Momotik.ru

Народный проект

Метки: Семик троица богородица, семик 2015, семик у древних славян, семик у чуваш.

Семик
«Семик». Лубок. XIX век.
Тип народно-православный
иначе Семик честной, Семик-Семикович, Русалин-день
Отмечается восточными и южными славянами, православными народами России
Дата 7-й четверг после Пасхи, в неделю перед Троицей
В 2012 году 18 мая (31 мая)
В 2013 году 7 июня (20 июня)
Празднование хороводы
Традиции посещение кладбищ, поминальные трапезы, установка и украшение берёзы, кумление
Связан с Пасхой и Троицей

Семи́кславянский народный праздник весенне-летнего календарного периода, распространённый в России повсеместно. Отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название).

Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Знаменует окончание весны и начало лета. День поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью — самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников.

Содержание

Другие названия

Велик четверг[1], Великоденный четверг[1], Тюльпа[2], Зелёные Святки, Русалочья неделя[3], Русалии, польск. Stado[4].

В Воронежской губернии и в Белоруссии Семик (белор. Сёмуха) отмечали в воскресенье, считая название Троица чисто церковным.

Русалии

К. Е. Маковский, «Русалки», 1879

Русалии, русальные дни — праздник в память умерших у древних славян[5], поминальные дни[6]. По свидетельству Стоглава, на Русалии сходились «мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание». Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Согласно Этимологическому словарю Макса Фасмера, слово Русалия (ст.-слав. рѹсалиѩ, др.-серб. и др.-рус. русаліа, болг. русалия, сербохорв. русаље) образовано путём заимствования из лат. rosālia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков[7]. Слово русалка произошло от названия праздника[7]. В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами[8].

На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле[9]. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.

Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова[10] и Богоявления[11] (зимние Русалии), на неделе после Троицы[11] (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала[10]). Судя по летописям, главным сроком Русалий был летний, привязанный уже в XII веке к христианской Троице и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Ивана Купалы (рождества Иоанна Крестителя).

Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы и Духова дня.

Поминальная обрядность

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»), возвращающихся в мир живых и продолжающих свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они оставаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям.[12]

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.

Обряды с берёзой

Михаил Боскин, «Хоровод», 1910-е

В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу»[13] (ср. песню «Во поле берёза стояла»). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле[14]. Из веток заплетали венки[15]. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления[16]: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

Когда заканчивались чисто девичьи обряды, к участницам гуляний присоединялись парни с угощением и выпивкой. Песни и хороводы затягивались далеко заполночь, и гуляния нередко приобретали разнузданный характер. Поэтому Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гуляния:

Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания.[17]

Песня-величание семицкой берёзки

Берёзонька белая,
Берёзонька кудрявая
На чём приехала?
На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате.
У кого же ты гостила?
У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек.
Хотят берёзоньку срубить,
И её в речке утопить.

По книге «Обрядовая поэзия»[18]

Завиванием и кумлением обряды с берёзой не ограничивались. Берёза — это вообще центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы. После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку.[13]

Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы.[13][19] Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям[20].

Семицкая песня из Владимирской губернии

Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе — яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!

По книге В. К. Соколовой [21]

Семик у нерусских народов

Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины. Коми-пермяки в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть своих умерших. Поминают чаще всего рыбным пирогом (чери нянь), пекут и другие пироги, например, шаньги из крупы (шыгдöса пирöг). В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажжённой свечой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с варёных куриных яиц. При этом их праздник не похож на похороны, поскольку в него все веселятся. Подобные обычаи встречаются и у других финно-угорских народов России, в том числе у мордвы, марийцев и удмуртов, а также чувашей. В отличие от русских у них, как и у коми-пермяков, праздник носит преимущественно и почти исключительно поминальный характер.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Фурсова, 2003
  2. Даль, 1880—1882
  3. У восточных славян русальской неделей называли или семицкую (седьмую после Пасхи), предшествующую дню Троицы, или же чаще троицкую неделю (восьмую после Пасхи). С Русальской неделей оказались связаными и неподвижные праздники — день Ивана Купалы, Петров день и некоторые другие. (Зеленин И. Очерки…, т.1, с. 222—237).
  4. Терещенко, 1999
  5. Ушаков, 1935-1940
  6. Агапкина, 2009, с. 501
  7. 1 2 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. III. — С. 520; Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. II. М., 1999. С. 128.
  8. Златковская Т. Д. Rosalia — русалии? 1978. С. 220.
  9. Пропп, 1995, с. 89— 90
  10. 1 2 Пропп, 1995, с. 141
  11. 1 2 Виноградова, 2009, с. 494
  12. Умершие неестественной смертью и русалки
  13. ↑ Троицкая (семицкая) березка // Российский Этнографический Музей
  14. Завивание берёз // Российский Этнографический Музей
  15. Троицкий венок // Российский Этнографический Музей
  16. Кумление (посестримство) // Российский Этнографический Музей
  17. Стоглав
  18. Обрядовая поэзия / Сост. В. И. Жекулина, А. Н. Розов. М.: Современник, 1989. С. 253. № 391.
  19. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования)
  20. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов
  21. Соколова, 1979, с. 204

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002.
  • Агапкина Т. А. Русальная неделя // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 501—503. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
  • Веселовский А. Н. Январские русалии и готские игры в Византии // ЖМНП, 1885, сентябрь, часть CCXLI. С. [1]-18. {данная статья полностью имеется на Гуглбуксе}
  • Виноградова Л. Н. Русалии // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 494—495. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
  • Виноградова Л. Н. Русалии на Балканах и у восточных славян: Есть ли элементы сходства? // Балканские чтения — 2: Симпозиум по структуре текста. — М., 1992. С. 59—64.
  • Даль В. И. Тюльпа // В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. — 1880—1882.
  • Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринт изд. 1880 г. — М.: Книга принтшоп, 1990. ISBN 5-7160-0001-0
  • Умершие неестественной смертью и русалки. — Пг., 1916.
  • Златковская Т. Д. Rosalia — русалии? (О происхождении восточнославянских русалий) // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. — М., 1978. С. 210—226.
  • Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев на примере исследования обряда русалий разных народов // Советская этнография. 1978. № 3.
  • Златковская Т. Д. Славянские и фракийские элементы в обряде русалий у молдаван // Славяно-молдавские связи в ранние этапы этнической истории молдован. — Кишинёв, 1983.
  • Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7
  • Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология. 1967. № 2. С. 91-116.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
  • Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ОГИЗ, 1935-1940.
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6

Ссылки

  • Семик (Зеленые Святки) // Российский Этнографический Музей
  • Русалки: свидетельства очевидцев // Майя Быкова. Легенда для взрослых, размышления о потаённом живом.
  • Православный календарь
  • Церковные праздники

Tags: Семик троица богородица, семик 2015, семик у древних славян, семик у чуваш.