Метки: Нарушение авторского права в области информатики, нарушение авторского права в интернете примеры, нарушение авторского права ответственность, нарушение авторского права гк рф.
Нарушение авторского права (также контрафакция[1], от лат. contrafactio — подделка; или — в случае имущественных АП — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений[2]. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.
Содержание |
Использование термина «пиратство» (англ. piracy) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году[3], позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated»).
Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection»[4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной»[5]). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства[5].
В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается[6], однако он употребляется в локальных нормативных актах[7], документах судов[8] и специальной юридической литературе[9].
Некоторые источники[уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество»[10].
В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте[11].
Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.
Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:
Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.
Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:
Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).
Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).
Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений[12] типов несанкционированных[уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).
Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.
Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.
Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.
Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.
Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in)[13][14].
Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC, уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС — 35 %, в РФ — 68 % (в 2004 году — 87 %), в ряде стран бывшего СССР — 90—95 %[15].
Существует также обратный тренд легализации компьютерного пиратства на законодательном уровне.
Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.
В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».
Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.
Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний).
Литературное пиратство было широко распространено в СССР под именем «Самиздат». Люди самовольно тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, нарушая законы[16].
В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.
После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki-сайта anticopyright.ru[17].
1 января 2006 года появилась первая в мире Пиратская партия, выступавшая за отмену авторского и патентного права и, тем самым, за легализацию «пиратства». Первой среди аналогичных партий она добилась успеха на высшем законодательном уровне и в 2009 году получила в Европарламенте одно из 18 мест, закреплённых за Швецией.
Вслед за шведской основалась также Пиратская партия США[18][19] (US Pirate Party), Пиратская партия Германии, Партия Пиратов Эстонии (MTÜ Piraadipartei)[20] и Пиратская партия России.
Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:
Общественная деятельность вокруг интеллектуальной собственности | |
---|---|
Вопросы и дебаты |
Нарушение авторского права • Критика интеллектуальной собственности • Критика патентов • DRM • Файлообмен и закон • Gripe site • Мэшап- (видео • музыка) • Общественное достояние (public domain) • Дебаты вокруг патентов на ПО |
Концепции |
All rights reversed • Копилефт • Коммерческое использование копилефт-произведений • Commons-based peer production • Свободный контент • Лицензия open source • Инфоанархизм • Либертарианские позиции на интеллектуальную собственность • Открытый контент • Открытый дизайн • Открытая модель в музыке • Открытый патент • Открытое аппаратное обеспечение • Свободное ПО • Открытое ПО • Share-alike |
Движения | |
Организации | |
Документалистика |
Steal This Film (2006, 2007) • Good Copy Bad Copy (2007) • RiP!: A Remix Manifesto (2008) |
Tags: Нарушение авторского права в области информатики, нарушение авторского права в интернете примеры, нарушение авторского права ответственность, нарушение авторского права гк рф.