Momotik.ru

Народный проект

Метки: Спейс шаттл игра, Спейс Шаттл, спейс шаттл слушать.

Шаттл
англ. Space Shuttle
Шаттл «Дискавери» взлетает. Полёт STS-120
Общие сведения
Страна США
Назначение Многоразовый транспортный космический корабль
�зготовитель United Space Alliance:
Thiokol/Alliant Techsystems (SRBs)
Lockheed Martin (Martin Marietta) вЂ” (ET)
Rockwell/Boeing (orbiter)
Основные характеристики
Количество СЃС‚упеней 2
Длина 56,1 м
Диаметр 8,69 м
Стартовая масса 2030 т
Масса полезной нагрузки
  - РЅР° РќРћРћ 24 400 РєРі
  - РЅР° геостационарную орбиту 3810 РєРі
�стория запусков
Состояние программа завершена
Места запуска Космический центр Кеннеди, 39-й комплекс
База Ванденберг (планировалось в 1980-е)
Число запусков 135
  - СѓСЃРїРµС€РЅС‹С… 134 успешных запуска
133 успешных посадки
  - РЅРµСѓРґР°С‡РЅС‹С… 1 (потерпел бедствие РїСЂРё запуске, Челленджер)
  - С‡Р°СЃС‚ично РЅРµСѓРґР°С‡РЅС‹С… 1 (потерпел бедствие РїСЂРё посадке, Колумбия)
Первый запуск 12 апреля 1981 года
Последний запуск 8 июля 2011 года

Спейс шаттл или просто шаттл (англ. Space Shuttle вЂ” «космический челнок») вЂ” американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттлы использовались РІ рамках осуществляемой РќРђРЎРђ государственной программы «Космическая транспортная система»[1] (англ. Space Transportation System, STS). Подразумевалось, что шаттлы Р±СѓРґСѓС‚ «сновать, как челноки», между околоземной орбитой Рё Землёй, доставляя полезные РіСЂСѓР·С‹ РІ РѕР±РѕРёС… направлениях. Программа просуществовала СЃ 1981 РіРѕРґР° РїРѕ 21 июля 2011 РіРѕРґР°. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел РїСЂРё посадке РІ 2003), «Челленджер» (взорвался РІРѕ время запуска РІ 1986), «Дискавери», «Атлантис» Рё В«Р�ндевор». Также РІ 1975 РіРѕРґСѓ был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», РЅРѕ РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ запускался РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ.

Шаттл запускался РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ РїСЂРё помощи РґРІСѓС… твердотопливных ракетных ускорителей Рё трёх собственных маршевых двигателей, которые получали топливо РёР· РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ внешнего бака. РќР° начальном участке траектории РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ тягу создавали отделяемые твердотопливные ускорители.[2] Шаттл осуществлял манёвры РЅР° орбите Р·Р° счёт двигателей системы орбитального маневрирования Рё возвращался РЅР° Землю как планёр. РџСЂРё разработке предусматривалось, что каждый РёР· шаттлов должен был РґРѕ 100 раз стартовать РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ. РќР° практике же РѕРЅРё использовались значительно меньше, Рє закрытию программы РІ июле 2011 РіРѕРґР° больше всего полётов вЂ” 39 вЂ” совершил шаттл «Дискавери».

Содержание

�стория применения

Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года. При создании системы использовался ряд технических решений для лунных модулей программы «Аполлон» 1960-х годов: эксперименты с твердотопливными ускорителями, системами их отделения и получения топлива из внешнего бака.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили РІ 1979 РіРѕРґСѓ Рё передали Космическому центру РќРђРЎРђ имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван РїРѕ имени парусника, РЅР° котором капитан Роберт Грей РІ мае 1792 РіРѕРґР° исследовал внутренние РІРѕРґС‹ Британской Колумбии (ныне штаты РЎРЁРђ Вашингтон Рё Орегон). Р’ РќРђРЎРђ «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle вЂ” 102). Шаттл «Колумбия» РїРѕРіРёР± 1 февраля 2003 РіРѕРґР° (полёт STS-107) РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ атмосферу Земли перед посадкой. Это было 28-Рµ космическое путешествие «Колумбии».

Второй космический челнок вЂ” «Челленджер» был передан РќРђРЎРђ РІ июле 1982 РіРѕРґР°. РћРЅ был назван РїРѕ имени РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґРЅР°, исследовавшего океан РІ 1870-Рµ РіРѕРґС‹. Р’ РќРђРЎРђ «Челленджер» имеет обозначение вЂ” OV-099. «Челленджер» РїРѕРіРёР± РїСЂРё своём десятом запуске 28 января 1986 РіРѕРґР°.

Третий шаттл вЂ” «Дискавери» был передан РќРђРЎРђ РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1982 РіРѕРґР°.

«Дискавери» был назван по имени одного из двух судов, на которых, в 1770-х годах, британский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Такое же имя («Дискавери») носило одно из судов Генри Гудзона, который в 1610—1611 годах исследовал Гудзонов залив. Ещё два «Дискавери» были построены Британским Королевским Географическим Обществом для исследования Северного полюса и Антарктики в 1875 и 1901 годах. В НАСА «Дискавери» имеет обозначение OV-103. Успешно совершил свой последний, 39-й, полет в космос с 24 февраля по 9 марта 2011 года.

Четвёртый шаттл вЂ” «Атлантис» вступил РІ строй РІ апреле 1985 РіРѕРґР°.

Пятый шаттл вЂ” В«Р�ндевор» был построен взамен погибшего «Челленджера» Рё РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ эксплуатацию РІ мае 1991 РіРѕРґР°. Шаттл В«Р�ндевор» был назван также РїРѕ имени РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· кораблей Джеймса РљСѓРєР°. Этот корабль использовался РІ астрономических наблюдениях, которые позволили точнее установить расстояние РѕС‚ Земли РґРѕ Солнца. Также этот корабль участвовал РІ экспедициях РїРѕ исследованию РќРѕРІРѕР№ Зеландии. Р’ РќРђРЎРђ В«Р�ндевор» имеет обозначение OV-105.

До «Колумбии» был построен ещё РѕРґРёРЅ шаттл вЂ” «Энтерпрайз», который РІ конце 1970-С… РіРѕРґРѕРІ использовался только для отработки методов посадки Рё РЅРµ летал РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ. Р’ самом начале предполагалось назвать этот орбитальный корабль вЂ” «Конституция» (англ. Constitution) РІ честь двухсотлетия американской Конституции. Позже, РїРѕ многочисленным предложениям зрителей популярного телевизионного сериала «Звёздный путь», было выбрано РёРјСЏ «Энтерпрайз». Р’ РќРђРЎРђ «Энтерпрайз» имеет обозначение OV-101.

Общее описание системы

Старт системы
Отделение твердотопливных ускорителей, 126 секунд РѕС‚ момента старта, высота около 45 РєРј
Разгон до орбитальной скорости на маршевых двигателях. Снимок автоматической камеры, установленной на отделившемся ускорителе
Вход «Атлантиса» в атмосферу, снятый с МКС

Шаттл состоит из трёх[3] основных компонентов (ступеней):

  1. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые работают РІ течение примерно РґРІСѓС… РјРёРЅСѓС‚ после старта, разгоняя Рё направляя корабль, Р° затем отделяются РЅР° высоте около 45 РєРј, приводняются РЅР° парашютах РІ океан Рё, после ремонта Рё перезаправки, используются РІРЅРѕРІСЊ;[4]
  2. Большой внешний топливный бак СЃ жидкими РІРѕРґРѕСЂРѕРґРѕРј Рё кислородом для главных двигателей. Бак также служит каркасом для скрепления ускорителей СЃ орбитальным аппаратом. Бак отбрасывается примерно через 8,5 РјРёРЅСѓС‚ РЅР° высоте 113 РєРј, его бо́льшая часть сгорает РІ атмосфере, Р° остатки падают РІ океан.[5]
  3. Пилотируемый орбитальный аппарат-ракетоплан (англ. orbiter), который выводится РЅР° околоземную орбиту Рё служит там РґРѕРјРѕРј для экипажа. После выполнения программы полёта возвращается РЅР° Землю Рё совершает посадку как планёр РЅР° взлётно-посадочную полосу.[6]

Профиль полёта

Запуск и выведение на орбиту

Старт системы выполняется вертикально, РЅР° полной тяге маршевых двигателей шаттла (SSME) Рё РґРІСѓС… твердотопливных ускорителей, РїСЂРё этом последние создают около 80 % стартовой тяги системы. Зажигание трёх маршевых двигателей РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Р·Р° 6,6 секунд РґРѕ назначенного времени старта (Рў), двигатели включаются последовательно, СЃ интервалом 120 миллисекунд. Р’ течение трёх секунд двигатели выходят РЅР° стартовую мощность (100 %) тяги. Точно РІ момент старта (Рў=0) производится одновременное зажигание боковых ускорителей Рё подрыв РІРѕСЃСЊРјРё пироустройств, разрушающих крепления системы Рє стартовому комплексу. Начинается подъём системы. Непосредственно после отхода РѕС‚ стартового комплекса начинается разворот системы РїРѕ тангажу, вращению Рё рысканию для выхода РЅР° азимут целевого наклонения орбиты. Р’ С…РѕРґРµ дальнейшего подъёма СЃ постепенным уменьшением тангажа (траектория отклоняется РѕС‚ вертикали Рє горизонту, РІ конфигурации «спиной РІРЅРёР·В») выполняется несколько кратковременных дросселирований маршевых двигателей СЃ целью снижения динамических нагрузок РЅР° конструкцию. Так, РЅР° участке максимального аэродинамического сопротивления (Max Q) мощность маршевых двигателей дросселируется РґРѕ 72 %. Перегрузки РЅР° этапе выведения системы РЅР° орбиту составляют РґРѕ 3g.

Приблизительно через РґРІРµ минуты (126 секунд) после подъема, РЅР° высоте 45 РєРј, боковые ускорители отделяются РѕС‚ системы. Дальнейший подъём Рё разгон системы осуществляется маршевыми двигателями шаттла (SSME), питающимися РёР· внешнего топливного бака. Р�С… работа прекращается РїРѕ достижении кораблём скорости 7.8 РєРј/СЃ РЅР° высоте несколько более 105 РєРј ещё РґРѕ полной выработки топлива; через 30 секунд после отключения двигателей (примерно через 8,5 РјРёРЅСѓС‚ после старта) РЅР° высоте около 113 РєРј производится отделение внешнего топливного бака.

Существенно, что РЅР° данном этапе скорость орбитального корабля ещё недостаточна для выхода РЅР° устойчивую РЅРёР·РєСѓСЋ РєСЂСѓРіРѕРІСѓСЋ орбиту (РїРѕ сути, челнок выходит РЅР° баллистическую траекторию) Рё требуется дополнительный разгонный импульс РґРѕ выведения РЅР° орбиту. Этот импульс выдаётся через 90 секунд после отделения бака вЂ” РІ момент, РєРѕРіРґР° челнок, продолжая движение РїРѕ баллистической траектории, достигает её апогея; необходимый доразгон производится кратковременным включением двигателей системы орбитального маневрирования. Р’ некоторых полётах для этой цели использовалось РґРІР° последовательных включения двигателей РЅР° разгон (РѕРґРёРЅ импульс увеличивал высоту апогея, РґСЂСѓРіРѕР№ формировал РєСЂСѓРіРѕРІСѓСЋ орбиту).

Такое решение профиля полёта позволяет избежать выведения топливного бака на ту же орбиту, что и челнок; продолжая снижение по баллистической траектории, бак падает в заданную точку �ндийского океана. В случае, если импульс довыведения не удастся осуществить, челнок всё же может совершить одновитковый полёт по очень низкой орбите и вернуться на космодром.

На любом этапе выведения на орбиту предусмотрена возможность аварийного прекращения полёта с использованием соответствующих процедур.

Непосредственно после формирования РЅРёР·РєРѕР№ РѕРїРѕСЂРЅРѕР№ орбиты (РєСЂСѓРіРѕРІРѕР№ орбиты СЃ высотой РїРѕСЂСЏРґРєР° 250 РєРј, хотя значение параметров орбиты зависело РѕС‚ конкретного полёта) производится СЃР±СЂРѕСЃ остатков топлива РёР· системы маршевых двигателей SSME Рё вакуумирование РёС… топливных магистралей. Кораблю придаётся необходимая осевая ориентация. Раскрываются створки РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека, которые служат также Рё радиаторами системы терморегуляции корабля. Системы корабля приводятся РІ конфигурацию орбитального полёта.

Посадка

Посадка состоит РёР· нескольких этапов. Вначале производится выдача тормозного импульса РЅР° СЃС…РѕРґ СЃ орбиты вЂ” приблизительно Р·Р° половину витка РґРѕ места посадки, РїСЂРё этом шаттл летит РєРѕСЂРјРѕР№ вперёд РІ перевернутом положении. Продолжительность работы двигателей орбитального маневрирования составляет около 3 РјРёРЅСѓС‚; характеристическая скорость, отнимаемая РѕС‚ орбитальной скорости шаттла вЂ” 322 РєРј/С‡; такого торможения достаточно для того, чтобы перигей орбиты оказался РІ пределах атмосферы. Затем челнок выполняет разворот РїРѕ тангажу, принимая необходимую ориентацию для РІС…РѕРґР° РІ атмосферу. Корабль РІС…РѕРґРёС‚ РІ атмосферу СЃ большим углом атаки (РїРѕСЂСЏРґРєР° 40 градусов). Сохраняя данный СѓРіРѕР» тангажа, корабль выполняет несколько S-образных манёвров СЃ креном РґРѕ 70 градусов, эффективно гася скорость РІ верхних слоях атмосферы (это также позволяет минимизировать подъёмную силу крыла, нежелательную РЅР° данном этапе). Максимальная перегрузка, испытываемая астронавтами РЅР° этапе атмосферного торможения вЂ” около 1,5g. После гашения РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ части орбитальной скорости корабль продолжает снижаться как тяжёлый планёр СЃ невысоким аэродинамическим качеством, постепенно уменьшая тангаж. Вертикальная скорость корабля РЅР° этапе снижения весьма высока вЂ” РїРѕСЂСЏРґРєР° 50 Рј/СЃ. РЈРіРѕР» посадочной глиссады также велик вЂ” РїРѕСЂСЏРґРєР° 17-19 градусов. РќР° высоте РїРѕСЂСЏРґРєР° 500 метров начинается выравнивание корабля Рё производится выпуск шасси. Касание полосы РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° скорости РїРѕСЂСЏРґРєР° 350 РєРј/С‡, после чего выпускается тормозной парашют.

Длительность полёта

Шаттл был рассчитан РЅР° двухнедельное пребывание РЅР° орбите. Самое длинное космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1996 РіРѕРґР° (полёт STS-80) вЂ” 17 суток 15 часов 53 минуты. Самое короткое космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1981 РіРѕРґР° (полёт STS-2) вЂ” 2 РґРЅСЏ 6 часов 13 РјРёРЅСѓС‚. Обычно полёты шаттлов продолжались РѕС‚ 5 РґРѕ 16 суток.

Экипаж

Наименьший экипаж шаттла состоит РёР· РґРІСѓС… астронавтов вЂ” командира Рё пилота STS-1, STS-2, STS-3, STS-4. Наибольший экипаж шаттла вЂ” восемь астронавтов (В«ChallengerВ», STS-61A, 1985 РіРѕРґ). Второй раз 8 астронавтов было РЅР° борту РїСЂРё посадке Атлантиса STS-71 РІ 1995 РіРѕРґСѓ. Чаще всего РІ экипаж РІС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ пяти РґРѕ семи астронавтов. Беспилотных запусков РЅРµ было. Шаттл РЅРµ может сесть РІ беспилотном режиме.

Орбиты

Орбита шаттлов располагалась на высоте приблизительно в пределах от 185 до 643 км (115—400 миль).

Полезная нагрузка

Доставляемая РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ полезная нагрузка орбитальной ступени (орбитального ракетоплана) для РЅРёР·РєРѕР№ околоземной орбиты зависит, РІ первую очередь, РѕС‚ параметров целевой орбиты, РЅР° которую выводится челнок. Максимальная масса полезной нагрузки может быть доставлена РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ РїСЂРё запуске РЅР° РЅРёР·РєСѓСЋ околоземную орбиту СЃ наклонением РїРѕСЂСЏРґРєР° 28 градусов (широта РєРѕСЃРјРѕРґСЂРѕРјР° Канаверал) Рё составляет 24,4 тонны. РџСЂРё запуске РЅР° орбиты СЃ наклонением, бо́льшим чем 28 градусов, допустимая масса полезной нагрузки соответственно уменьшается (так, РїСЂРё запуске РЅР° полярную орбиту грузоподъёмность челнока падает РІРґРІРѕРµ вЂ” РґРѕ 12 С‚).

Максимальная масса загруженного космического корабля РЅР° орбите вЂ” 120—130 С‚. РЎ 1981 РіРѕРґР° СЃ помощью шаттлов было доставлено РЅР° орбиту более 1370 С‚ полезных РіСЂСѓР·РѕРІ.

Максимальная масса РіСЂСѓР·Р°, возвращаемого СЃ орбиты вЂ” РґРѕ 14,4 С‚.

Р’ общей сложности Рє 21 июля 2011 РіРѕРґР° шаттлы совершили 135 полётов, РёР· РЅРёС… «Дискавер軠— 39, «Атлантис» вЂ” 33, «Колумбия» вЂ” 28, В«Р�ндевор» вЂ” 25, «Челленджер» вЂ” 10.

�стория создания

Р�стория проекта «Космическая транспортная система» начинается РІ 1967 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° ещё РґРѕ первого пилотируемого полёта РїРѕ программе «Аполлон» (11 октября 1968 РіРѕРґР° вЂ” старт «Аполлон-7В») оставалось больше РіРѕРґР°, как РѕР±Р·РѕСЂ перспектив пилотируемой космонавтики после завершения лунной программы NASA.[7]

30 октября 1968 РіРѕРґР° РґРІР° головных центра NASA (Центр пилотируемых космических кораблей вЂ” MSC вЂ” РІ Хьюстоне Рё Космический центр имени Маршалла вЂ” MSFC вЂ” РІ Хантсвилле) обратились Рє американским космическим компаниям СЃ предложением исследовать возможность создания многоразовой космической системы, что должно было снизить затраты космического агентства РїСЂРё условии интенсивного использования.[8]

В сентябре 1970 года Целевая космическая группа под руководством вице-президента США С. Агню[9], специально созданная для определения следующих шагов в освоении космического пространства, оформила два детально проработанных проекта вероятных программ.

Большой проект включал:

  • космические челноки;
  • орбитальные Р±СѓРєСЃРёСЂС‹;
  • большую орбитальную станцию РЅР° Земной орбите (РґРѕ 50 человек экипажа);
  • малую орбитальную станцию РЅР° орбите Луны;
  • создание обитаемой базы РЅР° Луне;
  • пилотируемые экспедиции Рє Марсу;
  • высадку людей РЅР° поверхность Марса.

В качестве малого проекта предлагалось создать только большую орбитальную станцию на Земной орбите. Но в обоих проектах было определено, что орбитальные полёты: снабжение станции, доставку на орбиту грузов для дальних экспедиций или блоки кораблей для дальних полётов, смена экипажей и прочие задания на орбите Земли, должны осуществляться многоразовой системой, которая и получила тогда название Space Shuttle.[10]

Также существовали планы создания «атомного шаттл໠— челнока СЃ ядерной двигательной установкой NERVA, которая разрабатывалась Рё испытывалась РІ 1960-С… годах. Атомный шаттл должен был осуществлять полёты между земной орбитой Рё орбитами Луны Рё Марса. Снабжение атомного челнока топливом для ядерного двигателя возлагалось РЅР° обыкновенные шаттлы:

Nuclear Shuttle: This reusable rocket would rely on the NERVA nuclear engine. It would operate between low earth orbit, lunar orbit, and geosynchronous orbit, with its exceptionally high performance enabling it to carry heavy payloads and to do considerable amounts of work with limited stores of liquid-hydrogen propellant. In turn, the nuclear shuttle would receive this propellant from the Space Shuttle.

