Метки: Кинопленка из татарии, кинопленка 35 мм купить москва, кинопленка цо 32 д, кинопленка онлайн, кинопленка pdf, кинопленка программа.
Киноплёнка — фотоматериал на прозрачной гибкой подложке, предназначенный для киносъёмки, печати фильмокопий и звукозаписи[1]. В большинстве случаев на перфорированную подложку с одной стороны нанесён один или несколько слоёв фотоэмульсии, поскольку запись изображения и звука на киноплёнке производятся, главным образом, фотографическим способом, за исключением гидротипного процесса. Некоторые киноплёнки типа дипо-фильм снабжались эмульсионными слоями с обеих сторон подложки[2]. Проявленная киноплёнка содержит изображение и фонограмму кинофильма.
В настоящее время (2015 год) выпуском киноплёнок занимаются четыре производителя: Eastman Kodak (США), Fujifilm Corporation (Япония), Agfa Gevaert Group (Германия-Бельгия) и Filmotec GmbH (бывшая ORWO)[3]. До 1990-х годов полный ассортимент киноплёнок выпускался также на ПО «Свема» и «Тасма» в СССР. Суммарный ежегодный выпуск советской киноплёнки достигал миллиарда погонных метров[4]. После распространения видеозаписи и отказа от киноплёнки на телевидении, в любительском кино и большинстве научных исследований, она используется только в профессиональном кинематографе. В настоящее время в связи с бурным развитием цифровых технологий кинопроизводства и кинопоказа киноплёнка постепенно выходит из употребления. Это объясняется низкой стоимостью цифрового производства даже с учётом дорогостоящей аренды цифровых кинокамер[5][6]. Совершенствование цифровых кинопроекторов и превосходство качества их изображения над плёночным (кроме IMAX) также вынуждает кинопрокатчиков отказываться от традиционных фильмокопий на плёнке. В результате, крупнейший производитель киноплёнки Kodak с 2007 по 2013 годы сократил её выпуск на 96% с 3,5 миллионов погонных метров до 127 тысяч[7].
В то же время, в начале 2015 года Kodak заключил с шестью крупнейшими студиями Голливуда соглашение о продолжении поставок киноплёнки для будущих проектов. В соглашении участвуют студии «XX век Фокс», «Уорнер Бразерс», «Парамаунт Пикчерз», «NBC Universal», «Sony Pictures» и «Уолт Дисней Пикчерз»[8]. Инициаторами договора выступили многие известные кинематографисты, в том числе Квентин Тарантино, Кристофер Нолан и Джей Джей Абрамс.
Современные киноплёнки обладают сложным строением[9]. На подложку наносятся несколько слоёв: эмульсионные, защитные, противоореольные, противоскручивающие, фильтровые и соединительные[10][11]. Основные фотографические свойства, от которых зависят характер получаемого изображения, светочувствительность и разрешающая способность, определяются типом и количеством эмульсионных слоёв. Все киноплёнки можно условно разделить на две главные группы, отличающиеся способностью к цветовоспроизведению: цветные и чёрно-белые. Светочувствительный слой чёрно-белых киноплёнок состоит из одного или двух эмульсионных слоёв[12].
Естественная чувствительность чёрно-белых эмульсий располагается в сине-фиолетовой и ультрафиолетовой областях спектра, позволяя обрабатывать ортохроматические киноплёнки при красно-оранжевом и даже жёлто-зелёном неактиничном освещении. Изопанхроматические киноплёнки для съёмки сенсибилизированы к всему видимому излучению, правильно передавая соотношение яркостей цветных объектов. Специальные инфрахроматические сорта могут обладать чувствительностью к инфракрасному излучению. После лабораторной обработки на чёрно-белой киноплёнке образуется монохромное изображение, состоящее из металлического серебра. Цветные киноплёнки содержат несколько эмульсионных слоёв, чувствительных к трём различным участкам видимого спектра, соответствующих основным цветам: красному, зелёному и синему[12]. Для цветоделения между эмульсиями наносятся окрашенные слои, выполняющие роль светофильтра. В результате лабораторной обработки на таких киноплёнках образуется цветное изображение, состоящее из красителей.
