Метки: Вайшнавская традиция в россии читать онлайн иваненко, вайшнавская традиция в россии, вайшнавская традиция в россии скачать, иваненко вайшнавская традиция в россии скачать.
Сергей Иваненко | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Учёная степень: | |
Альма-матер: |
МГУ имени М. В. Ломоносова |
Серге́й И́горевич Иване́нко (род. 24 марта 1953, Москва, СССР) — советский и российский религиовед и государственный служащий,[1][2][3] доктор философских наук.[4]
Содержание |
Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «научный атеизм».[5] В 1980 году в Институте научного атеизма при Академии общественных наук при ЦК КПСС защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-гносеологический анализ религиозной веры».[6] В 1976—1991 годах был научным сотрудником Института научного атеизма.[7][8] В 1993 году был назначен руководителем группы экспертов Российского политехнического института Парламентского центра Верховного Совета России.[5][9] В 2002 году защитил в Российской академии государственной службы при Президенте РФ докторскую диссертацию на тему «Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ)».[10]
Член Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС),[11] заместитель начальника отдела социальной политики Аналитического управления Совета Федерации[1] и советник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации,[2][3] государственный советник РФ 3 класса.[3][12]
Выпустил ряд книг и статей о пропаганде атеизма, православном христианстве, гаудия-вайшнавизме и Международном обществе сознания Кришны, свидетелях Иеговы, саентологии, по проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений. В 1996 году выступил руководителем авторского коллектива справочника «Религиозные объединения Российской Федерации».[5]
По мнению С. И. Иваненко, высказанному газете «Новые Известия», понятия «секты» и «традиционные/нетрадиционные» религии являются неправовыми и широко применяются с целью вытеснения части религиозных организаций из сферы активной социальной работы.[13]
На конференции «Толерантность в сфере религии и СМИ», которая прошла 15-16 декабря 2004 года в Москве, Сергей Иваненко высказал мнение, что толерантность в СМИ зависит от их отношения к социальному партнёрству государства и религиозных объединений. Соответственно, возбуждение тематики «сект» и «традиционных-нетрадиционных» религий означает сокращение сферы такого партнёрства.[14]
В 2005 году, на конференции «Проблемы изучения и истолкования „Бхагавад-гиты“», Сергей Иваненко высказался в отношении такой злободневной проблемы как отношение к религиоведению «официальных» религий. Согласно С. И. Иваненко, «многие их лидеры считают религиоведение ядом». По их мнению, эта отрасль науки нуждается в «воцерковлении». Однако такая точка зрения ошибочна, поскольку не допускает гармоничного сочетания разных подходов к теме.[15]
Выступал в качестве эксперта-религиоведа в ряде судебных процессов по делам, связанным с ликвидацией и запретом московской организаций свидетелей Иеговы.[16] 12 марта 1999 года определением Головинского суда был включён экспертом в состав комиссии[17][18] по проведению комплексной экспертизы по делу о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины «Свидетели Иеговы», но подписывать заключение экспертной комиссии отказался,[18] составив отдельно своё собственное.
В 1995 году С. И. Иваненко написал предисловие к книге Конрада Лёва «О „ведьмах“ и охотниках за ведьмами». В предисловии Иваненко описал российское антикультовое движение начала 1990-х годов и своё восприятие Церкви объединения. В частности, он лестно отозвался о «нравственном учебнике» для средних общеобразовательных школ «Мой мир и я», разработанном и изданном подразделением Церкви объединения «Международный фонд образования».[К 1] Учебник использовался для преподавания в более чем двух тысячах российских школ.[19] В адрес учебника (как к сфере деятельности Церкви Объединения) прозвучало немало критики.[19][20][21][22] Позднее учебник был запрещён[22][23][24][25] Комитетом по образованию г. Москвы и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, как нарушающий конституционный принцип светскости образования, установленный в российском законодательстве.
