Метки: Миропомазание презентация, миропомазание детям, миропомазание как таинство, миропомазание когда совершается.
Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в православии, католицизме, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар[1]. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь со Святой Троицей и умножает дары Святого Духа[2].
Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).
Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия»[3]. Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.
О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства[4]:
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее[5]:
|
В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь».
Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но когда в отдалённые местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых. После смерти апостолов, миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или иной Поместной церкви.
Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.
Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это вторая, высшая, степень таинства Миропомазания[6].
Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры[7].
Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц, из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например, над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистами таинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей)[8]. В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане[9]. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин)[10].
Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.
См. также Конфирмация
В Католической церкви миропомазание совершается дважды над человеком, но лишь одно из них считается таинством.
В первом случае миропомазание совершается в тоже время как в Православной церкви. Сразу после того как священник крестит человека, он миропомазывает верхнюю часть головы новокрещённого. При этом священник читает особую молитву: «Всемогущий Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который дал возрождение тебе водою и Духом Святым, кто дал тебе прощение всех твоих грехов, (Он помазал) Он помажет † миром спасения в том же Христе Иисусе, Господе нашем, к жизни вечной. Аминь.»[11][12] Данное миропомазание в католичестве таинством не считается, а считается, что это миропомазание просто входит в Чин крещения.
Начиная с IX века в Западе распространяется обычай второго миропомазания, которое совершает только епископ над детьми 13-14 лет или позже. Именно это священнодействие в католичестве будет в дальнейшем причислено к числу семи таинств, оно также называется конфирмацией и обычно совершается только епископом. Священник имеет право совершать это таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа» (лат. Accipe signaculum doni Spiritus Sancti)[13].
В латинском обряде Католической церкви миропомазание обычно совершается над подростками в возрасте 13-14 лет или позже, поскольку считается, что это таинство знаменует окончательное введение христианина в состав церковного общества, и следовательно, должно осуществляться в сознательном возрасте. Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора. По совершению таинства верующий нарекается «воином Христовым».
Согласно Катехизису Католической церкви:
Последствие Миропомазания - особое излияние Святого Духа, подобное дарованному в день Пятидесятницы. Это излияние налагает на душу неизгладимую печать и взращивает крещальную благодать; оно глубже укореняет человека в Божественном усыновлении; крепче связывает с Христом и его Церковью; умножает в душе дары Святого Духа; даёт особую силу, чтобы свидетельствовать о христианской вере[14] |
Конфирмация у протестантов представляет обряд сознательного исповедания веры, где миропомазание как таковое отсутствует. Предполагается, что крещение человек принимает в младенчестве, конфирмация же свидетельствует, что человек сознательно делается частью церкви (Воцерковление). Таинством лютеране конфирмацию не признают, считая её одной из форм благословения (как брак).
Христианские таинства | |
---|---|
Венчание • Елеосвящение • Крещение • Миропомазание • Покаяние • Причащение • Священство |
Tags: Миропомазание презентация, миропомазание детям, миропомазание как таинство, миропомазание когда совершается.