В качестве подложки или основы современной киноплёнки используются разновидности целлулоида, впервые разработанные Джоном Карботтом, Ганнибалом Гудвином и Джорджем Истменом. Первая киноплёнка на целлулоидной основе появилась на рынке в 1889 году после запуска её производства компанией «Истмэн Кодак» (англ. Eastman Kodak)[7][13]. Одним из первых массовых материалов для изготовления киноплёнки была нитроцеллюлоза, обладавшая отличной гибкостью, прозрачностью и износостойкостью. Однако, такая киноплёнка была чрезвычайно горюча и даже взрывоопасна. Она могла гореть со скоростью, во много раз превосходящей скорость горения дерева, даже без доступа кислорода, что значительно затрудняло тушение[14]. В определённых условиях нитратная основа могла даже самовоспламеняться.
Все предприятия, работавшие с киноплёнкой, в том числе и кинотеатры, строились с соблюдением особых противопожарных мер. Кинопроекторы оснащались специальными противопожарными кожухами для подающего и принимающего рулонов киноплёнки, а также закрытым лентопротяжным трактом[15]. Поэтому, после изобретения фирмой Kodak в 1948 году триацетата целлюлозы, обладавшего сопоставимыми характеристиками, но безопасного, большинство производителей отказались от нитроцеллюлозы в его пользу[16][17]. Производство узкой киноплёнки 8-мм, 9,5-мм и 16-мм на нитратной основе было законодательно запрещено и до этого. Для любительских форматов использовалась менее прочная ацетилцеллюлоза, впоследствии также заменённая триацетатом. Киноплёнка на триацетатной или лавсановой (полиэстеровой) подложке называется безопасной, и советские стандарты предусматривали обозначение «Безопасная» или «Б»[18]. Иностранные киноплёнки на таких подложках снабжаются маркировкой «Safety film»[19].
В начале ХХ века велись эксперименты по использованию металлической и бумажной основы киноплёнки. Причём, во втором случае возможно более дешёвое, чем фотографическое — полиграфическое тиражирование фильмов. Но, в результате, эти материалы подложки были признаны непригодными в силу ряда причин, хотя давали многочисленные преимущества. Большинство современных киноплёнок, особенно предназначенных для точного воспроизведения изображений, производят на безусадочной лавсановой основе[20]. Такая подложка считается более долговечной, чем нитроцеллюлозная и триацетатная, которые подвержены естественному разложению в течение нескольких десятилетий[15].
Толщина основы киноплёнки из триацетата целлюлозы колеблется в пределах 0,1—0,15 мм. Лавсановая подложка значительно тоньше — 0,07—0,08 мм[21]. Светочувствительные и другие слои, наносимые на подложку, занимают в толщину несколько микрометров.
Главным критерием при классификации форматов киноплёнок служит её ширина. В настоящее время (2015 год) выпускаются четыре основных формата киноплёнки: 70-мм (65-мм для негатива), 35-мм, 16-мм и 8-Супер[22].
В отличие от фотоплёнки, часть которой выпускается неперфорированной, вся производимая киноплёнка имеет перфорационные отверстия для обеспечения высокой точности перемещения на шаг кадра и устойчивости изображения на экране. Форматы 35, 65 и 70-мм снабжаются двухсторонней перфорацией, 16-мм — как двухсторонней, так и односторонней, а киноплёнка шириной 8-мм — только односторонней перфорацией[1].
Один и тот же формат киноплёнки может использоваться в разных кинематографических форматах. Основные форматы киноплёнки и основанные на них кинематографические системы сведены в таблицу[23]. Все размеры указаны для негатива или обращённого позитива в миллиметрах.