В своих работах о Международном обществе сознания Кришны (ИСККОН) — «Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность» и «Кришнаиты в России: Правда и вымысел» отстаивает позицию традиционности данной организации.[26] По мнению Иваненко, одной из причин непростых взаимоотношений Русской православной церкви и Международного общества сознания Кришны являются труды иеромонаха Серафима (Роуза), который, в своё время, очень критично отозвался о кришнаизме-индуизме, найдя в этом осуждении благодарных последователей.[27]
Во время судебного разбирательства в отношении «Сант мат» в 2006 году, С. И. Иваненко выступил на стороне защиты[28] этой организации и составил экспертное заключение по её учению и деятельности, в котором отметил следующее:
...Согласно установленным в данном учении нормам и методам медитации на внутренний святой Свет и святой Звук (Сурат Шабд Йога), исключается применение гипнотических методов и не практикуется введение посвященных в трансовое состояние.[29] |
Архангельский областной суд, рассматривавший данное дело, не принял во внимание заключение Иваненко, и в судебном решении оно не упоминается.[30]
7 декабря 2006 года С. И. Иваненко принял участие в конференции Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) «Свобода религии и права человека», которая состоялась в Институте Европы РАН. В ходе выступления Иваненко прокомментировал ситуацию религиозной свободы в России, в частности положение индуистских религиозных объединений. Он высказал следующее мнение:
всем религиозным традициям надо дать право удовлетворять свои духовные потребности. Между тем, в Москве Обществу Сознания Кришны запрещают строить храм, а в Архангельске с подачи православной епархии была закрыта организация „Сант мат“ (Путь Мастеров) за осуществление медицинской деятельности без лицензии, хотя, с религиоведческой точки зрения, медитация отличается от медицинской практики.[31] |
В 2005 году, выступая на Научно-практической конференции Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы, Сергей Иваненко оценил социальное служение российских религиозных организаций. Особенно активной и наиболее эффективной он назвал работу в этом направлении христиан-протестантов. Отметив их успехи в этой области, С. Иваненко счёл недостатком то, что информирование общества об этом опыте практически отсутствует и порекомендовал организовать исследования по вопросу социального служения и включить их в постоянный информационный мониторинг с обнародованием его результатов.[32]
В 2005 году написал заключение о Центре Фалуньгун,[К 2] а в 2010 году — о саентологии.[33]
31 мая 2007 года в РГГУ состоялся Организованный Центром изучения религий РГГУ и Евразийским отделением Международной Ассоциации Религиозной Свободы круглый стол на тему «Школа в условиях свободы вероисповедания».[34] Наряду с прочими общественных деятелями и учёными выступил С. И. Иваненко с докладом «От конфронтации к взаимодействию и сотрудничеству».[35]
В 2008 году, комментируя Порталу Credo.ru назначение митрополита Кирилла (Гундяева) местоблюстителем патриаршего престола РПЦ, С. И. Иваненко с похвалой отозвался о его личности и деятельности. Иваненко охарактеризовал его как человека, безраздельно преданного Церкви и способного отстаивать её интересы. По словам Иваненко, Кирилл обладает высоким интеллектом, генерирует новые продуктивные идеи. Иваненко предсказал, что с избранием Кирилла патриархом, РПЦ МП получит возможность «эффективно решать накопившиеся проблемы».[36]
Живёт в Москве.[1] Женат на Валентине Мережко.[37] По вероисповеданию — православный христианин.[38] В 1991 году крестился в Храме бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском и по состоянию на 1995 год являлся его прихожанином.[5][39]
В 2008 году в свет вышла книга С. И. Иваненко «Вайшнавская традиция в России. История и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность».[40][41][42] Книга была издана общественной организацией «Научно-исследовательский центр по изучению индуистских организаций при Ассоциации индийцев в России».[42] Согласно Михаилу Ситникову в книге рассказывается о гаудия-вайшнавизме и его последователях в современной России. В частности, описывается история развития традиции в Индии и России, учение и духовная практика кришнаитов, организация духовной жизни, этикет поведения, праздники, паломничества, социальные установки.[42] Согласно Михаилу Ситникову Иваненко привёл в книге результаты социологического исследования, проведённого среди активных членов Международного общества сознания Кришны, а также свои личные впечатления от встреч с российскими кришнаитами.[42] Согласно Михаилу Ситникову в книге представлены данные о руководстве и организационной структуре Общества сознания Кришны и других религиозных групп, представляющих гаудия-вайшнавизм в России. Согласно Михаилу Ситникову отдельные разделы книги посвящены полемике с представителями антикультового движения, в частности с А. Л. Дворкиным, и обсуждению темы строительства храма Кришны в Москве.[42]