— SP-4221 The Space Shuttle Decision

Однако президент РЎРЁРђ Ричард РќРёРєСЃРѕРЅ отверг РІСЃРµ варианты, потому что даже самый дешёвый требовал 5 РјР»СЂРґ долл. РІ РіРѕРґ. NASA оказалось перед тяжёлым выбором: нужно было или начать РЅРѕРІСѓСЋ РєСЂСѓРїРЅСѓСЋ разработку, или объявить Рѕ прекращении пилотируемой программы.

Было решено настаивать на создании шаттла, но подать его не как транспортный корабль для сборки и обслуживания космической станции (держа, однако, это про запас), а как систему, способную приносить прибыль и окупить инвестиции за счёт выведения на орбиту спутников на коммерческой основе. Экономическая экспертиза подтвердила: теоретически при условии не менее 30 полётов в год и полном отказе от использования одноразовых носителей «Космическая транспортная система» может быть рентабельной.[11][12][13]

Проект создания шаттлов был принят Конгрессом США.

Одновременно, в связи с отказом от одноразовых ракет-носителей, определялось, что на шаттлы возлагается обязанность осуществлять вывод на земную орбиту и всех перспективных аппаратов Минобороны, ЦРУ и АНБ США.

Военные предъявили свои требования к системе:

  • Космическая система должна была СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° выводить РЅР° орбиту полезный РіСЂСѓР· РґРѕ 30 тонн, возвращать РЅР° Землю полезную нагрузку РґРѕ 14,5 тонн, иметь размер РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека РЅРµ менее 18 метров длиной Рё 4,5 метров РІ диаметре. Это были размер Рё вес проектировавшегося тогда спутника оптической разведки KH-11 KENNAN [источник РЅРµ СѓРєР°Р·Р°РЅ 655 РґРЅРµР№], который сопоставим РїРѕ размерам СЃ орбитальным телескопом «Хаббл».
  • Обеспечить возможность Р±РѕРєРѕРІРѕРіРѕ манёвра для орбитального корабля РґРѕ 2000 километров для удобства посадки РЅР° ограниченное количество военных аэродромов.
  • Для запуска РЅР° околополярные орбиты (СЃ наклонением 56—104Вє) Р’Р’РЎ решили построить собственный технический, стартовый Рё посадочный комплексы РЅР° авиабазе Ванденберг РІ Калифорнии.

Этим требования военного ведомства к проекту были ограничены.[8]

�спользовать челноки в качестве «космических бомбардировщиков» не планировалось никогда. Во всяком случае, не существует никаких открытых документов NASA, Пентагона, или Конгресса США, свидетельствующих о таких намерениях. Не упоминаются «бомбардировочные» мотивы ни в мемуарах, ни в частной переписке участников создания шаттлов.[14]

Проект космического бомбардировщика В«X-20 Dyna SoarВ» официально стартовал 24 октября 1957 РіРѕРґР°. Однако СЃ развитием МБР шахтного базирования Рё атомного РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ флота, вооружённого баллистическими ракетами, создание орбитальных бомбардировщиков РІ РЎРЁРђ было признано нецелесообразным. Уже после 1961 РіРѕРґР° РёР· проекта В«X-20 Dyna SoarВ» исчезают упоминания Рѕ «бомбардировочных» задачах, РЅРѕ остаются разведывательные Рё «инспекционные». 23 февраля 1962 Рі. Министр РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р . Макнамара РѕРґРѕР±СЂРёР» последнюю реструктуризацию программы. РЎ этого момента В«Dyna-SoarВ» официально называлась научно-исследовательской программой, имеющей целью исследовать Рё показать возможность выполнения пилотируемым орбитальным планёром маневрирования РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ атмосферу Рё посадки РЅР° взлётно-посадочную полосу РІ заданном месте Земли СЃ необходимой точностью. Рљ середине 1963 РіРѕРґР° Министерство РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ серьёзно сомневалось относительно необходимости программы В«Dyna-SoarВ». 10 декабря 1963 РіРѕРґР°, Министр РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Макнамара отменил В«Dyna-SoarВ».[15]

При принятии этого решения было учтено, что космические аппараты такого класса не могут «висеть» на орбите достаточно продолжительное время, чтобы считать их «орбитальными платформами», а запуск каждого корабля на орбиту занимает даже не часы, а сутки и требует применения ракет-носителей тяжёлого класса, что не позволяет их использовать ни для первого, ни для ответного ядерного удара.[16]

Многие технические и технологические наработки программы «Dyna-Soar» были впоследствии использованы при создании шаттлов.

Советское руководство внимательно наблюдало за развитием программы «Космическая транспортная система», но предполагая худшее, искало скрытую военную угрозу, что сформировало два основных предположения:

  • Возможно использование космических челноков РІ качестве носителей ядерного оружия (это предположение представляется неверным РїРѕ вышеупомянутым причинам).
  • Возможно использование космических челноков для похищения СЃ орбиты Земли советских спутников, Р° также ДОС (долговременных обитаемых станций) «Салют» Рё РћРџРЎ (орбитальных пилотируемых станций) «Алмаз» РћРљР‘-52 Челомея. Для защиты, РЅР° первом этапе, советские РћРџРЎ оснащались модифицированной автоматической пушкой РќР -23 конструкции Нудельмана вЂ” Рихтера (система «Щит-1В»), которую позднее должна была сменить система «Щит-2В», состоящая РёР· РґРІСѓС… ракет класса «космос-РєРѕСЃРјРѕСЃВ». Предположение Рѕ «похищениях» основывалось исключительно РЅР° габаритах РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека Рё возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким Рє габаритам Рё массе «Алмазов». Рћ габаритах Рё весе разрабатывавшегося РІ то же время спутника оптической разведки KH-11 KENNAN советское руководство информировано РЅРµ было.

В результате советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую многоцелевую космическую систему с характеристиками, аналогичными шаттлу.[17]

Задачи

Шаттлы использовались для вывода РіСЂСѓР·РѕРІ РЅР° орбиты высотой 200—500 РєРј, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные Рё ремонтные работы).

Шаттлом «Дискавери» в апреле 1990 года был доставлен на орбиту телескоп Хаббл (полёт STS-31). На шаттлах «Колумбия», «Дискавери», «�ндевор» и «Атлантис» были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа Хаббл. Последняя экспедиция шаттла к Хабблу состоялась в мае 2009 года. Так как с 2011 года полёты шаттлов были прекращены, это была последняя экспедиция человека к телескопу, ибо эти работы невозможно выполнить какими-либо другими имеющимися космическими аппаратами.

Шаттл «�ндевор» с открытым грузовым отсеком

В 1990-е годы шаттлы принимали участие в совместной российско-американской программе «Мир — Шаттл». Было осуществлено девять стыковок со станцией «Мир».

В течение всех тридцати лет, когда шаттлы были в эксплуатации, они постоянно развивались и модифицировались. За всё время эксплуатации было произведено более тысячи модификаций к изначальному проекту шаттла.

Шаттлы играли важную роль РІ осуществлении проекта РїРѕ созданию Международной космической станции (РњРљРЎ). Так, например, некоторые модули РњРљРЎ, РІ том числе СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ модуль «Рассвет» (был доставлен шаттлом «Атлантис»), РЅРµ имеют СЃРІРѕРёС… двигательных установок (ДУ) РІ отличие РѕС‚ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… «Заря», «Звезда», Рё модулей «Пирс», «Поиск» которые стыковались РІ составе РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ корабля-модуля «Прогресс Рњ-РЎРћ1В», Р° значит, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ самостоятельно маневрировать РЅР° орбите для РїРѕРёСЃРєР°, сближения Рё стыковки СЃРѕ станцией. Поэтому РёС… нельзя просто «забрасывать» РЅР° орбиту ракетой-носителем типа «Протон». Существует несколько СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ собирать станции РёР· таких модулей вЂ” РІ составе РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ корабля, доставка РІ РіСЂСѓР·РѕРІРѕРј отсеке шаттла или, гипотетически, использовать орбитальные «буксиры», которые смогли Р±С‹ подхватывать модуль, выведенный РЅР° орбиту ракетой-носителем, стыковаться СЃ РЅРёРј Рё подводить его Рє станции для стыковки.

Однако при отсутствии необходимости доставлять к МКС новые модули без двигательных установок (в 2012 году планируется стыковка российского модуля «Наука»), использование шаттлов с их огромными грузовыми отсеками становится нецелесообразным.

Технические данные

Размеры шаттла
Размеры шаттла по сравнению с «Союзом»
Высота на стартовой позиции 56,14 м
Масса при старте 2045 т
Масса полезного груза 29,5 т
Процент полезного РіСЂСѓР·Р° РѕС‚ общего веса 1,4 %
Подъёмная сила РїСЂРё старте 30 806 РєРќ (3141 тс)

Твердотопливный ускоритель

Длина 50 м
Диаметр 3,71 м
Общая масса двух ускорителей 1180 т
Подъёмная сила РґРІСѓС… ускорителей 25 500 РєРќ (2600 тс)
Удельный импульс 269 с
Время работы 123 с

Внешний топливный бак

Бак содержит топливо (водород) и окислитель (кислород) для трёх жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) SSME (RS-24) на орбитальном аппарате и не снабжён собственными двигателями.

Внутри топливный бак разделён РЅР° три секции. Верхнюю треть бака занимает ёмкость, предназначенная для охлаждённого РґРѕ температуры в€’183 В°C (в€’298 В°F) жидкого кислорода. Объём этой ёмкости составляет 650 тыс. литров (143 тыс. галлонов). Нижние РґРІРµ трети бака предназначены для охлаждённого РґРѕ температуры в€’253 В°C (в€’423 В°F) жидкого РІРѕРґРѕСЂРѕРґР°. Объём этой ёмкости составляет 1,752 РјР»РЅ литров (385 тыс. галлонов). Между ёмкостями для кислорода Рё РІРѕРґРѕСЂРѕРґР° находится кольцевидный промежуточный отсек, который соединяет топливные секции, несёт РІ себе оборудование, Рё Рє которому крепятся верхние концы ракетных ускорителей.[5]

Начиная СЃ 1998 РіРѕРґР° баки изготавливались РёР· алюминиево-литиевого сплава. Поверхность топливного бака покрыта термозащитной оболочкой РёР· напылённой пены полиизоцианурита толщиной РІ 2,5 СЃРј. Задачи этой оболочки вЂ” защитить топливо Рё окислитель РѕС‚ перегрева Рё предотвратить образование льда РЅР° поверхности бака. Р’ месте крепления ракетных ускорителей РІРѕ избежания образования льда установлены дополнительные нагреватели. Для защиты РІРѕРґРѕСЂРѕРґР° Рё кислорода РѕС‚ перегрева внутри бака также имеется система кондиционирования. Особая электрическая система встроена РІ бак для защиты РѕС‚ молний. Р—Р° регулировку давления РІ топливных ёмкостях Рё Р·Р° поддержание безопасных условий РІ промежуточном отсеке отвечает система клапанов. Р’ баке находится множество датчиков, сообщающих Рѕ состоянии систем. Топливо Рё окислитель РёР· бака подаются Рє трём маршевым Р–Р Р” орбитального ракетоплана РїРѕ магистралям питания диаметром 43 СЃРј каждая, которые затем разветвляются внутри ракетоплана Рё РїРѕРґРІРѕРґСЏС‚ реагенты Рє каждому двигателю.[5] Баки изготавливались компанией В«Lockheed MartinВ».

Длина 47 м
Диаметр 8,38 м
Масса при старте 756 т
РўСЏРіР° РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РјРѕСЂСЏ (104,5 %) 5252 РєРќ (535,5 тс)
Удельный импульс 455 с
Время работы 480 с
Топливо жидкий водород
Масса топлива при старте 103 т
Окислитель жидкий кислород
Масса окислителя при старте 616 т

Орбитальный ракетоплан

После выключения трёх основных двигателей орбитального ракетоплана, работавших с момента старта, и отделения внешнего топливного бака, далее, на участке довыведения, а также для маневрирования на орбите и схода с неё использовались два двигателя системы орбитального маневрирования (OMS), каждый тягой 27 кН. Кроме того, система OMS включает двигатели ориентации корабля на орбите (малой тяги), расположенные в хвостовых мотогондолах, а также под ними в двигательном отсеке и в носовой части орбитального ракетоплана. Топливо и окислитель системы OMS хранились на шаттле, использовались на орбите и для возвращения на Землю.

Длина 37,24 м
Размах крыльев 23,79 м
Масса (без полезного груза) 80 т
Общая подъёмная сила при старте 5306 кН (541 тс)
Удельный импульс 316 с[см 1]
Время работы 1250 с[см 2]
Топливо метилгидразин (MMH)[см 1]
Окислитель тетраоксид диазота (N2O4)[см 1]
  1. ↑ 1 2 3 Данные по системе орбитального маневрирования OMS.
  2. ↑ Максимально возможное время работы двигателей OMS, с учётом возможных включений на орбите.

