Метки: Санкт-петербургская духовная академия общежитие, санкт-петербургская духовная академия рождественские каникулы, санкт-петербургская духовная академия специальности.
Санкт-Петербургская православная духовная академия (СПбПДА) |
|
Прежние названия |
Славяно-греко-латинская семинария, |
---|---|
Год основания | |
Ректор | |
Преподаватели |
64 |
Расположение | |
Юридический адрес |
193167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17 |
Сайт |
www.spbda.ru |
Са́нкт-Петербу́ргская духо́вная акаде́мия (полное юридическое наименование: Са́нкт-Петербу́ргская правосла́вная духо́вная акаде́мия Ру́сской правосла́вной це́ркви) — одно из высших учебных заведений Русской Церкви, основанное в Санкт-Петербурге с 1721 года.
В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Са́нкт-Петербу́ргские духо́вные шко́лы
Содержание |
В 1721 году при Александро-Невском монастыре по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) была учреждена Славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств.
В 1725 году она была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии, древних и новых языков. Ученики набирались из разных сословий. Количество их составляло до 100 человек.
Славяно-греко-латинская семинария в 1736 году была объединена с семинарией, действовавшей в доме епископа Феофана (Прокоповича) на Карповке
В 1761 году Святейший Синод предоставил разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине за границей с выплатой им двойного жалования. Они направлялись в Кембриджский и Оксфордский университеты (Англия), Гёттинген (Германия).
В 1788 году учебное заведение было преобразовано в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников из многих епархиальных семинарий России. Старшие классы Новгородской семинарии также были переведены в Александро-Невский монастырь, и число воспитанников в Главной семинарии достигло 200. В Главной семинарии были введены: церковная история, механика, естественная история, а также был открыт класс математики и опытной физики. Лучшие из старшеклассников (они назывались студентами) назначались лекторами в низших классах.
В 1797 году одновременно с переименованием Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря в Александро-Невскую Лавру Александро-Невская Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. В Высочайшем указе императора Павла I от 18 (29) декабря 1797 года было отмечено:
«Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным»
В Духовных академиях, кроме общих семинарских курсов, постановили преподавать полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки: латинский, древнееврейский, греческий, немецкий и французский.
Выпускники Духовной академии распределялись наставниками в Духовные семинарии и училища, на церковно-приходское служение, священниками при русских иностранных миссиях и посольствах. Многие продолжали свое обучение в светских учебных заведениях. Лучшие студенты оставались преподавателями академии низших классов. На 1808 год в академии числилось 277 воспитанников.
Согласно всеобщей реформы духовного образования в начале 1809 года Александро-Невская академия была разделена на три учебных заведения, которые продолжали размещаться в Александро-Невской лавре:
Академия и семинария занимали Фёдоровский и Южный корпуса Лавры.
17 февраля (1 марта) 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Введены учёные степени доктора, магистра и кандидата богословия.
Первый выпуск реформированной Духовной академии был осуществлен в 1814 году.
Расширение и реформа Духовной академии потребовали отдельного здания. 10 (22) июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его построили в 1817—1821 годах на казенные средства на лаврской территории, к югу от Фёдоровского корпуса.
С 1821 года Академия стала издавать журнал «Христианское чтение», который, как правило, содержал перевод на русский язык творений отцов церкви, статьи с рассуждениями о христианской религии вообще, по изъяснению православного вероучения, церковному красноречию, церковной истории, с назидательными размышлениями и христианской библиографией.
С 1847 года стали началась переводческая деятельность. Были переведены: беседы Иоанна Златоуста, исторические сочинения Евсевия Памфила, Сократа, Созомена, Феодорита, Евагрия, Феодора чтеца и Филосторгия; сочинение о церковной иерархии, приписываемое Дионисию Ареопагиту, сочинения Софрония, Германа, Максима Исповедника, Феодора Студита, Симеона Солунского, Марка Ефесского, Николая Кавасилы и Паисия. Были осуществлены переводы сочинений византийских историков: Никиты Хониата, Георгия Пахимера, Никифора Григоры, летопись Георгия Акрополита; также древние литургии восточные и западные.
Академия также принимала участие в переводе Священного Писания на русский язык.
С 40-х годов XIX столетия академия начинает принимать студентов из Поместных Православных Церквей: из Болгарии, Греции, Грузии, Румынии, Сербии.
