Кашети́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем[1], использующих для изготовления фильма стандартную 35-мм кинопленку[2] и сферические (аксиально-симметричные) объективы, при этом располагая изображение на кадре меньшей[3], чем у классического формата высоты. Различные кашетированные форматы могут применяться как для съёмки оригинального негатива фильма, так и для изготовления фильмокопий. При кинопроекции кашетированной фильмокопии используется сферический объектив с фокусным расстоянием, меньшим, чем для фильма классического формата, чтобы получить на экране широкоэкранное изображение большого размера[4].
Содержание |
Первыми кашетированными форматами стали версии классического формата, в которых кадр был уменьшен[5] по высоте, изменив соотношение сторон в широкоэкранную сторону. Для этого при явном кашетировании в киносъёмочном аппарате была использована маска — «каше» — затеняющая изображение кадра сверху и снизу. Однако, чаще применялось скрытое кашетирование, когда обрезка изображения происходила только в процессе печати фильмокопий или уже при кинопроекции. Впервые такая технология была применена в 1953 году киностудией «Парамаунт», выпустившей на экраны фильм «Шейн» с кашетированием до соотношения 1,66:1[6]. Такой формат мог быть как производственным, так и прокатным, поскольку с негатива возможна контактная печать совмещённой фильмокопии. Но площадь кадра такого негатива значительно меньше, чем классического, что отрицательно сказывается на качестве изображения, требующего бо́льшего увеличения на экране[4]. Поэтому вскоре стали появляться чисто производственные кашетированные форматы с размером кадра, превосходящими классический или сопоставимыми. Бурное развитие таких форматов связано с ростом востребованности телевизионного кинопоказа и необходимостью согласования широкоэкранного изображения с телевизионным форматом 4:3.
Форматы «Технископ», «Супер-35» и УФК являются производственными и не применяются для печати прокатных фильмокопий.
Формат «Супер-35» (англ. Super-35, Superscope-235), использует стандартную кинопленку шириной 35-мм, тот же шаг кадра, но его кадр занимает всю ширину между перфорациями, в том числе пространство для оптической фонограммы. Этот формат почти точно соответствует киноплёнкам немого кинематографа, с той разницей, что в большинстве случаев используется не вся высота кадра, в зависимости от требуемого соотношения сторон изображения на экране.
Разновидность формата «Супер-35» с шагом в 3 перфорации требует специального грейферного механизма. Такой шаг кадра особенно популярен при использовании технологии Digital Intermediate[7] с последующей цифровой обработкой отсканированного негатива, поскольку не допускает физическую склейку монтажных кусков кинопленки из-за чрезвычайно узкого межкадрового промежутка. Формат кадра соответствует прокатному формату «Юнивизиум»[8], использующемуся для печати фильмокопий с цифровой оптической фонограммой, поэтому возможна контактная печать таких фильмокопий с этого варианта «Супер-35».
«Технископ» (англ. Techniscope[4]) изначально разработан как производственный формат для съёмки широкоэкранных фильмов с последующей печатью анаморфированных фильмокопий в различных версиях системы «Синемаскоп». Кадр негатива, идентичный по расположению и ширине кадру «Синемаскоп», но с меньшей высотой и шагом в 2 перфорации, при оптической печати подвергался двухкратному вертикальному анаморфированию.
В настоящее время существует разновидность формата «Супер-35», которая использует для изображения всю ширину киноплёнки между перфорациями и такой же шаг кадра, как у «Технископа». Укороченный шаг кадра вдвое сокращает расход кинопленки и позволяет понизить шумность киносъёмочного аппарата. С негатива, снятого в таком формате возможна оптическая печать кашетированных фильмокопий, использующих стандартный шаг кадра в 4 перфорации, но при этом неизбежно срезание части изображения. В современной цифровой технологии «Супер-35» в 2 перфорации используется для создания рабочего негатива широкоэкранных фильмов с соотношением сторон кадра 2,39:1 и предназначен для сканирования. Многие киносъёмочные аппараты выпускаются с модульным лентопротяжным трактом, позволяющим использовать различный шаг кадра или оперативно перенастраивать его на 2, 3 или 4 перфорации, что даёт возможность снимать на все три варианта формата «Супер-35».
УФК, универсальный формат кадра — формат, разработанный в 1967 году для фильмопроизводства в СССР на основе изучения современных систем кинематографа для унификации съёмочного процесса[9]. Съёмка на этот формат производилась аппаратурой, предназначенной для съемки фильмов обычного формата без переделок. Принципиальной особенностью УФК является полное использование всей полезной площади кинопленки между перфорациями, увеличивающее информационную емкость негатива[4]. С такого кадра путем оптической печати можно было получать фильмокопии обычного формата, широкоэкранные, кашетированные и даже широкоформатные. Фильмокопии обычного формата могли печататься контактным способом, с потерей незначительного участка изображения слева. По сути, УФК — советский аналог формата «Супер-35», но с соотношением сторон кадрового окна 1,56:1 и только стандартным шагом кадра. Этот формат был особенно удобен для съемки фильмов для телевидения. В настоящее время аппаратура такого формата не выпускается.
В современном кинематографе формат «Супер-35» и его разновидности практически вытеснили все остальные форматы негатива вследствие повсеместного использования цифровых технологий кинопроизводства.
Для изготовления прокатных совмещённых фильмокопий наибольшее распространение получили кашетированные форматы, которые используют меньший по высоте кадр на кинопленке, но тот же шаг кадра в 4 перфорации, что и кинофильмы обычного формата. Это позволяет снимать и демонстрировать такие фильмы тем же оборудованием, которое используется для фильмов обычного формата с простой заменой кадровой рамки на рамку с другой формой кадрового окна. Как правило, это форматы с соотношением сторон кадра 1,85:1, 1,66:1 или 2:1 и стандартной оптической фонограммой. Большинство кинопроекторов, рассчитанных на демонстрацию кинофильмов обычного формата, позволяют показывать кашетированные фильмы, используя специальную кадровую рамку и короткофокусный объектив. Такие форматы фильмокопий используются для печати с производственных кашетированных форматов или с анаморфированного или широкоформатного негатива. В двух последних случаях может происходить срезание части изображения по технике Pan & scan.
Кашетированные форматы уступают широкоэкранному и широкоформатному кино по информационной емкости изображения вследствие малой площади кадра, но в настоящее время наиболее часто используются в кинопроизводстве вследствие повсеместного распространения цифровых технологий, предусматривающих сканирование негатива и последующие монтаж и обработку изображения при помощи компьютера. Значительно возросшее за последние десятилетия фотографическое качество киноплёнок позволило отказаться от форматов с большой площадью кадра в пользу кашетированных, более удобных и дешёвых в кинопроизводстве.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |