Momotik.ru

Народный проект

Метки: Теодор адорно музыкальные произведения, теодор адорно негативная диалектика читать, теодор адорно эстетика, теодор адорно авторитарная личность краткий пересказ, теодор адорно романсы, теодор адорно эссе как форма, теодор адорно 1903 1969.


Теодор Адорно
Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno
Дата рождения:

11 сентября 1903(1903-09-11)

Место рождения:

Франкфурт-на-Майне, Германская империя

Дата смерти:

6 августа 1969(1969-08-06) (65 лет)

Место смерти:

Висп, Швейцария

Гражданство:

 Германия

Школа/традиция:

Критическая теория (Франкфуртская школа)

Направление:

Европейская философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Философия, социология, культурология, эстетическая теория, теория музыки, психоанализ

Значительные идеи:

Авторитарная личность, негативная диалектика, нонконформистский конформизм, культурная индустрия

Оказавшие влияние:

Иммануил Кант, Г. В. Ф. Гегель, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Макс Вебер, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Макс Хоркхаймер

Испытавшие влияние:

Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас, Сэмюэл Беккет

Макс Хоркхаймер (слева), Теодор Адорно (справа) и Юрген Хабермас на заднем фоне справа. 1965 год, Гейдельберг

Теодо́р Лю́двиг Визенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Содержание

Происхождение

Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей.[1] Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, эскпортировал вино в Великобританию и Соединённые штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865—1952), была певицей. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте работал учителем фехтования[1].

Философские взгляды

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели.

Адорно и музыка

Адорно — автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере. Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано — Мария Луиза Лопес Вито.

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне, где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник — авторская работа русского художника Вадима Захарова[2], выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы на паркетной основе, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. На столе — безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы — рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам.

На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, знаменитые афоризмы философа.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Работы Адорно

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты. — М.: Медиум, 1997. — 310 с. — ISBN 5-85691-051-6.
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. — М.: Университетская книга, 1999. — 445 с. — (Культурология. XX век). — ISBN 5-7914-0041-1.
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. — М. : Республика, 2000. — 238 с — (Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02744-X.
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, 2000. — 320 с — (Философия по краям.) — ISBN 5-93321-015-3.
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория : Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. — М.: Республика, 2001. — 526 с. — (Философия искусства). — ISBN 5-250-01806-8.
  • Теодор Адорно. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки: пер. с нем. — М. : Логос, 2001. — 343 с — (Сигма). — ISBN 5-8163-0013-X.
  • Теодор Адорно. Негативная диалектика. — М.: Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван. — 2006. — Выпуск VIII.
  • Адорно Теодор В. Негативная диалектика : Пер. с нем. — М.: Академический проект, 2011. — 538 с. — (Философские технологии). — ISBN 978-5-8291-1250-9.

Примечания

  1. ↑ Stefan Müller-Doohm «Adorno: a biography» (главы 1 и 2)
  2. Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне, 2003 скульптор Вадим Захаров

Ссылки

Биография

  • Биография из издания История философии. Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
  • Биографический очерк Михаэля Дрозена

Анализ, критика, рецензии

  • Малахов В. Эта непреходящая классика // Иностранная литература. — 1998. — № 12.
  • Когава Т. Стратегия бездействия по Адорно // Взгляд с Востока = The look from the East / Информ.-исслед. центр «МедиаАртЛаб»; Рос. ин-т культурологии; Глав. ред. А. Исаев; Ред. и сост. О. Шишко. — М., 2000. — 288 с. — (Медиа сознание. Медиа культура. Медиа технология.)
  • Уваров М. С. Алексей Лосев и Теодор Адорно: два образа метафизики искусства // Метафизика искусства. Мировая и петербургская традиции реалистической философии: Материалы межд. конференций. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. об-ва, 2004. — С. 6-13.

Tags: Теодор адорно музыкальные произведения, теодор адорно негативная диалектика читать, теодор адорно эстетика, теодор адорно авторитарная личность краткий пересказ, теодор адорно романсы, теодор адорно эссе как форма, теодор адорно 1903 1969.