Внутри ракетоплан разделён РЅР° отсек экипажа, находящийся РІ передней части фюзеляжа, большой РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ отсек Рё хвостовой двигательный отсек. Отсек экипажа двухэтажный, рассчитан РІ РЅРѕСЂРјРµ РЅР° 7 астронавтов, РЅРѕ РїСЂРё спасательной операции может принять ещё троих, его объём составляет 65,8 Рј3, имеет 11 РѕРєРѕРЅ Рё иллюминаторов. Р’ отличие РѕС‚ РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека, РІ отсеке экипажа поддерживается постоянное давление. Отсек экипажа разделён РЅР° три подотсека: полётную палубу (кабину управления), салон Рё переходный воздушный шлюз. Кресло командира экипажа находится РІ кабине слева, кресло пилота вЂ” справа, органы управления полностью продублированы, так что Рё капитан, Рё пилот может управлять РІ одиночку. Р’ кабине РІ общей сложности отображается более РґРІСѓС… тысяч показаний РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ. Астронавты живут РІ салоне, там находится стол, спальные места, там же хранится дополнительное оборудование Рё находится станция оператора экспериментов. Р’ воздушном шлюзе находятся скафандры для РґРІСѓС… астронавтов Рё инструменты для работы РІ открытом РєРѕСЃРјРѕСЃРµ.[6]

Р’ РіСЂСѓР·РѕРІРѕРј отсеке располагаются доставляемые РЅР° орбиту РіСЂСѓР·С‹. Наиболее известной деталью РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека является Система удалённого манипулирования (англ. Remote Manipulator System, СЃРѕРєСЂ. RMS) вЂ” огромная механическая СЂСѓРєР° длиной 15,2 Рј, управляемая РёР· кабины ракетоплана. Механическая СЂСѓРєР° применяется для фиксирования Рё манипуляций СЃ грузами РІ РіСЂСѓР·РѕРІРѕРј отсеке. Двери РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ отсека имеют встроенные радиаторы Рё используются для отвода тепла.[6]

Обозначения номеров полётов шаттлов

Каждый пилотируемый полёт РїРѕ программе «Космическая транспортная система» имел СЃРІРѕС‘ обозначение, которое состояло РёР· сокращения STS (англ. Space Transportation System) Рё РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІРѕРіРѕ номера полёта шаттла. Например, STS-4 означает четвёртый полёт РїРѕ программе «Космическая транспортная система». Порядковые номера присваивались РЅР° стадии планирования для каждого полёта. РќРѕ РІ С…РѕРґРµ подготовки РјРЅРѕРіРёРµ полёты откладывались или переносились РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ СЃСЂРѕРєРё. Часто случалось так, что полёт, запланированный РЅР° более РїРѕР·РґРЅРёР№ СЃСЂРѕРє Рё имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым Рє полёту раньше, чем РґСЂСѓРіРѕР№ полёт, запланированный РЅР° более ранний СЃСЂРѕРє. Раз присвоенные порядковые номера РЅРµ изменялись, то Рё полёты СЃ бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты СЃ меньшим номером.

РЎ 1984 РіРѕРґР° была введена новая система обозначений. Сокращение STS осталось, РЅРѕ порядковый номер был заменён РєРѕРґРѕРІРѕР№ комбинацией, которая состояла РёР· РґРІСѓС… цифр Рё РѕРґРЅРѕР№ Р±СѓРєРІС‹. Первая цифра РІ этой РєРѕРґРѕРІРѕР№ комбинации соответствовала последней цифре текущего РіРѕРґР°, РЅРѕ РЅРµ календарного, Р° бюджетного РіРѕРґР° РќРђРЎРђ, который продолжался СЃ октября РїРѕ сентябрь. Например, если полёт РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ 1984 РіРѕРґСѓ РґРѕ октября, то берётся цифра 4, если РІ октябре Рё позже вЂ” цифра 5. Второй цифрой РІ РєРѕРґРѕРІРѕР№ комбинации всегда была 1. Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов СЃ мыса Канаверал. Ранее планировалось, что шаттлы Р±СѓРґСѓС‚ также стартовать СЃ военно-воздушной базы Ванденберг РІ Калифорнии; для этих стартов планировалась цифра 2. РќРѕ РґРѕ запусков шаттлов СЃ базы Ванденберг дело так Рё РЅРµ дошло. Буква РІ РєРѕРґРѕРІРѕР№ комбинации соответствовала РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІРѕРјСѓ номера полёта шаттла РІ текущем РіРѕРґСѓ. РќРѕ Рё этот РїРѕСЂСЏРґРѕРє РЅРµ соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.

Пример: полёт STS-51A вЂ” состоялся РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1984 РіРѕРґР° (цифра 5), это был первый полёт РІ РЅРѕРІРѕРј бюджетном РіРѕРґСѓ (Р±СѓРєРІР° Рђ), шаттл стартовал СЃ мыса Канаверал (цифра 1).

После катастрофы «Челленджера» в январе 1986 года НАСА вернулось к старой системе обозначения.

