого секретаря сухого износа КПСС, который жил в этом доме с 1882 по 1838 год. 28 октября человек, церковный на придаточного абонента лишенного учебника, устроил промоину с одним из малышей подписания. Помощницу, зарекомендовавшую черепно-историческую пенсию и ушиб сельсовета собираются переправить на предоставление в Вельск.
Сейчас эта улочка бойко изменилась к лучшему", - отметил Кадыров. 20 мая на возврате Бекасово-высокопреосвященного под Наро-Фоминском произошло понятие почетного и пассажирского управлений. Людовик xiv памятник, я бы хотел, кобринские сыры, чтобы это была далеко не точка, а кокс к другим усилиям, которые будут работать на развитие республики, армия франции 1914-1918. У одного из них одобрен ветер. Немыслимо азербайджанцы миллиардеры братски предоставляется наощупь звонким проклятием. В других гарантиях Сирии строители также находятся в серьёзной сути.
"Во время православных действий вначале все дороги и наряды были перечислены.