Метки: Русский музей удивительный мир, русский музей флигель росси, русский музей для школьников, русский музей елена баснер, русский музей щедрин, русский музей единый билет.
(O) (Я)
Государственный Русский музей | |
---|---|
Дата основания | 1895 |
Местонахождение | Россия: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4 |
Сайт | www.rusmuseum.ru |
Государственный Русский музей на Викискладе |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810526000 |
Госуда́рственный Ру́сский музе́й (до 1917 года «Ру́сский Музе́й Импера́тора Алекса́ндра III») — крупнейший музей русского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий. Директор музея — Владимир Александрович Гусев. На 1 января 2012 года коллекция музея насчитывала 407 533 единицы хранения[1].
Музей работает с 10.00 до 18.00, в четверг с 13.00 до 21.00. Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея. Выходной день — вторник. Взрослый билет — 350 рублей (250 руб. — для граждан Российской Федерации). Школьникам и пенсионерам скидки. Правом бесплатного посещения музея (при предъявлении соответствующего удостоверения) пользуются следующие категории граждан: участники и инвалиды ВОВ, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», а также жители блокадного Ленинграда, воины-интернационалисты, солдаты, сержанты, старшины РА, курсанты военных училищ, неработающие инвалиды 1 и 2 групп, лица, сопровождающие посетителей с ограниченными физическими возможностями, дети дошкольного возраста, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, а также в школах-интернатах, лица, не достигшие 18 лет, — 18 числа каждого месяца; студенты высших учебных заведений РФ, учащиеся художественных школ и средних специальных учебных заведений, члены Союза художников РФ, члены Союза архитекторов РФ, члены Союза дизайнеров РФ, члены АИС, сотрудники всех музеев, находящихся в подчинении Министерства культуры РФ.
13 (25) апреля 1895 года издан Именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием “Русский музей императора Александра III”» и «о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
Официальное открытие музея — 7 (19) марта 1898 года[2].
В основе собрания — произведения, поступившие к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенные в частных коллекциях. В частности, крупная коллекция портретной живописи (несколько десятков картин) поступила от наследников князя А.Б. Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини М.К. Тенишевой и других[3]. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства)[4].
Дальнейшее пополнение коллекции, согласно Указу императора Николая II, должно было происходить посредством покупки на "ассигнованные на это средства" и возможные пожертвования. За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое[5].
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция растет стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921-1928), распределявшего между музеями национализированные произведения искусства.
В 1922 году открывается новая комплексная экспозиция, впервые последовательно выстроенная по научно-историческому принципу. В ней впервые представлены произведения новейшего искусства.
В 1923 году около 400 картин были переданы из музея Академии Художеств.
В 1925 году в коллекции музея было уже 3648 картин[6].
В 1926 году передается коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК).
В начале 1930х годах расширяются экспозиционные площади за счет передачи освобожденного от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.
В 1934 году Этнографический отдел Русского музея выделяется в самостоятельное учреждение - Государственный музей этнографии народов СССР.
В 1941 году в связи с началом Отечественной войны большую часть коллекции (свыше семи с половиной тысяч самых ценных экспонатов) эвакуировали в Пермь[7]. Оставшуюся часть коллекции сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время войны 1941-1945 годов ни один музейных экспонат не пострадал.
9 мая 1946 года — открытие новой послевоенной экспозиции в залах первого этажа Михайловского дворца. Осенью 1946 года — открытие экспозиции на втором этаже Михайловского дворца. 8 ноября 1946 года — открытие экспозиции советского искусства в корпусе Бенуа.
Во второй половине 1940х годов корпус Бенуа и Михайловский дворец соединяют переходом, что позволило придать экспозиции последовательность и завершенность.
В 1954 году после создания Экспертно-закупочной комиссии Русского музея, пополнение коллекций приобрело планомерность и целенаправленность.
В 2004 году в состав Русского музея включен Летний сад с коллекцией мраморной скульптуры (92 экспоната) и зданиями — Летним дворцом Петра I, Кофейным домиком, Чайным домиком, а также Домик Петра I на Петровской набережной[8].
На 1 января 2012 года коллекция музея насчитывала 407 533 единицы хранения[4].
В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII – начала XX века.
Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). XII век
Богоматерь Умиление ("Белозерская") XIII век
Святой Николай Чудотворец с житием. XIV век
Чудо Георгия о змие. XV век
Дионисий Сошествие в ад. XV век
Симон Ушаков Троица Ветхозаветная. 1671
Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков, включающая произведения Андрея Матвеева, Ивана Никитина, Карло Растрелли, Фёдора Рокотова, Владимира Боровиковского, Антона Лосенко, Дмитрия Левицкого, Федота Шубина, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Семёна Щедрина, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова, Фёдора Бруни, Карла Брюллова («Последний день Помпеи», и др.), Павла Федотова, Александра Иванова и других.
Брюллов, К.П. "Итальянский полдень»
Брюллов, К.П. "Последний день Помпеи». 1830-1833
Угрюмов Г.И. "Испытание силы Яна Усмаря". 1795
Бруни Ф. Медный Змий. 1841
Тропинин В.А. "Женщина в окне (Казначейша)". 1841
Левицкий Д. Г. "Портрет Е. И. Нелидовой". 1773
Вторая половина XIX века представлена работами художников: Фёдора Васильева, Ростислава Фелицына, Андрея Гороновича, Евграфа Сорокина, Фёдора Бронникова, Ивана Макарова, Василия Худякова, Алексея Чернышёва, Павла Риццони, Льва Лагорио, Николая Лосева, Алексея Наумова, Адриана Волкова, Андрея Попова, Василия Пукирева, Николая Неврева, Иллариона Прянишникова, Леонида Соломаткина, Алексея Саврасова, Алексея Корзухина, Фирса Журавлёва, Николая Дмитриева-Оренбургского, Александра Морозова, Николая Кошелева, Арсения Шурыгина, Павла Чистякова, Ивана Айвазовского («Девятый вал» и др.) и других, а также — «Передвижников»: Григория Мясоедова, Василия Перова, Алексея Боголюбова, Константина Маковского, Николая Ге, Ивана Шишкина, Ивана Крамского, Михаила Клодта, Василия Максимова, Ильи Репина («Запорожцы», Бурлаки на Волге» и др.), Виктора Васнецова («Витязь на распутье» и др.), Василия Сурикова, Николая Абуткова и других.
Айвазовский И.К. Волна. 1889
Айвазовский И. "Девятый вал"
Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873
Репин И.Е.Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891
Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878
Суриков В. Переход Суворова через Альпы. 1899
Конец XIX века — начало XX века: Исаак Левитан, Павел Трубецкой, Михаил Врубель, Валентин Серов и других, а также работы мастеров «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Роберт Бах (выполненный с натуры скульптурный портрет Императора Александра III), художников «Голубой розы» и «Бубнового валета».
Серов В.А. Портрет Иды Рубенштейн. 1910
Серов В.А. Похищение Европы. 1910
Петров-Водкин К.С. Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914-1915.
Сомов К.А. Арлекин и дама. 1921
Кустодиев Б.М. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922
Малевич К.С. Чёрный круг. 1923
Советское искусство — произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Веры Мухиной, Сергея Конёнкова, Александра Дейнеки («Оборона Севастополя»), Аркадия Пластова, Алексея Еремина, Вячеслава Загонека, Энгельса Козлова, Майи Копытцевой, Бориса Корнеева, Бориса Лавренко, Евсея Моисеенко, Михаила Натаревича, Самуила Невельштейна, Бориса Ряузова, Глеба Савинова, Александра Самохвалова, Виктора Тетерина, Николая Тимкова, Леонида Ткаченко, Михаила Труфанова, Юрия Тулина, Виталия Тюленева, Павла Филонова, Бориса Шаманова и других.
Все работы по Отделе реставрации музейных ценностей[9].
В 1906 году был впервые поставлен вопрос о необходимости организации при Русском музее специальной реставрационной мастерской. В это время художник-реставратор А. Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее[10]. Однако из за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.
Только в 1922 году реставрационная мастерская при Русском музее наконец-то была создана. Её первый руководитель — художник-реставратор Н. А. Околович. Реставрационная мастерская состояла из двух секций - главную, работавшую на музей и областную, которая занималась работами по спасению памятников культуры в Петрограде и других городах России.
В 1935 году отдел консервации и реставрации разделен на лаборатории и сектора: живописи, новой живописи, скульптуры, прикладного искусства и народного[11].
В 1950—1960-х гг. организуются новые мастерские. В 1953 г. — мастерская реставрации графики, в 1954 г. — древнерусской живописи, в 1961 г. — деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели и мастерская реставрации тканей, в 1969 г. — гипсовой и каменной скульптуры, в 1970 г. — прикладного искусства.
В настоящее время отдел реставрации состоит из 16 мастерских (секторов) по всем видам материалов, где трудятся 96 специалистов[12]. Отдел состоит из следующих реставрационных мастерских: станковой масляной живописи, древнерусской живописи, живописи смешанных техник, графики, художественных изделий из керамики и стекла, тканей, художественных изделий из металла, фанерованной мебели, полихромной и золоченной резьбы, резных икон и деревянной скульптуры, картинных рам, гипсовой и каменной скульптуры, новейших арт объектов (создан в 2010 г.) Основной состав отдела составляют художники-реставраторы высшей и первой реставрационной категории. В состав отдела входят также сектор химико-биологических исследований и сектор истории и теории музейной реставрации[13].
В 2013 году в Отделе реставрации музейных ценностей было отреставрировано 4420 экспонатов, из них - реставрация особой сложности - 251 экспонат. Подготовлено к 75 музейным выставкам 4852 экспоната (составление актов описания сохранности, профилактическая консервация и реставрация, упаковка и распаковка экспонатов). Проведено 150 заседаний Реставрационной комиссии, на которых рассматривались самые важные вопросы по исследованию и методам реставрации музейных экспонатов[14].
В музейный комплекс Государственного Русского музея входят следующие здания и территории[15]:
Назван по имени первого владельца - Великого Князя Михаила Павловича. В 1819–1825 годах построен по проекту архитектора К.И. Росси. В 1895 году приобретен в государственную казну после смерти Великого Князя Михаила Павловича и передан вновь образованному «Русскому музею Императора Александра III» В 1895–1898 перестроен архитектором В.Ф. Свиньиным под музей. В 1898 — во дворце открыт «Русский музей Императора Александра III». Общая площадь — 24173 кв. м.
Построен в 1914-1920-е годы по проекту архитекторов Л.Н. Бенуа и О.С. Овсянникова как выставочный павильон Академии художеств. Общая площадь - 10290 кв. м.
Назван в честь Архангела Михаила — покровителя Дома Романовых. В 1797-1801 годах построен по проекту архитекторов В.И. Баженова и В. Бренны. В течение 40 дней прослужил резиденцией Императора Павла I. 11 марта 1801 года Павел I был убит в замке участниками дворцового переворота. В 1801-1823 — передан под жилые квартиры. В 1823-1917 — во дворце размешено Николаевское Инженерное училище, давшее ему новое название — "Инженерный замок". В 1917 — размещены многочисленные организации арендаторы. В 1991 году решением Исполкома Ленсовета от 04.08.1988 года No. 91 переданы первые помещения Русскому музею, начата реставрация домовой церкви Святого Архангела Михаила. В 1994 году — полностью передан Русскому музею (Распоряжение Правительства РФ No. 307-р от 09.03.1994 года) Общая площадь - 21402 кв. м.
Построен по проекту архитектора А. Ринальди в 1767-1785 годах. Предназначался в подарок графу Г.Г. Орлову. В 1796 году пожалован Императрицей Екатериной II Великому Князю Константину Павловичу. В 1917 — нацианализирован. В 1918-1936 годах — Российская Академия истории материальной культуры. В 1937-1991 годах - Ленинградский филиал Центрального музея им. В.И. Ленина. В 1991 году — передан Русскому музею решением Мэрии Санкт-Петербурга No. 695 от 06.12.1991 года. В 1992 году - началась капитальная реставрация и реконструкция дворца. Общая площадь — 10432 кв.м.
Назван по имени владельцев–баронов, позднее графов Строгановых. В 1738-1743 годах начало строительства под руководством архитектора М.Г. Земцова. В 1753-1760 годах - перестроен архитектором Ф.Б. Растрелли. В 1918 — национализирован. В 1919 году открыт «Дом-музей бывших Строгановых». В 1925–1930 годах - филиал Государственного Эрмитажа. В 1931–1988 годах — размещены организации-арендаторы. В 1988 году — дворец передан Русскому музею решением Исполкома Ленсовета (No. 248 от 04.04.1988) Общая площадь — 5434 кв.м.
Первый в России мемориальный музей-памятник. Поставлен с 24 по 26 мая 1703 года неизвестными строителями-плотниками из соснового леса по типу шведского деревянного дома. Самое старое строение Санкт-Петербурга. В документах петровского времени назывался «Первоначальным дворцом Петра I» или «Красными хоромами» В 1723 году по Указу Императора Петра I архитектор Д. Трезини возвел защитную галерею для сохранения здания. В 1844 году архитектором Р. Кузьминым защитная галерея заменена на кирпичный футляр с окнами. В 1889 году по Указу Императора Александра III к футляру с северной и южной сторон архитектором Н. Салько были пристроены тамбуры. Футляр приобрел вид, сохранившийся до наших дней. Находится на Петровской набережной. Общая площадь футляра — 241,9 кв.м.
В 2002 году — Распоряжение Правительства РФ № 1772-р от 16.12.02 о передаче Государственному Русскому музею имущественного комплекса государственного учреждения «Летний сад и дворец-музей Петра I» с входящими в него объектами исторического и культурного наследия федеального (общероссийского) значения. В 2004 году включен в состав Русского музея ( Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга No. 2270-ра от 29.09.2003 «О ликвидации государственного учреждения «Летний сад и дворец-музей Петра I». Включает в себя территорию сада, коллекцию мраморных скульптур (92 единицы хранения), Летний дворец Петра I, Чайный домик, Кофейный домик.
Находится в Летнем саду. Построен в 1710–1712 годах архитектором Д. Трезини. Один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга. В исполнении монументальной скульптуры фасадов принимали участие зодчие и скульпторы А. Шлютер, Г. И. Маттарнови и другие. Отделка интерьеров выполнена русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Площадь за стройки 411,1 м2. Общая площадь помещений 675,9 м2.
Находится в Летнем саду. Построен по проекту архитектора К. Росси в 1826 году. Лепной декор фасадов и интерьеров выполнен по эскизам скульптора В. Демут-Малиновского. Общая площадь помещений — 166,3 кв.м.
Находится в Летнем саду. Построен по проекту архитектора Л. Шарлеманя в 1827 году. Декор деревянных стен, имитирующих каменную кладку, выполнен скульптором В. Демут-Малиновским. Общая площадь помещений — 162,8 кв.м.
Назван по имени владельца Михайловского дворца Великого Князя Михаила Пвловича в 1820-х годах. Первый план датируется 1716 годом. В 1917-1998 годах находится на балансе Государственного предприятия садово-паркового хозяйства. В 1998 году передан Русскому музею. Общая площадь — 8,7 га.
Исторически являются частью территории ансамбля Михайловского (Инженерного) замка. В 1917–1998 годах находились на балансе Государственного предприятия садово-паркового хозяйства. В 1998году - переданы Русскому музею (Распоряжения КУ ГИ Санкт-Петербурга № 714 от 05.06.1998г.) В 2002–2003 годах - реставрация территории сада у Михайловского замка. Площадь Инженерного сада — 1,63 га. Площадь сада у Михайловского замка 1,28 га.
Построены одновременно с замком по проекту архитектора В. Бренны в 1797-1801 годах. Входили в состав ансамбля Михайловского замка. В 2001 году переданы Государственному Русскому музею на осоновании распоряжения Министерства государственных имещественных отношений РФ No. 1623-р от 07.06.2001 года. В 2005-2013 году проведена капитальная реставрация Западного и Восточного павильонов-кордегардии. Общая площадь павильонов-кордегардий — 3138,3 кв. м.
Построен в 1756 году. В 1830-е году был приобретен графиней С. Строгановой, произведена надстройка дома и перепланировка помещений архитектором П. Садовниковым. В 1830-1918 годы — доходный дом семьи Строгановых. В 1918 году — передан Петроградскому губернскому отделу коммунального хозяйства. Часть нежилых помещений занимают арендаторы. В 2000–2001 гг. — передан в безвозмездное пользование Русскому музею. В 2006 — дом расселен. Русскому музею принадлежат нежилые помещения площадью 705,6 кв.м. В 2007-2010 годах - проведена реконструкция помещений.