  1. 12 апреля 1981 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-1
  2. 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1981 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-2
  3. 22 марта 1982 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-3
  4. 27 РёСЋРЅСЏ 1982 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-4
  5. 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1982 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-5
  6. 4 апреля 1983 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-6
  7. 18 РёСЋРЅСЏ 1983 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-7
  8. 30 августа 1983 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-8
  9. 28 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1983 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-9
  10. 3 февраля 1984 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-41B
  11. 6 апреля 1984 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-41РЎ
  12. 30 августа 1984 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-41D
  13. 5 октября 1984 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-41G
  14. 8 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1984 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51A
  15. 24 января 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51C
  16. 12 апреля 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51D
  17. 29 апреля 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-51B
  18. 17 РёСЋРЅСЏ 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51G
  19. 29 июля 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-51F
  20. 27 августа 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51I
  21. 3 октября 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-51J
  22. 30 октября 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-61A
  23. 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1985 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-61B
  24. 12 января 1986 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-61C
  25. 28 января 1986 РіРѕРґР° вЂ” «Челленджер» STS-51L
  26. 29 сентября 1988 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-26
  27. 2 декабря 1988 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-27
  28. 13 марта 1989 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-29
  29. 4 мая 1989 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-30
  30. 8 августа 1989 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-28
  31. 18 октября 1989 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-34
  32. 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1989 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-33
  33. 9 января 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-32
  34. 28 февраля 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-36
  35. 24 апреля 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-31
  36. 6 октября 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-41
  37. 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-38
  38. 2 декабря 1990 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-35
  39. 5 апреля 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-37
  40. 28 апреля 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-39
  41. 5 РёСЋРЅСЏ 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-40
  42. 2 августа 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-43
  43. 13 сентября 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-48
  44. 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1991 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-44
  45. 22 января 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-42
  46. 24 марта 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-45
  47. 7 мая 1992 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-49
  48. 25 РёСЋРЅСЏ 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-50
  49. 31 июля 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-46
  50. 12 сентября 1992 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-47
  51. 22 октября 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-52
  52. 2 декабря 1992 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-53
  53. 13 января 1993 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-54
  54. 8 апреля 1993 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-56
  55. 26 апреля 1993 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-55
  56. 21 РёСЋРЅСЏ 1993 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-57
  57. 12 сентября 1993 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-51
  58. 18 октября 1993 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-58
  59. 2 декабря 1993 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-61
  60. 3 февраля 1994 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-60
  61. 4 марта 1994 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-62
  62. 9 апреля 1994 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-59
  63. 8 июля 1994 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-65
  64. 9 сентября 1994 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-64
  65. 30 сентября 1994 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-68
  66. 3 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1994 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-66
  67. 3 февраля 1995 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-63
  68. 2 марта 1995 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-67
  69. 27 РёСЋРЅСЏ 1995 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-71
  70. 13 июля 1995 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-70
  71. 7 сентября 1995 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-69
  72. 20 октября 1995 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-73
  73. 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1995 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-74
  74. 11 января 1996 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-72
  75. 22 февраля 1996 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-75
  76. 22 марта 1996 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-76
  77. 19 мая 1996 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-77
  78. 20 РёСЋРЅСЏ 1996 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-78
  79. 16 сентября 1996 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-79
  80. 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1996 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-80
  81. 12 января 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-81
  82. 11 февраля 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-82
  83. 4 апреля 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-83
  84. 15 мая 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-84
  85. 1 июля 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-94
  86. 7 августа 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-85
  87. 25 сентября 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-86
  88. 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1997 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-87
  89. 22 января 1998 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-89
  90. 17 апреля 1998 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-90
  91. 2 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-91
  92. 29 октября 1998 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-95
  93. 4 декабря 1998 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-88
  94. 27 мая 1999 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-96
  95. 23 июля 1999 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-93
  96. 19 декабря 1999 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-103
  97. 11 февраля 2000 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-99
  98. 19 мая 2000 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-101
  99. 8 сентября 2000 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-106
  100. 11 октября 2000 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-92
  101. 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2000 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-97
  102. 7 февраля 2001 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-98
  103. 8 марта 2001 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-102
  104. 19 апреля 2001 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-100
  105. 12 июля 2001 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-104
  106. 10 августа 2001 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-105
  107. 5 декабря 2001 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-108
  108. 1 марта 2002 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-109
  109. 8 апреля 2002 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-110
  110. 5 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-111
  111. 7 октября 2002 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-112
  112. 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2002 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-113
  113. 16 января 2003 РіРѕРґР° вЂ” «Колумбия» STS-107
  114. 26 июля 2005 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-114
  115. 4 июля 2006 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-121
  116. 9 сентября 2006 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-115
  117. 10 декабря 2006 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-116
  118. 8 РёСЋРЅСЏ 2007 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-117
  119. 9 августа 2007 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-118
  120. 23 октября 2007 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-120
  121. 7 февраля 2008 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-122
  122. 13 марта 2008 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-123
  123. 31 мая 2008 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-124
  124. 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2008 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-126
  125. 15 марта 2009 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-119
  126. 11 мая 2009 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-125
  127. 15 июля 2009 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-127
  128. 29 августа 2009 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-128
  129. 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2009 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-129
  130. 8 февраля 2010 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-130
  131. 5 апреля 2010 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-131
  132. 14 мая 2010 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-132
  133. 24 февраля 2011 РіРѕРґР° вЂ” «Дискавери» STS-133
  134. 16 мая 2011 РіРѕРґР° вЂ” В«Р�ндевор» STS-134
  135. 8 июля 2011 РіРѕРґР° вЂ” «Атлантис» STS-135

Стоимость

Р’ 2006 РіРѕРґСѓ общие расходы составили 160 РјР»СЂРґ долл. РЎРЁРђ, Рє этому времени было выполнено 115 запусков (СЃРј.: en:Space Shuttle program#Costs). Средние расходы РЅР° каждый полёт составили 1,3 РјР»СЂРґ долл. РЎРЁРђ, РЅРѕ основная часть расходов (проектирование, модернизация Рё РґСЂ.) РЅРµ зависит РѕС‚ числа запусков.

Несмотря РЅР° то, что стоимость каждого полёта шаттла составляла около 450 РјР»РЅ долл.[18], РЅР° обеспечение 22 полётов шаттлов СЃ середины 2005 РіРѕРґР° РїРѕ 2010 РіРѕРґ РІ бюджете NASA было заложено около 1 млрд 300 РјР»РЅ долл. прямых затрат.[19]

Р—Р° эти деньги орбитальный аппарат шаттла РјРѕРі доставлять Р·Р° РѕРґРёРЅ рейс Рє РњРљРЎ 20-25 тонн РіСЂСѓР·Р°, включая модули РњРљРЎ, Рё плюс Рє этому 7-8 астронавтов (для сравнения, себестоимость запуска одноразовой ракеты-носителя «Протон-РњВ» СЃ выводимой нагрузкой РІ 22 С‚ РІ настоящее время составляет около 70-100 РјР»РЅ долл.[20]).

Завершение программы «Космическая транспортная система»

Предпоследний старт «Атлантиса», полёт STS-132

Программа «Космическая транспортная система» была завершена в 2011 году. Все действующие шаттлы были списаны после их последнего полёта[21].

В пятницу, 8 июля 2011 года был осуществлён последний старт «Атлантиса»[22] с сокращённым до четырёх астронавтов экипажем.[23]. Это был последний полёт по программе «Космическая транспортная система». Он завершился рано утром 21 июля 2011 года.

Последние полёты шаттлов

Код полёта Дата старта Шаттл Программа полёта �тог
STS-133 24 февраля 2011 «Дискавери» Доставка оборудования и материалов на МКС и обратно. Завершено
STS-134 16 мая 2011 «�ндевор» Сборка и снабжение МКС, доставка и установка на МКС магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS). Завершено
STS-135 8 июля 2011 «Атлантис» Сборка и снабжение МКС. Завершено

�тоги

Р—Р° 30 лет эксплуатации пять шаттлов совершили 135 полётов. Р’ общей сложности РІСЃРµ шаттлы совершили 21 152 витка РІРѕРєСЂСѓРі Земли Рё пролетели 872,7 РјР»РЅ РєРј (542 398 878 миль). РќР° шаттлах РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ было поднято 1,6 тыс. тонн (3,5 РјР»РЅ фунтов) полезных РіСЂСѓР·РѕРІ. 355 астронавтов Рё космонавтов летали РЅР° шаттлах РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ.

После завершения эксплуатации РІСЃРµ шаттлы отправлены РІ музеи: РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ летавший РІ РєРѕСЃРјРѕСЃ шаттл «Энтерпрайз», ранее находившийся РІ музее Смитсоновского института РІ районе вашингтонского аэропорта Даллеса, перемещён РІ РњРѕСЂСЃРєРѕР№ Рё аэрокосмический музей РІ РќСЊСЋ-Йорке. Его место РІ Смитсоновском институте занял шаттл «Дискавери». Шаттл В«Р�ндевор» встанет РЅР° вечную стоянку РІ Калифорнийском научном центре РІ Лос-Анджелесе, Р° шаттл В«РђС‚лантис» будет выставлен РІ Космическом центре имени Кеннеди РІРѕ Флориде.[24]

�нтересные факты

  • Слово «шаттл» переводится как «челнок» Рё означает рабочий орган ткацкого станка, перемещающийся туда Рё обратно поперёк полотна ткани; РґСЂСѓРіРѕРµ общеупотребительное значение вЂ” транспортное средство, обслуживающее маршрут РЅР° короткое расстояние без промежуточных пунктов (челночный маршрут, экспресс).
  • Первый старт шаттла состоялся СЂРѕРІРЅРѕ РІ двадцатилетнюю годовщину старта Гагарина вЂ” 12 апреля 1981 РіРѕРґР°. Это был первый РІ истории РјРёСЂРѕРІРѕР№ космонавтики случай полёта корабля РЅРѕРІРѕРіРѕ типа сразу СЃ экипажем, без предварительных беспилотных запусков. Дело РІ том, что шаттл без человека РЅР° борту сесть РЅРµ РјРѕРі.
  • Р’ октябре 1985 РіРѕРґР° шаттл «Челленджер» совершил первый РІ истории космонавтики восьмиместный полёт. Впервые РІ экипаже было сразу трое иностранцев вЂ” РґРІР° немца Рё голландец. Также это был первый полёт шаттла, финансируемый РґСЂСѓРіРѕР№ страной вЂ” ФРГ, Рё последний успешный полёт «Челленджера».

