Метки: Всероссийский выставочный центр у фонтана дружба народов, всероссийский выставочный центр г москва, всероссийский выставочный центр адрес, всероссийский выставочный центр вднх.
Достопримечательность | |
Выставка достижений народного хозяйства
|
|
Главный вход |
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Строительство | 1935—1954 годы |
Статус | Выставочный центр |
Выставка достижений народного хозяйства на Викискладе |
(O)
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) (в 1939—1959 годах Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), в 1959—1991 — Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), в 1992—2014 — Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)) — выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы, второй по величине выставочный комплекс в Москве. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира[1].
Общая площадь территории ВДНХ после объединения весной 2014 года территории ВДНХ с Ботаническим садом и парком «Останкино» составляет более 520 га. га[2], площадь павильонов — 134 тыс. м².
Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) и действовал до 1941 года. Её предшественницей была «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», организованная в 1923 году в Москве на Воробьёвых горах[3]. В 1941 году выставка действовала всего 1 месяц и пять дней. Во время Великой Отечественной войны экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск. Выставка вновь открылась лишь в 1954 году после реконструкции, которая была начата в 1950 году. В 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР). В 1992—2014 годах комплекс носил название «Всероссийский Выставочный Центр» (ВВЦ).
Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире. Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, образец господствующих в разное время архитектурных воззрений.
К ним относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана (в настоящее время установлен на воссозданном павильоне 1937 года у северного входа ВВЦ), фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок», павильоны Украинской ССР, Узбекской ССР, Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (Космос).
Рядом с Хованскими воротами ВДНХ размещается здание ВНИИТЭ — Всероссийского института технической эстетики (родина футуродизайна). На территории выставки расположен кинотеатр «Круговая кинопанорама». Вне территории выставки, недалеко от её главного входа, находится монумент «Покорителям космоса» и Аллея космонавтов.
Первое озеленение выставки было проведено в основном розами под руководством учёного-селекционера И. П. Ковтуненко, лауреата Сталинской премии (1952)[4] . Особую славу принесла ему селекция североамериканской голубой ели.
На Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников, констатировавшем «полную победу социализма в деревне», народный комиссар земледелия Союза ССР М. А. Чернов в своём докладе 17 февраля 1935 года, в частности, сказал:
Комиссия вносит <…> следующее предложение: «Просить Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Союза ССР организовать в 1937 году в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку с тем, чтобы в дальнейшем территорию, помещения и оборудование этой выставки использовать для построения Всесоюзного дома колхозов» |
В этот же день было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) (за подписью Сталина и Молотова) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве»[5]. 17 августа того же года было решено разместить выставку возле Ярославского шоссе, использовав для этого часть угодий села Алексеевского (с начала XX века уже входившего в черту города; ныне это Алексеевский район Москвы), часть Останкинского лесопарка и «бросовые» земли. Председателем выставочного комитета был назначен М. Чернов, а после проведённого всесоюзного конкурса главным архитектором ВСХВ стал В. К. Олтаржевский.
ВСХВ требовалось построить к 1937 году, в честь XX-й годовщины Октябрьской революции, но из-за срыва сроков строительства открытие было перенесено на 1 августа 1938 года (это было связано, в частности, со сменой руководства Наркомата земледелия и критикой строящегося павильона Московской области со стороны тогдашнего руководителя Москвы Н. С. Хрущёва).
Ещё через год, когда стало понятно, что и новые сроки открытия сорваны, архитектор В. К. Олтаржевский был отстранён от работы, репрессирован и сослан в Воркуту. Главным архитектором ВСХВ был назначен С. Е. Чернышёв — автор генерального плана Москвы 1935 года.
21 августа 1938 года Верховный Совет СССР вновь перенёс сроки открытия выставки — на 1 августа 1939 года. Был принят специальный «Закон о ВСХВ». 28 декабря 1938 года новым директором выставки был назначен Н. В. Цицин, а начальником строительства стал А. А. Усиевич (из НКВД).
Открытие ВСХВ 1 августа 1939 года стало общегосударственным событием. Открывал её В. М. Молотов. Выставка представляла собой целый выставочный город площадью в 136 гектаров, на которых было размещено 250 всевозможных строений, каскад прудов, парки, опытные участки. За 85 дней работы ВСХВ в 1939 году её посетило более 3 миллионов человек.
В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, её посетили 4,5 миллиона человек. Выставка 1941 года была закрыта 1 июля, вскоре после начала Великой Отечественной войны, распоряжением Совета народных комиссаров СССР (№ 5975 от 26 июня 1941 года). Экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск.
Открытие и масштабы комплекса ВСХВ были настолько грандиозны, что многие художники, композиторы и режиссёры стремились увековечить выставку в своих работах. Первый раз она буквально «въехала» в кинематограф в фильме «Подкидыш» 1939 года, где в сцене погони герои фильма проезжают по главным площадям и аллеям ВСХВ. В финале фильма «Светлый путь» 1940 года режиссёр Г. В. Александров и композитор И. О. Дунаевский приводят главных героев на ВСХВ. Героиня взлетает на машине из Кремля и, пролетев над необъятной советской страной, облетев «Рабочего и колхозницу», проехав через вход выставки 1939 года и арку павильона «Механизация» и объехав исполинскую скульптуру «Сталин», чудесным образом попадает в павильон «Хлопок». И конец фильма тоже проходил у скульптуры Веры Мухиной. Именно так ВСХВ 1939 года под «Марш энтузиастов», ставший гимном ВСХВ и ВДНХ СССР, осталась навечно в кино.
В 1941 году был снят фильм «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, в котором главные герои встречаются и влюбляются друг в друга на ВСХВ. А «Песня о Москве» Тихона Хренникова, которую они поют в павильоне «Садоводство», стала одной из песен, которая неразрывно связана с ВСХВ.
Через три года после окончания войны было принято решение возобновить работу выставки. 25 октября 1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков и скульптор, создатель «Воина освободителя» в Берлине и Родины-матери в Сталинграде (Волгограде) — Евгений Вучетич.
Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года и, начиная с этого времени, ВСХВ возобновляла свою работу ежегодно после зимнего перерыва и была открыта в течение весны и лета, захватывая и первые месяцы осени.
Архитектурный облик выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась площадь выставки — до 207 га. Были возведены павильоны прибалтийских республик. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. В 29 республиканских и зональных павильонах были в полной мере представлены края и республики СССР[6]. В каждом павильоне был специальный зал, отведённый под теплицу, в которой можно было познакомиться с растениями и природой каждой республики. До наших дней почти не потеряли своего облика павильоны «Узбекская ССР» (сейчас он называется «Культура») и «Украинская ССР», в котором был воплощён образ Украины, созданный в произведениях Н. В. Гоголя. В целом, в художественном оформлении выставки большую роль сыграла московская школа, представленная прежде всего «реалистом из реалистов» В. Н. Яковлевым.