Формат плёнки | Кинематографическая система | Размеры кадра | Шаг | Размеры перфорации | Ширина фонограммы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ширина | высота | кадра | перфорации | ширина | высота | |||
8-мм | «8 Супер» | 5,69 | 4,22 | 4,23 | 0,91 | 1,41 | 0,69 | |
N8 | 4,9 | 3,55 | 3,81 | 1,83 | 1,27 | |||
16-мм | с оптической фонограммой | 10,05 | 7,45 | 7,62 | 1,5 | |||
с магнитной фонограммой | 2,35 | |||||||
Супер-16 | 12,52 | 7.41 | нет | |||||
35-мм | Технископ | 21,77 | 9,47 | 9,5 | 4,75 | 2,8 | 1,98 | 2,54 |
обычный | 16 | 19 | ||||||
широкоэкранный[П 1] | 18,6 | |||||||
кашетированный 1,85:1 | 12,8 | |||||||
Супер-35[П 2] | 24,9 | 18,7 | нет | |||||
Виставижн | 25,17 | 37,72 | 38 | |||||
70-мм (65) | Широкоформатный (5/70) | 49,7 | 23 | 23,75 | 6×1,6 | |||
IMAX | 70,4 | 52,6 | 71,25 | нет |
За рубежом выпускалось огромное количество форматов киноплёнки различной ширины, многие из которых предназначались для любительского кинематографа[24]. На сегодняшний день практически все они устарели, а некоторые существуют только в качестве архивных носителей.
Киноплёнка шириной 55,625 мм использовалась только в экспериментальной широкоформатной киносистеме «Синемаскоп-55», разработанной кинокомпанией «XX век Фокс»[25]. Размер кадрового окна киносъёмочного аппарата 46,32×36,32 мм[23]. По этой системе были сняты всего два фильма, впоследствии отпечатанных на 35-мм киноплёнке с анаморфированием.
Киноплёнка такой ширины использовалась для массовой печати 16-мм фильмокопий и обладала двумя или четырьмя рядами перфораций, соответствующих двум 16-мм киноплёнкам с односторонней или — реже — двухсторонней перфорацией. После окончания процесса изготовления фильмокопии плёнка разрезалась на две 16-мм фильмокопии[26][27]. Такая технология позволяла удешевить и ускорить тиражирование 16-мм фильмов за счёт применения специальных кинокопировальных аппаратов оптической печати, дублирующих изображение каждого кадрика с 35-мм контратипа[27]. 32-мм киноплёнка выпускалась как позитивная, так и дубльнегативная. В СССР тиражирование 16-мм фильмокопий для кинопередвижек или учебных заведений производилось только по такой технологии. Другие разновидности 32-мм киноплёнки использовались для массового изготовления 8-мм фильмокопий. При этом получались сразу 4 фильмокопии, разрезаемые после окончания процесса. Перфорация киноплёнки состояла из 4 рядов, соответствующих перфорации 8-мм[28].
Разработана в 1910 году фирмой «Pathé» для печати фильмокопий, предназначенных для домашнего просмотра[29]. Одна из первых киноплёнок на негорючей основе, позволившей использование в неприспособленных помещениях. После начала производства получила распространение не только в Европе, но и в Америке. Европейский вариант отличался от американского перфорацией. Последний предусматривал двухстороннюю перфорацию с одинаковым шагом с обеих сторон: 3 перфорации на кадр. Европейская киноплёнка с одной стороны снабжалась более редкой перфорацией, по одной на кадр. Формат послужил основой для первых общественных фильмотек, выдававших копии напрокат. С появлением 16-мм киноплёнки быстро вышел из употребления.