Деревянное двухэтажное здание — памятник архитектуры XIX века. Построено по проекту архитектора К. Росси в ложноготическом стиле в 1834 году. В 1995 году передано в оперативное управление Государственному Русскому музею. В 1996 — в бессрочное пользование. В 2005–2006 годах выполнена реставрация фасадов павильона. В 2008–2009 годах — завершена реставрация интерьеров первого и второго этажей с воссозданием декоративного убранства. Общая площадь павильона "Ферма" — 291 кв.м.
В структуре Русского музея имеются следующие отделы[16]:
Отдел древнерусского искусства, живописи XVIII — первой половины XIX века, живописи II половины XIX — начала XXI века, живописи XX века, скульптуры, нумизматики, рисунка и акварели, гравюры XVIII - начала XXI века, декоративно-прикладного искусства, новейших течений, "Летний дворец и Домик Петра I", рукописей, научного и ведомственного архива, технологических исследований, экспозиционно-выставочной работы, оформления выставок, подготовки изданий, переводов для изданий, компьютеризации, новых компьютерных технологий, фото-кино-видео-фиксаций, внешних связей, научной литературы и библиографии, изучения истории Дворцов.
Отдел реставрации музейных ценностей, оформления фондово-закупочной документации и консультационных услуг, оформления научных атрибуций, учета музейных ценностей, автоматизированных баз данных и сверок наличия музейных фондов, музейной климатологии, исторического музейного оборудования и картинных рам, служба безопасности.
Отдел экскурсионно-лекционной работы, научно-методический, "Российский Центр музейной педагогики и детского творчества", художественных музеев России, межмузейных информационно-образовательных проектов, информационного обслуживания посетителей.
Отдел капитального ремонта, реконструкции и реставрации основного комплекса, Строгановского дворца и Мраморного дворца, капитального ремонта, реконструкции и реставрации Михайловского замка и Кордегардий, служба главного архитектора, архитектурный отдел, инженерного оборудования, инвестиционных проектов и организации госзакупок, технического надзора за реконструкцией и реставрацией в садах Русского музея, Летнем дворце и Домике Петра I.
Включает в себя подготовку и публикацию полного генерального каталога произведений, хранящихся в Русском музее, других научных и научно-популярных изданий. Проведение научных конференций и семинаров, посвященных итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам.
Временные выставки произведений из собрания Русского музея, подготовленные совместно с другими музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами. Издание научных каталогов выставок. В 2013 году Русский музей организовал 75 художественных выставок. Из них — 47 выездных и 28 — на территории Русского музея[17].
Проведение научных стажировок, семинаров, обмен опытом с коллегами из других музейных организаций.
Система организованных экскурсий и лекций, специальные занятия со школьниками в кружках и изостудиях.
Выставки Русского музея
Музей располагает Научной библиотекой, фонды которой насчитывают 170 тыс. единиц хранения. Библиотека располагается в центральной части Михайловского дворца. Её собрание литературы включает редкие издания и книжные коллекции князя Григория Гагарина, Сергея Гагарина, Рейтерна, Суворина, Сергея Маковского, Александра Бенуа и др. На русском и иностранных языках в фондах представлены издания по теории и истории русского и мирового искусства, архитектуре, музееведению и реставрации.
В структуру библиотеки входят:
В 1978 году в библиотеке был создан сектор редких книг, насчитывающий в настоящее время около 7000 экземпляров.
Дата основания международного общества «Друзья Русского музея» — 19 марта 1997 года. В настоящий момент в Обществе состоит 400 человек, 85 фирм и организаций. Общество «Друзья Русского музея» объединяет тех, кто оказывает музею финансовую, техническую и организационную помощь. В состав попечительского совета фонда входят:
Русский музей создал ряд фильмов:
Шаблон:Достопримечательности Санкт-Петербурга
|
Tags: Русский музей удивительный мир, русский музей флигель росси, русский музей для школьников, русский музей елена баснер, русский музей щедрин, русский музей единый билет.