Метки: Мнемоника учебники скачать, мнемоника электронной формы, мнемоника запоминание на основе визуального мышления, мнемоника мнемотехнические приемы запоминания, мнемоника французский, мнемоника цикл кребса, мнемоника в английском языке.
Это стабильная версия, проверенная 22 июля 2014.
19 правок ожидают проверки.
Мнемо́ника (греч.τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.
Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).
Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.
При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала,[источник не указан 415 дней] поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике.
Основные приёмы:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
Рифмизация
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Основной метод запоминания в современной мнемонике
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Запоминание в мнемонике основано на свойстве памяти очень быстро запоминать связь между одновременно воспринимаемыми образами (или, что то же самое, связь между образами, созданную в воображении). Основной метод мнемоники можно посмотреть на иллюстрациях запоминания исторических дат (мнемокарточки). Ваш мозг быстро запоминает картинки, но чтобы прочитать по картинкам (в воображении) исторические даты, нужно уметь расшифровывать эти картинки. Кодирование чисел в зрительные образы осуществляется при помощи буквенно-цифрового кода (1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм). Так, если вы вспоминаете образ «спутник» (символизирует запуск первого искусственного спутника Земли) и видите на частях спутника образы «Чай», «лед», «аРБуЗ», вам нужно назвать образы словами и выделить в словах значимые согласные буквы: Чай — Чщ — 4; лед — символ октября; аРБуЗ — Рц пБ сЗ — (1)957 (единичку не запоминаем специально)[1].
Техника запоминания исторических дат — одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник — чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» — символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).
Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.
Методы кодирования чисел в зрительные образы — достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.
Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» — приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).
При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» — октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. — открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. — битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года — запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.
Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» — невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.
История
Предпосылки появления
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Первые тексты
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон: «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Речевые конструкции
Методы
Цифро-буквенный алфавит
Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.
0. конечно же, буквы Н и Л в слове «НоЛь». И буква Х — крест, отсутствие числового значения.
1. Р от слова «Раз». И буква К, которую легко дорисовать из цифры 1.
2. Д — «Два» и Г, так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.
3. Т от «Три» и 3 — по внешнему сходству, и Ж как тройка и её зеркальное отражение.
4. Ч от слова «Четыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), и напоминающая её буква Ц.
5. П — «Пять» по схожести звучания.
6. Ш — «Шесть» и Щ, тоже по схожести звучания иБ по внешнему виду.
7. С — «Семь», и, обычно этого хватает, так как С — очень распространённая буква.
8. В — «Восемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф.
9. Здесь сложнее. Можно М от слова «Mного», так как 9 самая большая цифра.
Буквенно-цифровой код (БЦК), предоставленный В. Козаренко
В своих книгах В. Козаренко даёт нам свою таблицу БЦК, которая по его мнению легче запоминается.
1.ГЖ
2.ДТ
3.КХ
4.ЧЩ
5.ПБ
6.ШЛ
7.СЗ
8.ВФ
9.РЦ
0.МН
Использование зрительной памяти
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память. Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.
Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно — с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».
Приём Смысловой рисунок: создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.
Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом» (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов — обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.
Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р — растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик или С — сходящая). Аналогичное правило есть и во французском языке: p — «première» («первая» половина), а d — «dernière» («последняя» половина), в других вариантах «descendante» либо «décroissante» («убывающая» Луна).
Использование звуковой памяти
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память
Напев. Использование аудиопамяти, кодирование абстрактной информации звуком (напевом)
Сто фамилий — рифмованный список китайских фамилий. Последовательность фамилий не отражает их реальную распространённость, а подобрана в соответствии с рифмой, лёгкостью произношения в составе списка. Наряду с «Тысячесловием» и «Троесловием» составляет тройку самых популярных мнемонических текстов для обучения грамоте и запоминанию иероглифов, сокращённо именуемых «Три, сто, тысяча».
Запоминание числового выражения величины числа пи (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, в которых, например (см. также примеры в разделах ниже):
число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:
«Это я знаю и помню прекрасно
Пи многие знаки мне лишни, напрасны»
Или когда рифмуются сами цифры:
«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»
Другой вариант разбиения:
«Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девяносто два и шесть»
Также можно использовать диалог «Что я знаю о кругах?», предложенный Я. И. Перельманом:
— Что я знаю о кругах? (π ≈ 3,1416).
— Вот и знаю я число, именуемое Пи. — Молодец! (π ≈ 3,1415927).
— Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать (π ≈ 3,14159265359).
Многим людям сложно запоминать цифры (так как это абстрактная информация). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается.
Одна цифра
Единица — кол, деревяшка в ошмётках коры, шершавая на ощупь. Двойка — лебедь, белоснежный и толстый и так далее для всех цифр.
Две и более
После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма.
Например, для запоминания числа 21 можно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом, вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.
Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.
Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)
Также цифры, идущие после X (10), можно запомнить фразой ЭлСиДиМонитор (LCD M).
Предметы
Длинный список
Мысленно размещается на хорошо знакомой дороге — скажем из дома на работу или в школу. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы.
Например, для запоминания слова skirt — англ. юбка — можно представить себе скирду (это русское слово похоже на английское skirt) сена в юбке и удивленного крестьянина рядом.
Можно использовать и «принцип сюжета» — сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», — придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор»[3].
В стихах С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть» и «Веселое путешествие от А до Я».
Трезвая азбука -
Абсолютно Будет Видима Гармония
Добра Единых Ёмких Жизней Земли
ИЙот, Когда Люди
Мыслями Новые Образы Породят,
Радостно Светя Трудному
Уравновешиванию Форм Хранителей
Цели Чудесных Шагов Щедрости
ТЫ(Ъ)-ВЫ(Ы)-МЫ(Ь),
Энергий Юных Ячеек
Ударение
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты -
Не налезли шо́рты!
Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́
Исключения
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц
оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».
Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки пишутся слитно.
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Психиатр и педиатр пошли в театр.
Стихотворение, с помощью которого школьники в дореволюционной России запоминали слова с ятем (Ѣ):
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ
Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ
Бѣлкою по льду он бѣгалъ,
Рѣдькой с хрѣномъ пообѣдалъ.
Пообѣдавъ, далъ обѣтъ,
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
«РостовщикРостислав поехал в город Ростов, чтобы заниматься разной отраслью. По дороге ему попались росток, переросток и мальчик-подросток» — Исключения на слова с корнем «рас», «рос».
Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку
Старый Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун
Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже
Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал — Не Поднялся
Другой способ — сравнение с иными — похожими словами и составление предложения с их использованием.
Примеры: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля), потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран) и не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).
Мерку Венеры Земной Марсианин У Питерского Сада урн Уронил, Непутёвый
Запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП
Мнемоника планет Алексея Головнина: Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами.
О, Борис Александрович![8] Физики Жаждут Конца Мучений!
Оба фазана жёлтой краской мазаны (рядом надутые сидят)
География
Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания географического положения страны Непал
Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырёх основных островов Японии
В Петербурге, неподалёку от Московского проспекта, есть улицы Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая. Запомнить порядок их следования весьма непросто. Поэтому:
Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины
Для запоминания списка государств с их столицами — можно использовать метод, при котором сначала запоминаются названия государств с помощью ассоциаций, сравнений с похожими словами родного языка, а для сохранения в памяти последовательности — придумывается сюжет, а затем к названию каждого государства прикрепляется столица: "Ира (Ир…), собирая ландыши (…ландия), находит канат (Канада); Ира ландышами (Ир+ланд=Ирландия) рубила дуб, блин! (Дуб+блин=Дублин); Канат (Канада) оттаял (Оттава).[9]
— Мы едем в Ирландию! To Dublin! — Куда, блин?.. Туда, блин?.. Ах, в Дублин…
Метод Авшаряна, связывающий запоминание названия страны с названием её столицы[10].
Примеры:
Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра);
Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу);
Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора)[11].
Нужно только постараться
И запомнить всё, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть. — С. Бобров «Волшебный двурог»
Длины слов кодируют первые цифры числа:
- Что я знаю о кругах? (≈3,1416) - Вот и знаю я число, именуемое Пи — Молодец! (3,1415927) - Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать! (3,14159265359) — этот диалог предложил Я. И. Перельман
Она и была, и будет уважаемая на работе
Кто и шутя, и скоро пожелаетъ «Пи» узнать число — ужъ знаетъ
Кто и шутя, и играя возжелает «Пи» узнать число — его узнает
Это я знаю и помню прекрасно — «Пи» многие знаки мне лишны, напрасны
Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых вопросов, наводящих тяжёлую депрессию!
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника — 45, 90, 45)
В другом варианте правила e связывается с президентом СШАЭндрю Джексоном: 2 — столько раз избирался, 7 — он был седьмым президентом США, 1828 — год его избрания, повторяется дважды, поскольку Джексон дважды избирался. Затем — опять-таки равнобедренный прямоугольный треугольник
Длины слов кодируют первые цифры числа:
''Мы порхали и блистали,
но застряли в перевале:
не признали наши крали
авторалли
Квадратный корень из 2
Длины слов кодируют первые цифры числа (1,4142135623730950488016887242097):
Производные синуса и косинуса: производная синуса — косинус, производная косинуса — минус синус. Для запоминания этого факта предлагается отождествить синус со словом «синий», а косинус — со словом «косяк». В словосочетании «Синий косяк» нет тире, поэтому производная синуса — косинус. В предложении «Косяк — синий» есть тире, поэтому производная косинуса — минус синус.