Значительно был обновлён павильон Белоруссии. Его монументальную колоннаду украсил барельеф из майолики, увенчала здание скульптура «Родина» в виде женщины с лавровым венком (скульптор А. О. Бембель). Над павильоном Казахской ССР был возведён купол из цветного стекла в национальном духе. Фактически прежними остались павильоны республик Закавказья, образовавшие группу вдоль Большой аллеи. Более серьёзно были реконструированы павильоны «Дальний Восток», «Ленинград и Северо-Запад», «Москва» (его снабдили высокой башней) и ряда других областей.
В целом преобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. Проектирование ряда зданий было поручено молодым архитекторам. Среди них — сохранившиеся павильоны «Юные натуралисты» с оранжереей, «Цветы», «Книга», «Хлопок», образцовые колхозные постройки. Ведущим архитектором павильонов «Водное хозяйство» и «Земледелие» был П. П. Ревякин, «Лён и конопля» — Л. И. Павлов, главного ресторана «Колос» — А. В. Ефимов. Деревянную скульптуру на фронтоне павильона Карело-Финской ССР выполнил Л. А. Кардашов.
На базе выставки проводилось обучение новым методам работы, практиковался выезд экскурсантов в передовые хозяйства. Совершенствовалась экскурсионная деятельность, группы экскурсантов формировали из работников одной профессии.
Самым главным символом обновлённой выставки стали фонтаны — среди них «Дружба народов СССР», в котором в образах 16 подруг-сестёр были увековечены все 16 республик СССР, а также фонтаны «Каменный цветок» и «Золотой колос».
28 мая 1958 Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). 16 июня 1959 года выставка была открыта. 12 декабря того же года была переименована и станция метро, которая и поныне носит название ВДНХ.
С 1959 года и особенно в 1963—1967 годах выставка подверглась перестройке, связанной с тем, что с 1955 года началась борьба с «излишествами» в строительстве. В 1959 году ВСХВ и расположенная тут же промышленная выставка были объединены в ВДНХ СССР, и под этим предлогом постепенно областные, а в 1963 году и республиканские павильоны были перепрофилированы в отраслевые. А в 1967 году СССР готовился к празднованию 50-летия Великого Октября, и к этому юбилею выставку решили осовременить.
Почти со всех бывших республиканских павильонов были убраны венчающие их гербы, а внутри либо закрывалась, либо уничтожалась внутренняя отделка. На площади колхозов были перестроены бывшие павильоны «Казахская ССР», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР», а павильон «Поволжье» уже был реконструирован к 1959 году; был разрушен павильон «Грузинская ССР»; «Дальний Восток» в 1959 году был переименован в «Советскую Книгу». Был снесён ансамбль центральной аллеи, на месте которого в марте 1967 года открыли «Доску почёта СССР». На центральной аллее были снесены республиканские и краевые павильоны — «Таджикская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР», «Киргизская ССР» и «Центральные области» (среди них проходили съёмки фильма «Свинарка и пастух»).
Сносы затронули и площадь промышленности, известную как «Площадь механизации», где были снесены два крупных павильона «Совхозы» (тогда уже Транспорт) и «Зерно» («Лёгкая промышленность»), и планировалось увеличить в два раза круглый пруд, придав ему форму квадрата, чтобы два новых стеклянных павильона «Химическая промышленность» (№ 20) и длинный павильон № 57 вписались в комплекс обновлённой ВДНХ СССР.
В последнее двадцатилетие комплекс потерял четыре павильона: «Урал» 1939 года (профессионально-техническое образование), «Мороженое» 1954 года, «Охота» и старейший павильон 1936—1954-х годов — «Ветеринария».
18 апреля 1963 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перестройке работы ВДНХ СССР. Наиболее ключевым моментом этого постановления был пункт первый:
… показ достижений союзных республик в развитии промышленности, строительства и сельского хозяйства осуществлять в отраслевых павильонах Выставки… а показ общих достижений республик… сосредоточить в Центральном павильоне Выставки, упразднив в связи с этим павильоны союзных республик. |
В 1965 году началась реализация проекта реконструкции. В результате на выставке появились новые строения — павильоны № 20, 57 и ряд других. В то же время от снесённых павильонов остались пустыри.
Выставка теперь организовывалась по отраслевому принципу. Различные павильоны представляли различные области народного хозяйства СССР. Это, однако, нанесло значительный вред архитектурной целостности архитектурного ансамбля. ВДНХ стала для москвичей одним из любимых мест проведения досуга. Выставка примыкала к ЦПКиО им. Дзержинского, а также к Главному ботаническому саду им. Н. В. Цицина РАН. Всё вместе представляло собой большой комплекс для отдыха.
В 1986 году началась очередная реконструкция ВДНХ СССР по проекту МНИИП «Моспроект 4» (архитекторы А. В. Боков, И. М. Виноградский), однако она практически не была реализована.
23 июня 1992 года указом президента Российской Федерации и постановлением правительства РФ ВДНХ СССР была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ).
В середине и в конце 1990-х годов на ВВЦ многие павильоны были сданы в аренду под склады и магазины. Вместе с тем работал парк аттракционов, а ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать. Почти все экспонаты, составлявшие экспозицию павильона «Космос», были утрачены в 1994—1996 годах. Среди них — макеты первых советских спутников.
Такая же участь постигла и Ту-154 — самый известный в СНГ самолёт этого типа и единственный сохранившийся опытный образец лайнера (бортовой номер 85005, 1968 года выпуска) — наземный музей, стоявший почти сорок лет на территории бывшего ВДНХ СССР, перед бывшим павильоном «Авиация и космонавтика». За время своего существования самолёт-музей посетило несколько миллионов человек; был допуск посетителей в кабину пилотов и можно было посидеть за штурвалом лайнера. 13 сентября 2008 года самолёт был распилен на металлолом[7] (по утверждению пресс-службы ВВЦ, «демонтирован и вывезен», по утверждению очевидцев, «на ВДНХ рушили самолёт… Не разбирали, не увозили, не убирали втихаря под покровом ночи, а именно рушили, в выходной, днём, при большом стечении народа, рушили то, что <…> для многих является символом ВДНХ»[8][9][10]). Предлог — освобождение занимаемой площади для постройки офисно-развлекательного центра под названием «Город науки, образования и инноваций», хотя ещё весной 2008 года пресс-секретарь ВВЦ Олег Гладышев опровергал возможность демонтажа самолётов[11]. Уничтожение самолёта вызвало бурную негативную реакцию в блогах и форумах рунета[11][12]. Среди населения и СМИ поползли слухи, что та же судьба ожидает Як-42 и макет ракеты-носителя «Восток».[13]
После уничтожения самолёта заместитель начальника ВВЦ Алан Кудинов сообщил, что на месте Ту-154 будет установлен Sukhoi Superjet 100, однако директор по связям с общественностью компании Гражданские самолёты Сухого Ольга Каюкова сообщила корреспондентам «Вестей», что никаких переговоров по поводу установки SSJ на ВВЦ не велось[14].