В 1858 году в Академию поступили две библиотеки рукописей: новгородского Софийского собора и Кириллова монастыря.
С 1875 года начал издаваться при Академии журнал — Церковный вестник.
В 1879 году была устроена коллекция предметов церковных древностей.
В 1913-1917 годах Духовная академия носила название Императорской.
В 1918 году Петроградская духовная академия была закрыта.
Продолжателем традиций Санкт-Петербургской духовной академии некоторое время был Петроградский богословский институт (1920—1923 годы), который прекратил свое существование, так как к середине 1920-х годов почти вся церковная жизнь в Петрограде оказалась под контролем обновленческого епархиального управления.
В 1925—1928 годах в Ленинграде действовали Высшие богословские курсы, которые прекратили свое существование в связи с новой волной гонений на религию и Церковь в СССР.
Санкт-Петербургская духовная семинария, как среднее духовно-учебное заведение, была организована 1 марта 1809 года начинается история .
В 1841 году семинария переводится за стены Лавры в специально построенное на казенные средства здание, в котором размещается и поныне.
В 1886—1887 годах по центру семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освятили её в 1888 году.
Семинария была закрыта в 1918 году.
Во время Великой Отечественной войны в помещениях семинарии работал госпиталь, а в восточное (правое) крыло здания попала авиабомба.
После избрания Патриарха Сергия архиепископ Григорий (Чуков) подготовил доклад «Об организации богословских школ». На основе этого доклада Священный Синод выработал «Положение об академиях и семинариях».
В ноябре 1945 года в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы. Они расположились на верхнем этаже западного (не разрушенного авиабомбой) крыла здания бывшей Петроградской духовной семинарии.
Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована его же указом из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году.
Торжественное открытие Ленинградской духовной академии состоялось 14 октября 1946 года в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I. К этому времени был отремонтирован церковный флигель и освящён домовый храм (бывший семинарский).
Была принята система двухступенчатого духовного образования — среднего и высшего. Средняя школа — духовная семинария, высшая — духовная академия. Срок обучения в каждой из этих школ равнялся 4 годам. Таким образом, полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет.
В первый год после своего воссоздания преподавательскую корпорацию единого духовного учебного заведения в Ленинграде составляли 3 профессора, 5 доцентов и 3 преподавателя. Сотрудников было 21 человек. В семинарии и академии всего студентов было 74 человека. Первым ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (ЛДАиС) был протоиерей Иоанн Яковлевич Богоявленский.
В 1947 — 1950 гг. на церковные средства были проведены масштабные строительно-восстановительные работы в разрушенной авиабомбой части здания.
В 1961 году в разгар хрущёвских гонений на церковь встал вопрос о закрытии Ленинградской Духовной Академии и Семинарии. В 1961 году в ЛДС смогли поступить только 8 человек, хотя было подано 33 прошения о приёме. С 1962 года в Академии было больше учащихся, чем в семинарии.
Активные меры по недопущению закрытия ЛДАДиС предпринял назначенный в октябре 1963 года на Ленинградской кафедру митрополит Никодим (Ротов). Будучи председателем ОВЦС, он стал энергично включать Академию в международную деятельность: сюда зачастили иностранные делегации, профессора стали активно посещать заграничные симпозиумы. Зная о ярко выраженных симпатиях Н. С. Хрущёва к развивающимся африканским странам, митрополит смог пригласить на учёбу 7 африканцев из Уганды и Кении. В 1965 году, по решению Священного Синода, при ЛДАиС был учреждён Факультет африканской христианской молодёжи, преобразованный затем в Факультет иностранных студентов.
В 1960-е годы начал действовать регентский кружок для воспитанников Семинарии и студентов Академии. С 1967 года Совет Академии во главе с ректором епископом Михаилом (Мудьюгиным) постановил регентский кружок впредь именовать Регентским классом и произвести первый набор слушателей из числа учащихся Духовных школ. Занятия начались 1 декабря 1967 года (в дальнейшем учебный год начинался со второго семестра). Во главе Регентского класса был поставлен заслуженный профессор Н. Д. Успенский. В 1979 году при митрополите Ленинградском и Новгородском Антонии (Мельникове) состоялся первый набор в Регентский класс, куда отныне принимались девушки и женщины. В 1983 году выросший Регентский класс был преобразован в Регентское отделение.
В 1990 году выходил «Вестник Ленинградской духовной академии», в 1991 году был возобновлён журнал «Христианское чтение».
