Метки: Керамика индейцев навахо, керамика индейцев южной америки, керамика индейцев моче, керамика индейцев пуэбло, керамика индейцев америки, керамика индейцев фото, керамика индейцев.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса ). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.
Содержание |
Процедура изготовления керамики из глиняного шнура на востоке США больше зависела от подготовки глины, чем на западе. Женщины обычно часами смешивали глину с толчёными морскими раковинами, песком, растительными материалами и другими добавками для отжига, пока не достигалась нужная консистенция; затем смесь прощупывали деревянными клиньями, чтобы не допустить образования воздушных и водных карманов, которые могли бы привести к растрескиванию керамики во время обжига. Затем они готовили глиняный блин, который служил основанием сосуда. После этого женщина-гончар накладывала друг на друга глиняные «колбаски» и тщательно притирала их друг к другу, добиваясь равномерной толщины сосуда и ровной поверхности. В конце этой процедуры заготовка сосуда простукивалась палочкой для придания сосуду окончательной формы.
Американские индейцы не использовали закрытых печей для обжига; вместо этого готовый для обжига сосуд помещали в неглубокую яму, накрывали слоем древесины и поджигали её; сосуды обжигались при температуре около 1400 градусов или выше. После обжига поверхность сосудов полировалась специальным камнем.
Себестоимость изделий в результате подобной процедуры превращала керамические изделия в предметы роскоши.
Исследователи индейской керамики сталкиваются с двумя проблемами. Первая состоит в том, что в прежние годы (а на территории Латинской Америки нередко и в настоящее время) раскопки ведутся неграмотно, культурные слои перемешиваются, что чрезвычайно затрудняет датировку и культурную классификацию произведений керамики. Вторая проблема связана с предыдущей и состоит в существовании обширного чёрного рынка артефактов индейских культур, в связи с чем многие раскопки ведутся нелегально, по заказу клиентов данного рынка, и добытые «чёрными археологами» произведения индейского искусства становятся известными исследователям лишь случайно, в отрыве от контекста раскопок.
Изделия доколумбовой керамики являются предметом гордости коллекций многих музеев. Среди наиболее примечательных образцов можно отметить:
Менее известны традиции региона Касас-Грандес на севере Мексики и доисторическая керамика культуры Кокле из провинции Кокле в Панаме[1].
Ряд современных индейских культур продолжают развивать традиционные технологии изготовления керамики, производя её как для собственных нужд, так и для коллекционеров. Одним из наиболее распространённых видов сосудов в Северной и Центральной Америке является «олья», исп. olla — сосуд без глазировки сферической формы с широким устьем. Традиция изготовления «олья» существует уже более 1000 лет, хотя и адаптирована к современным технологиям (в частности, использованию гончарного круга).
Среди известных современных индейских гончаров заслуживают упоминания: Джозеф Одинокий Волк (Joseph Lonewolf), Нампейо, Мария Монтойя Мартинес и её супруг Хулиан Мартинес, Сара Фина Тафойя, Тэмми Гарсиа, Хуан Кесада из Мата-Ортис, Марвин Блэкмор и Ал Квойявама.
Сосуд из Коломоки
Сосуд из Форт-Эйншент, Огайо
Статуэтки Фремонтской культуры
Индейская керамика, найденная в Маундвиле
Керамика из Уинтервиля
Погребальный сосуд, Паркин-парк
Статуэтка в виде оленя. Искусство пуэбло, Кочити, штат Нью-Мексико
Керамика из Большой деревни Натчез, культура Плакемин
Сосуд в виде головы. Миссисипская культура
Кувшин в виде Подводной пантеры. Миссисипская культура
Керамика из Акома-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Чако-каньона
Керамика из Тесуке-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Хемес-Пуэбло, XX век.
Сосуд из Пакиме.
Керамика "чёрным по чёрному", пуэбло Сан-Ильдефонсо
Ольмекский сосуд
Сосуд из Трес-Сапотес, начало н.э., эпиольмеки.
Амфора культуры Капача
Погребальная урна. Майя
Ацтекская керамика, Музей культур мира, Генуя
Современная керамика из Мата-Ортис, автор Хуан Кесада
Древнейшая керамика Америки, культура Вальдивия
Керамика инков с раскопок г. Шинкаль, музей Ла-Платы, Аргентина
Сосуд с ушком и носиком, культура Моче
Гуако - специфические сосуды культуры Наска
Сосуд индейцев-кальчаки, группа диагита. Музей Ла-Платы (Аргентина)
Современный перуанский калабас
Сосуд племени шипибо
Доколумбовы культуры | |
---|---|
Северная Америка | Доколумбовы культуры Северной Америки |
Центральная Америка | Аридоамерика — Вест-Индия — Истмо-Колумбия — Месоамерика (Языки Месоамерики — Ацтеки — Майя — Ольмеки — Другие культуры Месоамерики) |
Южная Америка | Амазонские культуры (Доколумбова Бразилия — Льянос-де-Мохос — Маражоара) — Андские культуры (Инки) — Патагонские культуры — Языки Южной Америки |
Культура и мифология | Касик — Кива — Месоамериканская игра в мяч — Пукара — Уака — Чанки — Чинампы |
См. также | Индейцы — Археология Американского континента — Геноцид индейцев — Живопись индейцев — Индейские языки — Керамика индейцев — Колумбов обмен — Конкиста — Культурные ареалы Америки — Индейская кухня — Палеоиндейцы — «Три сестры» |
Портал «Индейцы» |
Tags: Керамика индейцев навахо, керамика индейцев южной америки, керамика индейцев моче, керамика индейцев пуэбло, керамика индейцев америки, керамика индейцев фото, керамика индейцев.