Генеральный директор Политехнического музея Г. Григорян прокомментировал уничтожение Ту-154 следующим образом:
«С моей точки зрения, это проявление такого уровня бескультурья и хамского беспардонного отношения к людям, что это не может пройти без серьёзной общественной оценки, порицания»[14].
В 2008 году руководство ВВЦ заявляло о планах строительства 1 млн м² коммерческой недвижимости на территории выставки, однако новое руководство в мае 2009 года заявило об отказе от таких планов[15].
В октябре 2009 главный архитектор ВВЦ заверил, что макет ракеты-носителя «Восток» демонтирован не будет, более того — планируется его капитальный ремонт[16]. В 2010 году макет ракеты вернулся на своё место. При реконструкции выяснилось, что ракета, установленная 20 сентября 1969 года была заменена на идентичную в 1985 году[17].
В 2010—2011 годах был представлен на различных выставках макет, отражающий концепцию развития ВВЦ, но со стороны историков архитектуры и общественности он вызвал большую критику за планируемый снос некоторых ныне не действующих объектов и бывшего раздела «Новое в деревне», созданного в 1930—1950-е по проекту мастерской архитектора Жолтовского.
В начале 2011 года федеральные власти нашли инвесторов для реконструкции выставочного комплекса. Ими оказались владельцы торгово-развлекательного комплекса «Европейский» Год Нисанов и Зарах Илиев, которые согласились заняться развитием территории ВВЦ. Тогда же российское правительство одобрило предложенную ими концепцию, которая предусматривала комплексную реконструкцию выставочного центра, а также новое строительство, которое планировалось развернуть за пределами исторической части ВВЦ. Здесь должны быть построены гостиничный комплекс, аквапарк, океанариум, бассейн, роллердром, скалодром. Около 200 тыс. кв м планируется отдать под организацию подземных парковок. В общей сложности расходы должны составить 60 млрд рублей[18].
Чтобы подготовить выставочный центр к реконструкции и решить проблемы, связанные с собственностью на имущество и землю, в мае 2011 года совет директоров ВВЦ возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов, но через полгода оставил этот пост в связи с распоряжением президента Дмитрия Медведева, согласно которому федеральные чиновники не могут занимать должности в компаниях с государственным участием[19].
С 30 сентября 2011 года обязанности председателя совета директоров ВВЦ исполнял глава департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. Тогда же гендиректором ГАО стал Алексей Микушко — руководитель гостиницы «Украина» (которая также принадлежит Нисанову и Илиеву). В декабре 2011 года председателем совета директоров ГАО «ВВЦ» был назначен Георгий Боос, но уже в конце июня 2012 года на совещании у Игоря Шувалова было принято решение отстранить его от руководства выставочным центром и назначить новый совет директоров[19].
3 октября 2012 года собрание акционеров ГАО «Всероссийский выставочный центр» утвердило новый состав совета директоров компании. В качестве представителей Российской Федерации в него вошли председатель совета директоров ЗАО «Киевская площадь» Год Нисанов, генеральный директор ВВЦ Алексей Микушко, председатель совета директоров Корпорации «Баркли» Леонид Казинец, заместитель руководителя Росимущества Дмитрий Пристансков и заместитель мэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. Независимым директором ВВЦ стал вице-президент ОАО «Вымпел-Коммуникации» Павел Бородин. Председателем совета директоров ВВЦ избрана Наталья Сергунина[20].
В ноябре 2013 Указом Президента РФ 69,75% акций ОАО «ГАО ВВЦ» были переданы Правительству Москвы, которое стало при этом 100% собственником акционерного общества. В конце марта 2014 все юридические процедуры были закончены, Всероссийский выставочный центр перешел в управление земельно-имущественному комплексу Правительства Москвы под руководством заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной. При этом штаб реконструкции возглавил лично мэр Москвы Сергей Собянин.
4 апреля 2013 года к руководству комплексом Выставки приступила новая команда, генеральным директором назначен Владимир Погребенко[21]. Правительство города выделило субсидии в размере 3 млрд руб. на реализацию первоочередных мер по развитию территории выставочного центра[22]. 14 мая 2014 выставка вернула себе свое историческое имя – ВДНХ[23][24]. Сергей Собянин предложил москвичам проголосовать за восстановление исторического названия на портале «Активный гражданин», предложение мэра было поддержано[25].
За апрель-май были ликвидированы все незаконные пристройки, веранды, рекламные конструкции, палатки, ларьки, ограды, установленные путем самозахвата территорий выставки. Всего было снесено порядка 300 временных и незаконных строений. С Выставки было вывезено 10 000 тонн мусора. Одновременно на площадке работало 1000 единиц строительной техники и 6000 рабочих. Торговля из большинства павильонов была убрана, а сами павильоны начали переоборудовать под выставки, музеи, лекционные залы и различные экспозиции новых для Москвы форматов. Стартовавшие в апреле 2014 года работы на ВДНХ стали крупнейшим проектом благоустройства общественного пространства в Москве[26].
Кроме того, было принято решение убрать заборы, преграждавшие путь в Главный ботанический сад и Останкинский парк. Таким образом, ВДНХ, Ботанический сад и парк «Останкино» стали единым рекреационным пространством.
Открыл свои двери [27].
Движение машин по территории Выставки было существенно ограничено в будни, и полностью запрещено в выходные дни. Треть территории ВДНХ занимает пешеходная зона. Для любителей активного отдыха на ВДНХ в летнее время организованы пункты проката велосипедов и роликов, организованы велопарковки[28].
Территория Выставки освобождена от большей части нецивилизованной торговли с лотков и устаревшего общепита. Вместо объектов общественного питания в духе 90-х годов – кафе-мангалов и забегаловок – были открыты современные павильоны быстрого питания на Центральной аллее, установлены многочисленные точки по продаже мороженого и прохладительных напитков, заработал открытый фудкорт площадью 1,3 тыс. кв. м между павильонами №64 «Оптика» и №66 «Культура». При проведении массовых мероприятий на Выставке организовываются гастрономические фестивали.