Любительский формат киноплёнки на негорючей ацетатной подложке, разработанный в 1926 году компанией «Pathé» и выпущенной на рынок под названием «Пате Рураль»[30]. Снабжается стандартной перфорацией с шагом 4,75 мм и может быть получена разрезанием 35-мм киноплёнки вдоль. Впервые плёнка «Birtac» такой ширины и с таким же шагом перфорации использована Биртом Акресом в 1895 году[31]. Размеры кадра более позднего звукового фильма на такой киноплёнке составляли 11,3×8,5 мм при шаге 9,5 мм (две перфорации)[23]. Главным достоинством формата была возможность унификации деталей аппаратуры с распространёнными профессиональными. Однако, от такой киноплёнки быстро отказались, в том числе из-за возможности её самостоятельного изготовления кинолюбителями из горючей 35-мм плёнки с подложкой из нитроцеллюлозы. Позднее широкое распространение в звуковом кинопроизводстве получила магнитная лента с такими же размерами. Совпадение формы и шага перфорации облегчает её синхронизацию с изображением на 35-мм киноплёнке в звукомонтажных столах. Существовали другие форматы киноплёнки такой же ширины, но с иным расположением перфорации: «Biocam», «Hughes», «Duoscope», «Movette» и «Clou».
Любительская ацетатная киноплёнка, разработанная французской фирмой «Pathé» в 1923 году для использования в миниатюрной кинокамере «Пате-Бэби»[32]. Считалась конкурентом 16-мм киноплёнки, но постепенно была вытеснена с рынка. В Германии известна под названием «Кляйнфильм» (нем. Kleinfilm), а в Великобритании — «Патескоп» (англ. Pathescope). Снабжена прямоугольной перфорацией с шагом 7,54 мм, расположенной по центру межкадрового промежутка. Размер немого кадра составлял 6,5×8,5 мм, позднее разработана версия с оптической звуковой дорожкой шириной 1 мм[23][32]. Киноплёнка получила распространение в некоторых европейских странах, где ограниченно используется кинолюбителями до сих пор[33]. Наиболее существенным недостатком считается расположение перфорации по центру, в случае повреждения которой изображение также приходит в негодность. В СССР не производилась и не импортировалась.
По функциональному назначению всё многообразие существующих киноплёнок подразделяется на три основных типа: для съёмки (англ. Camera Films), лабораторные (англ. Laboratory Films) и для печати фильмокопий (англ. Print Films)[34][35]. Вторая группа киноплёнок используется на различных стадиях фильмопроизводства для получения промежуточных копий. К первой группе можно отнести только негативные и обращаемые. К специальным типам относятся фонограммные, цветоделительные и гидротипные киноплёнки.
Киноплёнки для съёмки могут быть как цветными, так и чёрно-белыми. Негативные— основной тип киноплёнок для съёмки в профессиональном кинематографе.
Предназначены для получения оригинального негатива фильма[35]. Характеризуются высокой светочувствительностью и большой фотографической широтой. Распределение оптических плотностей и цвета на негативе обратны объекту съёмки, то есть светлые детали изображаются тёмными участками и наоборот[36]. Цвета негатива являются дополнительными к цветам объекта съёмки[37]. Подавляющее большинство негативных чёрно-белых киноплёнок — изопанхроматические и предназначены для съёмки при искусственном и естественном освещении[38]. 35-мм сорта часто использовались для фотографирования вместо фотоплёнки. Цветные киноплёнки выпускаются обычно маскированными, что, в конечном итоге, улучшает цветопередачу на позитиве. Выпускаются всех форматов, в том числе 8-мм[39].
Обращаемые — предназначены для изготовления фильма в единственном экземпляре.
Обращаемые киноплёнки позволяют получать готовый позитив фильма на той же плёнке, на которую производится съёмка[40]. Наиболее популярны в любительском кинематографе и на телевидении, когда достаточно одного экземпляра фильма (униката)[41]. В профессиональном кинематографе не используются и поэтому выпускаются только узких форматов: 16 мм и меньше. Как и негативные, обладают высокой светочувствительностью, но чрезвычайно критичны к отклонениям от правильной экспозиции и цветовой температуры освещения. Отсутствие этапа печати позитива делает исправление таких отклонений практически невозможным. Цветные обращаемые киноплёнки выпускаются с двумя основными значениями цветового баланса: для дневного освещения (цветовая температура 5600 Кельвинов) и ламп накаливания (3200 К). Последний тип большинство производителей обозначают латинской буквой «T» (англ. Tungsten), а киноплёнка для дневного света обозначается буквой «D» (Kodak) или не имеет специальной маркировки (Fujifilm).