С декабря 1995 года Санкт-Петербургские духовные академия и семинария находятся под архипастырским окормлением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), выпускника Академии 1958 года, бывшего при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем.
В 1996 году Санкт-Петербургские духовные академия и семинария отмечали 275-летие основания и 50-летие своего возрождения.
В 1997 году было учреждено Иконописное отделение. В 2001 году состоялся его первый выпуск. Первоначально Иконописное отделение размещалось в нескольких комнатах здания рядом с Академией, в котором располагается светское общежитие. Затем, после ремонта, отделение переместилось в соседний переданный Академии двухэтажный корпус.
В 1998 году в СПбДАиС начался процесс реформирования — переход на новую систему духовного образования, который был завершён в 2006 году. Духовная семинария становилась высшим учебным заведением с 5-летним сроком обучения вместо прежних 4 лет; был введен ряд новых предметов. На 5 курсе учащиеся семинарии должны были защищать дипломную работу. Духовная академия по статусу приравнивалась к аспирантуре, срок обучения в ней на стационаре сокращался с 4-х до 3-х лет. Все студенты академии должны, начиная с первого курса, учиться и заниматься написанием кандидатской диссертации.
В 2002 году Регентское отделение получило свое отдельное двухэтажное здание на территории академии.
В 2006 году Санкт-Петербургские духовные школы отмечали 285-летие от основания и 60-летие своего возрождения.
С момента своего возрождения в 1946 году Духовные школы совершили 53 выпуска Академии и 55 выпусков Семинарии; дали Церкви свыше двух тысяч священнослужителей, из которых около шестисот — со степенью кандидата богословия.
Санкт-Петербургские Духовные школы включают:
В августе 2010 года Санкт-Петербургская духовная академия получила государственную лицензию на осуществление образовательной программы по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования[1].
Как правопреемница Петроградской Духовной Академии, закрытой в 1918 году, Академия состоит под начальственным наблюдением святейшего патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет Московской Патриархии. Программы преподаваемых курсов и образовательные стандарты подлежат утверждению Священным Синодом Русской Церкви и Учебным Комитетом.
Канонический надзор за деятельностью Академии, находящейся на территории Санкт-Петербургской епархии, и духовное попечение о её наставниках и воспитанниках осуществляет правящий архиерей — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 27 декабря 1995 года — митрополит Владимир (Котляров).
Ректор — епископ Гатчинский, викарий Санкт-Петербургской епархии, Амвросий (Ермаков) — непосредственный руководитель Академии; возглавляет её Учёный совет.
При Ректоре действуют совещательные органы: Административный совет и Воспитательское совещание.
Ректор назначается Священным Синодом Русской Церкви по совместному представлению правящего архиерея и Учебного комитета.
Учёный совет Академии рассматривает основные вопросы академической жизни; присуждает учёные степени кандидата богословия, магистра богословия, доктора богословия, церковной истории и церковного права, а также звание доцента, профессора, заслуженного профессора и почётного члена Академии.
Право утверждения журналов Ученого совета принадлежит митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Утверждает присуждение учёных степеней и званий патриарх Московский и всея Руси.
В Академии есть свой храм — апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Престольными праздниками Академического храма и днями годичных актов Санкт-Петербургских духовных школ являются:
На осенний праздник ап. Иоанна совершается Актовый день — главный праздник Академии.
Традиционно, учебный год в Академии начинается Божественной Литургией 1 сентября, а выпуск совершается в средине июня каждого года.
См. также: Список персоналий Санкт-Петербургской духовной академии.
Из ректоров и преподавателей Главной семинарии более известны: Гавриил (Кременецкий) (митрополит Киевский, † 1783), Вениамин (Краснопевков) — автор «Новой Скрижали» († 1811), Амвросий (Зертис-Каменский) († 1771), Арсений (Верещагин) († 1779), Николай Музовский († 1848), известные проповедники Анастасий (Братановский), архиепископ Феофилакт (Русанов) и иеромонах Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский; в числе учеников и потом префектов — M. M. Сперанский, профессором Евгений (Болховитинов) (митрополит Киевский, † 1837).
На Монастырском острове есть ряд зданий, исторически принадлежавших Санкт-Петербургским духовным школам:
Tags: Санкт-петербургская духовная академия общежитие, санкт-петербургская духовная академия рождественские каникулы, санкт-петербургская духовная академия специальности.