Одновременно были проведены противоаварийные и неотложные реставрационные работы на выставочных павильонах ВДНХ. Работы завершены на 48 зданиях и объектах, включая памятники архитектуры:
· павильон №1 «Главный павильон»;
· павильон №2 «Народное образование»;
· павильон №6 «Химия»;
· павильон №8 «Юные натуралисты»;
· павильон №13 «Здоровье»;
· павильон №30 «Микробиология»;
· павильон №31 «Геология»;
· павильон №32/34 «Космос/Машиностроение»;
· павильон №44 «Кролиководство»;
· павильон №58 «Земледелие»;
· павильон №59 «Зерно»;
· павильон №62 «Охрана природы»;
· павильон №64 «Оптика»;
· павильон №66 «Культура»;
· павильон №67 «Карелия»;
· павильон №71 «Атомная энергия»;
· Зеленый театр;
· Главный вход;
· Южный вход.
Основные виды работ включали обследование зданий, устранение протечек кровли, консервацию и противоаварийные работы по фасадам, ремонт ступеней, замену битых оконных стекол, ремонт дверей, демонтаж поздних выставочных конструкций внутри павильонов, восстановление тепло- и энергоснабжения.
К 1 августа 2014 г. были завершены первоочередные работы в павильонах «Украина», «Космос», а также был восстановлен Зеленый Театр[29] на 4 500 мест. Удалось даже восстановить молчавшие более 30 лет фонтаны павильона №66 «Узбекистан-Культура», их торжественный запуск состоялся 1 августа.
В ходе ремонта было проведено раскрытие исторических фасадов павильонов №14 и №15, которые в 1960-70-е годы по указанию Н.С. Хрущева были скрыты металлическими фальшь-фасадами.
Начато восстановление и одного из самых известных символов ВДНХ – исторических фонарей уличного освещения, дизайн которых разрабатывался в 30-50 годы прошлого века. Хорошо сохранившиеся фонари планируется отреставрировать и установить вновь. Кроме того, заявлено, что будут изготовлены новые фонари, в точности соответствующие историческим образцам, которые заменят утраченные. Планируется восстановить и светильники, отраженного света, окружавшие фонтан «Дружба народов».
В главном павильоне выставки открылся горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу – знаменосцу мира – Слава!». Горельеф более 50 лет был скрыт от публики.
В «запасниках» павильона №1 обнаружено также уникальное живописное полотно, принадлежащее кисти Александра Герасимова. Картина маслом на холсте размером 6,75х11 метров была создана в 1953 году авторским коллективом под руководством Александра Герасимова. Помимо первого президента АХ СССР, народного художника СССР, лауреата четырех Сталинских премий, над полотном трудились Г.Горелов, Н.Денисовский, Н.Дрючик, Р.Зенькова, А.Папикян. На картине изображены делегаты второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 11-17 февраля 1935 года. Именно на этом съезде крестьяне и рабочие просили ЦК ВКП(б) и СНК СССР организовать в 1937 году в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Реставрация картины Александра Герасимова проходит непосредственно в павильоне №1 «Центральный». Для этого оборудован один из залов.
Летом 2014 года был отремонтирован фасад павильона №27 «Физкультура и спорт», воссоздана спортивная площадка возле павильона и оборудован фитнес-центр с тренажерами. На территории между Кольцевой дорогой и Мичуринским садом возведен комплекс из четырех площадок: двух мини-футбольных и двух баскетбольно-волейбольных, а также веревочный парк.
Мини-футбольные поля размером 20*40 квадратных метров оснащены искусственными газонами, прошедшими сертификацию Российского Футбольного Союза. Покрытие универсальных баскетбольно-волейбольных площадок сделано по последнему слову спортивной техники. Специально для любителей игровых видов спорта построено восемь комфортабельных раздевалок. Каждая оборудована 12 шкафчиками для одежды, душевой кабиной, санузлом. Площадки оснащены искусственным освещением и техникой для ухода за покрытиями.
С ноября 2014 года по 15 марта 2015-го на территории от площади Дружбы народов до фонтана «Каменный цветок» работал самый большой в мире[30] каток с искусственным льдом. Территория катка с объектами инфраструктуры занимает 57300 кв. м, а площадь непосредственно ледового покрытия составляет 20510 кв. м. Благодаря своим размерам каток уже внесен в «Книгу рекордов России», ожидается регистрация рекорда в международной книге Гиннеса.
Планируется 5-километровой беговой зоны на территории, граничащей с Останкинским парком, инфраструктуры пляжного отдыха на прудах ВДНХ (без купания), парка водных развлечений и шахматного клуба. Уже начался монтаж опор трехуровневого канатного парка вблизи спортивного комплекса для игровых видов спорта. Ориентировочный срок реализации проектов – летний сезон 2015 года.
Летом 2014 года на ВДНХ приходило в 10 раз больше людей, чем в 2013 до проведения благоустройства (до 500 тысяч человек в уикенд вместо 40 тысяч). А в праздничные дни с 1 по 3 августа Выставка приняла 3 млн. гостей.
В апреле-мае 2015 планируется представить концепцию развития ВДНХ как крупнейшего культурно-выставочного центра и главного общедоступного парка столицы мирового уровня.
Участники ВСХВ, показавшие лучшие работы, награждались медалями Выставки, присуждаемыми Выставочным комитетом:
После создания ВДНХ СССР участники Выставки получали свидетельства «участника ВДНХ СССР». Награждения лауреатов проводились Главным комитетом ВДНХ СССР:
В 1999 году участники Выставки были награждены медалью «60 лет ВСХВ — ВДНХ СССР».
Достопримечательность | |
Павильон «Армения»
«Сибирь» |
|
Страна | Россия |
Строительство | ???—1954 годы |
Павильон «Армения» на Викискладе |
(O)
Построен в 1954 году как павильон «Сибирь» по проекту архитекторов Р. Р. Кликса и В. М. Таушканова. Скульптуры сибиряков, венчающие колонны павильона, выполнил выдающийся советский скульптор И. А. Рабинович.
С 1959 года этот павильон носил название «РСФСР (Промышленность)», с 1964 — «Угольная промышленность», с 2003 тут размещён торгово-выставочный центр «Армения».
Здание в плане имеет шестиугольную форму, что позволило удобно разместить выставочные залы вокруг высокого центрального зала. В средней его части расположены закрытый двор и вводный зал, перекрытый куполом. Во вводный зал павильона ведёт монументальный стройный портик, украшенный скульптурами сибиряков и представителей различных профессий. Отделка вводного и центрального залов передаёт мощь и величие Сибири.