Презентация книги прошла на пресс-фуршете в Независимом пресс-центре, в котором приняли участие четыре человека - автор книги С.И.Иваненко, Е.С.Элбакян, вице-президент Центра обществ сознания Кришны в России С.В.Зуев (Сучару дас) и президент Ассоциации индийцев России Джха Санджид Кумар.[41][41] В ходе презентации религиовед Екатерина Элбакян[41] охарактеризовала выход книги как: «создание „этической оппозиции“ разного рода так называемым „сектоведческим“ опусам небезызвестного автора Дворкина, которые трудно причислить к разряду книг». По мнению Элбакян, книга также создаёт оппозицию выступлениям Андрея Кураева и других православных деятелей, занимающихся «проповедью антикультизма» и тем самым наносящих «массу вреда» Русской православной церкви.[42] Элбакян высказала мнение, что «прочтение этой книги будет полезно не столько конфессии, которой она посвящена, сколько самому читателю, впервые знакомящемуся с достоверной информацией о вайшнавах».[42]
Публицист и правозащитник Михаил Ситников в своей статье на Портал Credo.ru отнёс «Вайшнавскую традицию в России» к разряду «увлекательных в процессе чтения и одновременно строго документальных книг». По его мнению, издания такого рода, освещающие «учения и практики малоизвестных россиянам религиозных традиций», являются «той оптимальной формой преподнесения информации, в которой очень нуждается наше общество в период культурного и гуманитарного кризиса».[42]
Деятельность С. И. Иваненко встретила критику со стороны деятелей антисектантского движения и деятелей русского православия. В первую очередь критиковались его работы в советское время по марксисткому атеистическому воспитанию молодёжи учащейся в ПТУ (подвергая тем самым сомнению его стаж религиоведческой деятельности), и позиция по защите новых религиозных движений, особенно по организациям «Свидетели Иеговы», Церковь саентологии, Международное общество сознания Кришны и Церковь объединения. При этом сам Иваненко пишет, что «выбрал для специализации кафедру атеизма, так как в СССР только называясь специалистом по научному атеизму можно было изучать религию и заниматься религиоведением», а критиковал религию, потому что «от сотрудников института требовали критиковать религиозную идеологию, и я тоже должен был не только писать об истории и современном состоянии религиозных организаций, но и доказывать противоположность марксистско-ленинского учения и религиозных идей», при этом Иваненко отмечал, что заниматься атеистической критикой религии «мог с чистой совестью, так как действительно между марксизмом и христианством лежит пропасть».[5]
А. Л. Дворкин, профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, деятель антисектантского движения в России, назвал Сергея Иваненко «бывшим профессиональным агитпроповским атеистом», ныне называющим себя «религиоведом со стажем» и пишущим «хвалебные предисловия к мунитским книжкам, выходящим на русском языке, а также восторженные апологии иеговизма, кришнаизма, сайентологии и т. д., не скрывая при этом, что иеговисты, например, за свой счет свозили его в США, муниты приглашают на конференции и оплачивают его работу и т. п.». Также А. Л. Дворкин обращает внимание на одну из ранних атеистических работ С. И. Иваненко — Иваненко С. И. Актуальные проблемы атеистического воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ: Методические рекомендации. М., 1986, которая вышла тиражом в 11 тысяч экземпляров и состоит трёх частей — введения и двух глав "Марксистско-ленинский подход к атеистическому воспитанию молодежи и «Роль комсомольских организаций в дальнейшем повышении эффективности научно-атеистического воспитаний учащихся». Исходя из этого А. Л. Дворкин делает вывод, что «стаж у „религиоведа“ действительно большой, а опыт — богатый».[43]
Владислав Троицкий (руководитель миссии «Христианское Возрождение», бывший член организации «Свидетели Иеговы»)[44] в статье-рецензии о книге С. И. Иваненко «О людях никогда не расстающихся с Библией» отмечает пристрастность автора книги в оценках свидетелей Иеговы. По мнению В. Ю. Троицкого, Иваненко «явно участвует в сокрытии или по крайней мере, в смягчении» ряда неприятных для свидетелей Иеговы фактов, из чего «можно предположить гармоничное сотрудничество автора с организацией». При этом В. Ю. Троицкий обращает внимание на работу С. И. Иваненко — С. И. Иваненко "Актуальные проблемы атеистического воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ. Методические рекомендации. Москва «Высшая школа» 1986, из которой приводит ряд цитат.[45]