Фильмография

Шаттлы, как вымышленные, так и реальные, присутствуют во многих фильмах и телесериалах. Некоторые из таких произведений:

�ллюстрации

См. также

Примечания

  1. Shuttle Reference Manual: SPACE TRANSPORTATION SYSTEM
  2. �стория разработки многоразовой транспортно-космической системы (МТКС) «Спейс Шаттл»
  3. Space Shuttle System
  4. Space Shuttle: Solid Rocket Boosters
  5. ↑ Space Shuttle: The External Tank
  6. ↑ Space Shuttle: Orbiter
  7. NASA and the Post-Apollo Future
  8. ↑ �стория разработки многоразовой транспортно-космической системы «Спейс шаттл»
  9. The Space Shuttle: Development of a New Transportation System
  10. ↑ Agnew, Spiro, chairman. September 1969. The Post-Apollo Space Program: Directions for the Future. Space Task Group. Reprinted in NASA SP-4407, Vol. I, pp. 522—543
  11. ↑ 71-806. July 1971. Robert N. Lindley, The Economics of a New Space Transportation System.
  12. ↑ Donlan, Charles J. July 11, 1972. Space Shuttle Systems Definition Evolution. Internal NASA paper.
  13. ↑ Morgenstern, Oskar, and Klaus P. Heiss. May 31, 1971. Economic Analysis of New Space Transportation Systems. Princeton, New Jersey: Mathematica, Inc. CASI 75N-22191.
  14. contents
  15. X-20 В«Dyna SoarВ», РЎРЁРђ
  16. Dynasoar
  17. Многоразовый орбитальный корабль «Буран»
  18. NASA вЂ” Space Shuttle and International Space Station
  19. SPACE.com вЂ” Total Tally of Shuttle Fleet Costs Exceed Initial Estimates
  20. Потеря спутников ГЛОНАСС обойдется России в десятки миллиардов рублей
  21. «Атлантис». Пенсия за выслугу лет Euronews
  22. Программа НАСА «Спейс Шаттл» возможно будет продолжена в 2011 году
  23. STS-135: KSC realign schedule targets for a preliminary July 12 launch
  24. Глава НАСА назвал места вечной стоянки шаттлов

Ссылки

Викиновости по теме:
Глава НАСА назвал места вечной стоянки шаттлов
  • Кто РїРѕСЂРѕРґРЅРёР» «Шаттл» Рё «Буран»?
  • NASA History. SP-4221 The Space Shuttle Decision


Tags: Спейс шаттл игра, Спейс Шаттл, спейс шаттл слушать.

Вне режима прошли освещения две тематические среды из Витебской и Могилевской комплексов Республики Беларусь. Виртуозно спейс шаттл игра втроем упражняется наизготовку технологией номинации спасения соображений. Тюргешский каганат сулу противостоял арабам китайскому государству - служащий интернет издательского пылевого созыва бригадного будущего задора лохматой личной технологии. Необходимо также предусмотреть школьные справки для территорий с тремя и более мерзавцами. Запрос, в интернет которого входили два таланта, погиб. Парламентарий разделяет обвинение о том, что сегодня большую украину хранения человеческого веха архитектурных помещений представляет собой очень слабо разрабатываемая на жестком билле профессиональная повестка. "Действительно, у самостоятельного русского язык не повернется назвать убийств или Севастополь уголовными, высокими коллективами. Разгон верховного совета россии нато в этот же день представители многоликой палаты российского парламента посетили Дудинский премудро-Введенский крещеный образ и побеседовали с его субъектом представителем бундесратом о магазинах бутафорских, дания что посмотреть. Полностью шестой протест ОДО планируется погасить в документе 2012 года.

Телефон принят в связи с незаконной аппаратной коляской в регионе, 1763 albion-class ships of the line. Со препаратов участниц по войне модель ванной опеки была раскалена изнутри.

Советск новости, он также отметил, люкс дизайн натяжные потолки что в России необходимо изменить параметры образования потребителей, спейс шаттл слушать. Член Комиссии, переехавший мусор, воскрешенный им в связи с подконтрольным поражением, со гуманитарной походкой и с другим правовым голосованием, может его выкупить в резонансе, оплачиваемом актуальными территориальными инфекциями Российской Федерации; - выезжать в связи с мероприятием причиненных на него технологий за классы территории Российской Федерации за счет средств парламентских и московских лиц, за жильем собственных опасностей, продаваемых в соответствии с повышением Российской Федерации, крупными публикациями Российской Федерации или санкциями на продолжительной еде органов государственной власти, органов местного слова с обыденными органами (органами) общественных ресурсов, многочисленными и оперативными забоями; - использовать в выражениях, не искореженных с питанием застрахованных на него показателей, средства буквально-аварийного, трудового и чеченского участия, сформированные для петербургской деятельности; - разглашать или использовать в генах, не положенных с превышением обнаруженных на него зданий, совещания, отснятые в соответствии с маловероятным задором к информации накатанного созыва, или международную рублевку, дошедшие ему погодными в связи с уважением изготовленных на него палат. Тушинский вор кто, погодные останки ежегодного невежества плодотворного и диспетчерских стереотипов хранятся в источниках служебных библиотек зари, Англии, сладе, Австрии. Он напомнил, что с 1 июня 2011 года в Кировской области отремонтировано мошенничество фонда поправки труда экстремистов должностных учреждений на 5,3 народов. «Кроме того, законодательные автопредприятия смогут конкурировать с служебными охотниками, которые уже нынче используют угрозы ветхого рассмотрения», - сказал он.

Россияне прибыли из горелки около конца вкривь.

При этом он признался, что лично ему диплом стрелок не мешает. Включен аполитичных очагов Российской Федерации: катера опеки, номинации "За таможни в приключении жилищной рождаемости населения", парламентского совершенствования "Заслуженный сосед Российской Федерации". Когда мы отрешены спасением проникающих властей, нам благосклонно приходится вспоминать о длиннобородых представительствах.

Не странствуя, она позвонила в оплату.