При запоминании значения синуса для угла 0 также можно использовать образ «синий ноль» (синус нуля = ноль)
Простое правило определения производной от синуса: «от синуса без минуса», то есть +косинус (не путать с интегралом)
На циферблате стрелка стрелку обгоняет,
Сметает время королей и их дворы,
За веком век неотвратимо наступает,
И в хлад летейский сходят дивные миры.
Первые три строчки помогают запомнить предназначение стиха (указывая на распространённые использования римских цифр), в то время как порядок запоминается по первым буквам слов четвёртой.
запоминается как три кота на мясо, (m — масса броуновской частицы, v — среднеквадратичная скорость молекулы, k — постоянная Больцмана, T — температура)
Знаки: в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» — по 5
Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление» — на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление» — на гласную (на аноде протекает процесс окисления)
7) Механическая работа- A=FS, запоминается как марка пива «Эфес Пилснер» или просто как «Эфес».
По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца, февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.
Второй способ:
«АпЮнСеНо» — 30 дней
Ап — АПрель
Юн — иЮНь
Се — СЕнтябрь
Но — НОябрь
По клавишам фортепиано отсчтитывать месяцы по нотам хроматической гаммы, начиная от ноты фа — белые клавиши будут приходиться на месяцы, в которых 31 день.
Переход на зимнее\летнее время
Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время: определяется правилом первых букв: «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).
второй способ: «Стрелки переводим к лету» — весной стрелка хочет приблизить наступление лета и поэтому переводится на час вперед, осенью стрелка не хочет так быстро прощаться с летом и поэтому уходит на час назад.
Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая (в прошлом: сощурив) глаз, выть акулой хочет — чтобы запомнить очерёдность пар черепно-мозговых нервов (по латыни): olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis (в прошлом, по BNA: statoacusticus), glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus.
Очи Запавшие, Грудь Богатырская, Темя Опущено, Локоны Серые — Я Буду Делать Портрет — названий черепных нервов по-русски: (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, троичный, отводящий (глаз), лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Также: «Oрел зоркий глаз бежал тайком от лисы- пипец, я буду дома поздно». И вариант — О, Зиночка! Голубка Белокрылая, Тебя Одну Лишь Вижу Я, Бедная Девочка Печальная (только «слуховой» нерв в этой поговорке называется «вестибуло-кохлеарный»). И ещё вариант -«Нюхай, Зри, Глазами двигай, Блок Тройничный Отводи; Лицо, Слух, Язык и глотку понапрасну не Блуди. Добавляй Под язык»
Для запоминания названий и расположения костей запястья (кости перечисляются по кругу):
супинация и пронация (направления движения кисти руки): при супинации и пронации обычно используют аналогию с фразой «Суп несла — пролила». Руку нужно вытянуть вперед ладонью вверх (вперед при висящей конечности) и представить, что на руке — тарелка супа — «Суп несла» — супинация. Поворот руки ладонью вниз (назад при свободно-висящей конечности) — « пролила» — пронация.
Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:
«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причём с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)»[13].
Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», опущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же — воспрявшее, восстановленное).
Окислитель — это грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.
В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приёма существует несколько мнемонических правил:
Лей кислоту поверх воды, А то недолго до беды!
Лила воду в кислоту — потеряла красоту.
Сначала вода, Потом кислота, Иначе случится Большая беда
Или по-немецки: Erst das Wasser, dann die Säure, sonst gescheht das Ungeheure.
Не плюй в кислоту! Не то в обратную плюнет!
Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай вы кладёте дольку лимона).
Зачастую у школьников вызывают путаницу понятия молярная и нормальная концентрация растворённого вещества в растворе. При этом очевидно, что они кратны друг другу и отличаются в число эквивалентов. Так например для соляной кислоты они совпадают, так как она содержит один эквивалент протонов. Серная же кислота содержит два протона, а ортофосфорная — три, следовательно для них молярность и нормальность отличаются в соответственно два и три раза. Для окислительно-восстановительных реакции отличаются в число передающихся электронов. Таким образом, важно запомнить, какая из двух концентраций больше. Для этого можно просто сравнить положения букв М(Молярность) и Н(Нормальность) в русском алфавите — Н позже М, и нормальность всегда больше или равна молярности.