Контратипные — киноплёнки для получения промежуточных копий фильма, главным образом, дубликата оригинального негатива для тиражирования фильмокопий.
Низкочувствительные плёнки (0,2—0,7 ISO) с высокой разрешающей способностью. Контратипирование производится с помощью одной или двух киноплёнок[42]:
Гидротипные киноплёнки применялись при бессеребряном гидротипном способе печати фильмокопий, позволяющем добиться максимальной износостойкости и светостойкости прокатных копий фильма. К гидротипным киноплёнкам относятся зональночувствительные матричные и бланкфильм[38]. На матричных киноплёнках получали цветоделённые рельефные изображения за счёт их разной спектральной чувствительности. Обычно использовался комплект из трёх матричных киноплёнок с различной сенсибилизацией: жёлтой, пурпурной и голубой[47]. Зональная сенсибилизация киноплёнок такого комплекта близка к цветочувствительности отдельных слоёв цветной многослойной плёнки[48]. Полученные на этих киноплёнках матрицы затем использовались при печати красителями на бланкфильме. В настоящее время гидротипная технология не применяется[49].
Фонограммные киноплёнки предназначены для оптической записи звука и получения негатива фонограммы[38]. При аналоговой записи на дорожку переменной ширины или для цифровой фонограммы используются чёрно-белые высококонтрастные киноплёнки со светочувствительностью, в пять-шесть раз выше обычных позитивных плёнок[49]. Дорожка переменной плотности записывается на киноплёнках с коэффициентом контрастности в пределах 0,5—0,7[47]. Все типы фонограммных киноплёнок несенсибилизированы.
Позитивные киноплёнки предназначены для получения прокатных фильмокопий при помощи печати в кинокопировальном аппарате[50]. Кроме того, позитивные сорта используются для печати рабочего позитива, монтажных фильмокопий и других фильмовых материалов. Цветные позитивные киноплёнки выпускаются двух видов: с классическим расположением слоёв и с перемещёнными слоями. В последнем случае верхний светочувствительный слой чувствителен не к синей, а к зелёной части спектра[51]. Средний слой таких киноплёнок чувствителен к красной, а нижний — к синей зоне спектра. Такое строение позволяет улучшить цветоделение при печати. Выпускаются всех форматов, кроме 8-мм. В СССР выпускались чёрно-белая позитивная киноплёнка «МЗ-3», а также цветные «ЦП-8Р» с классическим устройством и «ЦП-11» с перемещёнными слоями[52]. В настоящее время для печати используются импортные позитивные киноплёнки «KODAK VISION Color Print Film 2383», «FUJICOLOR Positive Film F-CP 3510» и «AGFA Print CP30»[53].
Для обозначения огромного многообразия типов и форматов киноплёнки разные производители используют собственную маркировку. У Kodak и Fujifilm каждая цифра четырёхзначного индекса содержит часть информации о свойствах конкретного фотоматериала. В системе нумерации Kodak первая цифра обозначает тип и ширину подложки, а вторая — тип фотоэмульсии. Третья и четвёртая цифры отражают номер разработки. Кодировка Fujifilm также использует две первых цифры для обозначения материала и формата основы, а также типа эмульсии, но не совпадает с американской системой. Во всех случаях для негативных плёнок в названии указывается значение светочувствительности и цветовой баланс[3]. Например, название «Kodak Vision3 50D Color Negative Film 7203» обозначает негативную киноплёнку Kodak семейства Vision3 со светочувствительностью 50 ISO для дневного света (5600K) на триацетатной подложке шириной 8 или 16-мм, разработка номер 03.