Достопримечательность | |
Павильон «Кыргызстан»
«Эстонская ССР» |
|
Страна | Россия |
Строительство | ???—1954 годы |
Павильон «Кыргызстан» на Викискладе |
(O)
Построен к 1954 году как павильон «Эстонская ССР». Архитекторы — Х. А. Арман, А. Х. Вольберг, Н. К. Тарвас. Главный художник павильона — П. Э. Аавик.
Павильон выделяется мраморным портиком и майоликовым ковровым узором фасадной стены с входным порталом. Портик был украшен небольшой игольчатой короной, которую венчал герб Эстонской республики. Небольшие гипсовые снопы колосьев и лёгкие стройные колонки придают павильону лёгкость и сдержанность.
Фасад его украшен барельефами на темы сельскохозяйственного производства республики и орнаментами, отражающими её природу, выполненными в манере народного творчества Эстонии. В наружной отделке павильона использованы местные породы камня и майолики, во внутренней отделке — столярные изделия и узорчатые каучуковые полы.
С 1963 года этот павильон носил название «Биология». В 2009 году в павильоне состоялось открытие выставочно-коммерческого центра Кыргызской Республики.
Достопримечательность | |
Павильон «Казахстан»
«Казахская ССР» |
|
Страна | Россия |
Строительство | 1950—1954 годы |
Павильон «Казахстан» на Викискладе |
(O)
Павильон Казахской ССР был возведён в 1950—1954-х гг. по проекту Петрова и Куприянова.
С 1963 года он носил название «Металлургия», а в 1967 году был масштабно реконструирован.
В 2011 году павильон был закрыт на реконструкцию и реставрацию с возвращением первоначального облика и первоначального назначения — культурно-выставочный центр Республики Казахстан.
Достопримечательность | |
Павильон «Республика Беларусь»
«Белорусская ССР» |
|
Страна | Россия |
Строительство | 1950—1954 годы |
Павильон «Республика Беларусь» на Викискладе |
(O)
Построен в 1954 году как павильон «Белорусская ССР» по проекту Г. А. Захарова и З. С. Чернышёвой, на месте старого павильона «Белорусская ССР» 1939 года (архитекторы В. Н. Симбирцев и Б. Г. Бархин). С 1963 года носил название «Электротехника», с 2000 — «Республика Беларусь».
Главный фасад павильона украшает монументальная колоннада из двух рядов колонн, за которой — открытый полукруглый дворик. Колонны, обрамляющие дворик, обвиты красочными гирляндами плодов (барельеф из майолики); передние колонны отделаны цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом; пол дворика выложен керамической мозаикой. Венчает павильон бельведер со скульптурой «Белоруссия», покрытой золотой смальтой. Также павильон украшают скульптуры жителей Белоруссии.
17 сентября 2010 года было решено предложить бывший павильон Азербайджанской ССР («Вычислительная техника») в аренду Азербайджану. Азербайджанская сторона, в свою очередь, хотела бы арендовать бывший павильон РСФСР (№ 71). Пока этот вопрос остаётся открытым.
Павильон Украины тоже пока пустует, хотя предложения с обеих сторон высказывались с 1990-х годов.
В октябре 2012 года пресс-служба ВВЦ на официальном сайте ВВЦ опубликовала предложение о воссоздании утраченного в 1966 году павильона Туркмении.
Изображение | Название | Переименования | Авторы | Даты постройки и перестройки |
---|---|---|---|---|
14 фонтанов центральной аллеи | Архитекторы Г. В. Щуко, В. М. Куранов[31]. | 1951—1954 | ||
«Дружба народов СССР» | 1939-1954 — «Золотой сноп» | Архитекторы К. Т. Топуридзе, Г. Д. Константиновский, инженер-конструктор В. И. Калявин, скульпторы З. В. Баженова, А. И. Тенета, И. М. Чайков, З. В. Рылеева и В. П. Гаврилов[31]. | 1951—1954 | |
«Каменный цветок» | Архитектор К. Т. Топуридзе, скульпторы П. И. Добрынин, З. В. Рылеева, В. В. Александрова-Рославлева[32]. | 1950—1954 | ||
«Колос» | Архитектор К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин[33]. | 1950—1954 |
Кроме основных фонтанов, расположенных на площадях, на территории выставке имеются небольшие фонтаны при павильонах, в том числе «Мальчик с рыбой», «Медицина» (утрачен в 2011 году), «Хлопок» и другие. На площади Механизации (на месте монумента Сталину) в 1952 году сооружён бассейн (архитектор Л. С. Залесская)[33].
Изображение | Название | Переименования | Авторы | Даты постройки и перестройки |
---|---|---|---|---|
Главный вход | Архитектор И. Д. Мельчаков. Скульпторы Г. И. Мотовилов (рельефы на пилонах), С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, С. Л. Рабинович, И. Л. Слоним (скульптура тракториста и колхозницы)[34]. | 1951—1954 | ||
Северный вход | Бывший главный вход ВСХВ 1939 г. | Архитектор Л. М. Поляков. Скульптор Г. И. Мотовилов (рельефы на пилонах; не сохранились)[35]. | 1937—1939 | |
Южный вход | Архитекторы В. Л. Воскресенский, Г. Г. Лебедев, Д. Г. Олтаржевский, А. Овчинников при консультации И. В. Жолтовского. Лепщик П. В. Грибков[36]. | 1951—1954 |
№ | Название | Переименования | Авторы | Даты постройки и перестройки |
---|---|---|---|---|
1 | Главный | 1954—1959 — «Главный». С 1959 — «Центральный». |
Архитекторы Ю. В. Щуко, Е. А. Столяров. | 1951—1954 |
2 | «Северный Кавказ» — «Народное образование» | 1954—1958 — «Северный Кавказ». 1959—1961 — «Академия Наук СССР». 1961—1966 — «Академия Наук СССР. Космос». С 1967 — «Народное образование». В 2005—2006 годах — «Грузия». |
Архитектор С. Н. Полупанов. Скульптор А. И. Тенета. Главный художник павильона Д. П. Шухвостов. |
1951—1954 |
3 | «Ресурсосбережение» | Не переименовывался | Архитектор А. В. Боков | 1987 (недостроен) |
4 | «Эстонская ССР» — «Кыргызстан» | 1954—1963 — «Эстонская ССР». 1964—2000-е — «Биология». С 2000-х — «Кыргызстан». |
Архитекторы Х. А. Арман, А. Х. Вольберг, Н. К. Тарвас. Главный художник П. Э. Арвик. |
1952—1954 |
5 | «Латвийская ССР» — «Физика» | 1954—1963 — «Латвийская ССР». С 1964 — «Физика». |
Архитекторы А. Я. Айварс, В. И. Закис, К. Я. Плуксне. | 1952—1954 |
6 | «Литовская ССР» — «Химия» | 1954—1963 — «Литовская ССР». С 1964 — «Химия». |
Архитекторы А. Я. Кумпис, Ю. А. Лукошайтис и К. К. Шешельгис. | 1952—1954 |
7 | «Семена» | Не переименовывался | Архитекторы З. Арзамасова, Т. Петрова. | 1978 |
8 | «Юные натуралисты» | 1954—1958 — «Юные натуралисты». 1959—1966 — «Юные натуралисты и техники». С 1967 — «Юные натуралисты». |
Архитекторы Н. П. Гришин, Г. С. Витухин, А. С. Гольдин, Л. К. Игнатова, В. Г. Макаревич, А. Т. Полянский[37]. | 1952—1954 |
9 | «Юные техники» — «Торф» | 1954—1958 — «Торф». 1959—1966 — «Юные натуралисты и техники». |
Архитектор В. В. Жаров[38]. | 1949—1950 |
10 | «Молдавская ССР» — «Стандарты» | 1954—1963 — «Молдавская ССР». С 1964 — «Стандарты». |
Архитекторы Ф. П. Наумов, А. И. Захаров и В. П. Туканов. | 1952—1954 |
11 | «Казахская ССР» — «Металлургия» | 1940—1941 — «Казахская ССР». 1954—1963 — «Казахская ССР». С 1964 — «Металлургия». |
Архитекторы И. М. Петров, И. В. Куприянов, Т. К. Басенов при участии М. П. Александровской.
Скульптор Аскар Сарыджа Хазбулат. |
1940—1954, реконструирован в 1965—1967 годы |
12 | «Профсоюзы» | Не переименовывался | Архитектор В. С. Кубасов. | 1987 |
13 | «Армянская ССР» — «Здоровье» | 1939—1963 — «Армянская ССР». 1964—1966 — «Пищевая промышленность». 1967—1991 — «Здравоохранение СССР». С 1992 — «Здоровье». |
Архитекторы К. С. Алабян, С. А. Сафарян. | 1939—1955, реконструирован в 1962 году |
14 | «Азербайджанская ССР» — «Вычислительная техника» | 1939—1963 — «Азербайджанская ССР». С 1964 — «Вычислительная техника». |
Архитекторы С. А. Дадашев, М. А. Усейнов. Скульптор Ф. Абдурахманов. Главный художник павильона И. Г. Ахундов. |
1939—1954, в 1966 году реконструирован |
15 | «Поволжье» — «Радиоэлектроника и связь» | 1954—1958 — «Поволжье». С 1959 — «Радиоэлектроника и связь». |
Архитекторы И. В. Яковлев и И. М. Шошенский. Скульпторы А. А. Стемпковский, Ю. П. Поммер, В. И. Дерунов. Витражи художников Е. В. Поповой и М. М. Лаврова. Главный художник Е. В. Яковлев. Архитекторы реконструкции: В. М. Голштейн, инженер И. М. Шошенский, конструктор В. А. Штабская. |
1952—1954, реконструирован в 1958 году |
16 | «Гидрометеорология» | С 1954—1990 годы — «Гидрометеослужба». С 1990-х — «Гидрометеорология». |
Архитекторы С. М. Матвеев и Г. И. Семёнов[39]. | 1952—1954 |
17 | «Лесная промышленность» | В 1954 — «Лесоразведение». 1955—1957 — «Лесное хозяйство». 1958—1963 — «Лесное хозяйство и деревообрабатывающая промышленность». 1964—1966 — «Лесная и деревообрабатывающая промышленность, Лесное хозяйство». С 1967 — «Лесная промышленность». |
Архитектор В. В. Толкушкин[40]. | 1952—1954 |
18 | «Республика Беларусь» | 1954—1963 — «Белорусская ССР». 1964—2000-е — «Электротехника». С 2000-х — «Республика Беларусь». |
Архитекторы Г. А. Захаров и 3. С. Чернышёва. | 1952—1954 |
19 | «Механизация и электрификация» | Архитектор И. М. Виноградский | 1966 | |
20 | «Химическая промышленность» | Архитектор Б. С. Виленский, инженер Н. Я. Булкин | 1967 | |
21 | «Газовая промышленность» | 1954—1958 — «Картофель и овощи». 1959—1963 — «Сахарная и кондитерская промышленность». С 1964 — «Газовая промышленность». |
Архитектор А. Ростковский. | 1952—1954, реконструирован в 1966 году |
22 | «Виноградарство и садоводство» — «Плодоовощеводство и картофелеводство» | Архитекторы В. Богданов, В. Жук, при участии Б. Виленского | 1971 | |
23 | «Теплицестроение и овощеводство защищённого грунта» (снесен в 2013 году) | 1939 | ||
24 | «Судостроение» (снесен в конце марта — начале апреля 2014 года) | Архитекторы И. М. Виноградский, А. М. Рыдаев и Г. В. Астафьев | 1967 | |
25 | «Сахарная свёкла» — «Нефтяная промышленность» | 1954—1955 — «Сахарная свёкла». 1956—1957 — «Сахар». В 1958 — «Геология, Нефть, газ». 1959—1963 — «Нефть, газ». С 1964 — «Нефтяная промышленность». |
Архитекторы А. А. Таций, И. М. Тамаркин, С. С. Ганешин. | 1953—1954 |
26 | «Земледелие» — «Транспорт» | В 1937 — «Зерно». 1938—1941 — «Хлопок». 1954—1955 — «Земледелие». 1956—1957 — «Геология, Нефть, Химия». 1958—1966 — «Химическая промышленность». С 1967 — «Транспорт». |
Архитектор С. Н. Полупанов, П. П. Ревякин, А. И. Игнатьева, А. И. Громов, В. П. Туканов. Главный художник Г. Г. Савинов.[41] | 1937—1954 |
27 | «Физкультура и спорт» | В 1941 — «Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР». С 1954 — «Физкультура и спорт». |
Архитекторы М. 3. Краевский, Ф. Я. Бялостоцкая (Белостоцкая), художник В. А. Фаворский[42]. | 1939—1940 |
28 | «Пчеловодство» | 1954—1955 — торговый павильон «Главхлеб». 1959—1966 — «Павильон № 5 тематических выставок». С конца 1970-х или с 1980-х — «Пчеловодство». |
Архитектор О. А. Стапран[43]. | 1953 |
29 | «Цветоводство и озеленение» | Архитекторы И. М. Виноградский, А. М. Рыдаев[44] | 1968—1971 | |
30 | «Хлопок» — «Микробиологическая промышленность» | 1939—1941 — «Масличные культуры». 1954—1955 — «Хлопок». В 1959 — «Хлопчатобумажная и льняная промышленность». В 1962 — «Текстильная промышленность». |
Архитектор А. О. Колесниченко.
