Метки: Миг-23 в африке, миг-23 звезда, миг-23 образца 1971 года, миг-23 фото на рабочий стол, миг-23 64.
МиГ-23 | |
---|---|
МиГ-23 | |
Тип | многоцелевой истребитель |
Разработчик | ОКБ А.И.Микояна |
Производитель | ММЗ «Знамя труда» Иркутский авиазавод |
Главный конструктор | Андреев А. А. |
Первый полёт | 10 июня 1967 (прототип «23-11»)[1] |
Начало эксплуатации | май 1969 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | СССР (бывший) Индия (бывший) Сирия Ливия |
Годы производства | 1969 — 1985 |
Единиц произведено | 3630 (истребительных модификаций) 769 МиГ-23УБ[2] |
Варианты | МиГ-27 |
Изображения на Викискладе |
МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.[1]
Содержание |
История создания самолёта МиГ-23 берёт начало в первой половине 1960-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна (ОКБ-155) приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса).
Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвёртого поколения, привели к созданию в 1974 году облегчённого истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.
В конце 1970-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной БРЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки-контейнеры с инфракрасными ловушками.
Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы. Поскольку дальности полёта даже с подвесными баками для перебазирования с аэродрома Хвалынка (г. Спасск-Дальний Приморского края) самолётам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолётов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах. В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем — на судне, самолёты и были доставлены во Вьетнам. После прибытия контейнеров в Камрань истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облётаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач.
В данный момент все МиГ-23 российских ВВС выведены в резерв и находятся на базах хранения.
МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК-ловушками (расположены над неподвижной частью крыла).
Самолёты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
Во время испытаний МиГ-23, полученного из Египта, 26 апреля 1984 года погиб генерал-лейтенант ВВС США Роберт Бонд (в ряде источников ошибочно утверждается, что он погиб при испытаниях нового самолёта-«невидимки» F-117)[3].
ВВС Индии получили первый из 70 Миг-23 в 1981 году, самолёты за 28 лет налетали 154 000 часов и были списаны в 2009[4]. В отдельные годы МиГ-23 имели самый высокий уровень аварийности среди всех самолётов индийских ВВС[5]. За всё время в лётных происшествиях было потеряно около половины от общего числа полученных машин[6].
Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».
Первое боевое применение МиГ-23 отмечено в 1974 году: в составе ВВС Ирака самолёты привлекались для нанесения бомбовых ударов по позициям курдских боевиков. В том же году, по утверждению сирийского военного командования, МиГ-23 ВВС Сирии сбил два израильских самолёта во время сирийско-израильского пограничного конфликта.
Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооружённых конфликтах 1980-х годов. Самолёты ВВС Сирии сыграли незначительную роль в воздушных боях над Ливаном в июне 1982 года. По советским и российским данным , в ходе Ливанской войны в воздушных боях истребителями МиГ-23МС и МиГ-23МФ было сбито 7 израильских самолётов (пять F-16 и два F-4) при потере 10 своих[8].
Однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича «МиГ-23МФ в ливанской войне»[9], лётчикам МиГ-23МФ все пять одержанных ими побед были засчитаны на основе их собственных докладов («По докладам летчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Число сбитых МиГ-23 по израильским данным установить затруднительно. См. также: Потери авиации в Ливанской войне (1982)
В октябре 1989 года, сирийский лётчик угнал пилотировавшийся им МиГ-23МЛД в Израиль, посадив его на авиабазе Мегиддо (Это был экспортный МиГ-23МЛД, маневренные качества этой модификации были практически аналогичны МиГ-23МЛ/МЛА, основное отличие от последнего заключалось в наличии более совершенной авионики). Сравнительные испытания, проведённые израильтянами, показали, что экспортный МиГ-23МЛД имел небольшое превосходство над ранней моделью F-16 в ускорении и «энергетической маневренности» при скоростях свыше 900 км/час (Однако согласно документам «Практическая аэродинамика самолёта МиГ-23МЛ» и «TO 1F-16CJ-1-1», самолёт F-16CJ (F-16C block 50/52 с двигателем F100-PW-229) имеет преимущество перед МиГ-23МЛ в разгоне на малой высоте, от скорости 600 км/ч до скорости 900 км/ч — 8 против 12 секунд. Сравнение горизонтальной маневренности самолётов МиГ-23МЛ и F-16CJ показывает значительное превосходство последнего).
Иракские МиГ-23 активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 годов, как для борьбы с авиацией противника, так и для нанесения ударов по наземным целям. Во время войны 1991 года американскими F-15 было сбито 6 иракских МиГ-23; несколько самолётов были переправлены в Иран, где находятся до сих пор.
Советские МиГ-23 с 1984 года участвовали в Афганской войне, сменив в Афганистане МиГ-21. По оценкам лётчиков, новые самолёты были менее пригодны к афганским условиям. Высокая скорость полёта не позволяла наносить достаточно точные удары по позициям противника, в отличие от менее скоростных и более маневренных Су-25. Тем не менее, потери МиГ-23 за четыре года участия в боевых действиях оказались очень небольшими. Советские истребители несколько раз встречались с пакистанскими F-16 в районе афгано-пакистанской границы. Потерь в произошедших воздушных боях не было, хотя один пакистанский F-16 разбился в апреле 1987 года по неизвестным причинам, предположительно был сбит своим ведомым. Впоследствии история об этом F-16 превратилась в миф, утверждавший, что самолёт был сбит МиГ-23. Кроме того, в сентябре 1988 года пакистанский летчик заявил об уничтожении двух советских МиГ-23, что также не подтверждается исследователями, детально занимавшимися этим эпизодом.