Как и любые фотоматериалы, киноплёнка снабжается световой маркировкой, содержащей название производителя, тип и другие данные. Для этого во время изготовления перфорации специальный фотокомпостер впечатывает буквенно-цифровые обозначения в пространство между краем подложки и перфорацией[54]. Независимо от того, будет ли киноплёнка экспонирована после этого, при химико-фотографической обработке эмульсии маркировка проявляется на месте её нанесения, позволяя определить производителя, дату выпуска и номер эмульсии. Главным отличием маркировки негативной и звуковой киноплёнки от других фотоматериалов является наличие футажных номеров, которые представляют собой уникальные наборы символов, печатаемых через каждый фут по всей длине киноплёнки[54]. Футажные номера не повторяются ни в разных партиях плёнки, ни в разных её типах, ни у разных производителей. Такая маркировка используется при монтаже, когда окончательная склейка оригинального негатива производится по смонтированному и утверждённому рабочему позитиву с пропечатанными футажными номерами исходника. Возможность безошибочной идентификации каждого кадрика фильма позволяет воспроизводить склейки рабочего позитива с кадровой точностью[55].
Компания Eastman Kodak в 1990 году усовершенствовала футажные номера, добавив к ним штриховой код Keykode, считываемый цифровыми устройствами[56]. Он повторяет данные каждого футажного номера, которые отображаются вместе с изображением при считывании звукомонтажными столами и сканерами киноплёнки. Совместно с временны́м кодом синхронной фонограммы код футажных номеров используется для синхронизации звука с изображением при монтаже. С конца 1990-х годов штриховой Keykode обязателен для всех производителей киноплёнок.
В рамках дискуссии, развернувшейся в начале 2000-х годов, о достоинствах и недостатках киноплёнки по сравнению с цифровыми носителями, 6-й исследовательской комиссией МСЭ-Р было проведено измерение результирующей разрешающей способности кинематографической технологии, основанной на 35-мм киноплёнке[57]. Тестовая мира снималась на распространённый сорт кинонегатива и обрабатывалась в стандартных проявочных машинах. Дальнейшая печать происходила в соответствии с общепринятым в «оптической» технологии кинопроизводства трёхступенчатым контратипированием, то есть получением мастер-позитива, дубльнегатива и контрольной фильмокопии. При этом оценка критической разрешающей способности всех звеньев системы проводилась как объективными методами с помощью функции передачи модуляции, так и с учётом субъективного восприятия среднестатистическим зрителем.
Эксперты располагались у экрана на расстоянии, не превышающем 1,5 его высоты. Такое размещение ужесточило тест, позволив различать все детали, передаваемые кинематографическим трактом, независимо от особенностей зрения[57]. Инструментальные измерения показали, что разрешающей способности фильмокопии в 1000 линий на высоту экрана соответствует снижение контраста на 10%. Субъективные измерения, проведённые в 6 кинотеатрах разных стран, показали, что эксперты могут различить от 430 до 870 линий, приходящихся на высоту экрана. Наибольшее количество различимых линий составило 875, а средняя величина достигла 750[57].
В большинстве других измерений используется величина, выражающая количество различимых пикселей, приходящихся на ширину экрана, как это принято в цифровом кино[58]. Исследования показывают, что информационной ёмкости 35-мм негативной киноплёнки соответствует матрица цифровой кинокамеры разрешением 4K. Однако, весь кинематографический тракт, включающий промежуточную печать, лабораторную обработку и среднестатистический кинопроектор, обеспечивает на экране резкость, не превышающую разрешения 2К, стандартного для большинства цифровых киносистем[59]. Исключение составляют широкоформатные киносистемы, и особенно IMAX, которая обеспечивает качество, достижимое только в экспериментальных системах телевидения сверхвысокой чёткости UHD 8K.
Фотографические процессы | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
Негатив • Позитив • Контактные отпечатки • Киноплёнка • Фильмокопия • Фотоплёнка • Фотопластинка • Фотобумага • Диапозитив • Диафильм • Микрофильм |
|
|
Tags: Кинопленка из татарии, кинопленка 35 мм купить москва, кинопленка цо 32 д, кинопленка онлайн, кинопленка pdf, кинопленка программа.