Автор проекта реконструкции — В. М. Бочкарева, главный художник Р. X. Поркшьян. |
1938—1939,
реконструирован в 1954 году |
31 | «Лён, конопля» — «Геология» | 1954—1955 — «Лён, конопля и другие лубяные культуры». 1956—1957 — «Лубяная и шерстяная промышленность». В 1958 — «Льняная и шерстяная промышленность». С 1959 — «Геология». |
Архитектор Л. Н. Павлов[45] | 1953—1954 |
32-34 | «Механизация» — «Космос» | 1939—1954 — «Механизация».
1954—1956 — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». 1963—1967 — «Машиностроение». |
Архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Главный конструктор М. М. Лимановский; конструктор купола Г. Б. Гордон. |
1938—1939,
реконструирован в 1954 году |
33 | Выставочный зал | |||
35 | «Главтабак» | 1954—1958 — «Главтабак»
С 1959 — «Табак». |
Архитектор В. С. Кондратьев[46]. | 1954 |
36 | «Водное хозяйство» — «Переработка продукции сельского хозяйства» | 1954 год — «Водное хозяйство». 1970-е годы — «Мелиорация и водное хозяйство». С 1980-х годов — «Переработка продукции сельского хозяйства» |
Архитекторы П. Ревякин и Ю. Шевердяев. | 1952—1954 |
37 | «Птицеводство» | 1968 | ||
38 | «Рыболовство» | 1985 | ||
39 | «Прудовое хозяйство» | «Колхозная ГЭС». С 1980-х годов «Прудовое хозяйство» |
1954 | |
40 | «Хлебопродукты» | 1954 год «Коневодство 3». С 1990-х «Хлебопродукты» |
Архитектор М. М. Титов. | 1953 |
41 | «Корма» | 1954 год «Коневодство 1» | Архитектор М. М. Титов. | 1953 |
42 | «Манеж» — «Животноводство» | С 1954 по 1958 — «Манеж». С 1959 по 1962 — «Корма». В 1964—1966 — годах «Коневодство». С 1967 — «Животноводство». |
Архитектор В. Маргулис. | 1953 |
43 | «Коневодство» | С 1954 по 1959 годы — «Коневодство 2». С 1959 по 1966 годы — «Животноводство». В наше время — «Коневодство» и «Конно-спортивная школа». |
Архитектор М. М. Титов. | 1953 |
44 | «Кролиководство» | 1954 год — «Кролиководство». 1970—1980-е годы — «Кролиководство и пушное звероводство». |
Архитекторы А. И. Зайцев, И. С. Теплятников. | 1952—1954 |
45 | «Охота и звероводство» (сгорел в мае 2005 года) | 1939—1959 — «Охота и Звероводство». С 1959 по 2005 — «Охота и Охотничье хозяйство». |
Архитектор И. А. Петров. | 1937—1954 |
46 | «Экономика и организация АПК» | 1967 | ||
47 | «Свиноводство» | С 1954 года — «Свиноводство 1». | Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
48 | «Овцеводство» | С 1954 года — «Оцвеводство 1». | Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
49 | «Воспроизводство сельскохозяйственных животных» | 1954 год — «Овцеводство 2». На схеме 1970-х годов — «Технические культуры». «Картофель и овощи». В пристройке с 1959 года — «Воспроизводство сельскохозяйственных животных». |
Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
50 | «Молочная промышленность» | 1954 год — «Молочный завод». С 1959 года — «Молочная промышленность». |
Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
51 | «Мясная промышленность» | 1954 год — «Главмясо». 1959 год — «Мясная промышленность». |
Архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобой, скульптор Н. А. Конгисер[47]. | 1951—1954 |
52-53 | «Механизация и мелиорация» | 1954 год — павильоны «Крупный рогатый скот 3 и 2». А также и павильон «Молодняк крупного рогатого скота». 1959 год — «Павильон № 3 тематических выставок». |
Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
54 | «Крупный рогатый скот» | С 1954 года — «Крупный рогатый скот 1». | Архитекторы А. О. Колесниченко и Г. Г. Савинов. | 1953 |
55 | «Электрификация» | С 1949 года — по 1966 год «Животноводство» | Архитектор П. П. Ревякин Автор реконструкции — архитектор Л. И. Браславский. |
1966 |
56 | «Ветеринария» (сгорел 30 августа 2011 года) | С 1939 по 1941 — «Ветеринария». С 1954 по 1955 — «Ветеринария и зоотехния». С 1956 по 1958 — «Ветеринария/Медицинская промышленность». С 1959 по 1966 — «Здравоохранение и медицинская промышленность». С 1967 по 30 августа 2011 — «Ветеринария». |
Автор — художник А. С. Магидсон. Авторы реконструкции — архитектор А. О. Колесниченко. Художник С. Я. Сенькин. |
1937—1954 |
57 | «Игромир» (2006—2010) | 1966 | ||
58 | «Украинская ССР» — «Украина» | С 1939 по 1941 — «Украинская ССР». С 1954 по 1963 — «Украинская ССР». С 1964 по 2010 — «Земледелие». С 2011 — «Украина». |
Архитектор А. А. Таций. | 1952—1954 |
59 | «Московская, Тульская и Рязанские области» — «Зерно» | С 1939 по 1941 — «Московская, Тульская и Рязанская области». С 1954 по 1958 — «Московская, Тульская, Калужская, Рязанская и Брянская области». С 1959 по 1961 — «Московская область». С 1962 по 1963 — «Земледелие». С 1964 — «Зерно». |
Архитектор Д. Н. Чечулин. Скульпторы Н. В. Томский с бригадой М. Ф. Бабурин, Д. П. Шварц, В. Е. Цигаль, Л. Е. Кербель. Главный художник С. Л. Исаков. |
1938—1954 |
60 | «Центральные черноземные области» — «Потребкооперация» | Проектное название — «Тульская, Рязанская, Калужская и Брянская области». С 1954 по 1958 — «Центральные черноземные области». С 1959 до середины 1970-х или до начала 1980-х — «Центросоюз». С 1980-х — «Потребительская кооперация». |
Архитекторы П. П. Штеллер и В. В. Лебедев. | 1952—1954 |
61 | «Центросоюз» | С 1954 по 1955 — «Центросоюз». С 1955 по 1963 — «Атомная энергия в мирных целях». С 1963 по 1964 — «Механизация сельского хозяйства СССР». |
Архитекторы Р. Р. Кликс и Б. С. Виленский[48]. | 1952—1953 |
