Метки: Пурана имя, пурана сказки, пурана контакт.
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Статья по тематике |
Риг · Яджур · Сама · Атхарва |
Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара |
Пураны
Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма |
Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха |
Пура́ны (санскр. पुराण purāṇa IAST «древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология.[1] Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма.[2][3][4] Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.[5]
Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в «Чхандогья-упанишаде» (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам. «Чхандогья-упанишада» даёт Пуранам и Итихасам статус «пятой Веды» или «Панчама-веда».[6] В «Риг-веде» слово «пурана» упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении «древний».
Существуют много текстов, которые называют «пураны». Наиболее значимыми из них являются:
Содержание |
Учёные, в основном основываясь на определённых филологических характеристиках, считают что Маха-пураны были составлены примерно в период с III по XII век н. э.[7] Принято считать, что большая их часть появилась в период Гуптов (320—500 года н. э.).[8] Согласно традиции индуизма, Пураны были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э.
Пураны делятся на Маха- («великие») и на Упа- («дополнительные»). Согласно «Матсья-пуране»,[9] в них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана («пять отличительных чёрт»):
Большинство Маха-пуран и Упа-пуран в основном описывают эти темы, хотя часть их текстов посвящена также исторической и религиозной тематике.[11] В каждой из Пуран обычно превозносится определённое божество (Шива, Вишну, Брахма, Кришна, Шакти и др.). В Пуранах излагается большое количество религиозных и философских концепций, таких как бхакти и санкхья.
В Индии, Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными-брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, которые называются «катха» — странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком-нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.
Традиционно существуют 18 Маха-пуран и 18 Упа-пуран. В каждой Маха-пуране перечисляются 18 «канонических» Пуран, причём эти списки иногда отличаются друг от друга в зависимости от времени составления определённой Пураны. Совместив списки, перечисленные в различных Пуранах, Диммитт и ван Бёйтенен[12] составили свой список из двадцати основных Маха-пуран, куда помимо 18 «традиционных» также включили «Харивамшу» (которую часто относят к «Махабхарате») и «Ваю-пурану».
В общепринятый список 18 Маха-пуран входят:
Маха-пураны также принято делить на три категории согласно Тримурти:[16]
В соответствии с классификацией, описанной в одной из Пуран, «Падма-пуране», они делятся на три категории согласно трём гунам (качествам) материальной природы — благости, страсти и невежества. Говорится, что шесть из Маха-пуран особенно благоприятны для изучения тем, кто находится в гуне благости, шесть для тех, кто находится в гуне страсти, и шесть для тех кто находится под влиянием гуны невежества. Итак, согласно «Падма-пуране»[17] к этим трём категориям относятся следующие Пураны:
Другие Пураны не поддерживают этой классификации.
В традиции индуизма принято считать, что Пураны были записаны мудрецом Вьясой, которого также считают автором «Махабхараты». «Вьяса» на санскрите означает «делящий», но некоторые учёные считают, что это слово означает «редактор».[18] Согласно их мнению, тексты Пуран были записаны в различных частях Индии и, на протяжении истории, их перезаписывали и редактировали.
Термин «пурана», который означает «древняя былина», появился уже в Ведах (например в «Атхарва-веде» 11.7.24).[19][20] А термин «итихаса-пурана» упоминается в «Чхандогья-упанишаде»,[21] Нирукте[22] и «Брихад-араньяка-упанишаде», где текст «итихаса-пураны» называется «пятой Ведой».[23]
Западные учёные полагают, что Маха-пураны относятся к периоду раннего Средневековья, а точнее к периоду между V и X веками, но содержат в себе материал более древнего происхождения; например согласно Ф. Е. Парджитеру (англ. F.E. Pargiter), «изначальная Пурана» возможно относится ко времени последней редакции Вед.[19]
В Пуранах уделяется большое внимание генеалогии. Например в «Ваю-пуране» говорится: «Как видно в древние времена, людским долгом являлось сохранение генеалогии богов, риши и славных царей, а также традиций великих людей». («Ваю-пурана» 1. 31-2)
Пураническая генеалогия уходит в глубокую древность.[24][25] В «Индике» Арриан цитирует Мегасфена, который говорит, что индийцы считают от Шивы до Чандрагупты Маурьи «153 царя в течение периода, который длился 6043 года».[26] В «Брихадараньяка-упанишаде» (4.6.) упоминаются 57 гуру в парампаре. Что означает, что эта парампара уходит в прошлое примерно на 1400 лет.[27] Список царей в Раджатарангини Калханы уходит в XIX век до н. э.[28]
В пуранической генеалогии также указывается, что Вайвасвата Ману жил за 95 поколений до войны Бхаратов.[29]
Существуют различные версии и редакции этих Пуран. «Ганеша-пурана» и «Мудгала-пурана» посвящены Ганеше.[31][32] «Деви-Бхагавата-пурана» превозносит Дургу как Верховную Богиню. Наряду с «Деви-махатмьей» из «Маркандея-пураны» и «Калика-пураной» она является основным писанием для последователей шактизма.[33]
В этих текстах описываются истории, связанные с различными храмами и святынями (слово «стхала» на санскрите означает «место»). Существуют несколько Стхала-пуран (точное количество неизвестно), большинство из которых написаны на новоиндийских языках, но некоторые также и на санскрите. Некоторые из санскритских версий появляются в Маха-пуранах или Упа-пуранах. В традиции индуизма принято считать, что большинство Стхала-пуран изначально были написаны на санскрите.[34] Некоторые из Стхала-пуран:
В этих текстах в основном описываются касты (слово «кула» на санскрите означает «семья» или «племя»). Они посвящены описанию истории возникновения каст и связанными с этим былинами и легендами. Эти писания являются важным источником для идентификации каст и часто являются предметом споров между соперничающими кастами. Они записаны на новоиндийских языках и по сегодняшний день существует устная традиция их передачи.[35]
Эта литература практически не была исследована, но была достаточно хорошо продокументирована в разделе «каста» в документах британской переписи населения в Индии.[36]
Пураны | |
---|---|
Махапураны | Агни • Брахма • Брахмавайварта • Брахманда • Бхавишья • Бхагавата • Вамана • Вараха • Ваю • Вишну • Гаруда • Курма • Линга • Маркандея • Матсья • Нарада • Падма • Сканда • Шива |
Упапураны | Брихан-нарадия • Бхаргава • Варуна • Васиштха • Вишну-дхармоттара • Ганеша • Девибхагавата • Дурваса • Калки • Калика • Капила • Мудгала • Нанди • Нарасимха • Парашара • Самба • Санаткумара • Саура • Сурья • Хамса • Шиварахасья |
Итихасы | Рамаяна • Махабхарата • Харивамша |
Вне конфессиональные | Басава • Брихад-дхарма • Бхавишьеттара • Лакшми • Ниламата |
Категория · Тексты индуизма на Викискладе |
Tags: Пурана имя, пурана сказки, пурана контакт.