Эфиопия использовала свои МиГ-23 во время затяжной войны с повстанцами в Эритрее. В дальнейшем, после провозглашения независимости Эритреи, самолёты вновь участвовали в боях во время пограничной войны между двумя странами 1998—2000 годов. В Анголе МиГ-23МФ, пилотируемые кубинскими лётчиками, приняли участие в нескольких стычках с южноафриканскими истребителями «Мираж F-1» в 1987—1988 годах. По утверждению кубинских источников, в этих стычках МиГ-23 одержали несколько воздушных побед, заставивших ВВС ЮАР отказаться от поддержки южноафриканских наземных войск, что в итоге привело к поражению ЮАР в военной кампании 1987—1988 годов. В доказательство этого журналистам показывали чёткие надписи на африкаанс уничтоженного самолётами МиГ-23 «MIK23 sak van die kart», оставленные южноафриканскими войсками на стене плотины Руакана-Калуекэ. После вывода кубинских войск из Анголы в 1991 году МиГи, стоявшие на вооружении ангольских ВВС, участвовали в продолжавшейся гражданской войне.
Ливия использовала свои МиГ-23 во время войны в соседнем Чаде. 4 января 1989 года над заливом Сидра произошёл воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23 и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба МиГа были сбиты.
МиГ-23, доставшиеся после распада СССР Азербайджану, эпизодически использовались во время войны в Нагорном Карабахе.
17 марта 2011 года, во время гражданской войны в Ливии повстанцы применили для атаки правительственных войск два самолёта МиГ-23,[10] потопив два катера. 19 марта 2011 МиГ-23 был сбит над Бенгази .
Источник данных: Практическая аэродинамика самолётов МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ[11]; С.Мороз «Истребитель МиГ-23»[12]
ТТХ МиГ-23 различных модификаций | |||||
МиГ-23МЛ | МиГ-23УБ | ||||
---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | |||||
Экипаж | 1 | 2 | |||
Длина, м | 16,7 | 16,42 | |||
Размах крыла, м[1. 1] | 7,78 / 14,0 | ||||
Высота, м | 5,0 | 4,82 | |||
Площадь крыла, м² | 34,16 / 37,27 | ||||
Коэффициент удлинения крыла | 1,48 / 5,26 | ||||
Коэффициент сужения крыла | 2,36 / 2,95 | ||||
Угол стреловидности по передней кромке (по указателю в кабине пилота) |
74°40' / 47°40' / 18°40' (72° / 45° / 16°) |
||||
База шасси, м | 5,77 | 5,81 | |||
Колея шасси, м | 2,66 | 2,86 | |||
Масса пустого, кг | 10 550 | 10 700 | |||
Нормальная взлётная масса, кг | 15 600 | 15 150 | |||
Максимальная взлётная масса, кг | 20 100 | 18 970 | |||
Масса топлива, кг | 3319 | 3120 | |||
Объём топлива, л | 4300 | 4050 | |||
Силовая установка | 1 × ТРДДФ Р35 | 1 × ТРДДФ Р27Ф2М-300 | |||
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) |
1× 8550 (83,9) | 1× 6900 (67,7) | |||
Форсажная тяга, кгс (кН) |
1 × 13000 (127,5) | 1 × 10000 (98,1) | |||
Лётные характеристики | |||||
Максимальная допустимая скорость, км/ч | 2,35 Маха | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 2500 | ||||
Скорость отрыва, км/ч | 280 | 290 | |||
Посадочная скорость, км/ч | 250 | 260 | |||
Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23) | 900 | — | |||
Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при 0,74-0,77М) | 1450 | 1210 | |||
Перегоночная дальность, км | 2360 (с 3 × ПТБ) | 1550 (с 1 × ПТБ) | |||
Практический потолок, м | 17 700 | 15 800 | |||
Скороподъёмность, м/с | 215[1. 2] | 145[1. 3] | |||
Длина разбега, м | 450 | 700 | |||
Длина пробега, м[1. 4] | 750/880 | 850/1250 | |||
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)[1. 5] | 456,7 / 418,6 | 443,5 / 406,5 | |||
Тяговооружённость (расч.)[1. 5][1. 6] | 0,548 / 0,833 | 0,455 / 0,66 | |||
Максимальная эксплуатационная перегрузка | + 8,5 g | + 8,0 g | |||
Аэродинамическое качество | 12,1 | — | |||
Вооружение | |||||
Стрелково-пушечное | 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л | ||||
Точек подвески | 5 | ||||
Ракеты «воздух-воздух» | 2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60 |
4 × Р-3с или Р-13М или Р-60 | |||
Ракеты «воздух-поверхность» | 2 × Х-23М | ||||
НАР | 4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б | 4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б | |||
Авиабомбы | до 2000 кг | до 1000 кг |
Самолёты марки «МиГ» | |
---|---|
Истребители / Перехватчики | МиГ-1 • МиГ-3 • МиГ-5 • МиГ-7 • МиГ-9 • МиГ-13 • МиГ-15 • МиГ-15бис • МиГ-17 • МиГ-19 • МиГ-21 • МиГ-23 • МиГ-25 • МиГ-29 • МиГ-29М • МиГ-29К• МиГ-31 • МиГ-33 • МиГ-35 |
Ударные | МиГ-23 • МиГ-27 |
Разведывательные | МиГ-15Рбис • МиГ-25Р |
Учебно-тренировочные | МиГ-9УТИ • МиГ-15УТИ • МиГ-АТ |
Многоцелевые транспортные | МиГ-8 • Т-101 • МиГ-110 • МиГ-125 |
Проекты | И-270 • И-320 • И-350 • Е-8 • Е-150 • Е-152 • МиГ-105 • МиГ 1.44 • БПЛА «Скат» |
Tags: Миг-23 в африке, миг-23 звезда, миг-23 образца 1971 года, миг-23 фото на рабочий стол, миг-23 64.