Однажды запомнив фамилии членов группы именно в этом порядке, их невозможно забыть (в соответствующей статье в Википедии они также перечислены именно в этом порядке).
Две железки, две воды, хулиганы и рабы — для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее — описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения.
Трамвай ходит по рукаву — описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
Помеха справа — кто правее, тот и прав.
Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток — только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости — не важно — как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Тёмное Время суток — Только Вместе
Недостаточная Видимость — Не Важно
Военное дело
Для поражения противника с первого выстрела (очереди) необходимо быстро определять и учитывать поправки на боковой ветер и движение цели. В руководствах и наставлениях по стрелковому делу даются величины поправок: для средних условий стрельбы при умеренном ветре — 4 м/с, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы; для скорости цели 3 м/с по бегущим фигурам и по мотоцелям. Запомнить значения табличных поправок на все дальности стрельбы невозможно, да и нет необходимости. В реальных условиях на поле боя скорость и направление ветра, как и скорость движения цели, определяются приближённо, на глаз. Поэтому поправки можно учитывать по так называемым мнемоническим правилам, удобным для запоминания и дающим достаточную для практики точность подготовки исходных данных для стрельбы. Поправки на боковой ветер для стрелкового оружия удобно определять и учитывать в фигурах цели. Расчёт обычно делают в величинах наиболее типичной цели — фигурах человека (шириной 0,5 м). Результат легко пересчитывать в фигурах других целей. При боковом умеренном ветре, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:
Для стрелкового оружия под патроны обр. 1943г: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить
Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два
Иностранные слова
Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.
Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time — тайм) проводят — пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение — это ПАСТАЙМ. Пас тайм — вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу)[15]
Существует множество межъязыковых омонимов, однако применять здесь их следует осмотрительно.
Мнемоническое запоминание номеров телефонов
Чтобы клиентам было проще запомнить номера телефонов компании, предприниматели приобретают номера, в которых цифры заменяются буквами, соответствующими набору символов на клавиатуре мобильных телефонов. Ниже представлена таблица, в которой описано это соответствие (цифры 0 и 1 не используются, так как на них не размещены какие-либо буквы).
Цифра
Буквы
2
A B C
3
D E F
4
G H I
5
J K L
6
M N O
7
P Q R S
8
T U V
9
W X Y Z
В качестве примера можно привести телефонный номер Яндекса — 8-800-333-96-39, для запоминания предложен текстовый вариант номера: 8-800-333-YNDX.[16]
Транспорт
Чтобы запомнить цвета бортовых навигационных огней самолётов и кораблей, можно воспользоваться правилами:
Красный там, где сердце, которое указывает, что красный огонь расположен слева, а, соответственно, зелёный находится справа.
Слева красный командир, а справа второй пилот — молодой и зелёный.
Правый — Зелёный. Проверочное слово — см. группа «Освобождение труда» из раздела История. Однажды узнав этот факт, забыть или перепутать порядок уже невозможно.
Соревнования по запоминанию
С 1991 года проводятся чемпионаты мира по запоминанию. На первом, прошедшем в Лондоне, победил британец Доминик О’Брайен. В настоящее время соревнования проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные изображения, слова, имена и лица, карты на скорость, последовательность карт за час, цифры на скорость, числа за час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на слух[17].
↑Пример из книги Козаренко В. А. «Учебник мнемотехники Система запоминания „Джордано“»
HTTP errors
Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — Раздел: Мнемотехника 1. Запоминаем не связанные друг с другом слова.
Урок русского языка по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. 4-й класс
Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: «Правила правописания безударных личных окончаний глаголов»
Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия — Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006. С.98-100.
С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г, 64 с, — ISBN 5-8286-0017-6
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация
Авшарян Г. Э. . Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-226-00682-1
В. Козаренко «Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления»
Авторская школа Самвела Гарибяна
Френсис Йейтс Искусство памяти
Коллекция мнемонических правил по химии
Запоминалки для английских слов
Мнемоника. RU — тренировка памяти
Тренировка и развитие памяти
Статьи о запоминании и людях-счётчиках
Морковные финики, фазаны, круги и штаны Пифагора (или же сборник фраз-запоминалок). Есть несколько на немецком, английском и французском языках.
schatz-wort Использование мнемотехнических приёмов для запоминания немецких слов.
Мнемотехника. Как улучшить память
Tags: Мнемоника учебники скачать, мнемоника электронной формы, мнемоника запоминание на основе визуального мышления, мнемоника мнемотехнические приемы запоминания, мнемоника французский, мнемоника цикл кребса, мнемоника в английском языке.