62 | «Строительные материалы» — «Охрана природы» | С 1954 по 1955 — «Строительные материалы». С 1956 по 1963 — «Атомная энергия в мирных целях». С 1964 по 1966 — «Лёгкая промышленность». С 1967 по настоящее время — «Охрана природы». |
Архитекторы Г. И. Луцкий, Л. И. Лоповок, Р. В. Оборина, скульптор М. Е. Ярославская[49]. | 1953 |
63 | «Обслуживание сельскохозяйственной техники» | С 1954 по 1955 — «Машино-тракторная мастерская». С 1956 по 1962 — «Машиноремонтная мастерская». В 1963 — «Машиноремонтная мастерская / Механизация Сельского хозяйства ССР». С 1964 по 1966 — «Машиноремонтная мастерская». В 1970-е — «Производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственного производства». С 1980-х — «Обслуживание сельскохозяйственной техники». |
1952—1953 | |
64 | «Ленинград и Северо-Запад РСФСР», позже — «Оптика» | С 1954 по 1958 — «Ленинград и Северо-запад РСФСР». С 1959 по 1966 — «Образование». С 1967 по середину 1970 (по 1976?) — «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». С середины 1970-х (с 1977?) — «Оптика». |
Архитектор Е. А. Левинсон при участии И. 3. Вильнера. | 1952—1954 |
65 | «Профтехобразование» (сейчас на его месте «Город мастеров») | С 1939 по 1941 — «Сибирь». С 1954 по 1958 — «Урал». С 1959 по 1962 — «Трудовые резервы». С 1963 по 1992 — «Профессионально-Техническое образование». |
Архитектор А. П. Ершов. | 1938—1954 |
66 | «Узбекская ССР» — «Культура» | С 1954 по 1963 — «Узбекская ССР». С 1964 — «Культура». |
Архитектор С. Н. Полупанов. | 1952—1954 |
67 | «Карело-финская ССР» — «Советская печать» — «Карелия» | С 1954 по июнь 1956 — «Карело-Финская ССР». В 1956 — «Карельская АССР». В 1957 — «Наука». В 1958 — «Академия наук СССР. Наука». С 1959 по 1963 — «РСФСР. Культура и быт». С 1964 по 1966 — «Целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимическая промышленность». С 1967 — «Советская печать». С 2003 — года «Карелия». |
Архитектор Ф. И. Рехмуков при участии А. Я. Резниченко. | 1952-1954 |
68 | «Сибирь» — «Угольная промышленность», ныне — «Армения» | С 1954 по 1958 — «Сибирь». С 1959 по 1963 — «РСФСР. Промышленность». С 1964 по 1966 — «Топливная промышленность». С 1967 по 2000-е — «Угольная промышленность». С начала 2000-х — «Армения». |
Архитекторы Р. Р. Кликс, В. М. Таушканов. | 1952—1954 |
69 | «Товары народного потребления» | Архитекторы И. М. Виноградский, А. В. Боков, Б. Климов, В. Никитин, А. Фейст, Е. Будин, И. Гнедовская, инженеры М. Берклайд, В. Ханджи, А. Беляев. | 1986 | |
70 | «Монреальский павильон» — «Москва» | Архитектор М. В. Посохин. | 1968 | |
71 | РСФСР — «Атомная энергия» | С 1954 по 1958 — «РСФСР». С 1959 по 1963 — «РСФСР. Сельское Хозяйство». С 1964 — «Атомная энергия». |
Архитекторы Р. А. Бегунц, С. И. Никулин. | 1952—1954 |
75 | Международный выставочный центр МосЭкспо | 2008 | ||
84 | Дом Культуры ВВЦ | 1954 год — Колхозный дом культуры (Дом Культуры ВСХВ). 1959 год — Колхозный дом культуры (Дом Культуры ВДНХ СССР). 1964 год — Дом Культуры ВДНХ СССР. 1993 год — Дом Культуры ВВЦ. |
Архитекторы Л. Н. Авдотьин, Ю. П. Корнеев, В. И. Копырин[50]. | 1953 |
284 | Ресторан «Золотой колос» | Архитектор А. В. Ефимов[51] | 1939—1954 | |
311 | «Шелководство» | 1939 год — «Шелководство». 1940 год — «Молдавская ССР» 1954 год — «Шелководство». |
Архитекторы О. Н. Русаков, Л. И. Гулецкая[52] | 1953 |
422 | «Главкондитер» | 1954 год — Торговый павильон «Главкондитер». 1964 год — «Иностранный отдел ВДНХ СССР». |
Авторы А. Б. Борецкий, соавтор А. Е. Розенблюм Скульптор М. Е. Ярославская Художник Г. И. Опрышко[53] |
1953 |
510 | «Главконсерв» | 1954 год — Торговый павильон «Главконсерв». 1958 год — «Консервы». С 1959 — год «Гастроном». |
Архитектор Г. Н. Есменский[54]. | 1953 |
516 | Ресторан «Астория» | 1939 год — Столовая. 1954 год — «Чайная № 2». С 1955 по середину 1990-х годов — кафе «Лето». В 2000-е — ресторан «Астория». |
Архитектор Л. И. Мариновский. | 1939—1954 |
524 | Кафе «Лебедь» | 1954 год — «Чайная № 1». С 1955 год — Кафе «Лебедь». |
Архитектор А. В. Ефимов. | 1953 |
541 | Круговая Кинопанорама | 1959 | ||
545 | Зелёный театр | Архитекторы Б. А. Ефимович, И. В. Иванова[55] | 1939—1954 |
Рядом с выставкой проходят маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов, в том числе располагаются конечные станции «ВДНХ-Северная» (автобусы 56, 76, 93, 136, 195, 803) и «ВДНХ-Южная» (автобусы 33, 154, 239, 244 и 834 и троллейбусы 13, 15, 36, 73).
1 мая 1958 года в районе выставки открылась станция метрополитена, 20 ноября 2004 года — станция монорельса «Выставочный центр» (главный вход) и «Улица Сергея Эйзенштейна» (северный вход). До 15 августа 2000 года к главному входу ВДНХ подъезжал троллейбусный маршрут № 76, но подъезд по Поперечным проездам был ликвидирован в связи с реконструкцией проспекта Мира.
Для перевозки на экскурсионных маршрутах по территории выставки в советское время использовались специально разработанные богато остеклённые троллейбусы СВАРЗ-ТБЭС, а позже — безоконные микроавтобусные автопоезда двух- и трёхсекционные РАФ-980/979 и одно- и двухсекционные 3407/9225/9226.
Выставке посвящено большое количество почтовых марок, которые находятся в отдельной статье на «Викискладе».
Tags: Всероссийский выставочный центр у фонтана дружба народов, всероссийский выставочный центр г москва, всероссийский выставочный центр адрес, всероссийский выставочный центр вднх.