В 1999 году похожее мнение в своей рецензии на ту же книгу Иваненко высказал кандидат философских наук,[46][47] сотрудник Центра синергийной антропологии Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики»[48], член редакционной коллегии богословского журнала «Альфа и Омега», диакон одного из храмов РПЦ П. Б. Сержантов, отметивший пристрастность Иваненко в оценках свидетелей Иеговы. Согласно Сержантову, работы Иваненко советского периода «были целиком посвящены пропаганде атеизма». После падения коммунизма «вполне в духе времени С. Иваненко безоговорочно переименовал свою профессию, желая придать ей респектабельное звучание. С первых же слов он торопится сообщить о себе, что занимается „религиоведением около 25 лет“». Сержантов приходит к выводу, что Иваненко имеет большой опыт «пропагандистской, околонаучной деятельности, не более того».[49]
В статье В. Сидорова «Атеисты сменили хозяина», опубликованной в газете «Новый Петербург» в 1998 году, высказывается мнение, что Сергей Иваненко «считает родителей, борющихся за то, чтобы вырвать своих детей из цепких лап сектантов, недалекими людьми, стремящимися опекать чад до пенсии и не умеющими отличить религиозный энтузиазм от сумасшествия».[50]
Свердловская региональная общественная организация «Православное студенческое братство в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» подвергла критике Сергея Иваненко в связи с его участием в съёмках документального фильма «Верные в испытании. Свидетели Иеговы в Советском Союзе». По мнению этой организации, авторы фильма включили в него комментарии Иваненко и других людей «с громкими научными степенями» с целью «создания видимости научного исследования». Сергея Иваненко и также принявшего участие в фильме религиоведа Николая Гордиенко организация назвала «профессиональными сектозащитниками».[51] «Православное студенческое братство» также высказало своё мнение по поводу книги Иваненко «О людях, никогда не расстающихся с Библией», заявив, что книга была издана «с прямой помощью Свидетелей Иеговы и исключительно для формирования положительного имиджа секты».[51]
В 2004 году Н. В. Потапова в диссертации на соискание степени кандидата исторических наук оценила работы С. И. Иваненко, посвященные эволюции идеологии и деятельности в России организации свидетели Иеговы, как «глубоко научные и актуальные».[52] Согласно Н. В. Потаповой, Иваненко в своих работах показывает традиционность свидетелей Иеговы для России, доказывает отсутствие деструктивного характера в их деятельности, а также даёт благоприятный прогноз развития отношений между государственными органами и религиозной организацией Свидетелей Иеговы.[52]
Думаю, что было бы наивно объяснять какими-то меркантильными расчетами учителей введение во многих школах факультативного курса «Мой мир и я», пособия по которому выпущены Международным фондом образования (среди учредителей которого есть и члены Церкви Объединения). На самом деле уже давно назрела потребность в учебном курсе, посвященном рассказу о ведущих религиях, их нравственных ценностях, обучающем школьников стратегии принятия нравственных решений. Не случайно особый интерес курс «Мой мир и я» вызвал у учителей тех регионов (Татарии, Башкирии, Калмыкии и др.), где сосуществуют верующие разных конфессий и люди разных национальностей и особенно велика нужда в воспитании терпимости и любви к людям других верований и национальной принадлежности. Курс «Мой мир и я» помогал и помогает решению этих задач, поэтому многие учителя и ввели его преподавание. Альтернативы у них нет — никто другой не издал учебных пособий, призванных научить школьников уважению ко всем религиям, нравственному отношению к людям разных национальностей и вероисповеданий. При этом несущественно, как эти учителя относятся к Церкви Объединения, — учебное пособие «Мой мир и я» не содержит специфической конфессиональной доктрины Церкви Объединения и в силу этого приемлемо для людей различных вероисповеданий и неверующих. |
В. П. Белянин, доктор филологических наук, профессор кафедры психолингвистики МГЛУ, профессор Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент Академии гуманитарных исследований, член Московской психотерапевтической академии, член Международной ассоциации прикладной психолингвистики, член Коллегии юридических психологов;М. М. Громыко, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН;
Д. А. Леонтьев, доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, зам. председателя Совета Московского отделения Российского психологического общества; С. А. Небольсин, кандидат филологических наук, заведующий сектором художественных взаимодействий Отдела теории и методологии литературоведения и искусствознания, председатель Научного совета по комплексной проблеме «Россия, Запад и Восток» Института мировой литературы РАН, член Правления Союза писателей России.— Решение Головинского межмуниципального районного суда г. Москвы от 23 февраля 2001 г.
Tags: Вайшнавская традиция в россии читать онлайн иваненко, вайшнавская традиция в россии, вайшнавская традиция в россии скачать, иваненко вайшнавская традиция в россии скачать.