Метки: Успенский собор звенигород, успенский собор московского кремля официальный сайт, успенский собор 2 класс.
Собор | |
Успенский собор
|
|
|
|
Конфессия | Православие |
Епархия | Ростовская и Ярославская епархия |
Успенский собор на Викискладе |
Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, постороенным позднее, в конце XVII века образует единый центральный архитектурный ансамбль города, особенно примечателен вид со стороны озера Неро.
Содержание |
Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.
Современная кирпичная церковь была построена в в конце XVI веке, на сайте «Федеральное наследие» указаны 1508—1512 гг, М. А. Ильин присоединяется к мнению Н. Н. Воронина, который связывает последнюю значительную перестройку с 1587 годом, с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам и необходимости придать центральному собору митрополии подобающий вид. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.
Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство своей резиденции, которая сейчас обычно именуется Кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, шлемовидные главы были заменены на луковичные, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из Кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.
После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.
После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.
В августе 1954 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения, в частности невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав, замену их на подлинную древнюю шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом Кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница была передана Русской Православной Церкви[1].
В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.
Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.
Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.[2]
Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм с шлемовидными главами расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.
Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности были шлемовидными, но при постройке ростовского кремля были заменены на луковичные, что делает весь ансамбль гармоничные. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.
В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.
В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.
Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненные в 1730-1740-вых годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.
В 1682—1687 гг. при митрополите Ионе к юго-востоку от Успенского собора была построена звонница, увенчанная четырьмя главами и имевшая 15 колоколов, наибольший из которых, Сысой, имеет массу около 2000 пудов и обошёлся в 10000 рублей.[3] Набор колоколов сохранился до настоящего времени.[4]. Колокол Сысой отлит мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Второй по весу колокол «Полиелейный» весит 1000 пудов, третий, «Лебедь» — 500 пудов. На этих колоколах была записана в 1974 году пластинка «Ростовские звоны», которая явилась заметным явлением в культурной жизни страны (История издания — в статье Фурцева, Екатерина Алексеевна).
Звонница четырёхярусная, состоит из двух поставленных вплотную зданий. В одном здании, с тремя открытыми проёмами в четвёртом ярусе, размещается большая часть колоколов. Другое здание с более высоким четвертым ярусом построено специально для колокола «Сысой». Каждый из четырех пролетов имеет луковичную главку на глухом барабане. Здание звонницы отличается монументальной простотой и хорошо гармонирует со зданием собора. Декоративное убранство звонницы скромное, прясла расчленяют стены на четыре части в соответствии с проёмами. Однако доминируют не вертикальные, а горизонтальные линии карнизов. Проемы в верхней части имеют килевидные завершения, повторяют килевидную форму закомаров собора.
В звоннице размещена церковь Входа в Иерусалим.
В 2004 году начался ремонт в помещении под звонницей, в результате этого был растёсан подлинный дверной проём, срублен кирпичный порог, пробит дверной проем в южное, прилегающее к храму помещение, заложены пазы для тябел иконостаса. На предписание комиссии община не отреагировала. В результате второй проверки выяснилось что прорублено уже пять дверных проемов, а подлинный заложен[5]. Не смотря на замечания до сих пор не исправлено[6].
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7610176015 |
Tags: Успенский собор звенигород, успенский собор московского кремля официальный сайт, успенский собор 2 класс.