Метки: Апостольское преемство русской православной церкви, апостольское преемство в инославии, апостольское преемство список, апостольское преемство означает, апостольское преемство ставрос, апостольское преемство это, апостольское преемство в православной церкви.
Апо́стольское прее́мство — принцип церковного права, признаваемый и соблюдаемый историческими церквями: Римско-Католической, Православной, Древневосточными, Англиканской и некоторыми иными, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений (хиротоний) к поставленным Самим Иисусом Христом апостолам. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность епископских хиротоний как одного из внешних выражений единства Церкви.
Содержание |
По учению церкви, через рукоположения передаётся благодать Святого Духа, полученная апостолами. Ими, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии (Деян.14:23, 2Тим.1:6 и др.). Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру (Тит.1:5, 1Тим.5:22). В Апостольских правилах закреплёно условие совершения рукоположения: священника, диакона и низших клириков рукополагает один епископ (правило 2), а епископа рукополагают двое или трое епископов (правило 1).
Считается [1], что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом Римским в его первом послании к Коринфянам:
|
Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древней церкви. Так, Ириней Лионский (II век) писал:
|
В своём сочинении он перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия.
Обличая еретиков, Тертуллиан (III век) писал: «пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение».[4]
В отношении апостольского преемства у раскольников Василий Великий в первом каноничеcком послании к епископу Амфилохию Иконийскому пишет:
|
Православная церковь считает сохранённым апостольское преемство во всех поместных православных церквях, Римско-католической церкви и дохалкидонских церквях. Клирики этих церквей могут приниматься в православную церковь в сущем сане третьим чином, то есть через покаяние.
Англиканскую церковь ещё в начале XX века ряд поместных православных церквей (Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Румынская, Кипрская) считал сохранившей апостольское преемство.[6] В настоящее время в связи с принципиально различным пониманием таинства священства у англикан и православных вопрос о действительности их хиротоний для православных не является актуальным.[6]
Католическая церковь считает сохранённым апостольское преемство во всех поместных православных церквях и дохалкидонских церквях. Как и православные церкви, католическая церковь в настоящее время в связи с принципиальными изменениями в понятии священства у англикан отрицает апостольское преемство в англиканской церкви и принимает в свой состав епископов и священников англикан, как простых мирян. При этом бывшие англиканские епископы и священники могут стать католическими священниками приняв таинство священства, но, в случае если они женаты, стать католическими епископами они уже не смогут[7][8]
Катехизис Католической Церкви указывает, что апостольское преемство «есть таинство и передается через таинство Священства». В декларации Конгрегации вероучения «Dominus Iesus» (одобрена папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 года), подчёркивается значение апостольского преемства как подлинного свидетельства единства Вселенской Церкви:[9]
Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями - апостольской преемственностью и таинством Евхаристии - являются подлинными Поместными Церквами. |
Большинством протестантских богословов значение апостольского преемства для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. Общее мнение сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу преемства, а благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание прямо вытекает из протестантского учения о священстве. Мартин Лютер писал: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив»[10]. В «Книге согласия» провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» [11].
В современных протестантских исповеданиях (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.) апостольской преемственности не придаётся специального значения, поскольку, по учению данных конфессий, благословение Божие для Церкви основывается не на обряде хиротонии, а на верности служителя библейским принципам и на проявлении в жизни верующих христианских добродетелей. Впрочем, это не мешает некоторым отечественным служителям-баптистам утверждать о существовании апостолького преемства в их общинах, поскольку первые пасторы-баптисты были рукоположены́ служителями-меннонитами, возводящими свою преемственность к рукоположённым служителям Католической церкви.[12]
Исторические церкви не признают церковности протестантских общин ввиду отсутствия у них апостольской преемственности в их традиционном понимании.
Tags: Апостольское преемство русской православной церкви, апостольское преемство в инославии, апостольское преемство список, апостольское преемство означает, апостольское преемство ставрос, апостольское преемство это, апостольское преемство в православной церкви.